РТСИМ создает цифровые модели технологических процессов для обучения операторов промышленных предприятий и студентов профильных вузовФото: Сергей Елагин

О компании

РТСИМ — IT-компания, резидент Фонда «Сколково» и ИТ-парка им. Башира Рамеева в Казани, специализирующаяся на разработке компьютерных тренажеров и цифровых моделей для нефтегазовой отрасли. Она создает платформы для моделирования технологических процессов, обучения операторов промышленных предприятий и студентов профильных вузов. К образовательной платформе RTsim подключено 120 вузов и ссузов России. После ухода западных конкурентов в 2022 году выручка выросла с 47 до 400 млн рублей в 2025-м, а объем законтрактованных заказов превысил 500 миллионов. Помимо российского рынка, РТСИМ экспортирует свои решения в ОАЭ, Оман, Нигерию, Анголу и Индонезию. В компании работает более 120 человек, преимущественно выпускники КНИТУ-КХТИ.

Итоги года для компании и отрасли подводят генеральный директор Айрат Мухаметзянов, заместитель генерального директора по развитию экосистемы РТСИМ Олег Сапаев и коммерческий директор Шамиль Файзрахманов, который в свое время более 10 лет возглавлял представительство Siemens в ПФО.

Айрат Мухаметзянов: «Супероткрытием стало активное использование наших систем в Африке: за год 2,5 тыс. молодых специалистов нефтегазовой отрасли пользовались нашими технологиями» Айрат Мухаметзянов: «Супероткрытием стало активное использование наших систем в Африке: за год 2,5 тыс. молодых специалистов нефтегазовой отрасли пользовались нашими технологиями» Фото: Сергей Елагин

Об итогах 2025 года

Айрат Мухаметзянов: 2025 год был для нас отличным. Мы выросли в три раза по выручке и больше чем на 30% по сотрудникам. Увеличили почти в семь раз международное присутствие — сегодня мы активно работаем в десяти странах. Находимся на этапе демонстрации технологий и бренда для будущих покупателей — делаем это через образование. Супероткрытием стало активное использование наших систем в Африке: за год 2,5 тыс. молодых специалистов нефтегазовой отрасли пользовались нашими технологиями. Первые амбассадоры рассказывают о задачах, мы адаптируем продукт, и через время это должно привести к промышленным контрактам. Открываем представительства — в прошлом году в ОАЭ, сейчас в Нигерии.

Олег Сапаев: В прошлом году мы прошли отметку в 100 тысяч часов, проведенных пользователями в наших образовательных тренажерах. С 2022 года их оценили свыше 15 тысяч человек, а прошлый год принес нам более 7 тысяч новых пользователей и около 57 тысяч часов занятий. Еще одно важное направление — чемпионаты профессионального мастерства, где студенты соревнуются между собой и с операторами промышленных предприятий по одинаковым критериям. В прошлом году провели несколько десятков таких чемпионатов, в этом планируем 30–40.  Интересно, что инициатива часто исходит от самих промышленных компаний — они видят в этом способ познакомиться с будущими кадрами и верифицировать навыки студентов. Кстати, ключевое событие этого года — международный чемпионат «Лучший цифровой технолог РТСИМ 2025», который объединяет лучших молодых специалистов и дает им возможность продемонстрировать навыки в реальных производственных заданиях и получить признание работодателей.

Шамиль Файзрахманов: Для меня прошлый год стал новым этапом — я перешел работать в РТСИМ. Я давно знаю коллег, очень интересная компания с очень востребованным продуктом в сложных промышленных направлениях российской экономики. Сейчас большие деньги инвестируются в проекты внутри страны, в процессе строительства меняются настройки и технологии, быстро возникают корректировки. Чтобы избежать ошибок на старте, мы моделируем цифровой пуск — максимально приближаем компьютерную модель к реальности и заранее отрабатываем все проблемные моменты.

