Молочников сегодня волнует два вопроса: почему цена снижается цена на сырое молоко и что будет в 2026 году? Молочников сегодня волнует два вопроса: почему снижается цена на сырое молоко и что будет в 2026 году? Фото: Наталья Голобурдова

«Для всех было холодным душем, когда в 2025-м мы ушли в минус»

«С 2020 года, ковидного периода у нас не было ни одного простого года», — заявил гендиректор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов, задавая общее настроение на круглом столе под названием «Молочная отрасль России — вызовы и возможности», прошедшем в рамках сельскохозяйственной выставки «Казань Агро – 2026».

Молочников сегодня волнует два вопроса: почему снижается цена на сырое молоко и что будет в 2026 году? Ключевой фактор снижения — охлаждение спроса на молочную продукцию, а в глобальном смысле — охлаждение всей российской экономики «благодаря» высоким ставкам ЦБ.

«Прошлый год мы закончили с минусом в 1 процент по потреблению [молочной продукции]. До этого у нас были очень хорошие годы. Потребление в 2023-м выросло практически на 6 процентов, в 2024-м — плюс 3 процента. Конечно, для всех было холодным душем, когда в 2025-м мы ушли в минус», — признал Белов.

Важную роль играли цены, которые только за первые 6 месяцев прошлого года выросли на 16–17%. У населения при этом сохранилась сберегательная модель поведения. Наконец, еще один фактор, который серьезно повлиял как бы на спрос, — это усиление конкуренции с импортом, в частности с молочными товарами из Беларуси.

Из хороших новостей: к концу прошлого года динамика продаж молочки сменилась на позитивную. В январе 2026-го также виден рост от 2 до 8% в зависимости от категории продукции. При этом, что характерно, рост идет именно в сетевой торговле, а вот в сфере HoReCa «мы видим серьезное торможение спроса», что отражает проблемы у гостинично-ресторанного бизнеса.

Сейчас, по мнению Ленара Гарипова, рынок нащупал некое дно, от которого далее будет отталкиваться, но насколько длительным будет период восстановления, сказать сложно Сейчас, по мнению Белова, рынок нащупал некое дно, от которого далее будет отталкиваться, но, насколько длительным будет период восстановления, сказать сложно Фото: Наталья Голобурдова

«Мы рассчитываем на то, что спрос будет восстанавливаться»

Одновременно в производстве сырого молока отмечается рост — порядка 2,5% за 2025 год (в РФ было произведено 27 млн т товарного молока). А в Татарстане как в регионе-лидере этот рост составил еще больше — республика произвела почти 2,4 млн т молока, что на 3,6% выше показателя 2024-го, сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Ленар Гарипов.

В итоге в декабре 2025-го цены на сырое молоко в среднем в РФ упали до 45,5 рубля за кг, тогда как в конце 2024-го в некоторых регионах и некоторых компаниях молоко продавали по 65 рублей за литр, вспоминал Белов. «Это была исключительная скорее история, своеобразный хайп», — дал понял спикер.

Сейчас, по мнению Белова, рынок нащупал некое дно, от которого далее будет отталкиваться, но, насколько длительным будет период восстановления, сказать сложно.

Что поможет рынку? Первое — это введение ставки НДС в 22% для продуктов с заменителями молочного жира. Тогда как для цельномолочных продуктов была сохранена льготная ставка в 10%. Это создает более выгодные условия для производителей продукции из цельного молока.

Второе — это достижение торгового баланса с Беларусью. Понятно, что у нас с белорусами общий рынок, но нужно, «чтобы и для российских производителей и сырого молока, и готовой молочной продукции были понятные и прогнозируемые правила игры», считает Белов. И третье — это увеличение молочного импорта.

«Мы рассчитываем на то, что спрос будет восстанавливаться, и, скорее всего, к концу года мы будем в достаточно большом плюсе к 2025-му и в небольшом плюсе к 2024-му», — «гипнотизировал» рынок глава Союзмолока.

