«Малейший конфликт с жильцами для УК заканчивается голосованием — и потерей фонда», — обсуждали эпоху прозрачности работы управляющих компаний на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Гайки закручивают все активнее. И в таких условиях подготовиться к возможным усложнениям работы может помочь система «самообследования». Речь о механизме, когда УК сама приходит к жителям и говорит, какие нарушения были допущены, когда их получится исправить, минимизируя поток обращений в Госжилинспекцию. Директора УК пока ничего не понимают, но уже согласны. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
На заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию обсуждали эпоху прозрачности работы управляющих компаний
Что такое «самообследование» УК
В Казани продолжается обсуждение «самообследования» управляющих компаний (УК) в Татарстане. Речь идет о практике, при которой УК регулярно и публично отчитываются перед жителями о состоянии домов и выявленных проблемах.
Как это приблизительно будет работать? Допустим, УК выходит к жителям и говорит: снег не успели вывезти со двора по таким-то причинам. Или: у вашего дома есть сложности — это можно исправить таким-то способом.
«Самообследование» управляющих компаний (УК) — добровольная процедура, предусмотренная действующим законодательством. Она позволяет компаниям самостоятельно оценивать соответствие своей деятельности обязательным требованиям и получать сведения о рисках на своих объектах. В Татарстане практика пока не закреплена на региональном уровне, но уже успешно применяется в Москве, Тамбовской и Брянской областях.
О возможности внедрения новых правил уже говорили в декабре 2025-го. Тогда же ссылались на опыт Москвы. Мол, в столице УК отчитываются о своих нарушениях еженедельно, а сам механизм работает более чем эффективно. Объявили, что активное обсуждение вопроса начнется в начале 2026 года. Первой ступенью стало выездное заседание комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Андрея Егорова. Провести его решили в УК «Уютный дом» на Четаева.
«У меня совершенно скептическое отношение к тому, что административным давлением можно чего-то добиться. Безусловно, штрафы должны быть. Но ими же ничего не решишь, — отметил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин. — Поэтому, если все получится, к концу года мы должны получить какое-то методическое регламентирование этого вопроса».
По его словам, в прошлом году инспекция получила 25 тыс. обращений. Из них только по 5 тыс. жалоб выдали акты реагирования. «Причем это были в основном предостережения. Административных актов еще меньше — около 1,5 тысячи», — добавил Тыгин.
Все остальные обращения, по сути, просто требовали разъяснения от УК. Именно этот вопрос, по задумке федерального законодателя, решит система «самообследования». Жителям не захочется лишний раз писать в инспекцию, если УК открыто дает оценку своей работе: условно говоря, вот здесь есть недочеты — исправим.
По словам Александра Тыгина в прошлом году инспекция получила 25 тыс. обращений
«Если жилищная инспекция идет в многоквартирный дом по моему письму, она оттуда просто так не уйдет — все равно наложит штраф, — рассуждал потом Егоров. — А ведь штрафы ему (обращается к Александру Тыгину — прим. ред.) не нужны. Ему нужно, чтобы все правильно работало».
Важно понимать, что надзорный орган никуда не денется. «Пришла жалоба — ее, безусловно, надо рассматривать. Плохо отработаешь — сразу жалуются в прокуратуру: „Инспекция не рассмотрела!“», — продолжал Тыгин. Механизм «самообследования» вообще никак не относится к работе инспекции, подчеркивал начальник ведомства. С помощью него управляющая компания может транслировать свою добропорядочность. «То есть УК говорит: вам повезло, что мы управляем вашими домами», — считает Тыгин.
«Надо смотреть на другие регионы, но Москва не в счет»
На заседание также пригласили некоторых директоров УК. Многие из них, как выяснилось, пока слабо понимают, что от них будет требоваться по новой системе «самообследования».
«Честно говоря, я не совсем понимаю этот механизм. Из тех документов, которые есть у меня, не понял ни целей, ни эффекта. Александр Васильевич говорит, что это в целом работающий инструмент. Но я, коллеги, пока колеблюсь», — обратился ко всем заместитель директора «УК «Эйбэт» Максим Сперанский. Компания управляет 55% от всего жилого фонда в Нижнекамске, почти 3 млн кв. м жилья. Прийти к пониманию, как он сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», не вышло и по итогам заседания. Поэтому Сперанский предложил организовать выездное мероприятие для знакомства с опытом московских управляющих компаний.