Олег Сапаев: «Цели на 2026 год: удвоить охват бренда до 50–56 миллионов человек (с 28 млн в 2025-м) и увеличить количество пользователей образовательной платформы в 1,5–2 раза — до 10–12 тысяч в России, до 5 тысяч за рубежом» Олег Сапаев: «Цели на 2026 год: удвоить охват бренда до 50–56 миллионов человек (с 28 млн в 2025-м) и увеличить количество пользователей образовательной платформы в 1,5–2 раза — до 10–12 тысяч в России, до 5 тысяч за рубежом» Фото: Сергей Елагин

Об отраслевых вызовах

Мухаметзянов: За последние четыре года мы выросли в оборотах в 10 раз, а в персонале примерно в четыре раза. Перед нами стоит задача отработки внутренних регламентов взаимодействия, обмена информацией. Растет конкуренция на внутреннем рынке. В России много умных людей, поэтому, как только появляются возможности, технологии начинают развиваться — и в университетах, и в небольших компаниях. Даже оставшиеся осколки зарубежных компаний продолжают развивать свои направления. Китайские производители стремятся поставлять весь комплекс решений. Но мы за конкуренцию — она означает, что пользователь получает хороший продукт, а компания остается в тонусе.

Сапаев: Проникновение технологий в образование не происходит мгновенно. Вузы — это оплот консерватизма. Мы встречали разную реакцию: кто-то спрашивал: «Какие тренажеры, зачем это нужно?», некоторые говорили: «Нас пока ничего не обязали внедрять, больше не звоните». Сейчас к нам приходят те образовательные учреждения, которые раньше не контактировали или сомневались.

Часто говорят: «На тренажерах готовят операторов, а мы в университетах готовим людей науки, которые будут придумывать новое». Но качественно улучшить или придумать что-то новое невозможно, если не понимать, как работает технология. Ни один работодатель не готов посадить молодого специалиста сразу на высокое место — путь все равно идет снизу вверх, и эти навыки требуются.

Шамиль Файзрахманов: «Наверное, невозможно сделать так, чтобы развитие происходило синхронно. Но за счет цифровых инструментов сближение происходит намного быстрее» Шамиль Файзрахманов: «Российские гиганты, у которых есть деньги, почему-то вкладывают в свои разработки, хотя можно использовать уже готовые продуманные решения российских разработчиков» Фото предоставлено ООО «РТСИМ»

О трендах рынка

Мухаметзянов: Первый тренд — продолжающееся импортозамещение, оно проходит красной нитью по всем проектам в стране. Второй — повышение производительности труда. Если смотреть на тех же китайцев, они каждый год выпускают более качественный и дешевый продукт. Конкурировать возможно только через изменение производственных технологий, повышение их эффективности. Мы и сами активно работаем над этим — в конце года купили собственные графические мощности для искусственного интеллекта. Это недешевый, но хороший способ ускорения. Третий тренд — внимательная оценка инвестиций. Наши заказчики пересматривают траты: думают, стоит ли тратить на технологии деньги или имеет смысл расходовать средства более экономно.

Файзрахманов: Многие компании все еще ориентированы на иностранное ПО и часто сравнивают все с ним, хотя это некорректно. Мы предлагаем новые решения на основе российских методологий, нашего цифрового кода и математических моделей. Очень важно, чтобы в России делали акцент на развитие промышленного ПО — управление инженерными данными, техпроцессами, автоматизацию. Российских разработчиков в этом направлении много, им нужно расчистить дорогу и предложить хорошие проекты. С китайцами конкуренция приличная, для них рынок открыт — возможно, стоит оставлять приоритет российским компаниям.

Еще одна проблема — перепроизводство. Российские гиганты, у которых есть деньги, почему-то вкладывают в свои разработки, хотя можно использовать уже готовые продуманные решения российских разработчиков. Есть примеры, когда компании вкладывают огромные деньги, и это ни к чему не приводит, и все равно переходят на стороннее ПО, которое более совершенно.

Заботит стоимость серверов и видеокарт. Перед Новым годом стоимость возросла в несколько раз. Есть реальная опасность, что это остановит или притормозит развитие IT-технологий и искусственного интеллекта. С точки зрения развития компании мы оптимистичны — остальное все сами сделаем и предложим рынку правильное решение.

