37.jpg

ЧЕТЫРЕ ПРИОРИТЕТА КФУ

Перед встречей с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым журналистам устроили небольшую экскурсию по университету. Учебные аудитории с мощными компьютерами, насыщенные техникой лаборатории – понятно и приятно. Но сразил наповал телецентр: он сегодня оснащен лучше, чем любая из телекомпаний в Казани. Журналистам продемонстрировали некоторые возможности, и телевизионщики едва не умерли от зависти. А потом застряли в телецентре надолго - похоже, им хотелось остаться здесь навеки…

Ректор сначала – явно не без удовольствия – рассказал о том, чего добился Казанский университет за почти минувший 2012 год – что за структура получилась на базе шести отнюдь не маленьких вузов, какие созданы 19 институтов, какие определены точки роста. А они выбирались с учетом интересов не только «большого» КФУ, но и Татарстана в целом. Поэтому четыре приоритета выделены такие:

- Биохимия, фармацевтика и биомедицина («Мы рассматриваем вопросы, связанные с биомедициной, как локомотив, который дает работу всем другим структурным подразделениям – физикам, химикам, биологам, информационщикам», - заметил ректор);

- Нефтедобыча (естественно! - ред.), нефтепереработка и нефтехимия;

- Инфо-коммуникационные технологии и инфраструктура;

- Комплексные социогуманитарные исследования.

Подробно, с демонстрацией слайдов, рассказал Ильшат Рафкатович, какое оборудование закупил университет, как практически заново воссоздал два института – физики и химии (бывшие физфак и химфак), как «создали совсем на пустом месте технологический центр» и так далее.

«Очень много сегодня говорят о кооперации вузов и промышленных компаний», - сказал ректор и сообщил, что сегодня КФУ кооперируется практически со всеми бюджетообразующими компаниями Татарстана – это и ТАИФ, и «Татнефть», и КАМАЗ… «А с «Нижнекамскнефтехимом» мы уже строим совместную фабрику по производству катализаторов».

12.jpg

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АТАКИ

Предваряя вопросы журналистов, ректор напомнил, что на него уже было несколько информационных атак – и по работе приемной комиссии, и по якобы закрытию библиотеки КФУ и татарского хора: «Кто-то утку какую-то пустит, и начинают раскручивать: вот, последний татарский хор в стране Казанский федеральный университет закрывает… Если говорить о татарском хоре, там сумм достаточно было выделено… Человек один-два раза в неделю приходил на полтора часа».

Ректор сообщил: работу приемной комиссии проверяла прокуратура, которую пригласил сам университет, нарушений не обнаружено. Библиотека осталась на месте, даже оборудована (раньше не было) противопожарной системой, проводится оцифровка книг. Заодно Ильшат Рафкатович заверил (это по поводу татарского хора и не только), что университет самодостаточен, и приглашать со стороны, например, тренеров, или организаторов новогодних праздников, или еще кого-то необходимости нет: «Все специалисты у нас есть, и мы, в целях повышения заработной платы, все будем рано или поздно замыкать на своих преподавателей, на своих сотрудников, на своих аспирантов».

ВЫ НЕ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ ПОСТ РЕКТОРА?

К списку «атак» можно добавить и те, о которых писала газета «БИЗНЕС Online»: а это неожиданный переезд журфака и письмо по этому поводу ректору, затем еще одно письмо ректору КФУ от студентов и выпускников в защиту теперь уже экс-декана экс-факультета журналистики и социологии КФУ Искандера Ясавеева…

На эту тему на встрече ректору задали любопытный вопрос: поскольку реакция студентов на происходящее в КФУ, скорее, негативна, не наводит ли это его руководителя на мысль оставить пост?

Ответ Гафурова был в смысле: а судьи кто? «Я бы не сказал, что это реакция наших студентов, это реакция блогеров, которые сидят с утра до вечера, и одни и те же люди пишут». Ректор также добавил, что встречается со студентами.

«Вы поверьте, если бы я был вот такой достаточно жесткий, господин Ясавеев, наверное, не работал бы. Он работает и никто его не зажимает… У меня достаточно административного ресурса…»

Кстати, о журфаке – ректор сказал (весьма неожиданно!), что КФУ присматривается, нет ли здания поближе, хотя и нынешнее – фактически в центре города, это же все-таки не Дербышки…

ТАК РАБОТАЮТ ВСЕ УНИВЕРСИТЕТЫ МИРА

Вопрос от корреспондента «БИЗНЕС Online» был о развитии фундаментальной науки: если от преподавателей, ученых требуется зарабатывать деньги, то смогут ли они сделать открытия, подобные тем, которые - встряхнув мир! - сделали Николай Лобачевский и Евгений Завойский.

Ректор, кажется, даже слегка возмутился и горячо заговорил о том, что фундаментальная наука в Казанском университете, конечно же, на почетном месте:

- Все приоритетные направления, которые я озвучил, они носят фундаментальный характер. В этом наше большое преимущество… Работать в области фармацевтики и биомедицины невозможно без фундаментальных разработок в этой области. Сегодня медицина углубилась до уровня молекулярной биологии… То же самое - в области нефтегазовых технологий… Мы продолжаем в наших ведущих институтах исследования, фундаментальные разработки в области низких температур высокотехнологической химии… Но далее мы соотносим весь тренд наших исследований исходя из того, как это может быть использовано на сегодняшний день. Так работают все университеты мира… Я не вижу большой разницы между фундаментальными исследованиями и прикладными исследованиями - время внедрения фундаментальных исследований в практику, оно очень сузилось… Открытие делается, когда ты движешься. Исследования для исследований – они мало кому сегодня нужны… Мы, как университет, занимались, занимаемся и будем заниматься фундаментальными разработками. В то же время мы работаем, чтобы результаты этих исследований так или иначе нашли применение…

43.jpg

«ДЕНЬГИ НАДО НАУЧИТЬСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ И ПРИВЛЕКАТЬ»

Ильшат Рафкатович говорил также о том, что «деньги надо научиться зарабатывать и привлекать»:

- Есть рядом несколько республик, я не буду называть, и все говорят: конечно, вам, татарам, все дают! Никто ничего не дает. Надо уметь доказывать, что эти деньги использованы правильно, по назначению… Все федеральные деньги по десятку раз проверяются… Научное учреждение еще не привыкло работать в такой динамике, одно дело – распределять 100 миллионов, другое – миллиарды рублей…

В целом 2012 год ректор назвал успешным для КФУ - пришло понимание, каким должен быть новый университет, какими должны быть приоритеты, удалось начать формирование корпоративной культуры...