Многие из директоров УК, как выяснилось, пока слабо понимают, что от них будет требоваться по новой системе «самообследования»
В целом поддержали инициативу, но также выразили непонимание, как это может работать конкретно в Татарстане, директор «Жилкомсервиса» из Набережных Челнов Андрей Павлов и Нияз Гиниятов — директор «ЖКХ Дербышки» из Казани.
«Мы, конечно, только поддерживаем, если это приведет к улучшению нашей работы. К примеру, у нас сейчас растет количество жалоб из-за жесткости воды, температуры горячей воды и так далее. Но коммуникации приходят в негодность — и мы несем большие расходы, меняем их», — говорил о проблеме Гиниятов. Он согласился с коллегами по цеху, что нужно для начала понять параметры этого «самообследования».
А вот в УК «Уютный дом», где и проходило заседание, такой механизм работает давно, подчеркнул директор организации Ренат Ахметзянов. «Без самоконтроля на нашем рынке вообще тяжело работать. Если ты хочешь добиваться успеха, высоких оценок жителей, нужно все разъяснять. Бывают 2-этажные или 12-этажные дома — это же разные вещи с определенным объемом финансирования. Объясняешь: сегодня не могу сделать этот вид работ, [потому что недостаточно средств у дома]. Сделаем, допустим, через год», — говорил он.
На заседании присутствовал депутат Госдумы РФ от Татарстана Марат Нуриев (в прошлом руководитель УК «Уютный дом»). В целом он встречал гостей, членов комитета Госсовета и коллег, как человек, хорошо знакомый с кухней компании. Вместе с экскурсоводом провел всех по музею ЖКХ на первом этаже офиса. Выяснилось, что часть экспонатов — личная коллекция Нуриева. «Сегодня вы находитесь в том районе, где я избирался сначала в Госсовет, а потом и в Госдуму. Рад вас видеть в этом помещении, которое я организовал в свое время и где трудился много лет», — приветствовал всех Нуриев.
В свою очередь он предложил съездить в регионы, где механизм уже работает. «Подход у всех разный. Чтобы не совершать ошибок, лучше посмотреть, как это работает в других регионах. И только потом найти подходящий вариант для нашей республики», — упомянул Нуриев. Причем опыт Москвы — это не совсем верный ориентир, обозначил позже в разговоре с корреспондентом издания депутат. «У нее [Москвы] немножко другие финансовые подходы. Их сравнивать с другими городами невозможно», — пояснил он.
Мысль поддержал и Тыгин. «Да, там еженедельно отчитываются управляющие компании. Но не секрет же, что там огромное количество жилфонда контролируется с помощью БПЛА. Поэтому Москва — это совершенно другая история».
«Сейчас видим, что малейший конфликт УК с жильцами заканчивается голосованием и потерей фонда»
В последнее время законодательство идет по пути ужесточения системы лицензирования. Ввели систему единой отчетности, по которой каждый житель теперь может следить, куда уходят его деньги. Усложняется процесс получения лицензии. Проверять будут все — вплоть до оснащения офисов «управляшек».
Кроме того, с 1 марта 2028 года аттестация для директоров управляющих компаний станет платной процедурой. Вместо бесплатного аттестата в жилищной инспекции — независимая оценка квалификации (НОК), которая, по некоторым мнениям, будет стоить около 50 тыс. рублей.
«Требования к управляющим компаниям усиливаются, — считает Тыгин. — Решение недавно совсем приняли: то, что мы раньше делали бесплатно, — [аттестация директоров УК], теперь будет стоить больших денег». Он же напомнил о еще одном нововведении — электронные голосования с 1 марта 2025-го проходят только через ГИС ЖКХ. «Голосовать там с фальсификациями невозможно. Сейчас видим, что малейший конфликт с жильцами заканчивается голосованием и потерей фонда», — рассказывал инспектор.
На этом изменения не закончатся. И, по словам Тыгина, к этим изменениям как раз может подготовить механизм «самообследования». «Не подготовимся, коллеги, — потеряем жилфонд. Ведь сейчас это делается просто: выбрали другую УК — протокол выходит автоматически», — резюмировал шеф ГЖИ.
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.