Вице-премьер Дмитрий Патрушев назвал итоги 2025 года «очень позитивными» для молочной отрасли Вице-премьер Дмитрий Патрушев назвал итоги 2025 года «очень позитивными» для молочной отрасли Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Растут производство, экспорт и господдержка

Второй день III Форума лидеров молочной индустрии разительно отличался от первого. Если в день открытия форума главные молочники страны откровенно сокрушались из-за снижающего потребительского спроса на молочную продукцию и давления молочного импорта из Беларуси, следствием чего стало падение цены на сырое молоко, то накануне все начиналось в духе «все хорошо, прекрасная маркиза».

Вице-премьер Дмитрий Патрушев назвал итоги 2025-го «очень позитивными» для молочной отрасли. «2025 год был для нас рекордным — в России произведено 34,3 миллиона тонн молока. Это наивысший результат за последние годы», — радовался успехам вице-премьер.

В стране растет производство сливочного масла, сыра, творога и других категорий продукции. Кроме того, в прошлом году сохранилась тенденция к увеличению подушевого потребления молока. Развиваются экспортные поставки молочной продукции. «С 2019 по 2024 год у нас экспортная выручка в молочном сегменте выросла на 60 процентов, в прошлом году — еще на 13 процентов. В ценностном выражении это порядка 500 миллионов долларов», — привел данные Патрушев.

При этом молочная отрасль пока еще не может выполнить задачи по обеспечению продовольственной безопасности, заявил Патрушев. Объем продукции, необходимый для достижения этой цели, будет распределен по всем регионам. При этом будут учитываться географические и климатические особенности субъектов. Слышать это было немного странно в то время, как сами молочники буквально кричат о росте складских запасов, т. е. фактически о перепроизводстве молока в стране.

«Даже вода стоит дороже молока!»: татарстанские молочники пожаловались Зяббарову на кризис

Правительство обеспечивает масштабную финансовую поддержку отрасли, продолжал Патрушев: «Если в 2020 году поддержка со стороны государства равнялась 38 миллиардам рублей, то по итогам 2025-го эта сумма составляет 77 миллиардов рублей». При этом он, видимо, «забыл» упомянуть, что с 2026 года в России отменена субсидия на 1 кг товарного молока для крупных и средних производителей. Только из-за этого аграрии Татарстана потеряют в 2026-м около 1 млрд рублей поддержки — она была сокращена почти в 3 раза до 504 млн рублей.

Производители должны сами работать над снижением стоимости производства, чтобы сохранять конкурентоспособность, в том числе с помощью роботизации, которая может помочь решить проблему нехватки кадров, наставлял тем временем Патрушев.

В животноводстве необходимо работать над снижением потерь ресурсов, а также над развитием кормовой базы. Одно только увеличение поголовья скота не позволит аграриям добиться поставленных целей и увеличить в ближайшие годы производство сырого молока на 4 млн тонн. По словам Патрушева, сейчас ведется большая работа по повышению эффективности породистого скота. «Племенным хозяйствам в рамках этой поддержки будут возмещаться до 70 процентов затрат на молекулярно-генетические исследования, поддержка беспрецедентная», — отметил Патрушев.

На сегодняшний день корова в среднем дает 10 тыс. кг сырого молока в год. Благодаря геномным исследованиям планируется увеличить этот показатель до 11 тыс. кг к 2030 году. Будет создана единая база племенного скота, что позволит подбирать животных с наилучшими показателями.

Вот только зачем аграриям биться над повышением надоев в условиях снижения на 30% цены на сырое молоко и нулевой (а то и отрицательной) маржинальностью его производства, спикер не уточнил.

В стране растет производство сливочного масла, сыра, творога и других категорий продукции В стране растет производство сливочного масла, сыра, творога и других категорий продукции Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Бизнес должен помнить о социальной ответственности

После выступления Патрушева началась сессия вопросов и ответов. Производители охотно пользовались возможностью достучаться до правительства.

