«Такого массового удара не было давно. Одно только задействование Ту-22М3 чего стоит», — комментируют российские военные телеграм-каналы ночной масштабный удар ВС РФ по территории Украины. В Киеве в результате прилетов два района «преимущественно без тепла», в Харькове якобы повреждена крупнейшая ТЭЦ, питающая большую часть города, а в Одесской области остались без электричества 50 тыс. человек. Удар, по сути, означает прекращение энергетического перемирия, на которое Россия согласилась неделю назад по личной просьбе Дональда Трампа. Выходит, продления перемирия не случилось. Ракеты и дроны прилетели по городам Украины за сутки до трехсторонних переговоров Россия – США – Украина в ОАЭ. Намек ли это и ждать ли чего-то от встречи в Эмиратах?
Россия согласилась воздержаться от ударов по Украине до 1 февраля в связи с просьбой Трампа — для создания благоприятных условий для переговоров
Энергетическое перемирие имени Трампа — все
Энергетическое перемирие, на которое Россия согласилась по личной просьбе Дональда Трампа, истекло в прошлое воскресенье, 1 февраля. Накануне, 2 февраля, в небе над Украиной было относительно спокойно. Министерство обороны РФ об ударах с применением ракет и беспилотников не сообщало, а Кремль на вопрос о сроках перемирия ответил в духе «добавить нечего». У оптимистичных наблюдателей могло сложиться впечатление, что перемирие решили продлить, ведь его не нарушали, что признала даже украинская сторона.
Минувшая ночь показала, что это впечатление обманчивое. Переговоры между Россией и Украиной в ОАЭ, намеченные на 1 февраля, перенесли на середину этой недели, а вот энергетическое перемирие завершилось в положенные сроки. После полуночи в Киеве, Харькове, Днепре и других населенных пунктах начались взрывы, была слышна воздушная тревога.
Киев без тепла и света
О том, что Киев под атакой, мэр столицы Украины Виталий Кличко сообщил в своем телеграм-канале в 02:17 мск. По его словам, в результате атаки с воздуха пострадали два человека, которым медики оказали помощь на месте. Таким образом, обошлось без жертв. Удар вызвал перебои с теплоснабжением. Дарницкий и Днепровский районы утром были «преимущественно без тепла», аккуратно выразился Кличко. Без теплоснабжения оставались 1 170 многоэтажных домов в Киеве.
В Харькове, по сообщениям местных властей, после ночной атаки отопления нет как минимум в 820 зданиях, включая многоэтажные жилые дома. Повреждена одна из ключевых харьковских ТЭЦ и ее восстановление «пока невозможно», пишут украинские медиа со ссылкой на местного депутата. Других деталей нет. Российские источники утверждают, что удары были по крупнейшей ТЭЦ-5, которая отапливает значительную часть мегаполиса, а также по Змиевской ТЭС.
В Одесской области без электричества остались 50 тыс. человек. Всего под удар ночью попали 8 областей Украины, утверждает первый вице-премьер Украины Денис Шмыгаль. По его словам, при ударе были задействованы несколько видов баллистических ракет, крылатые ракеты и дроны. Попадания по ТЭЦ и ТЭС в Киеве, Харькове и Днепре.
Шмыгаль в своем посте в телеграм-канале также обратил внимание на морозы на Украине — температура воздуха минус 25 градусов. В атаке задействовали 450 беспилотников и более 70 ракет, оценил президент Украины Владимир Зеленский.
Ту-22М3 наносит бомбовый удар
«Такого массового удара по Украине не было давно. Одно только задействование Ту-22М3 чего стоит…»
После полудня массированный ночной удар по Украине подтвердили в минобороны РФ. Там заявили, что цели удара по военным объектам на Украине достигнуты, объекты поражены. Целями стали в том числе объекты военно-промышленного комплекса и энергетики Украины.
«Перемирие наконец-то закончилось. Полетело все, что есть, и многое долетело, но в Киеве есть и свет, и тепло. Причем даже там, где оно падало с гораздо меньшими усилиями. Поэтому прямо сейчас полетело еще, — прокомментировал атаку телеграм-канал Fighterbomber. — То, что нет мгновенного результата, — это ничего страшного. Главное — системность и последовательность, и все у нас получится».
