27853.jpg

И ВОПРОСОВ СТАНОВИЛОСЬ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ!

Я свое детство провел в Сибири, которая, по сути, многонациональна. В классе никогда никто не заглядывал в журнал, никто не интересовался, кто какой национальности. И это продолжалось до тех пор, пока нам не начали преподавать русскую литературу и историю. В классе учились украинцы, белорусы, русские, два еврея, два немца, два татарина и один казах Бегимбетов. Где-то в четвертом классе на экраны страны вышел "патриотический" фильм «Илья Муромец». И вся школа бегала за Бегимбетовым, а он, надо сказать, бегал шустро, но за ним гнались со словами «Лови татарина!» Бегимбетова ловили,но он пытался перевести стрелки на меня, татарина. Ему никто не верил, так как внешний мой вид не ассоциировался с полчищами татар, показанных в фильме. А когда я гордо говорил, что я татарин, все равно никто меня не третировал, причем со словами: «Этого не может быть».

Когда мы играли в войну, то всегда воевали русские с немцами. И команда немцев, в которой, естественно, всегда были немцы Шмидт и Зауэр, должна были проигрывать. Но они, как правило, не соглашались. И армия "русских" им всегда заявляла, что русские всегда выигрывают! Никогда не забуду, как Эрнст Зауэр заявил: "А мы вас всегда вешали!"
Эти детские воспоминания всегда меня толкали учить историю, но в учебниках я находил еще больше вопросов. Вопросы есть и сейчас, хотя мировоззрение по этому вопросу сформировалось, но не хватает археологических, лингвистических, исторических доказательств. Их, как мне кажется, попрятали или еще не нашли историки из враждующих кланов.

Когда в старших классах переехал в Казань, то русско-татарских вопросов вообще-то стало меньше. Нам на уроках истории объясняли,что казанские татары - это вовсе не те монголо-татары. Что мы, как и русские, стойко защищались, но иго и нас захватило в течении 300 лет, но потом Иван Грозный нас, как и весь русский народ, освободил от ордынцев. А позднее Ленин своим декретом создал многонациональное государство, в том числе Татарскую АССР.

Эти объяснения меня не устраивали. И я слушал вражеские голоса, в том числе на татарском языке, читал подпольно Гумилева и Алжеса Сулейменова, спорил с учеными, которые проповедовали по линии обкома начиная с 1944 года, с известного постановления, эту булгаристкую теорию, ездил в Булгар и другие города мира, читал между строк татарских и русских историков… И вопросов становилось все больше и больше!

ЭТО ХАН БАТЫЙ ОСТАВИЛ ОТ СТОЛИЦЫ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ РУИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ СЕЙЧАС ВОССТАНАВЛИВАЕМ?

Началась перестройка, и наши историки разделились на две большие группы "татаристов" и "булгаристов". Причем среди тех и других были как умеренные, так и радикалы. Булгаристы-радикалы продолжали заявлять, что казанские татары вовсе не татары, а булгары, которые 1 100 лет назад приняли ислам, и монголо-татары никого влияния не могли оказать на них в принципе. Были умеренные, которые не исключали незначительного влияния на язык, антропологию, нравы. Но тут, откуда не возьмись, появились булгары-чувашисты, которые доказывают, что найденные мусульманские эпитафии на 90 процентов состоят из чувашских слов и только на 10 процентов из тюрских. И приводят, как доказательство, то, что после разграбления и уничтожения города Булгара Тимерханом чуваши в основном переселились в Болгарскую область, ныне Чувашию, но не все, некоторые остались рядом с Булгаром в Нурлатах и в других районах Татарстана. Причем и сегодня проживают компактно. И хотя язык их имеет включения тюркских заимствованных слов, но таких полно и в русском языке. А булгары хана Кубрата никогда не были тюрками, а были угро-финнами. На что наши булгаристы заявляют, что булгарские племена состояли из сувар, вот они и являются потомками чуваш.

Среди булгаристов есть даже фашисты, которые объявляют об арийском происхождении булгар. Все те, кто не зациклен на булгарской теории, задаются вопросом о том, когда на самом деле пришли к нам булгары, почему до ордынского периода на территории Татарстана нет мусульманских кладбищ? Ибн Фадлан, написавший о принятии ислама местными жителями, - а был ли здесь вообще? Уж столько у него нестыковок, небылиц… И есть подозрения, что деньги, выделенные арабами на исламизацию, не дошли сюда, а был только придуманный отчет.

15314.jpg

Но булгары, конечно, пришли организованно, а, может быть, были высланы чингизидами, чтобы создать здесь северную ордынскую столицу и пограничные заставы Иске Казан, Арча, Балтач и т. д., чтобы определить и защищать северные границы Золотой орды. И нет никаких доказательств наличия археологических памятников до ордынского периода на месте города Булгар. Но спекуляций - сколько хочешь, даже таких, что это хан Батый оставил от столицы Волжской Булгарии руины, которые мы сейчас восстанавливаем с фондом «Возрождение»…

Но все-таки здесь, наверно, жили и ранние болгары, и славяне, как их называет Ибн фадлан Сакалибы, - предки удмуртов, марийцев, мордвы, венгров, тюркские народы башкиры, о которых он тоже упоминает в своем сочинении. Жили армянские строители, кладбище которых тоже было в Булгаре, среднеазиатские архитекторы, по проекту которых возводились мусульманские сооружения христианскими камнетесами и каменщиками, и другие:кто-то ведь жил в городищах Алабуга, Биляр, на Зилантьевой горе и поклонялся змеям, гусям, пока не пришли с монголами люди, поклоняющиеся Ак барсу - зверю, который никогда здесь не жил. Появилась новая топонимика Булгар, Булак, озеро Кабан, что естественно привезено было с тех мест, где люди жили на реке Кубань в Великой Болгарии.

