На Netflix вышел мини-сериал «Свинцовые дети», основанный на реальных событиях — громком медицинском скандале 1970-х в Польше. По сюжету коммунистическая страна готовится к приезду генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, планируя показать ему один из лучших заводов в Шопенице, который за недолгое время существенно набрал производственные обороты. Педиатр Йоланта Вадовска-Крол замечает странные симптомы у детей и понимает, что все дело в токсичных свинцовых выбросах. История о самоотверженной женщине, которая не побоялась выступить против власти, долгие годы замалчивалась в стране, а теперь благодаря сериалу ее обсуждают не только польские СМИ, но и многие международные критики. Подробнее о достоинствах и недостатках картины — в нашем материале.
На Netflix вышел мини-сериал «Свинцовые дети», основанный на реальных событиях
1. О чем сериал
1970-е. Польская Народная Республика, Верхняя Силезия. В город Шопенице, который славится своей промышленной мощью, приезжает семья врачей. Йоланта Вадовска-Крол устраивается в районную клинику педиатром и начинает замечать странные симптомы у детей. Когда она догадывается, что причина их болезней и слабого здоровья — выбросы свинца с металлургического завода, за ней начинают следить «сверху». Силезия усердно готовится к приезду генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, и рассказывать ему об эпидемии и экологической угрозе не входит в планы местных властей. Несмотря на сопротивление, Йоланта пытается защитить детей даже ценой собственной безопасности.
2. Оригинальность и актуальность истории
Сериал основан на реальных событиях, описанных в романе Михала Ендрыки, одного из тех самых «свинцовых детей». Картина не носит статус документального кино, но все же восстанавливает хронологию техногенной катастрофы, из-за которой пострадали тысячи человек. Долгое время эпидемия не предавалась огласке даже после того, как причина заболевания стала известна. Йоланта Вадовска-Крол — реально существующий педиатр, тайно обследовавшая тысячи маленьких пациентов, чтобы установить свинцовое отравление. Коммунистические власти замяли дело, не допустили Вадовску-Крол до защиты докторской диссертации и сыпали угрозами, но борьба педиатра не прошла даром — многих детей отправили в санатории, а некоторые дома рядом с заводом снесли.
Это не единственный проект, который обращается к теме загрязнения окружающей среды, которая была особенно актуальна во времена промышленной революции. Джек Торн («Переходный возраст») в прошлом году снял сериал «Токсичный город» об одном из крупнейших экологических скандалов в Великобритании 1980-х, когда после закрытия сталелитейного завода в город попали токсичные вещества. Также критики уже успели сравнить польскую новинку с нашумевшим в свое время мини-сериалом «Чернобыль» (2019) и провести аналогию между СССР и коммунистической послевоенной Польшей, которая увязала в громких лозунгах и тихих катастрофах.
3. Драматургия и диалоги
«Силезия — настоящая жемчужина на карте Польши. Еще вчера отсталая, сегодня она мчит в современность как ракета, запущенная в космос», — гордо вещает закадровый голос, пока на экране мелькают архивные кадры. Счастливые люди, процветающая промышленность и идеология прогресса — все, что показывает социалистическая пропаганда. Тем временем в поблекшем воздухе кружится черная пыль, окна приходится ежедневно очищать от копоти, листья желтеют даже летом, а дети, которые резвятся во дворе или в бассейне, передвигаются как аисты и кашляют кровью. Йоланта быстро подозревает неладное и бросает все силы на то, чтобы раскрыть правду, даже несмотря на упреки мужа: «Опять ты ищешь приключения на свою пятую точку!» Впрочем, надо отдать должное, супругу-идеалистку он поддерживает.
Сначала кажется, что Йоланта — единственная, кого беспокоит состояние детей и частые смерти. «В других приходах у меня не было столько детских могил», — горько делится с ней священник. «Свинцовый завод — свинцовые дети», — с безразличием пожимает плечами друг мужа. Но постепенно к педиатру присоединяются и другие женские голоса: встревоженные матери, чуткая медсестра Вислава и даже властная профессорша Кристина Бергер, разрывающаяся между дружеским знакомством с чиновниками и совестью.
Сериал держит в напряжении, но далеко не из-за остросюжетности. Напротив, он достаточно медленный и весь в свинцовой пыли — уже после первой серии хочется как следует откашляться. Самоотверженная Йола, не привыкшая сдаваться, — единственный проблеск надежды в мрачном промышленном Шопенице, где есть место только авторитаризму, корысти и болезням. Драматургия довольно предсказуемая и затянутая: докторша бродит из одной больницы в другую, заводчане ругаются с ней, спецслужбы, как всегда, шпионят, польские коммунисты плюют на проблемы «маленьких людей». Только плашка «основано на реальных событиях» заставляет всерьез напрячься и воочию представить не актеров, а больных детей, не искусственный антураж, а громадные заводы, извергающие ядовитые клубы дыма. Постепенно история въедается в кожу, словно токсин, и оторвать взгляд от индустриального пейзажа Силезии получается с трудом.
4. Авторы сериала
Польский режиссер Мацей Пепшица родился в Катовице, поэтому наверняка имел личный интерес в съемке такой картины, оттого она и получилась искренней и пронзительной. Почти наверняка «Свинцовые дети» будут венчать работу 61-летнего кинематографиста. До этого он обращался к разным жанрам: комедия «Занозы» (2008), детектив «Я убийца» (2016), фэнтези «Крук: Ночной шепот» (2018) и др., но драма вышла лучше всего, судя по оценкам критиков и зрителей. Сценаристом, помимо упомянутого писателя Ендрыки, также указан верный соратник Пепщицы Якуб Корольчук.