Удар «мощнейший и первый крупный» после энергетического перемирия, отметил в своем канале военный и политический обозреватель Юрий Подоляка. По его словам, было использовано «огромное» количество ракет. «Около 30 баллистических „Искандеров-М“, десятки крылатых (минимум 50-60) Х-101, „Калибр“, Х-32 (Х-22). Несколько гиперзвуковых „Цирконов“. И сотни дронов», — пишет Подоляка.
В Днепропетровской области более 10 ракет прилетело по Приднепровской ТЭЦ, а также по подстанциям, включая важнейшую подстанцию около Криворожской ТЭС. «В Винницкой удар пришелся в район Ладыжинской ТЭС и крупнейшей подстанции 750 кВ, которая совместно с подстанциями Киевской и Днепропетровской областей отвечает за соединение воедино энергетики Восточной и Центральной Украины, с одной стороны, и Западной Украины, с другой. <…> То есть, очевидно, есть желание их разъединить», — рассказал Подоляка.
«Перемирию конец», — подытоживает удары «Рыбарь». «По предварительным данным, в числе ключевых целей были объекты в районе Каневской ГЭС и подстанция „Черкасская“ в городе Черкассы. Украинские мониторинговые источники сообщали о пожарах на подстанции после удара „Гераней“», — пишет канал. «Энергетическое перемирие продлевать не стали», — указал в своем телеграм-канале военный корреспондент Александр Коц.
Канал «Два майора» называет ночной удар самым массированным с начала года. «Какой бы вой ни стоял со стороны Украины, надо добивать энергосистему врага. Нас враг жалеть не будет», — говорится в публикации.
«Такого массового удара по Украине не было давно. Одно только задействование Ту-22М3 чего стоит. Не фиксировалось их применение с бортовым вооружением около года. Ну а целями стали ключевые энергообъекты в центральной и восточной частях Украины», — отмечает телеграм-канал «Архангел спецназа Z». Проект WarGonzo со ссылкой на украинские мониторинговые ресурсы отмечает, что за ночь могло быть выпущено до 30 баллистических ракет. Если все так, это рекорд, но информация о количестве ракет официально не подтверждена.
Если подытоживать сообщения и украинских, и российских источников, удары были зафиксированы по следующим энергообъектам:
- Киев и Киевская область. Атакованы электрическая подстанция «Киев» 750 кВ в Наливайковке, Трипольская ТЭЦ, ТЭЦ-5, ТЭЦ-4 (Дарницкая ТЭЦ).
- Винницкая область. Подстанция «Бар» 330 кВ и еще одна подстанция 330 кВ к югу от Винницы.
- Харьковская область. ТЭЦ-5 и Змиевская ТЭЦ.
- Днепропетровск и Днепропетровская область. Приднепровская ТЭЦ.
- Одесская область. Подстанция 110 кВ в Черноморске (Ильичевске).
- Черкассы. Подстанция «Черкасская».
Массированный удар нанесен за сутки до переговоров между Россией и Украиной в ОАЭ
Ракеты и дроны прилетели за сутки до переговоров в ОАЭ
Крупнейшим с начала года нынешний удар называет и Bloomberg. Гендиректор ДТЭК Максим Тимченко заявил агентству, что компании нужно как минимум две-три недели прекращения огня для восстановления работы своих электростанций. Собеседник не исключает дальнейших отключений электроэнергии зимой в Киеве и других городах.
Обращает на себя внимание и то, что массированный удар нанесен за сутки до переговоров между Россией и Украиной в ОАЭ. Сегодня днем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что переговоры рабочей группы РФ – США – Украина по вопросам безопасности, сдвинутые с 1 февраля, стартуют в Абу-Даби завтра. Намечены они на 4–5 февраля.
Так что сегодняшний удар выглядит в том числе как способ напомнить украинским переговорщикам, у кого, выражаясь терминологией Трампа, «козыри». Очевидно, нынешний удар будет держать в уме и американская сторона. Кстати, пока она прекращение энергетического перемирия не комментировала, лидер США заявлений не делал.
«Я думаю, что у нас очень хорошо идут дела c Украиной и Россией. Я впервые говорю об этом», — заявил президент Соединенных Штатов этой ночью. Что ж, переговоры в Абу-Даби покажут.