Марко Поло - венгерский монах с разведывательной миссией от Ватикана, описывает, как он встретил женщину маджарку (татарку-мишарку) в наших краях, которая ему жаловалась, что под натиском печенегов венгры ушли в Панонию, а те, кто остались отатариваются, молодежь уже не говорит по-венгерски, хотя они тоже живут компактно.

МЫ ОРДЫНСКИЕ ТЮРКИ, А БУЛГАРСКОЕ ВЛИЯНИЕ БЫЛО МИНИМАЛЬНЫМ

Особенно был разброд среди татар-историков, которые никак не могли свою родословную привязать к Волжской Булгарии, так как их предки никогда не жили на территории современного Татарстана, а великая Татария простиралась от Татарского пролива до польских границ! Но среди татаристов есть и умеренные, кто утверждает, что монгольское влияние было верхушечным, а основное население состояло из завоеванных европеоидных народов, в основном, тюрских: кипчаков, башкир, татар, печенегов, огузов, берендеев и угро-финских, иранских и славянских народов, в том числе булгар.

Есть среди татаристов радикалы, которые утверждают, что мы ордынские тюрки, что булгарское влияние было минимальным, так как Булгария была стерта с земли полчищами Тимерхана, народ был уничтожен почти весь и увезен частично в Бухару. Об этом хорошо написано в Татарском эпосе Идегей. И Казанское ханство, и другие татарские ханства: Крымское, Сибирское, Ногайское, Астраханское, а после уничтожения Золотой приводятся факты, что находили в Казанском кремле "мавзолеи ханов", а реконструкция останков выявляла монголоидов. Кстати, реконструкция черепа из мощей Ильи Муромца, проведенная Герасимовым, тоже выявила монголоида...

Особенно наши историки преуспели с разных сторон в обсуждении факта взятия Казани войсками Ивана Грозного. Конечно, была средневековая жестокость. Но Москва стала правопреемницей Орды и, естественно, Грозный как потомок сепаратиста Мамая, разбитого по приказу Тохтамыша Дмитрием Донским, понимал, что единство империи нужно обеспечить мирным способом. Тем более присоединение к Москве поддержал курултай казанцев. Но ряд политиков, в том числе поставленный Иваном на казанский престол астраханский царевич Ядыгар, предал его, и снова присягнул ему, и принял даже крещение. Но после кровопролития воинов и мирного населения как с той, так и с другой стороны! Кстати, Грозный объявил после присоединения Казанского ханство и Чувашии себя царем Казанским и Болгарским!

У НАС БЫЛИ ОБЩИЕ ПРЕДКИ

Где же истина в истории? Она, наверное, как всегда, находится посередине. Сейчас историкам на помощь пришла наука - практическая ДНК - генеалогия. И выяснилось, что у казанских татар и русских жителей Поволжья почти совпадают гаплогруппы ДНК. Это можно объяснить тем, что среди наших предков были общие предки - и тюрки, и в незначительном количестве монголы. А основу составляют славяне, угро-фины, болгары. И этим, наверное, объясняется, что татар в среднеазиатских республиках и в Казахстане называют, как и русских, европейцами, а себя азиатами. И когда наши мусульманские священники говорят,что мы дети Адама, я тоже этого не исключаю! Куда-то же делась иудейская верхушка хазар после набега русских на Хазарию… Тем более на территории Тетюшского района нашли эпитафию со звездой Давида на могильном камне. И синагога находится подозрительно рядом с кремлем, - эту синагогу недавно посетил президент РТ и общине оказал материальную помощь…

Нужна ли нам татарам своя история? Думаю, конечно,как и другим народам. Чтобы мы не повторяли тех ошибок,когда мы потеряли свою государственность, свой язык из-за каких-то сепаратистов, государственность, которую создали наши предки - и не раз на нашем геополитическом пространстве, тогда, в древние времена. Но мы, "татары", всегда собачились между собой, как сейчас наши историки на страницах газет и в инете…

История нужна правдивая еще и потому, что наш народ должен избавиться от комплекса вины перед другими народами. Комплекса, навязанного нам официальной историей, и не только российской, но и европейской. А также комплекса обиженных, который нам навязывают наши националы, проводя марши памяти!

Давайте брать пример с немцев, которые из истории извлекают уроки, проклинают вождей, ведших народ в тупик и кровопролитие! И начинают с нового листа жизнь, не забывая уроки истории.

Конечно, татарстанский народ и наша диаспора с нашими вождями идет в будущее впереди других регионов. Но имея верный экскурс в историю,где бы были отмечены наши изъяны и промахи, мы бы шли еще уверенней…
Сегодня газета «БИЗНЕС Online» становится республиканской площадкой, на которой представлены разные мнения,чем-то вроде Гайд-Парка и народного парламента. Но хотелось бы, чтобы комментаторы, в том числе историки, не навешивали бы друг на друга ярлыки,не обвиняли бы друг друга (и меня) в мыслимых и немыслимых грехах,а вели бы цивилизованный диспут. Такой, из которого бы мы все, простые граждане всех национальностей, почерпнули для себя полезное. А политики и те, от кого это зависит, написали бы наконец историю татар! Ведь в мире не так много народов,которые имеют такую богатую историю, и не так много народов, которые вершили и вершат судьбы мира. Ведь нас не случайно называют потрясателями Вселенной!

…И как мне хотелось бы очистить шкаф от пустой конъюнктурной татарской истории,которую я собирал в течение 40 лет, и которая так и не поставила точки и в моем сознании.