Владелец земли парка усадьбы Нарышкиных — Паулуччи в Верхнеуслонском районе РТ собирается оспорить охранный статус объекта. Заседание по делу назначили на завтра в апелляционном суде общей юрисдикции. Об этом сообщили в пресс-службе комитета по охране ОКН.

 Фото: пресс-служба комитета РТ по охране объектов культурного наследия

Речь идет о парке в селе Ключищи, который комитет ранее поставил под госохрану. Верховный суд Татарстана поддержал это решение, однако владелец участка Роман Гущин подал апелляционную жалобу, настаивая на его отмене.

В рамках рассмотрения спора суд назначил дополнительную экспертизу. Аттестованный эксперт пришел к выводу о необоснованности приказа комитета о взятии парка под охрану. Он указал, что объект не обладает признаками объекта культурного наследия. В экспертном заключении историческая липовая аллея парка фактически приравнивается к защитной лесополосе.

В ответ комитет назвал заключение эксперта юридически некорректным и потребовал не учитывать его при рассмотрении спора. В комиссии подчеркнули, что действующее законодательство относит исторические парки к самостоятельным объектам культурного наследия, а охранный статус парка усадьбы Нарышкиных — Паулуччи присвоили на основании положительного заключения госэкспертизы.

Для парка уже разработали и согласовали проект зон охраны, что является обязательной процедурой для таких объектов. Кроме того, комитет заявил о намерении обратиться в минкульт РФ с просьбой проверить качество работы эксперта и рассмотреть вопрос о его профессиональной аттестации.

Парк усадьбы Нарышкиных — Паулуччи ведет историю с конца XVIII — начала XIX века. Земли первоначально принадлежали Кириллу Нарышкину, при котором здесь была построена деревянная усадьба, флигели, хозяйственные постройки и парк с подъездной аллеей, сосновым бором и яблоневым садом. В 1881 году усадьба перешла к итальянскому роду Паулуччи, сохранявшему ее как культурный центр: здесь бывали Федор Шаляпин и Николай Фешин. После 1917 года здания использовались как санаторий, техникум и училище, а к началу XXI века главное здание разобрали. Сохранились лишь аллеи и остатки сада.