Financial Times сегодня, незадолго до начала трехсторонних переговоров в Абу-Даби, опубликовала детали гарантий после перемирия с Россией, которые в конце января якобы согласились дать Украине ее союзники. Как утверждается, предусмотрен трехступенчатый ответ на нарушения со стороны России с привлечением войск стран ЕС и США. Так, на первом этапе — в течение 24 часов с момента «значимого» нарушения — дается дипломатическое предупреждение, а реагируют на это нарушение только украинские войска. Дальше «включаются» подразделения стран «коалиции желающих», а спустя 72 часа на помощь должны прийти войска США, действующие в составе контингента быстрого реагирования.
«Интенсивнейшие удары по украинской энергетике идут примерно с середины октября прошлого года. К ноябрю противник дозрел до того, что начал снижать мощность и даже временно отключать энергоблоки атомных электростанций»
«Они начинают играть на нашей гуманности, но она не может быть бесконечной»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали ночной массированный удар по Украине, объяснили, почему энергетическое перемирие не продлили, и рассказали об ожиданиях от переговоров в Абу-Даби.
Влад Шлепченко — военный обозреватель:
— Интенсивнейшие удары по украинской энергетике идут, если мне не изменяет память, примерно с середины октября прошлого года. К ноябрю противник дозрел до того, что начал снижать мощность и даже временно отключать энергоблоки атомных электростанций. И теперь вопрос: что бывает после где-то трех месяцев интенсивных ударов?
Ответ заключается в том, что происходит исчерпание средств поражения. Если вы посмотрите всю историю начиная с 2022 года, то в первые месяцы у нас были применения на большую глубину. Потом много месяцев мы не били, и осенью 2022-го случилась еще одна такая массивная воздушная кампания. У нас всегда подобные удары проводились накатами, имели пульсирующий характер. Опять-таки если мы обратимся к истории, то, например, в 1999 году Сербия сдалась меньше чем за месяц до того, как у НАТО закончились ракеты.
К чему я это веду? Многомесячная воздушно-наземная кампания всегда приводит к исчерпанию средств поражения, и всегда приходится делать перерыв. В данном случае так получилось, что в момент пиков наших ударов Трамп попросил сделать перерыв. Мы согласились, и получилось так, что мы в любом случае бы его сделали в какой-то момент: чуть раньше или чуть позже. Эту паузу удалось продать. Мол, нате, Дональд Иванович, мы вас уважаем. А тем временем за энергетическое перемирие поднакопили зарядов, провели доразведку целей, оценили ранее нанесенный ущерб и погнали дальше.
А зачем нам нужно было продлевать перемирие? Нам нужно выиграть войну, а не перемирие. Надо добивать вражескую энергетику, что, собственно, сейчас и происходит. Это перемирие никому не нужно, кроме Украины и ее спонсоров. То, что они ничего не делали, нас ни к чему не обязывает. Точно так же, как и то, что они делают. Это порочная логика, которая из пропаганды пришла: ответный удар, красные линии, коричневые пятна… В реальности война — это организованное смертельное насилие.
Что касается переговоров, то они будут идти до тех пор, пока Украина не кончится. И каждый раз мы будем слышать, что прогресс, что мы продвинулись, что почти все готово… Сначала одной мелочи не хватает, потом другой, затем третьей.
Алексей Леонков — военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»:
— Да, перемирие действительно закончено. Наше министерство обороны, кстати, подчеркнуло, что этот массированный удар — ответ на террористические атаки по нашим гражданским объектам, на гибель гражданских людей. Удар достаточно мощный, но нужно понимать, что все удары наносятся по определенному алгоритму. То есть это верификация, подбор целей и снаряжение средств воздушного поражения, которые атакуют эти цели, в том числе и энергообъекты.
Почему не продлили перемирие? Вы знаете, это перемирие было чисто формальным. То есть договорились два президента… Это не было тем перемирием, на которое мы давали, например, 30 дней. Это была чисто определенная переговорная составляющая, потому что вне этого энергетического перемирия в нашей стране с визитом был [спецпосланник президента США Стив] Уиткофф.
Но есть еще один нюанс этого перемирия. Зеленский об этом перемирии узнал только 30 января. То есть его об этом даже не оповещали. Это тоже, как говорится, нюанс, который добавляет определенную специфику в те переговоры, которые ведутся сейчас на уровне России и Соединенных Штатов Америки по Украине.
Я думаю, что переговоров и подписания чего-либо [в Абу-Даби] не будет. Украинская сторона и те, кто стоит за ней, считают, что они могут выиграть в этой войне. То есть они не собираются сдаваться. Поэтому переговорный процесс будет непростым и вряд ли достигнет того соглашения, о котором судачат все мировые СМИ.
