Капитан «Рубина» Олег Иванов записал большое интервью с экс-вратарем казанцев Сергеем Рыжиковым. Сейчас он работает в тренерском штабе «Балтики». В часовом подкасте легендарный футболист вспомнил, как ощущалось чемпионство с «Рубином», матчи в Лиге чемпионов, и рассказал, почему не перешел в «Спартак». Полный выпуск можно найти в социальных сетях «Рубина». В материале «БИЗНЕС Online» мы собрали самое интересное из разговора.
Сергей Рыжиков стал гостем подкаста капитана «Рубина» Олега Иванова
1. «Я не сентиментальный человек, но сердце застучало чаще»
Разговор Иванова и Рыжикова начался с сегодняшней работы Сергея. В этом сезоне бывший вратарь вошел в тренерский штаб «Балтики». Казанцы принимали калининградцев в октябре прошлого года в матче чемпионата России. Тогда нынешняя команда Рыжикова разгромила хозяев со счетом 3:0.
Сергей отметил, что возвращение в Казань и на родной стадион получилось для него эмоциональным: «Чуть-чуть нахлынули эмоции от приезда в Казань. Я не сентиментальный человек, но сердце застучало чаще».
Также он рассказал, что конкретно входит в его обязанности в тренерском штабе Андрея Талалаева. К слову, вместе они работают уже не в первый раз. Рыжиков помогал наставнику балтийцев еще в «Химках».
«Андрею Викторовичу нужен не диагноз, а рецепт»
«У меня обширный функционал в тренерском штабе „Балтики“. Я записан как аналитик, но я помощник главного тренера Андрея Талалаева. Я выполняю его поручения и участвую во всем тренировочном процессе. Как у него строится работа: после матча я анализирую игру команды, отправляю отчет, потом Андрей Викторович объясняет, что у нас не получилось в игре, а мы показываем нарезки. Далее выбираем упражнения, которые помогут нам исправить ошибки. Андрею Викторовичу нужен не диагноз, а рецепт, как решить проблему», — отметил Рыжиков.
2. Начать карьеру в «Сатурне» помог брат Алексея Смертина
Далее собеседники перешли к воспоминаниям о старте карьеры Рыжикова. В ходе беседы Сергей напомнил, что начинал футбольный путь в городе Шебекино Белгородской области. Там сначала играл за местный «Химик», а потом добрался и до главной областной команды — «Салют».
С Рыжиковым в составе команда вылетела из Второй лиги, но потом вернулась. Затем Сергей привлек внимание раменского «Сатурна». Тогда вратарю было лишь 22 года. До этого он пробовал свои силы в «Локомотиве» и ЦСКА, но его туда не взяли.
«Тренер дубля был брат Алексея Смертина» (на фото — Алексей)
«В „Сатурне“ я провел две недели на просмотре, меня оставили. Я подписал контракт, и мы поехали на сборы. Тренером дубля был Смертин Евгений Геннадьевич — брат Алексея Смертина. В команду набирали футболистов 1983 года, а я был 80-го. Но меня оставили в команде, наверное, до сих пор ему должен бутылку коньяка. После „Сатурна“ я с ним ни разу не виделся», — поделился Рыжиков.
3. Во время игры за «Анжи» Рыжиков почти не ездил в город
Затем судьба закинула Рыжикова в «Анжи». Туда он отправился в аренду, тот этап карьеры был для игрока первым полноценным опытом в большой взрослой карьере. Как признался сам Сергей, время в махачкалинском клубе очень сильно на него повлияло в профессиональном плане.
«База была расположена на берегу Каспийского моря, футбольное поле — все для развития. В то время там была неблагоприятная обстановка и мы старались реже выезжать в город, а база располагалась за Махачкалой. В город мы ездили раз в неделю, чтобы купить какие-то сладости, журналы, может, сходить в кино», — сказал Рыжиков.
