№1

ШАЙХРАЗИЕВУ ДАЛИ СЛОВО

В апреле мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев побывал на знаковой встрече глав муниципалитетов и губернаторов областей с президентом Дмитрием Медведевым. Шайхразиев стал одним из 8 приглашенных из регионов руководителей. Ему доверено было озвучить две громкие инициативы. Первое: обязать кандидатов в губернаторы собирать подписи местных депутатов. Второе: определить единым днем голосования (вместо былых двух) второе воскресенье сентября. Обе, мягко говоря, не нашли благодарного отклика у экспертов и наблюдателей, в очередной раз констатировавших ужесточение условий политической борьбы в России.

Медведев (ну надо же!) идеи, озвученные Шайхразиевым, поддержал, поручив своим собеседникам подготовить консолидированное предложение по обоим вопросам и внести их на рассмотрение в Госдуму. Через некоторое время, 21 сентября, единый день голосования был утвержден парламентом в соответствии с предложением, озвученным Шайхаразиевым. И случилось это вопреки протестам авторов оригинального законопроекта о едином дне – фракции ЛДПР, которая изначально предлагала сделать таким днем четвертое воскресенье марта. Сентябрь, по мнению ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», – невыгодный оппозиции месяц по эффективности предвыборных кампаний.

№2

МОСТ, ПОСТРОЕННЫЙ НА СВОИ

Строительство этого объекта – нехарактерное предприятие для исполкома автограда, в совершенстве освоившего проблематику инвестиций из Казани, Москвы и даже международных банков. Мост через забытую на окраине речку Мелекеска, имеющий жизненную важность для Челнов, город взялся строить на свои – не заложенные в бюджет 60 млн. рублей из допдоходов.

Впрочем, оставаться забытой речке предстояло недолго – город проявил редкую предупредительность, позаботившись о жителях строящегося района Замелекесье. Презент удался: мост открылся ровно в День республики, как и было запланировано в феврале, до первых колышков. Через неделю после открытия тюбингового моста в свежеотстроенные соципотечные дома заехали его пользователи. Правда, городу этот подарок обошелся почти вдвое дороже, чем значилось в смете, – в 105 млн. рублей.

Сегодня мостом пользуются не только жители Замелекесья – он стал короткой дорогой для работников предприятий стройбазы и прямым выходом на трассу М7, хотя тяжелые грузовики на переправу не пускают.

Двухполосная 800-метровая дорога, построенная через реку ЗАО «Трест Камдорстрой», по плану является лишь облегченной версией будущего капитального моста. В проекте изначально оставлено место под еще один мост с 6-полосным движением, строительство которого сегодня зависит от инвестиций из вышестоящих бюджетов. Демонтировать же тюбинговую переправу город не собирается в любом случае – для этого мост и выполнен в форме лука, дугой соединяя прямую дорог по улицам Батенчука и Гостева. Когда-нибудь у лука должна появиться капитальная бетонная тетива.

№3

ПУТИН ПОЗДРАВИЛ КАМАЗ ЛИЧНО

15 февраля на КАМАЗ в рамках своей предвыборной кампании в очередной раз приехал бывший и будущий, а теперь и действующий президент России Владимир Путин.

Формальным поводом для его визита стал выпуск двухмиллионного "КАМАЗа", где компанию Путину составил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Кроме того, тогдашний премьер провел совещание российского масштаба по проблемам здравоохранения в БСМП. Учитывая, что в число ближайших сподвижников Путина на выборах вошел Минтимер Шаймиев, поездка в Челны недвусмысленно сказала местным (и не только местным) элитам о том, что он считает Татарстан своим опорным регионом. Ведь на носу были трудные (на фоне огромной протестной волны) президентские выборы 4 марта.

Лишний раз о серьезности теневой стороны визита говорит тот факт, что в публичной его части Путин не сделал никаких громких заявлений: лишь похвалил коллектив завода, пожурил пару чиновников и нарочито не стал акцентировать внимание на грядущих мартовских выборах.