Во-вторых, эти удары носят, скажем так, воспитательный характер для украинской военщины. Это сигнал, что если они будут наносить удары по гражданским объектам [в России], то им в ответку будет прилетать в разы больше.
Виктор Баранец — военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке:
— Мы действительно можем считать, что это массированные удары. Били по энергетике Украины всем, что у нас было, только из рогатки, по-моему, не стреляли. Были ракеты «Искандер», был «Кинжал», были беспилотники разных типов. По некоторым данным, сами украинцы насчитали аж 500 штук.
Действительно, 95 процентов этих ударов пришлось по энергетике Украины. Все, что было связано с энергетикой, — уголь, нефть, газ, электричество, ТЭЦ, ГЭС. Энергетика — это кровь войны. Это значит, что без энергии остались военно-промышленный комплекс, ремонтные предприятия. Остались без света штабы и так далее. Удар по энергетике — это удар, образно говоря, по сердечно-сосудистой системе украинской власти и ее армии.
Безусловно, то, что Трамп попросил Путина недельку не бить по Киеву и другим городам, можно расценивать как шаг гуманности. Его просили на неделю прекратить обстрелы — он выполнил. Хотя некоторые аналитики удивляются этому. Да, просьба Трампа благородная, и еще благороднее поступил Путин, прислушавшись к этой просьбе. Но я вот думаю: вы можете себе представить, чтобы в разгар 40-градусных морозов под Москвой в 1941 году Гитлер просил Сталина приостановить артиллерийские авиационные удары по гитлеровским войскам?!
Поэтому, с одной стороны, это все вроде красиво, гуманно, а по сути — ведь это вмешательство в руководство Российской армии. В данном случае я вижу некоторые элементы бестактности со стороны Трампа, а он человек наглый, он может просить и дальше. Может быть, он попросит прекратить наступление, скажем, на харьковском или на запорожском направлении. А это уже может влиять на наши планы. Так что, как говорится, хорошего, господин Трамп, понемножку. Мы сдержали свое слово — все! А дальше нам нужно выполнять задачи.
Потому что вот такое вмешательство ломает конструкцию наших двух главных задач этой специальной операции — демилитаризации и денацификации. Ладно, денацификация может и 100 лет длиться, но в данном случае вопросы демилитаризации затормозились на целую неделю. Повторюсь, что это гуманно, люди не мерзнут целую неделю, они хоть как-то там спасались в тепле. Но у меня, с другой стороны, вопрос: а Украина выполнила это энергетическое перемирие? Нет! Сколько сведений в том же Белгороде, Воронеже, Курске, сколько людей погибло и сколько тысяч людей остались без тепла? О чем это говорит? О том, что украинская власть недоговороспособна. Вот один раз мы попробовали, и я думаю, что второй раз мы не окажемся в дураках.
Можно ли считать нынешний удар сигналом перед грядущими переговорами в Абу-Даби? А что, мы перед предыдущими переговорами не били? Били! Единственное, что ни разу еще так не били по энергетике. Ведь министр энергетики Украины сказал, что Россия уже выбила 75 процентов энергетических мощностей.
Да, в данном случае могу сказать, что ситуация ухудшается, и у тех украинцев, которые приедут на переговоры, будут на столе уже другие карты. Ребята, уже скоро у вас в туалете воды не будет, вы скоро будете вообще соломой топить у себя в кабинетах киевских. Да, это, в общем-то, такой момент, который может в какой-то мере повлиять на позицию Украины, [привести руководство страны к мысли], что с этим надо завязывать, что нужно выходить и искать компромиссы, какие-то условия.
Но дело вот в чем. Мы все время говорим — переговоры, компромиссы и так далее. А как это связано со специальной военной операцией, в которой есть две четко поставленные Путиным задачи? Вы видите, что появляются элементы вмешательства в нашу операцию? Внешнего вмешательства. Вмешиваются все — Трамп, НАТО, Евросоюз. А это все влияет и на темпы наступления, и на его результаты.
Хорошо, сейчас мы прекратили на неделю. А если завтра Трамп попросит на месяц? А если вдруг Трамп скажет: давайте согласимся с Зеленским и прекратим огонь на 50–60 дней? Это элементы, которые тормозят очень серьезно, хотя вроде бы под благовидным предлогом. Вы понимаете, они начинают играть на нашей гуманности, но она не может быть бесконечной.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.