Несмотря на рекордные объемы производства сырого молока, значительная его часть по-прежнему производится на устаревших фермах, сетовали молочники. Это создает дефицит качественного сырья для глубокой переработки. Необходимо модернизировать старые и создавать новые производственные мощности, а это большие затраты. В этой связи аграрии просят повысить ставку субсидирования для строительства новых ферм и перерабатывающих предприятий.

Предложение не встретило понимания со стороны представителя власти. «Сейчас ставка для конечных получателей с учетом субсидирования составляет 6,8 процента. С учетом „ключа“ 16 процентов куда еще надо понизить?» — с ироничной улыбкой ответил вице-премьер.

Он вновь напомнил, что господдержка за несколько лет выросла в 2 раза. Молочное животноводство попало в список приоритетов АПК, которые субсидируются максимально — до 70% от ключевой ставки. Эта ставка, по словам чиновника, является одной из самых низких в экономике и сопоставима только с поддержкой в таких сферах, как генетика и селекция. «Конечно, все хотели бы получать ресурсы по минимальной ставке. Но сейчас это такие условия, в которых надо работать», — сказал Патрушев. При этом он пообещал, что государство подумает над мерами поддержки отправки излишков продукции на экспорт.

На сегодняшний день корова в среднем дает 10 тыс. кг сырого молока в год На сегодняшний день корова в среднем дает 10 тыс. кг сырого молока в год Фото: «БИЗНЕС Online»

Острые вопросы возникли при обсуждении конкуренции с белорусскими производителями. Участники прямо заявили о неравных условиях на общем рынке, указав на более низкие цены на сырое молоко в Беларуси и активное использование ею механизмов государственного регулирования. «Хотелось бы понять, как российским производителям конкурировать и какова позиция правительства на эту тему?» — прозвучал вопрос из зала.

«По-моему, вы достаточно неплохо с этим справляетесь и эту борьбу часто выигрывали. У нас на лавках все-таки в основном представлена продукция отечественных производителей», — ответил производителям вице-премьер. Тем не менее в рамках Союзного государства уже практически сформирована единая таможенная территория. Балансы поставок согласованы и выдерживаются. Он не стал отрицать существование проблемы, но предложил решать ее через создание совместной экспертной группы для более тесного прогнозирования спроса и балансировки рынка, чтобы избежать кризисов, подобного дефициту масла в 2024 году.

«Госрегулирование цен — это очень опасная история…»

Еще одним горячим вопросом стало возможное государственное регулирование цен. Бизнес решительно выступил против. «Такое вмешательство приведет к откату от рыночных механизмов и ухудшению ситуации в продовольственной цепочке», — предупредили отраслевики.

Патрушев заверил, что власть разделяет этот подход. «Мы поддерживаем те основы рыночной экономики, которые заложены в нашей стране. И конечно, государственное регулирование цены возможно, но крайне на коротком этапе. И это очень опасная история, я неоднократно об этом говорил. Вы же видите, за последнее время избегали подобного вмешательства в рыночную экономику», — сказал он. Вместо директивного ценообразования был предложен акцент на долгосрочные контракты между производителями и сетями.

«Я скажу банальную вещь, но бизнес должен чувствовать свою социальную ответственность в том числе. И если возникает ажиотажный спрос на какой-то продукт, не вызванный никакими объективными факторами, то бизнес должен помочь государству, чтобы этот ажиотажный спрос погасить, а не пытаться заработать какие-то сверхдоходы в кризисной ситуации», — пожурил предпринимателей зампред правительства.

Модерировавший дискуссию генеральный директор национального союза производителей молока Артем Белов поблагодарил правительство за такой подход. Кроме того, он предложил за счет гибких кредитных ставок стимулировать производителей к производству необходимых компонентов молока — белков и жиров.

Патрушеву идея пришлась по душе. «Я поддерживаю не то что возможность, а необходимость запуска пилотного проекта в этом направлении», — подчеркнул он.

Оксана Лут: «Если мы не будем смотреть на экспорт, мы не сможем дальше развиваться. Мы можем остановиться — это тоже нормально, если все примут такое решение. Но если мы хотим развиваться — это только экспортный рынок» Оксана Лут: «Если мы не будем смотреть на экспорт, мы не сможем дальше развиваться. Мы можем остановиться — это тоже нормально, если все примут такое решение. Но если мы хотим развиваться — это только экспортный рынок» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Развиваться можно только за счет экспорта…»

Следующей к трибуне вышла министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Ее ключевой тезис: без мощного экспорта рост производства упрется в потолок, но для выхода на внешние рынки нужно резко снижать себестоимость. Пока же российское молоко остается неконкурентоспособным.

