Уникальный пример реинтеграции новых регионов в Россию можно наблюдать на примере бани. Оказывается, до 2022 года в ЛНР, ДНР на Херсонщине и в Запорожье были души, бассейны, а бань, которые так привычны для нас, особенно жителей Поволжья и Татарстана, совсем не существовало. Со временем эту ситуацию исправили сами военные, начав строить мобильные бани, а сейчас едва ли не банные комплексы. Подключились и волонтеры, которые стали гнать в зону СВО мобильные бани. О том, как банная культура проникла в Донбасс, — в колонке военкора «БИЗНЕС Online».
«За три года мы объездили все направления на СВО и своими глазами наблюдали за тем, как здесь зарождалась новая культура — банная»
Предыстория
В 2022 году, когда российские бойцы начали занимать освобожденные территории, когда стали обустраивать расположения, места пребывания и штабы, возник вопрос: а что с водой-то? Как мыться? Где стираться и т. д.?
На первых порах, когда мы шли, забирая у врага десятки и сотни километров оккупированных им территорий, этот вопрос уходил на второй план, т. к. вода была в скважинах, ее привозили водовозы и т. д. А когда уже возникла необходимость обустраиваться, разживаться, тогда все оглянулись и поняли: а бань-то тут нет.
Это удивило многих, особенно северян и жителей средней полосы России, Поволжья и Татарстана, где банная культура передавалась из поколения в поколение испокон веков. Южан, напротив, это не шибко-то и расстроило, ведь там бани вообще никогда не были распространены. Во-первых, из-за климатических условий: зачем в жару идти в жару? Во-вторых, традиции. На югах много рек, морей, скважин, и купаться проще было там. Хотя поговаривают, что еще во времена скифов, занимавших в древности территорию современной Новороссии, было правило мыться в палатке, в центре которой находились разогретые камни. Только потом, с веками, это куда-то пропало.
Еще один повод для отказа от постройки бань — ресурсы. Строительство и поддержание традиционной бани требовало много дров и определенных условий (леса, срубы и т. д.), что было более доступно в лесистой местности. А там, где степи, этого ничего нет. Даже дома (хаты) на югах строились из смеси глины с соломой. Кстати, до сих пор многие дома построены из этого материала (например, в Херсонской области). Потом только стали строить дома из камней и кирпича. Правда, местные нам рассказывали, что «помывочные» здесь находились порой на кухне, которая была больших размеров. Там была печь и огромная софа, которая напоминала лежанку в бане. Но после газификации в конце 70-х — начале 80-х годов это все было законсервировано и переоборудовано. Появилось водоснабжение, души, ванные и т. д. В частных владениях — летний душ и прочее.
Строительство бань
За три года мы объездили все направления на СВО и своими глазами наблюдали за тем, как здесь зарождалась новая культура — банная. В первую очередь это начали делать военные, и только потом мы стали наблюдать, как нет-нет да и появлялись у «зажиточных» местных пристрои, из которых доносился до боли знакомый запах дыма.
«Почему здесь не было бань? Не принято было. Дома строили по-другому. И вообще не было такой культуры. А теперь они везде!» — рассказывает замполит стрелковой роты бригады «южан» Александр Ш. Он родом из ЛНР, и общались мы, кстати, находясь в банном помещении, вырытом глубоко под землей.
А первую баню на СВО мы увидели еще в Херсонской области в начале 2023 года в одном из соединений ВДВ. В этом соединении служит очень много бойцов из Татарстана, Чувашии и Марий Эл. Замполит артиллерийского полка с позывным «Ураган» из Ульяновска тогда говорил нам, что был не то чтобы удивлен, а возмущен отсутствием бани. Тогда администрация населенного пункта выделила подразделению дом под расположение личного состава. После такие дома войдут в словесный обиход военных и тех, кто приезжает к ним, как «фазенда». Рядом (практически в упор с этим домом) стоял еще один, запустевший и дряхлый. Да и сделан он был из того же «глины и палок». И тогда Ураган договорился присоединить это здание себе. Потом военные скинулись по «копейке», заказали стройматериалы из наших старых регионов и за месяц во всем этом доме возвели настоящую русскую баню. Бойцы из Татарстана завезли вагонку, теплоизоляцию, привезли печь, собрали специальные камни, создали отвод воды. Там был предбанник, место для чаепития, раздевалка. В общем, круче, чем порой в наших общественных.