Своим опытом поделился и Иванов, который долгое время выступал за грозненский «Ахмат»: «Когда играл в Грозном, там такая обстановка, что ты ни на что не отвлекаешься и сосредоточен на футболе. А когда попал в „Химки“, то там был стиральная машинка и самому нужно было закидывать вещи. А сейчас все разложено и готово».
4. Рахимов не видел Рыжикова в «Локомотиве»
После вояжа в «Анжи» Рыжиков вернулся в «Сатурн», но за него толком так и не поиграл. Его агент Алексей Сафонов сумел устроить вратаря в московский «Локомотив». На тот момент у железнодорожников была перестройка: команду покинули Юрий Семин и Сергей Овчинников. Поэтому была вероятность, что вратарь займет место легенды клуба.
«У нас основном вратарем был Алексей Поляков, но перед последними двумя турами он попал в больницу и я получил место. Но потом я уехал в аренду в „Томь“. Там главным тренером работал Валерий Петраков, который находился в хороших отношениях с моим агентом. В Томске собралась хорошая банда, работящие ребята со своими талантами. Дома мы очки никому не давали», — поделился Рыжиков.
Иванов тоже отметил, что в те времена, даже в командах, которые вылетали, всегда были хорошие игроки, которые были их отличительной чертой: «Всегда в пример привожу Руслана Аджинджала, Валерия Климова, который стал олицетворением „Томи“».
После этой аренды Рыжиков вернулся в «Локомотив», но там были очередные пертурбации, и новым главным тренером стал Рашид Рахимов. В тот момент он показал хорошие результаты с «Амкаром», и его пригласили в столичный клуб. Однако Рахимов не видел в Сергее основного вратаря и прихватил с собой из Перми голкипера Ивана Левенца.
«Мне позвонил агент и сказал, что на меня не рассчитывают, поэтому давай в „Рубин“. Я тогда слышал о Виталии Кафанове, Курбане Бердыеве. В 2007 году в Москве я подписал контракт с Рустемом Саймановым», — с улыбкой сказал Сергей.
5. Зарождение чемпионского «Рубина» и роль Кафанова
После перехода в «Рубин» у Рыжикова начались сборы с командой, тогда они проходили в Испании. Тренировался он вместе с новичками и молодыми игроками. Сергей пошутил, что главный тренер Курбан Бердыев начал даже сомневаться во вратаре.
«В тот момент в команде была перестройка во вратарской линии: ушел Александр Колинько, вернулся Сергей Козко, остался Нукри Ревишвили и взяли меня с Евгением Черемисиным. На втором сборе в Испании у нас было 8 полевых игроков и четыре вратаря. Уже потом пришли Сергей Семак, Саво Милошевич, Гёкдениз Карадениз, Кристиан Ансалди, Саломон Квирквелия», — сказал Рыжиков.
«Благодарен Виталию Витальевичу за весь отрезок, что мы прошли»
Но все же голкипер больше работал не с Бердыевым, а с его помощником и тренером вратарей Виталием Кафановым. Оба быстро нашли взаимопонимание, а сам специалист перевернул не только карьеру подопечного, но и в целом взгляд на вратарское ремесло.
«В Кафанове мне нравился его анализ твоей работы в тренировках и игре. Он по-другому к этому подходил. Несмотря на нелегкие тренировки, Виталий Витальевич спрашивал наше мнение, предлагал свои варианты. Плюс он все время хотел учиться, учиться и учиться. Он ездил в Европу, вместе с ним мы были у тренера вратарей „Манчестер Юнайтед“, когда там работал Луи ван Гал. И конечно, у Кафанова было просто хорошее человеческое отношение. Благодарен Виталию Витальевичу за весь тот отрезок, что мы прошли», — подчеркнул собеседник Иванова.