Йоанна Кулиг
5. Звезды каста
Главную роль исполнила Йоанна Кулиг («Холодная война»). Йоланта в ее исполнении — одновременно борец за справедливость и чуткая женщина, для которой не бывает чужих детей. Когда педиатру предлагают хорошую должность в другом городе, лишь бы отвязаться поскорее, она остается в мрачном Шопенице и стоит на своем до конца, заручившись поддержкой медсестры Виславы Вильчек (Кинга Прейс). Кстати, тоже существовавшей в реальности. И у властной Кристины Бергер (Агата Кулеша) есть прототип — профессор Божена Мария Хагер-Малецкая. Однако внуку профессора Станиславу Торбусу сериал показался «ужасно несправедливым и неправомерным», поскольку авторы решили изменить настоящее имя и исказить биографию женщины, о чем он с недовольством высказался в своих соцсетях. Авторы парировали тем, что сняли художественный, а не докфильм.
6. Картинка
«Идеальная» хроника значительно отличается от настоящей Силезии с ее многочисленными заводами и тусклыми дворами. Повсюду свинцовая пыль и грязь на тротуарах, а небо отливает неестественно розоватым цветом. Солнечного света много, но он совершенно не заметен, скорее усугубляет мрачную атмосферу, обеспеченную холодной цветокоррекцией и неприветливыми прохожими. Художники по гриму постарались над «эпидемией» — измученные дети с обескровленными лицами и запавшими глазами выглядят ходячими призраками. Только Йола поначалу красуется в элегантных нарядах, но среди неопрятных рабочих и скромно одетых горожанок выглядит белой вороной.
7. Что говорит критика
Сериал неожиданно вошел в десятку самых просматриваемых на Netflix и до сих пор держит позиции. Зарубежные критики высоко оценивают идею и хвалят актерскую игру. Клинт Уортингтон (Rogerebert) отметил «убедительную, ненавязчивую и прозрачную» режиссуру: «Шестичасовой сериал, полный мрачности и страданий, может начать немного очернять душу. „Свинцовые дети“ лучше смотреть в несколько приемов, а не залпом. Но такой тон необходим, чтобы передать отчаяние и хрупкость человеческого существования, которые исследует мини-сериал. Ужасно видеть, как город, люди и правительство ничего не делают, чтобы прекратить отравление самих себя, просто чтобы сохранить лицо, защитить свои средства к существованию или позволить себе притворяться, что все в порядке. В эпоху, когда это происходит с большой регулярностью даже в нашей стране, важно видеть таких людей, как Йола, которые отстаивают правду, даже когда это неудобно. В этом отношении „Свинцовые дети“ — ценный, хотя и едва ли революционный сериал».
Польские СМИ тоже активно отреагировали на выход отечественной новинки и подробно осветили историю, на основе которой сняли сериал. По словам Магды Вальмы (Gazeta.pl), «Свинцовые дети» могли бы остаться локальной историей Польши в коммунистическую эпоху, однако с каждым днем картина «открывает новые уголки мира». «Без впечатляющих спецэффектов, но с отличным сюжетом и великолепной актерской игрой сериал сразу после премьеры стал самым просматриваемым сериалом в Польше. Он сочетает в себе сюжеты, похожие на „Эрин Брокович“ (американский байопик 2000 года Стивена Содерберга — прим. ред.) и более поздний „Чернобыль“», — пишет она.
Ола Герс (NaTemat) обращает внимание, что сериал стал частью более широкого процесса восстановления памяти. «Долгие годы трагедия „свинцовых детей“ существовала в основном в местной памяти. Лишь в последние годы ее стали обсуждать более открыто. Сериал Мацея Пепшицы является частью более широкого процесса восстановления памяти. Это история не только о загрязнении окружающей среды, но и об одинокой борьбе против системы, пределах ответственности государства и цене, которую почти всегда платят самые слабые», — пишет она.
8. Какому зрителю адресована картина
Сериал адресован вполне конкретной целевой аудитории — жителям Польши, чья история долгое время оставалась в тени. Но, судя по успеху «Свинцовых детей», затронула она не только поляков, но и людей со всего мира, которых так или иначе волнуют экологические угрозы. Кроме того, к картине не останутся равнодушными родители — многие, кто обеспокоен будущим своих детей, смогут найти в Йоле себя. Наконец, жанр драмы поможет «Свинцовым детям» обрести думающего и внимательного зрителя, который оценит идейный сюжет.
9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность
Доктор Вадовска-Крол борется за «свинцовых детей» на платформе Netflix. Подписчикам доступны все 6 серий, каждая хронометражем по 50 минут. Просмотр стоит растянуть на неделю, чтобы не превысить уровень свинца и драматичности в организме.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
7 баллов из 10 возможных. Сюжет кажется затянутым, и за один присест его точно не получится осилить, но достойная игра актеров и важная тема могут заинтересовать. Польские авторы, наконец, заговорили вслух о событиях 50-летней давности, чтобы проработать коллективную травму, поэтому историю «свинцовых детей» однозначно стоит послушать, тем более на художественном языке.
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.