№4

КФУ ПОГЛОЩАЕТ ИНЭКА

Слияние старейшего челнинского вуза ИНЭКА и местного филиала КФУ по-прежнему остается по многим аспектам не праздничным, а «траурным» событием для обоих учреждений.

О том, как они будут жить дальше, педсостав академии узнал лично от ректора КФУ Ильшата Гафурова в первых числах мая. Открывая ту встречу, ректор ИНЭКА Владимир Шибаков сразу назвал день недобрым: до этого момента руководство вуза два года боролось за его независимость, отбиваясь от слияния с КНИТУ(КАИ). Преподаватели из зала сыпали откровенно враждебными вопросами и посмеивались над словами Гафурова о средней зарплате коллег из КФУ в размере 30,6 тыс. рублей (университетская профессура как раз выложила в сеть копии квитков с зарплатой вдвое меньшей). Академия самостоятельно зарабатывала порядка 300 млн. рублей в год, из которых пополнялся и фонд зарплаты.

Сегодня слияние формально состоялось, но из организационных вопросов прояснился только один – личность главы объединенного вуза. Директором стал Махмут Ганиев - товарищ Гафурова по елабужским временам, возглавлявший в Елабуге филиал КНИТУ(КАИ). Подводя итоги 10 дней работы в Челнах, Ганиев ответил на некоторые из главных вопросов лета. Он сообщил об объединении некоторых продублированных кафедр и сохранении преподавательского состава, который, впрочем, пройдет переаттестацию. Гуманитарные направления, которым прочат критические сокращения и едва ли не ликвидацию, по словам Ганиева, сохранят свои позиции. И в целом в вузах пока все остается по-старому – новому учреждению даже названия еще не придумали, объявив на него конкурс. Видимо, ответственность за наименование нового вуза руководство брать на себя не захотело после скандальной истории с переименованием КГУ в неблагозвучный ПФУ (Поволжский федеральный университет), откорректированный впоследствии в К(П)ФУ, – также практически неиспользуемую полностью аббревиатуру.

Кроме раздачи утешительных заявлений, новый директор в первые же дни встретился с руководством КАМАЗа и обсудил перспективы сотрудничества. КАМАЗ, по словам Гафурова, выступил одним из инициаторов слияния вузов, как лоббировал прежде и слияние ИНЭКА с КНИТУ(КАИ). В последний даже поставил своего человека – Николая Абрукова, которого, впрочем, довольно быстро и довольно громко оттуда позже демонтировали.

Сегодня недообъединенный вуз ожидает оттока абитуриентов из-за удорожания обучения. Отток глав вузов уже состоялся: экс-ректор Владимир Шибаков остался в ИНЭКА советником своего преемника, а руководитель филиала КФУ Анатолий Макаров возглавил в новом вузе экономическое отделение.

№5

ВОЙНА ЗА ПОДЗЕМКИ

В марте на новый, системный виток вышла борьба исполкома с малым бизнесом за право последнего торговать в подземных переходах. Новый этап митингов, перемирий и обострений конфликта начался с выселения из подземок прежних обслуживающих коммерческих организаций и передачи их в ведение МУП ПАД.

Недовольные предложенными ПАД условиями и коллективным договором – одним на всех – вместо былых индивидуальных, 500 с лишним владельцев торговых точек сгруппировались для системной борьбы. Все лето противостояние малого бизнеса и исполкома питало СМИ фронтовыми сводками.

Сначала предпринимателям удалось отбиться от проведения аукциона за места в подземках, которые и так числись за ними с 1990-х годов. Затем они остались в подземках, так и не подписав коллективный договор с ПАД. После нескольких митингов и резонанса в СМИ, уже осенью исполком принял решение далее не бодаться понапрасну, а дождаться января, когда торговцы пивом уйдут из подземок, гонимые уже федеральным законом, а не городскими постановлениями.