Артем Белов, Союзмолоко: «Мы попали в такие ножницы: спрос падал, производство молока росло»

С конца прошлого года в адрес Татмолсоюза поступило более 50 обращений от предприятий с различными масштабами производства сырого молока, и все они жаловались на резкое снижение закупочных цен на молоко и отсутствие стабильности на рынке С конца прошлого года в адрес Татмолсоюза поступило более 50 обращений от предприятий с различными масштабами производства сырого молока, и все они жаловались на резкое снижение закупочных цен на молоко и отсутствие стабильности на рынке Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я больше 25 лет уже в отрасли. Такой ситуации не было никогда»

Генеральный директор союза производителей молока Республики Татарстан (Татмолсоюз) Денис Пирогов был не столь позитивно настроен. Он сообщил, что с конца прошлого года в адрес Татмолсоюза поступило более 50 обращений от предприятий с различными масштабами производства сырого молока, и все они жаловались на резкое снижение закупочных цен на молоко и отсутствие стабильности на рынке. «Одной фразой хочу сказать, я больше 25 лет уже в отрасли. Такой ситуации не было никогда, такая ситуация впервые», — заявил Пирогов.

На слайдах он показал, как менялись цены на сырое молоко (на основе данных, предоставленных членами Татмолсоюза) за последние четыре года. Так, если в 2022-м цена в течение года была ровной и составила в среднем 34,09 рубля за кг, то в 2023-м пошло серьезное снижение: летом цена падала до 27 рублей, а средняя цена за год составила лишь 31,74 рубля.

Во втором полугодии 2024-го пошел рост, но, несмотря на это, средняя цена на молоко составила в позапрошлом году 38,14 рубля, т. е. только на 11% больше уровня 2022-го.

Скриншот трансляции

В 2025-м средняя цена сформировалась на уровне 42,18 рубля, но все это в основном за счет успешного начала года, бо́льшую часть года цена планомерно падала. В 2026-м тенденция продолжилась — в феврале цена доползла до 33,4 рубля за килограмм сырого молока, т. е. стала даже ниже уровня февраля 2022 года (!). Себестоимость производства молока при этом растет — по итогам 2025-го она составила порядка 33,4 рубля. Таким образом, себестоимость и оптовая цена на молоко сравнялись, а выращивание и дойка коров превратились в своего рода «физкультуру».

«Фактически цена приблизилась к порогу нулевой рентабельности. Возникает вопрос: как дальше вести развитие производства сырого молока в соответствии вот с теми амбициозными задачами Российской Федерации и Республики Татарстан, в частности?» — задавался вопросом Пирогов.

Штефан Дюрр: «Мы ставим на планах по строительству новых молочных ферм жирный крест!»

Тимур Баймуллин: «Все, что касается молока — наценка в пределах 20%» Тимур Баймуллин: «Все, что касается молока, — наценка в пределах 20 процентов» Фото: Наталья Голобурдова

«Мы эту маржу должны как-то компенсировать — как правило, премиум-сегментом»

Долгожданным спикером оказался руководитель направления по взаимодействию с региональными органами власти ПАО «Корпоративный центр Икс пять» Тимур Баймуллин — у молочников давно накопились вопросы к торговцам. В частности, Пирогов задал коварный вопрос о торговых наценках.

«Сравнивали розничные цены на молочную продукцию в торговых сетях в 2024 и 2025 годах, и в том числе в Х5. Сырое молоко стоит в среднем 42–43 рубля, отпускная цена с молочного завода — 60–65 рублей, а на полке магазина — 100–120 рублей. Какая наценка у торговой сети?» — поинтересовался Пирогов.

«Вопрос в лоб», — ухмыльнулся Баймуллин. Он ответил в том смысле, что цену регулирует его величество рынок. «Наценки у нас не меняются из года в год, они сформированы исходя из покупательной способности», — начал спикер издалека. По его словам, самое дешевое пакетированное молоко торговая сеть вынуждена покупать «даже дороже, чем оно лежит на полке».

«Несмотря на то что у нас [должна быть] 5-процентная наценка, мы и ее сделать не можем, потому что покупатель не готов пакетированное молоко покупать по такой цене. А это около 60 процентов продаж магазина, и этот объем бьет сильно в минус. Мы эту маржу должны как-то компенсировать — как правило, премиум-сегментом, соответственно, на премиум-сегмент наценка будет больше. Но все, что касается молока, — наценка в пределах 20 процентов», — заявил представитель Х5. Более того, по его словам, около месяца обкатывается автоматическое формирование цены — с помощью искусственного интеллекта, чтобы исключить человеческий фактор.