Стратегическая цель к 2030 году — 38,5 млн т сырого молока. Это означает прирост более чем на 4 млн т от текущих рекордных объемов. Однако внутренний рынок такие объемы поглотить не сможет. «Если мы не будем смотреть на экспорт, мы не сможем дальше развиваться. Мы можем остановиться — это тоже нормально, если все примут такое решение. Но если мы хотим развиваться — это только экспортный рынок», — заявила она.

Расчеты показывают, что к 2030 году совокупные излишки молока в России и Беларуси составят 3,7 млн тонн. Чтобы их сбросить, экспорт должен вырасти в 2 раза — с 600 тыс. до 1,2 млн тонн. «Нам это не нужно, это никому не нужно в цепочке. Поэтому нам надо развивать потенциал нашего экспорта, чтобы внутренний рынок был стабильным», — подчеркнула министр.

Именно здесь возникает главное препятствие — цена. По данным на 2025 год, средняя стоимость сырья в России составляла 41,7 рубля за килограмм, в то время как индикативная цена в Беларуси — 33,8 рубля. «Можно как угодно относиться к цене 33,8, считать, что Беларусь просто установила ее. Но вряд ли предприятия Беларуси работают себе в убыток. У нас такая разница — и об этом всем стоит подумать, как добиться такой эффективности», — констатировала Лут. На мировом рынке российское молоко также выглядит дорогим. «Главный вопрос — мы пока дорогие. И это наша главная задача. Ничего не получится, если мы будем какими-то дорогими», — резюмировала она.

Для снижения себестоимости министр видит два пути. Первый — работа с генетикой и продуктивностью. В качестве успешного примера такого подхода она анонсировала создание агротехнопарка в Татарстане как центра прикладных разработок. Второй путь — укрупнение и индустриализация. По данным министерства, самые эффективные показатели демонстрируют комплексы свыше 1 тыс. голов. Хозяйства же малого формата (до 400 голов) часто нестабильны и не могут обеспечить требуемый рост.

Министр также обозначила необычные, но перспективные направления для повышения спроса. Первое — борьба за умы потребителей в условиях моды на отказ от молока Министр также обозначила необычные, но перспективные направления для повышения спроса. Первое — борьба за умы потребителей в условиях моды на отказ от молока Фото: «БИЗНЕС Online»

«Беларусь — это наш партнер, и другого не будет…»

Отдельно Лут жестко высказалась о выстраивании отношений с Белоруссией. В ответ на жалобы российских производителей на неравные условия она заявила: «Мы живем в одном рынке. Белоруссия — это союзное государство, это наш партнер. Мы не должны регулировать заход на рынок продукции Белоруссии, потому что мы живем в едином пространстве. Другого не будет». Она признала существующие проблемы — разницу в ценообразовании и белорусский запрет на экспорт сырого молока, — но назвала их предметом для совместного решения, а не для конфронтации.

Министр также обозначила необычные, но перспективные направления для повышения спроса. Первое — борьба за умы потребителей в условиях моды на отказ от молока. Она обратила внимание, что молодежь сейчас значительно внимательнее следит за своим питанием, тщательнее подбирает продукты, считает калории. Это становится не только возможностью улучшить рацион, но также служит благодатной почвой для распространения мифов о негативном влиянии некоторых продуктов, в частности, молока. В этой связи министр привела личный пример с ребенком, отказавшимся от молока из-за «непереносимости лактозы».

Второе — переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и даже к прямым инвестициям в переработку в странах-импортерах, по примеру агрохолдингов, строящих элеваторы за рубежом.

«Если мы не будем думать о том, чтобы заходить и инвестировать в переработку в какой-то стране, мы ее потеряем. Потому что переработку построят сами, а сырье будут закупать у других», — предупредила Лут.