Год, однако, кончился, и для торговцев пивом пришло время освобождать насиженные места. Сегодня судьба их неясна: по словам одного из лидеров протестного движения Эдуарда Ямченко, перепрофилироваться смогут немногие. 5 - 10% предпринимателей, считает он, смогут перейти в торговые центры с их более дорогой арендой и меньшей проходимостью, если ТЦ их вообще впустят. Что будет с остальными, станет ясно в январе.

№6

ГОРОД СТАЛ НЕМНОГО АЙ ТИ

За пять дней до начала осени в городе открылся лучший, по словам главы минсвязи РФ Николая Никифорова, IT-парк в России. И Никифоров, и президент республики Минниханов лично присутствовали на этом празднике жизни.

Выкупленный за один доллар у КАМАЗа давний недострой превратился в центр современных технологий всего за один год, а тот же КАМАЗ стал ключевым заказчиком его сервисов. При цене технопарка в 1,38 млрд. рублей (филиал казанского IT-парка обошелся бюджетам РФ и РТ почти вдвое дешевле столичного центра), республика рассчитывает на его годовой оборот в размере 1,5 млрд. рублей. Челнинский филиал уступает казанскому разве что отсутствием гостиницы, и в пользовании не собственным, а казанским дата-центром. Зато 10 тыс. кв. м под офисы, вся необходимая для жизни инфраструктура и бизнес-инкубатор на 40 стартапов (вдвое больший, чем в Казани) арендаторам обходится дешевле – по 450 рублей за квадрат, против 650 рублей в столице.

Поскольку доморощенных разработчиков софта в Челнах не так много, местный филиал IT-парка собрал стартапы из разных городов и даже регионов. К примеру, в первом конкурсе на работу в бизнес-инкубаторе поучаствовало 104 проекта из всех регионов Поволжья. Средняя зарплата резидентов парка составила 30 тыс. рублей, что на 9 тыс. больше официальной средней зарплаты в автограде. 1 сентября цикл воспитания IT-предпринимателей замкнулся с открытием в городе подготовительной структуры для кадровых нужд IT-парка – Высшей школы информационных технологий и информационных систем.

№7

ЧЕЛНЫ В МОДНОМ ТРЕНДЕ

В марте в городе в центре скандала оказался попал благочинный закамского региона протоирей Олег Богданов – инициатор строительства храма Рождества Христова, достроить который так и не удалось из-за пожара, вызванного прицельным ударом молнии.

Публичный скандал с отцом Олегом в центре разразился после письма в московскую епархию челнинского предпринимателя Максима Кузнецова за подписями прихожан храма Ермогена. В письме священника обвинили в стяжательстве и аморальном образе жизни. Время было выбрано более чем удачно, Богданов в это время находился в неподобающем месте – в курортной Турции, благодаря чему оперативно ответить на обвинения не мог. Казанская епархия назначила спецкомиссию для проверки изложенных в письме фактов под руководством Андрея Дубровина – настоятеля Свято-Вознесенского архиерейского подворья.

По итогам проверки некоторые негативные факты из изложенных в письме подтвердились, однако самый поздний из них характеризуется пятилетней давностью. Отец Олег был лишен должности благочинного, однако сохранил за собой должность настоятеля Орловской церкви. Благочинным по Закамскому региону стал Дубровин. После разрешения ситуации в таком ключе Богданов и сам собирался дать ответ на обвинения, но этого так и не случилось – священник не получил благословления на сей поступок архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Подавать на Кузнецова в суд за клевету, которой были определены 90% обвинительных фактов, Богданов тоже не стал.

№8

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА И БАННАЯ СТОЛИЦА

В течение всего года развлекал публику неоднозначными и резонансными инициативами мэр города Василь Шайхразиев. Однако пик PR-активности мэра Челнов был отмечен в начале осени.

