Владелец пункта в течение трех дней размещает информацию в сети обо всех отловленных животных — чтобы, если под «замес» попали самовыгульные хозяйские собаки, собственник мог найти его в пункте Владелец пункта в течение трех дней размещает информацию в сети обо всех отловленных животных — чтобы, если под «замес» попали самовыгульные хозяйские собаки, собственник мог найти его в пункте Фото: «БИЗНЕС Online»

20 дней на поиск дома

Татарстан приближается к тому, чтобы поставить точку в отношении бездомных животных: проект постановления кабмина РТ, который предполагает умерщвление безнадзорных животных в течение определенного срока после отлова, подготовлен и уже проходит антикоррупционную экспертизу.

Технически начало было положено в конце декабря 2025 года, когда Госсовет РТ принял закон №98, внесены изменения в два документа по обращению с животными на территории республики. Так, в законе №120-ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с животными в Республике Татарстан» от 2019 года появились ст. 5.1, 5.2, 5.3, которые вводят понятие экстраординарной ситуации на территории республики, мероприятия с беспризорными четвероногими, а также порядок, по которому животных могут умерщвлять.

Проект нового постановления добавил в действующую канву следующие детали:

Критерии для введения экстраординарной ситуации. Их два — введение карантина по болезням животных или причинение животным без владельца смерти, тяжкого или средней степени тяжести вреда здоровью человека на территории республики. Для объявления ситуации достаточно выполнения одного из двух критериев.

Сроки. Экстраординарная ситуация вводится по всей республике или на ее части сроком до трех месяцев: ходатайство подают органы местного самоуправления в управление ветеринарии кабмина РТ, которое решает, удовлетворить ходатайство или нет.

Меры реагирования. В проекте указаны четыре пункта, которые могут быть проведены для разрешения экстраординарной ситуации:

1. На территории действия ситуации отлавливать можно всех животных без владельцев, в том числе и тех, кто побывал в приюте и был отпущен на волю и имеет бирку/метку. Всех выловленных беспризорников немедленно привозят в пункты временного содержания животных.

2. Владелец пункта в течение трех дней размещает информацию в сети обо всех отловленных животных — чтобы, если под «замес» попали самовыгульные хозяйские собаки, собственник мог найти его в пункте. Для других собак это также шанс обрести дом.

3. Если спустя 20 дней после отлова за животным никто не пришел, его умерщвляют.

4. Утилизация биологических отходов согласно закону «О ветеринарии».

Отдельным постановлением рассматриваются правила к пунктам временного содержания животных, они для республики в новинку и не связаны напрямую с экстраординарной ситуацией. Что это за пункты? Это должны быть отдельные строения, здания или сооружения, а также территории, подходящие для содержания животных. Содержать там будут животных без владельцев, а также тех, от кого хозяева отказались. Максимальный срок содержания — 20 дней со дня поступления зверюшки в пункт (и этим он отличается от приюта, где животные могут находиться годами). У владельца такого учреждения в штате должен быть ветеринар или договор с веторганизацией, которая осматривает животное по прибытии. Описаны и условия содержания — клетки, вольеры, выгульная площадка, высота забора и прочее, а также правила кормления, поения, выгула, обязательная вакцинация от бешенства, раздельное содержание животных разных видов и запрет на совместное размещение разнополых нестерилизованных животных.

Система ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат) начала работать в России в 2020 году. Согласно этой системе, если животное отловили, его увозят в приют, где прививают, стерилизуют и возвращают на прежнее место обитания Система ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат) начала работать в России в 2020 году. Согласно этой системе, если животное отловили, его увозят в приют, где прививают, стерилизуют и возвращают на прежнее место обитания Фото: © Денис Абрамов, РИА «Новости»

«Если контроля не будет — все повторится»

Все изменения — уже принятые и готовящиеся — если не перечеркивают философию действующей в стране и в республике системы ОСВВ, то как минимум дают рычаги для точечного «аннулирования» данной системы на определенной территории, если того потребует ситуация.

Система ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат) начала работать в России в 2020 году, она закреплена в законе №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Согласно данной системе, если животное отловили (например, по заявке от населения), его увозят в приют, где прививают, стерилизуют и возвращают на прежнее место обитания. По данным управления ветеринарии кабмина РТ, которые они приводили в конце 2025-го, в 2023-м в Татарстане отловили более 10 тыс. собак, а в прошлом году — 8 тыс., т. е. результат система дает. Все мероприятия по ОСВВ обходятся примерно в 6 тыс. рублей на одну собаку, и в 2026 году на реализацию программы планировали выделить 102 млн рублей.

Однако периодически в регионах России происходили жуткие случаи нападения бездомных собак на людей, в том числе со смертельным исходом, и с 2023-го регионы России получили право самостоятельно решать, что делать с бесхозными животными. Почти два десятка субъектов легализовали эвтаназию. В прошлом году режим экстраординарной ситуации был введен на некоторых территориях Чувашии, Тывы и Астраханской области.

Согласно действующему законодательству, бездомных животных, даже агрессивных, умерщвлять нельзя: согласно ст. 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» от 27.12.2018 №498-ФЗ, отловленных с улиц животных после вакцинации и стерилизации возвращают на прежние места обитания.

Если же животное не могут вернуть на прежнее место, для них предусмотрено «размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных». Это касается, например, агрессивных собак — их на улицы выпускать нельзя, поэтому они годами содержатся в приютах.