Сапаев: Дефицит кадров остается серьезной проблемой, и вектор идет на удержание персонала, повышение эффективности через обучение и расширение функционала. Ситуация местами очень серьезная — мы слышали от нефтегазовых компаний, что набирают на операторов людей без профильного химического образования, даже бывших парикмахеров. На производстве человека нельзя просто заменить — нужны прикладные базовые знания и понимание технологических процессов. Отсюда высокий спрос на технологии, которые позволяют быстро и практикоориентированно ввести минимальный необходимый функционал.

Еще одна проблема — образование так или иначе отстает от промышленности. Наверное, невозможно сделать так, чтобы развитие происходило синхронно. Но за счет цифровых инструментов сближение происходит намного быстрее. Промышленные тренажеры, которые мы делаем для компаний, в течение полугода или меньше превращается в образовательные, и тысячи студентов получают опыт и становятся кадровым резервом для промышленности.

«Единственный постоянный тренд — умные люди всегда будут нужны. Если ты полезен для общества, ты будешь успешен» «Единственный постоянный тренд — умные люди всегда будут нужны. Если ты полезен для общества, ты будешь успешен»

Об ожиданиях и планах на 2026 год

Мухаметзянов: Главный тренд — фрагментация глобального рынка. Каждой стране теперь нужны свои платформы – чемпионы в разных отраслях и направлениях. Если кто-то хочет повторить Apple — есть прекрасная возможность делать это для России. Страны глобального Юга, которые зависят от западных технологий, тоже ищут альтернативы — это большие возможности для развития продаж и сервисов. Единственный постоянный тренд — умные люди всегда будут нужны. Если ты полезен для общества, ты будешь успешен. В этом ключе РТСИМ приглашает к взаимодействию научные коллективы со всей страны для решения актуальных проблем промышленности.

Главный вызов — оставаться сфокусированными. Сегодня настолько много возможностей в нашей отрасли в России и других странах, что мы довольно часто находимся перед выбором: что нам не делать? Потому что очень много направлений, где все могло бы хорошо получиться. И будем повышать производительность труда через внедрение внутренних разработок в области автоматизации и ИИ, который активно внедряем внутри контура компании.

Файзрахманов: Идет трансформация IT-бизнеса в сторону обеспечения жизненного цикла предприятий — это будут не законченные программы, а постоянная поддержка сервисов и актуализация процессов. Робототехника будет активно применяться, но как минимум ближайшие сто лет человек не будет заменен там, где нужно принимать окончательное решение. Параллельно будут развиваться вычислительные мощности и энергетика как поддерживающий фактор цифрового развития.

Сапаев: С точки зрения маркетинга планируем удвоить охват бренда — с 28 миллионов человек в декабре до 50–56 миллионов. В образовании планируем увеличить количество пользователей в полтора-два раза до 10–12 тысяч пользователей в России.

Совет предпринимателям

Файзрахманов: Быть оптимистом, шире смотреть на рынок и всесторонне развиваться. Например, в IT сейчас идет перепроизводство разработчиков софта, а актуальность смещается к прикладному применению — тому, что непосредственно необходимо государству или промышленности. Важно оперативно трансформировать бизнес и находить то, что нужно рынку. Есть, конечно, и более жизненные советы — больше читать, развиваться, заниматься спортом.

Мухаметзянов: Основной совет — быть сфокусированными и больше читать. Когда есть проблема — возьмите за правило пойти в библиотеку, найти нужную книгу, уделить час времени, полистать, посмотреть. Это удивительная возможность быстро решать любые проблемы бизнеса.

Сапаев: Быть открытым к изменениям и сокращать время на эмоциональное осмысление — быстрее переходить к планированию: что с этим делать и как извлечь пользу. Искать тех, кто уже решил похожую проблему. Развивать насмотренность — изучать, какие компании и бизнесы в каких странах через это проходили. Из любой ситуации можно найти выход.