Популярность Шайхразиева в Twitter перешла в минувший год по наследству из 2011-го, однако в 2012 аккаунт в соцсети работал и в минус имиджа мэра. Ежеутренние завтраки («зарядка, водные процедуры, зеленый чай с медом…») приелись читателям и стали источником иронии публичных комментаторов, а оппоненты научились пользоваться неосторожными откликами мэра не в его пользу. Впрочем, Шайхразиев-блогер по-прежнему активен. К концу года его микроблог набрал 6 299 читателей, а число твитов достигло 13 тысяч. В своем декабрьском интервью мэр автограда даже заявил, что его активность в соцсетях – это PR Челнов, за который он получает зарплату.

Впрочем, бурную деятельность Шайхразиев ведет не только в виртуальном пространстве, но и в реальности. В июле он в очередной раз проинспектировал обновленный Автозаводский проспект… на велосипеде со стаканом воды, заявив, что дорогу принимет как ровную, если ему удается провести воду, не расплескав. Трюк удался не вполне – переезд через трамвайные рельсы стоил Шайхразиеву нескольких капель драгоценной жидкости.

Следующим номером разнообразной PR-программы мэра стала огромная надпись на крыше фермерского хозяйства, видная с самолетов бегишевских рейсов: «Я люблю свой город. В.Г. Шайхразиев». Мэр ответственность за эту акцию на себя не взял, в чем его поддержал и владелец той самой крыши, фермер Равиль Миннехузин, так и не сумевший внятно объяснить, зачем он исписал ангар.

И вот, в начале осени мэр обратился за новыми идеями для шоу к мудрости северных народов. Он обратился к самым необъяснимым для наших широт феноменам скандинавского быта. Первым результатом изысканий стали коллективные прогулки аппарата исполкома по парку с лыжными палками. Затем политическая воля мэра вывела в лесопосадку вооруженных палками школьников и бюджетников – всех, кто не смог отвертеться от участия в фестивале скандинавской ходьбы. Палки оказались не лыжными, но придуманными финскими лыжниками для летних тренировок. Впоследствии этот вид ЗОЖ-инъекций от Шайхразиева практически сошел на нет: хотя приглашения присоединиться к прогулкам с палками временами поступают от него собеседникам в Twitter, но они носят уже частный, а не административный характер.

Еще одним северным поветрием ворвался в Челны чемпионат по метанию мобильников. В пасмурный день 29 сентября с подачи администрации города люди собрались на парковке гипермаркета, чтобы наименее адекватным образом расстаться со своими старыми телефонами. Традицию в свое время придумали и закрепили PR-менеджеры финской Nokia, и каким образом их креатив дал ростки на челнинской земле, знает только мэр и его организационные партнеры. Горожане над акцией сдержанно посмеялись и поспешили забыть, как недоразумение.

Также на счет Шайхразиева можно записать в этом году соревнования на скоростное поедание гамбургеров, забег на шпильках и другие идеи пограничного формата, определяющего место ЗОЖ в необузданном потреблении.

В сентябре же мэр показал свое мастерство на перекладине, выступив вне конкурса на соревнованиях «турникменов», организованных, конечно, не только с этой целью. Строго говоря, соревнования на перекладине в Челнах проводились и прежде – в рамках ежегодного Дня молодежи. Однако прежде Шайхразиев либо не принимал в них непосредственного участия, либо не делал это достоянием широкой общественности, видимо, набирал форму.

Очередным медийным артефактом обогатилась и приунывшая было борьба мэра с владельцами игровых салонов – и опять же в начале осени. Мэр сделал заявление, породившее массу прений на тему законности методов исполкома. Он предложил всеми формально допустимыми законом мерами препятствовать поступлению на бюджетные места в вузах детей держателей казино, составив их «черный список». Респондентами местных и республиканских СМИ высказывание Шайхразиева оценивалось в сравнениях со сталинскими репрессиями. Впоследствии «черные списки» появились таки, в них вошли владельцы помещений, арендуемых под игорный бизнес. А конец года ознаменовался еще одним опрометчивым заявлением мэра на тему казино – он обвинил в нелегальных интересах известного бизнесмена Дениса Нитенко, на что тот в резких тонах публично ответил, что Шайхразиев «грубо исказил действительность», так как фигурирующая в обвинении площадка не принадлежит Нитенко уже почти год.