6. Игроки «Рубина» до конца не верили в титул
Рыжиков стал важной вехой в истории первого чемпионства «Рубина». Но, по словам Сергея, когда он подписывал контракт с клубом, то вообще не задумывался о том, что команда может выиграть чемпионат России. Голкипер отметил, что ему было важно лишь получать игровое время.
«О чемпионстве мы начали задумываться в конце августа 2008 года, когда обыграли „Амкар“ и „Спартак“ — прямых конкурентов. Тогда мы поняли, что можем бороться за золотые медали. Но таких мыслей не было, даже когда мы одержали 7 побед подряд», — добавил он.
Казанцы выиграли чемпионат страны за несколько туров до его конца. Естественно, команда уже расслабилась и последние игры проиграла. Так что, по признанию Рыжикова, вкус победы получился чуть смазанным.
«Жаль, что при своих болельщиках мы проиграли „Тереку“, „Локомотиву“ и ЦСКА. Почти за весь чемпионат я пропустил 12 голов, а за эти три игры — 7. С момента чемпионства прошло 17 лет, поэтому остались только общие черты: радостный Курбан Бекиевич, Роман Адамов забил „золотой“ гол. После того как мы приехали в Казань, то сразу отправились в ресторан. В аэропорту нас встречали болельщики, там сделали сцену, был салют, нас встречали первые лица республики. Это непередаваемые ощущения. Не ожидал, что наше чемпионство будет иметь большую значимость для республики», — ностальгировал Рыжиков.
7. Во время игровой карьеры с Бердыевым было два-три разговора, но сейчас он зовет в гости
Самой собой, Бердыев также сыграл важную роль в карьере Рыжикова, но за время первого захода тренера у Сергея было не так много индивидуальных бесед со специалистом. Так сложилось, что проводником мыслей наставника до вратарей стал Кафанов.
«С Бердыевым я очень редко пересекался, у нас было две или три индивидуальные беседы. Кафанов создал купол. Курбан Бекиевич не высказывал претензий и не пел дифирамбы — все делал Виталий Витальевич. Если ты накосячил, то приходил Кафанов и доступным языком все объяснял, и мы исправляли ошибки», — поделился Рыжиков.
«Бердыев открыт, делится советами»
Сейчас же отношения обоих изменились, ведь теперь они заняты тренерским ремеслом и Бердыев выступает уже в роли наставника для Сергея.
«Курбан Бекиевич для меня глыба тренерского мастерства, создания команды и игры, которую он видит. Я благодарен ему за то, что мы пережили с ним столько радостных минут и матчей, в России завоевали все, в Европе были на таких ролях, что о „Рубине“ говорили. Это крутяк. После завершения игровой карьеры мы провели с ним много бесед — он открыт, делится советами, просит приехать и взять с собой Романа Шаронова и Олега Кузьмина. С ним очень интересно общаться», — признался экс-вратарь.
8. Месси не прислал пиво
Естественно, Рыжиков и Иванов вспомнили и о легендарной победе «Рубина» над «Барселоной» на ее поле. По словам Сергея, после игры футболисты сначала не чувствовали, что совершили подвиг в масштабах всей страны. Понятно это стало после того, как болельщики благодарили их в разных городах России.
Еще одно достижение, которое покорилось Рыжикову, — это то, что тогдашний игрок каталонцев Лионель Месси так и не смог распечатать его ворота. Поэтому голкипер остался без пива от аргентинца.
«Месси решил сделать подарок каждому вратарю, которому он забивал, отправив бутылки пива. А мне он не забивал, и „Спортс’“ решил пошутить на эту тему и отправил мне банку сока. Но его я не пил, потому что банка долго шла», — пошутил экс-вратарь.
9. «Бердыев спросил, что нужно сделать, чтобы я остался»
Иванов и Рыжиков не обошли стороной и тему того, что Сергей мог покинуть «Рубин» в 2010 году. Тогда вратарем активно интересовался «Спартак»: голкипера хотел видеть экс главный тренер красно-белых Валерий Карпин. Москвичи предлагали за переход футболиста $10 миллионов.