После эта «фазенда» стала настоящим курортом как для самих военных, работавших на передовой, так и для волонтеров из РТ, которые возили к ним груз за 2 тыс. километров. И находилось это все фактически на берегу Черного моря.
Дальше — больше. Не везде была возможность возвести такие бани. Во-первых, ресурсы (откуда везти материал), во-вторых, время. Боевые задачи сыпались одна за другой, шла активная фаза освобождения территорий, и для бань не было временных ресурсов. Тогда на помощь стали приходить волонтеры. Как-то раз на отправке очередной гумпомощи от союза десантников РТ мы заметили банные веники, камни для печей и т. д. и т. п. «Зачем?» — «Пацаны просят». И так на фронт поехали материалы для строительства бань.
Банные помещения стали появляться в расположениях на заводах, в шахтах. Бывало, что, к примеру, у танкистов из РТ вовсе было выделено чуть ли не цеховое помещение под огромную общественную баню. Начали в армии вновь появляться должности — банщик. Это человек, который отвечал за состояние бани, должен был содержать все в порядке и готовить парилки и помывочные под возвращение личного состава с передовой. В регулярной армии эта должность и так была, но на войне в южном регионе. Опять же стоит оговориться, это уже не помывочные, как в армии, а полноценные русские (если хотите, татарские) бани, где веники, ароматы и т. д. и т. п.
«Первую мобильную баню мы увидели в расположении казанского спецподразделения»
Мобильные бани
В 2023 году в Татарстане вспомнили о мобильных банях и банях в форме бочек, которые одно время были популярны. Их легко зацепить на прицеп и отправить на СВО. Но ценник был серьезный. Средняя цена их составляла 200–300 тыс. рублей. За эту сумму можно было купить несколько квадрокоптеров. Бани на прицепах и вовсе стоят до полумиллиона и сегодня. Вспомнились вахтовики, которые устанавливали у себя на территории нефтескважин и т. д. бани-вагончики. Сразу же нашлись умельцы, в районах администрация пошла на помощь с материалом, и с начала 2023 года стали появляться вагонные бани-прицепы. Они весят меньше тонны, их можно зацепить за любой автомобиль (желательно проходимый) и увезти хоть куда.
Первую такую мы увидели в расположении казанского спецподразделения. Это двухосный прицеп с печкой и водоотводом, внутри небольшой предбанник и сама парилка, которую можно разогнать хоть до 120 градусов. Все теплоизолировано, изнутри обито вагонкой, полки́ — все как положено.
И с тех пор эти бани стали распространяться по всем новым регионам. Причем мы заметили, что сперва у татарстанцев и сибиряков. А после и Москва, и Питер, и даже южные регионы страны начали гнать такие бани на фронт.
В Татарстане особо отличился Мамадыш. Там есть умелец-волонтер Юрис Шакуров. В конце октября 2025 года он отправил на фронт юбилейную, 50-ю баню, обеспечив, получается, 50 подразделений. Ему 65 лет, а бани у него особые. Самой популярной стала компактная версия длиной всего 2,5 м на одноосном прицепе. Ее солдатам проще всего спрятать. Ведь она излучает тепло, да и большую баню ты оперативно не увезешь. Еще такие мобильные бани легко переделать, допустим, под медпункт. Бывает, что блиндаж или сам медпункт разбивают дронами и т. д., поэтому нужно оперативно собрать новую перевязочную. А тут уже все есть — столы, скамейки, предбанник для склада.
Подземные комплексы
Со временем, как мы писали выше, мобильные бани разъехались по всему фронту. Да и тыловые пункты размещения стали меняться. В зданиях больше не посидишь — во-первых, это опасно, во-вторых, рядом мирные жители, и, если враг будет работать по вам, он по-любому зацепит их.