В ноябре прошло еще две акции, курируемые лично Шайхразиевым. Первой из них стал арт-фестиваль «Туган Power». Ради популяризации мероприятия мэр рискнул вывесить в числе фоторабот участников собственные снимки, сделанные на планшетный компьютер. Профессиональные фотографы оценили его работы на «сойдет для начала». Мэр не обиделся, а отправился в начале декабря на форум урбанистики в Москву, что можно расценивать как первый шаг к концепции создания арт-центра для нужд творческой молодежи: связь интересов мэра с темой городской архитектуры впервые проявилась именно в контексте «Туган Power».

И, наконец, завершающим аккордом публичных проявлений Шайхразиева стал банный чемпионат республиканского статуса как плод его взаимоотношений с профессиональными банщиками из общества «Татар Мунчасы». Мэр пригласил в Челны сливки российского банного сообщества – чемпионов мира, основателей школ парения, гуру банного дела, предоставив им площадку городской бани №3 для показательного парения 8 челнинцев - финалистов соревнований. Республиканский «чемпионат» прошел, как междусобойчик, – публику он не собрал. Однако не избалованным вниманием, несмотря на их статусы, банщикам, все понравилось. Вместе с Шайхразиевым они обдумывали новый удар по зашоренному сознанию горожан – новогоднюю баню прямо под главной городской елкой, перед зданием исполкома.

№9

ИСХОД ЛИТЕЙЩКОВ С КАМАЗА

В середине минувшего лета достигли своего апогея производственные проблемы на литейном заводе КАМАЗа. Июль запомнился массовыми увольнениями литейщиков после резкого снижения зарплаты, по слухам, до 50%. По официальной версии пресс-службы КАМАЗа, зарплата тогда упала на 10 – 15% из-за снижения объемов выпуска продукции. Однако уволившиеся рабочие выкладывали в сеть свои расчетки, скорее, соответствующие слухам. В некоторые дни заявления об увольнении писали до 60 человек, а общее число ушедших, по неофициальным данным, достигло 600 человек.

В результате сразу два топ-менеджера КАМАЗа покинули посты – это директор блока «КАМАЗ-Металлургия» Владимир Абрамов и директор литейного завода Леонид Лузгин. Место последнего занял бывший главный инженер литейного завода Эдуард Панфилов. Чуть позже вышел приказ гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина о сокращении 30% офисных сотрудников.

Все эти меры, однако, мало повлияли на ситуацию, и в августе на «литейке» было вдогонку создано три эталонных участка, которые возглавили лично исполнительный директор ОАО «КАМАЗ» Юрий Клочков, новый директор завода Панфилов и директор металлургического комплекса Геннадий Логунов.

Тем не менее четырехдневная рабочая неделя, на которую КАМАЗ перешел с 1 июня на один месяц, продлилась по факту до ноября, когда основные производства вернулись к обычному режиму работы.

№10

ГОРОД БЕЗ ФУТБОЛА

К концу минувшего года стали известны перспективы футбольного клуба «КАМАЗ». Команду мастеров ждет ликвидация. Клуб долго сопротивлялся, поддерживаемый своими болельщиками: открытое письмо с подписями 2,5 тыс. человек они направляли лично президенту РТ Рустаму Минниханову. Однако ни республика, ни город в жизни клуба участия не приняли, его дальнейшее финансирование целиком зависит от совета директоров ОАО «КАМАЗ».

Решение на данный момент неутешительно: КАМАЗ выделяет на 2013 год только 30 млн. рублей, которых достаточно лишь на содержание стадиона и детской спортивной школы. Необходимый для сохранения профессиональной команды минимум – 96 млн. рублей. Впрочем, до 31 января клуб формально существует и сохраняет шансы найти для себя нового инвестора.