«Когда от красно-белых пришел трансферный запрос с конкретной суммой, то в „Рубине“ поняли, что все серьезно. У меня было большое желание перейти в „Спартак“, многие мне тоже советовали туда уходить. Но мы с женой решили остаться. И немаловажную роль сыграл Курбан Бекиевич. Это была одна из наших первых бесед тет-а-тет. Он спросил, что нужно сделать, чтобы я остался. А я ответил, что нужно повторить условия „Спартака“. Бердыев попросил два дня, после чего вернулся и сказал, что я остаюсь и клуб на условия согласен», — вспомнил Рыжиков.
10. Перестройка в «Рубине» и приход Карлоса Эдуардо
Затем в «Рубине» началась большая перестройка — те, кто ковал два чемпионства, стали уходить из команды. В числе тех, кто ее покинул, были Алехандро Домингес, Александр Бухаров, Сергей Семак.
«Эдуардо был балагуром»
«Я радовался за ребят, я был уверен в нашем составе и в том, что Курбан Бекиевич найдет решение, как их заменить. Ходили разные слухи, например, слышал, что „Зенит“ хотел, чтобы конкуренты ослабли. Вместо Домингеса, Бухарова и Семака пришел Карлос Эдуардо, который забил в первом матче два гола, но потом выбыл. Оказалось, что его купили с травмой, которая оказалась тяжелой. Хотя футболист он был очень хороший, обученный, хорошо работал левой и правой ногами, был еще и балагуром», — сказал Рыжиков.
11. Уход Бердыева в 2013-м
Перестановки в клубе были не только среди игроков, но и на тренерском мостике. Тогда после серии неудач команду покинул и Бердыев. Как признался Рыжиков, эта новость застала его врасплох.
«Я был во всей этой каше, ходили разные слухи, но игроки полностью доверяли Бердыеву. Когда я узнал, что его уволили, я был в Москве вместе с семьей, тогда мы ехали отдыхать. Я созвонился с Кафановым, и он подтвердил, что их убрали. Поэтому, уезжая отдыхать, я не знал, кто будет главным тренером. Было очень грустно, потому что у нас стабилизировалась игра, мы сменили схему, прошли в евровесну. С чем был связан уход? Наверно, что-то не поделили. Но ведь если люди хотят найти компромисс, то они его всегда найдут. Значит, было что-то не то.
Когда главным тренером стал Ринат Билялетдинов, то был тяжелый отрезок, который мы прошли нормально. На следующий год сдали „Ак Барс Арену“, в команду пришла молодежь: Магомед Оздоев, Максим Канунников, у нас еще оставалась и старая гвардия: Олег Кузьмин, Карадениз. Все вместе мы заняли высокое место в чемпионате и попали в Лигу Европы», — отметил он.
12. Аплодисменты от болельщиков «Ливерпуля»
В тот же смутный период «Рубин» добрался и до матчей против «Ливерпуля» в Лиге Европы. Первая встреча прошла на знаменитом стадионе «Энфилд». В тот вечер казанские футболисты смогли прочувствовать всю мощь этой арены. Возможно, на фоне этого матч и закончился вничью.
Натаниэл Клайн (слева) и Гёкдениз Карадениз
«Фанаты на „Энфилде“ — это самые громкие и понимающие футбол болельщики, которых я видел. Меня впечатлило, как они пели, приветствовали игроков. Я добежал до линии вратарской площадки, и они начали гудеть, и я поаплодировал, а они сделали то же самое в ответ. У меня были мурашки. Они ценят подкат, так же как гол.
В ответном матче в Казани собралось 45 тысяч болельщиков на стадионе, к сожалению, мы проиграли — 0:1. Это непередаваемые ощущения. Мы отдали все силы, но победить не смогли», — сказал Рыжиков.
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.