«Мы не балуемся наценками», — заверил Баймуллин, поскольку, стоит сети «задрать наценку», сразу же приходит фидбэк от производителя, у которого падают продажи. При этом до 8% торговой наценки съедают собственные затраты торговой сети, в том числе логистика, жаловался сетевик. «Наша маржинальность существенно ниже наценки, к нам приходят органы власти и говорят, что у нас очень большая наценка, но, когда мы раскрываем свои расходы, они видят, что у нас маржинальность зачастую на 10 процентов отличается [от наценки], мы по-разному думаем, мы по разные стороны баррикады», — заявил спикер.

Ответил Баймуллин и на каверзный вопрос о том, почему, когда падает цена на сырое молоко в хозяйствах, она не снижается на магазинной полке? «Сами производители, которые поставляют нам продукцию, не снижают в этот момент цену либо снижают, но точечно, не на весь ассортимент. Мы этих изменений не видим, если вы думаете, что нам отпускную цену уронили, а мы розничные цены оставили, — у нас такого не может быть», — заверил представитель торговой сети.

Баймуллин также сообщил, что в Татарстане сеть Х5 работает с 111 производителями, причем многие из них поставляют свою продукцию за пределы республики. Свыше 50% молочной полки в РТ занимают производители из республики.

Тему цен на молоко позже прокомментировал руководитель MLK GROUP Александр Емшанов. Он вспомнил историю с резким ростом цен на сливочное масло. «Отпускная цена менялась раз в две недели. Наши партнеры – производители молока меняли цену раз в три дня в сторону повышения. И вопрос был такой: „Ну, ребят, не хотите — до свидания“. Мы, естественно, транслировали это повышение, но Х5 три месяца практически не повышала цену на масло и сыр, держали цену. То есть мы понимаем: когда идет падение, они не снижают, а когда шло повышение, они три месяца держали цену. Значительный рост произошел после январских праздников, соответственно, повышение цены на полке дало сокращение потребления», — заявил Емшанов.

Баймуллин пояснил это тем, что любое повышение сети не «бахают» сразу на полку, а растягивают на 2–3 месяца, чтобы не отпугнуть покупателей.

Владелец холдинга «Красный восток Агро» Адель Хайруллин затронул вопрос ветеринарной безопасности Владелец холдинга «Красный Восток Агро» Адель Хайруллин затронул вопрос ветеринарной безопасности Фото: Наталья Голобурдова

«Чем это закончится для нас, крупных производителей молока? Тем, что мы останемся без животных»

Владелец холдинга «Красный Восток Агро» Адель Хайруллин затронул вопрос ветеринарной безопасности. «Мы страдаем из-за всяких болезней [животных] — то тут очаг, то там очаг», — сетовал. Добавляет проблем и то, что при переходе на отечественные вакцины животноводы столкнулись с нехваткой информации о том, как правильно проводить вакцинацию новыми препаратами.

Его поддержала заместитель генерального директора по животноводству компании «Август-Агро» Наталья Козлова, но начала она с аналогии, сравнив ветеринарную службу с Госавтоинспекцией. «Если бы не было ГИБДД, то как бы автовладельцы соблюдали правила дорожного движения? — задала риторический вопрос залу Козлова. — По нашему мнению, ветеринарная служба сегодня лишена большей части своих полномочий. Например, в каком-то районе есть КФХ, которое откармливает бычков. Фермер хочет привезти самых дешевых бычков — из Новосибирска, Казахстана или откуда-то еще. Чем это закончится для нас, крупных производителей молока? Тем, что мы останемся без животных. Этих людей не испугает штраф в 500 рублей за нарушение. Надо обратить на это внимание!» — восклицала она, обращаясь к сидящим в президиуме представителям минсельхоза.

В прошлом аналогичная ситуация была в свиноводстве, когда после серии вспышек АЧС были ужесточены правила для свиноводов, и крупных производителей тогда обвинили в том, что они задушили мелких частников. «Разводите, но соблюдайте правила. Не все у нас настольно законопослушны, надо усилить административное давление! Все усилия нашей республики могут обратиться в пшик из-за фермера, который хочет купить подешевле бычков!» — завершила свой крик души Козлова.

Замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Гелюс Баязитов начал с того, что только в 2025 году в РТ было введено 12 тыс. новых ското-мест. «Риски есть, они очень большие», — признал чиновник. По его словам, ветеринарная служба совместно с Россельхознадзором выставляли дополнительные посты, проводили рейды совместно с ГИБДД и было «выявлено больше случаев несанкционированного ввоза животных, чем в 2024 году». «В погоне за дешевизной частники привозят скот без документов, — сокрушался представитель МСХП. — И правильно Наталья Юрьевна сказала, действительно, у ветеринарной службы нет законных рычагов, чтобы штрафовать, наказывать, открывать гарантийные площадки». По его словам, этот вопрос сейчас прорабатывается на уровне Госсовета РТ и Совета Федерации.

Емшанов заметил, что цена любой вспышки опасной болезни катастрофическая с точки зрения экспортных поставок. «Нас там никто не ждет, и малейшая ситуация по болезням — автоматически закрывается страна», — предупредил он. Мол, хотя вспышка происходит в каком-то одном регионе, «закрывают всю страну» — в определенном направлении торговли. «Вылететь с рынка легко, а чтобы потом обратно туда попасть, нужно два-три года минимум», — добавил он.

Емшанов заметил, что цена любой вспышки опасной болезни — катастрофическая с точки зрения экспортных поставок Емшанов заметил, что цена любой вспышки опасной болезни катастрофическая с точки зрения экспортных поставок Фото: «БИЗНЕС Online»

«У сельского хозяйства карман один»

На «десерт» Пирогов задал вопрос о молочных субсидиях на произведенное молоко, которых с 2026 года лишились крупные производители. «В некоторых регионах этот вопрос за счет региональных возможностей будет решен, мы тоже с таким предложением хотим выйти на уровень республики, поддержать наших производителей», — кинул пас Пирогов.

Баязитов дал понять, что для малых форм хозяйствования поддержка сохранится, а для средних и крупных большая поддержка в этом году пойдет по линии техмодернизации — минсельхоз РТ планирует закрыть долги по субсидиям на покупку техники за 2023–2025 годы. «У сельского хозяйства карман один», — емко выразился Баязитов, имея в виду то, что поддержка будет, но пути ее доведения могут быть разные. «По поводу дополнительной поддержки я вам пока ничего не буду говорить — прорабатываем этот вопрос, но бюджет Татарстана имеет свои ограничения», — заключил чиновник.

Завершилась «молочная» секция на позитиве. Пирогов озвучил рейтинги производителей и переработчиков молока в республике.

Среди крупнейших инвестиционных компаний Татарстана ситуация выглядит следующим образом: лучший показатель у ООО «Северная Нива Татарстан» Штефара Дюрра, где каждая из 3,6 тыс. коров дает в среднем 12,2 тыс. кг молока в год. На 2-м и 3-м местах оказались кукморские молочники: СХПК «Урал» (почти 12 тыс. кг на голову) и СХПК им. Вахитова (11,6 тыс. га).

Скриншот трансляции

В число передовиков молочного производства также вошли ООО «Август Агро» Айдара Галяутдинова (11,5 тыс. кг на коровью голову в год), АПК «Продпрограмма» Рифата Мутигуллина (11,3 тыс. кг), ООО «Мир» (11 тыс. кг), ООО «Камский Бекон» Ильдара Галяутдинова (10,4 тыс. кг), ООО «Союз-Агро» Гульназ Миннехановой (9,7 тыс. кг), ХК «Чистополье» Альберта Хуснуллина (8,8 тыс. кг) и ГК «Вамин» Минтимера Мингазова (8,5 тыс. кг).

Среди крупнейших переработчиков молока (в категории более 200 т в сутки) 1-е место в этом году впервые занял Казанский молочный комбинат (входит в «Комос Групп»). Пирогов пояснил высокое место тем, что предприятие планомерно наращивало переработку молока (плюс 200 т в сутки к уровню 2024 года), а во-вторых, держало цену на сырье выше, чем другие молзаводы РТ.

Скриншот трансляции

На 2-м месте оказался Зеленодольский молочный комбинат, на 3-м — ГК «Вамин». Также в числе лидеров отрасли названы Высокогорский молочный комбинат Ильнура Шайхетдинова, «Азбука сыра» Марата Муратова, «Алабуга Соте» и филиал «МК „Эдельвейс“» АО «Логика молока».

Среди молзаводов с переработкой молока менее 200 т в сутки в тройке лидеров «Агросила Молоко» Ильшата Фардиева, Актанышский МК и Альметьевский молочный комбинат.

«По-моему, вы неплохо справляетесь»: как Патрушев убеждал молочников, что у них все в порядке