Поэтому многие подразделения стали переезжать под землю. Не секрет, что еще с первых дней СВО бойцы начали прокапывать глубокие блиндажи, соединенные между собой системой тоннелей. Там размещались пункты управления, места отдыха, серверные, склады и т. д. И пришла мысль: а зачем нам мобильная баня наверху, если можно все организовать, не поднимаясь на землю? Стали рыть блиндажи под бани. Главное, чтобы тепло не сильно выходило и лишний раз не «светиться». Поэтому начали рыть отдельные котлованы от 3 м в глубину, покрывая все тремя-четырьмя слоями бревен, земли и прочего. Теплоотведение — что-то наподобие вентиляции. Кстати, о том, как устроены подземные города на СВО, мы расскажем на примере одной из бригад чуть позже.
Сперва стали появляться отдельные блиндажи под бани. Они глубже, чем обычные, а внутри обустроены так, что не каждый житель Татарстана сможет похвастаться такой. Тут опять же предбанник, отдельная комната для стирки и сушки вещей (везде есть стиральные машины) и, конечно, парная комната.
Под Новый год мы посетили ряд подразделений и специально сходили в каждую из бань, чтобы сравнить. На донецком направлении штурмовики в тылу отстроили баню, которая дает очень мощный влажный пар. Это как, например, наша казанская «Деревенька», куда заходишь, выдерживаешь пар и выбегаешь.
А вот на северском направлении заморочились настолько, что получилась элитная баня, «входящая в состав» городка. Сначала идет раздевалка, где развешаны чистые полотенца, простыни и банные шапки. Дальше — 10-метровый предбанник с дубовым самодельным столом (который вырезали сами солдаты). Тут и телевизор, и холодильник, на фоне — флаг бригады. Все виды травяных чаев, сладости, варенье. Отдельные комнаты для душевой, для туалета, где стоит котел, унитаз, все обшито кафелем. Это, напомним, под землей.
После душевой сама парная, сделанная по последнему банному писку моды. Полки́ буквой П со специальными подкладками под голову, заваренные дубовые, березовые, даже еловые веники, огромная печь, способная разогреть баню до, если хотите, 150 градусов. Стеклянные двери, деревянные тазики, такие же ковшики. Хотите ароматный пар — пожалуйста, на выбор любой: от эвкалипта до каких-то экзотических изысков. В общем, военные создали себе такой уют, что, находясь в нем, даже забываешь, что где-то наверху что-то грохочет. Все, чтобы психологически и морально отдохнуть, почувствовать себя дома.
«После этой бани идем к соседям»
После этой бани идем к соседям. Там баня вырыта в отдельном блиндаже. Здесь небольшая парная с современной печью, предбанник. А отдельно — помещение парикмахерской со всеми прибамбасами. «О, барбершоп!» — смеемся мы. «Да, а что такого? Хотите — вызовем мастера нашего, пострижет как хотите. Только стрижка тут одна», — в шутку отвечает Александр.
«Отдельно — помещение парикмахерской со всеми прибамбасами. «О, барбершоп!» — смеемся мы. «Да, а что такого? Хотите — вызовем мастера нашего, пострижет как хотите. Только стрижка тут одна», — в шутку отвечает Александр»
В общем, нет уже подразделений без русской (или татарской) бани. Многие даже отходят от «армейских» помывочных, переходя на «классику». И это стало распространяться на местных. Сперва военные стали оставлять выделенные им пустующие дома, перестроенные под бани. Все это отходит в администрацию, а потом — местным. Вдруг вернутся, а тут и баня есть. Военные, которые родом из этих краев, строят бани дома или закупают мобильные. В северных регионах СВО стали также появляться бани в домах. Может, дойдет и до югов. Еще мы спрашивали, а что будет с этими подземными комплексами, когда закончится СВО? Военные хотят все передать в детские лагеря или отдать все для санаториев и баз отдыха. А где ты еще найдешь такое?
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.