Основания для умерщвления прописаны в постановлении Конституционного суда РФ (КС РФ), куда обратился Верховный суд Бурятии. В регионе ранее могли проводить эвтаназию животных, если те не нашли новых хозяев в течение 30 дней пребывания в пунктах временного содержания. КС РФ разрешил делать это только в пяти случаях:

1. Если конкретное животное напало на человека.

2. Если животное проявляет немотивированную агрессию, создающую угрозу.

3. Если у животного есть опасное для человека заболевание.

4. Если необходимо прекратить непереносимые физические страдания нежизнеспособного животного.

5. Если в субъекте РФ сложилась экстраординарная ситуация.

На данное решение сегодня опираются текущие нормативные акты, в том числе в Татарстане.

В РТ изменения на законодательном уровне готовились с лета 2025 года, но «спусковым крючком» для нового витка обсуждений, в том числе на самом высоком уровне, стала трагедия в Васильево, которая произошла в конце ноября 2025-го. Почти у ворот СНТ «Здоровье» 9-летнюю девочку растерзали местные собаки без владельцев. Пострадавшая боролась за жизнь больше двух недель, но 18 декабря стало известно, что школьница скончалась от полученных травм. «Крайними» в истории стали сотрудники приюта «Кот и пес», которые выполняли заявки на отлов животных: руководителю Альберту Галиеву и администратору Максиму Иванову благотворительного фонда предъявили обвинения по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и 293 УК РФ («Халатность»).

За год до этого, в ноябре 2024-го, трагедия произошла в поселке Самосырово. И тоже со смертельным исходом: собаки напали на 49-летнюю женщину по дороге на работу, от полученных травм она скончалась. Директора и владельца производственной базы Иосифа Лифшица, откуда, как предполагается, сбежали животные, отправили под домашний арест.

Случаются и нападения собак, которые заканчиваются только травмами или испугом. В середине января этого года стая собак попыталась напасть на женщину с ребенком в Зеленодольске — матери пришлось отбиваться от псов санками, а муниципалитет вызывал на место службу отлова. В феврале в Васильево собаки покусали пенсионера — псы смогли выбраться из вольера, мужчину с травмами госпитализировали. Хотя во втором случае у собак был хозяин, он согласился, чтобы четвероногих передали в приют.

В Татарстане изменения на законодательном уровне готовились с лета 2025 года, но «спусковым крючком» для нового витка обсуждений, в том числе на самом высоком уровне, стала трагедия в Васильево, которая произошла в конце ноября 2025-го В Татарстане изменения на законодательном уровне готовились с лета 2025 года, но «спусковым крючком» для нового витка обсуждений, в том числе на самом высоком уровне, стала трагедия в Васильево, которая произошла в конце ноября 2025-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Рассуждая о грядущих нововведениях, собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что они позволят не содержать собак в приютах годами, а также не возвращать их на улицы, с которых их забирает отлов. Но и «болевые точки» у нововведений есть, одна из них — риск, что под «замес» попадут самовыгульные псы и «потеряшки». В таком случае у хозяина собаки будет 20 дней, чтобы найти питомца в пункте временного содержания и вернуть его домой.

«Если на другом конце нерадивый хозяин, которому наплевать на животное и он его регулярно отпускает, то такой сценарий лучше, чем если пес пополнит стаю, а потом все бедой закончится. Два года подряд смертельные случаи — это перегиб по полной, — считает руководитель федерации спортивно-прикладного собаководства Татарстана Олег Пырков. — Но у добросовестных владельцев собаки тоже теряются. Важно, чтобы эти пункты действительно выкладывали информацию о прибывших животных, чтобы жители республики знали, что в первую очередь нужно обращаться туда, если пес пропал. Понимаю, что есть дедушки и бабушки, которым пока тяжело осваивать технологии. Но срок в 20 дней — огромный для поиска! За 20 дней кого хочешь можно найти. Если действительно, хочешь».

Согласна с ним и член общества помощи бездомным животным «ЗооЗабота» Эвелина Скрипочкина: она напомнила, что с января 2025 года в республике действует система регистрации животных, но есть ли доступ к этой системе у служб отлова — вопрос.

«С другой стороны, у простого человека нет информации о том, какая служба в каком районе занимается отловом. Куда ему обращаться, если собака потеряется? На сайте администраций районов нет такой информации, нет ни телефонов, ничего! Как обеспечить поиск хозяину?» — интересуется собеседник издания.

Еще одна «болевая точка» — контроль. Пырков также обращает внимание, что 20 дней на поиск дома у собак должны быть по факту, а не на бумаге, допускать ситуаций, когда пса изловили и тут же усыпили, но средства на содержание «куда-то делись», нельзя. «Немаловажно и то, кто будет осуществлять надзор за этими пунктами, отловом и содержанием. Его нет — будет опять пыль в глаза, и у нас опять все повторится», — считает Пырков.

Скрипочкина отмечает, что вопросы могут возникнуть и к критериям введения экстраординарной ситуации. По ее словам, согласно действующим по всей стране ветеринарным правилам, только в случае подозрения у собаки бешенства животное усыпляют, но в остальных случаях предусмотрено лечение заболевания.

«Экстраординарная ситуация вводится, если были приняты все меры для ее предотвращения. Могу сказать со всей ответственностью, что все меры для решения проблемы приняты не были. У нас нет муниципальных приютов, у нас бывают ситуации, когда подрядчики неправильно выполняют работу — выпускают в неположенном месте, на заявки не приезжают по несколько недель или месяцев — достаточно на сайте „Народного контроля“ посмотреть», — подытожила Скрипочкина.