На выборах раиса РТ, как и ожидалось, победил Рустам Минниханов. Обошлось без скандалов, хотя некоторые телеграм-каналы и пытались их провоцировать На выборах раиса РТ, как и ожидалось, победил Рустам Минниханов. Обошлось без скандалов, хотя некоторые телеграм-каналы и пытались их провоцировать Фото: rais.tatarstan.ru

Смена акцентов

В 2025 году в Татарстане начался новый политический цикл — конечно, в связи с выборами. На муниципальном уровне везде торжествовала «Единая Россия», а на выборах раиса РТ, как и ожидалось, победил Рустам Минниханов. Обошлось без скандалов, хотя некоторые телеграм-каналы и пытались их провоцировать. Обстановку нагнетали по разным векторам, например, указывали на количество голосов, которые получил Минниханов. Главная мысль: начиная с 2020-го стало считаться неприличным, если глава региона набирает больше президента РФ, и Татарстан эту черту едва не перешагнул. Результат раиса РТ на ЕДГ-2025 — 88,09%, т. е. всего на 0,6% ниже путинского в республике годом ранее.

Несмотря на уверенность в победе, в партии и команде Минниханова шел поиск идей, на которых можно строить предвыборную программу. Проекты вроде благоустройства общественных пространств, которые были коньком прошлых политических циклов, отошли на второй план. 

На модернизацию коммунальной инфраструктуры в обновленных нацпроектах заложили 4,5 трлн рублей до 2030 года На модернизацию коммунальной инфраструктуры в обновленных нацпроектах заложили 4,5 трлн рублей до 2030 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Акцент решили сделать на более утилитарном — трубах, канализации и прочих проблемных составляющих коммунального хозяйства. Благо пример был перед глазами: на федеральном уровне поняли, что откладывать решение проблем ЖКХ больше невозможно. Изношенность инфраструктуры доходит до 80%. На дворе 2026 год, а в законодательстве остаются неурегулированными вопросы выгребных ям в многоквартирных домах — да, не везде есть центральная канализация. Поэтому на модернизацию коммунальной инфраструктуры в обновленных нацпроектах заложили 4,5 трлн рублей до 2030 года.

В ходе предвыборной кампании Минниханова объявили о запуске (в дополнение к федеральной) республиканской программы. Поначалу изменения вряд ли будут заметны невооруженным глазом, но, несомненно, повлияют на жизнь каждого татарстанца.

«Моей судьбой начали управлять какие-то силы», — пожаловался Энгель Фаттахов в открытом письме властям «Моей судьбой начали управлять какие-то силы», — пожаловался Энгель Фаттахов в открытом письме властям Фото: «БИЗНЕС Online»

Нелегкие судьбы чиновников

Послевыборные изменения в кабмине РТ оказались точечными — портфели сохранили почти все. А ведь начало года было интригующим — внезапно ушел старожил правительства, министр финансов Радик Гайзатуллин. Увольнение летом на фоне пристального внимания правоохранителей министра здравоохранения Марселя Миннуллина задало одну из главных тенденций года — все более значимое влияние на кадровые вопросы силового фактора. Тут вспоминается не только Миннуллин, но и экс-глава Бугульминского района Линар Закиров, и экс-мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. И если Закирова пока только «обезжирили», то Муллин оказался в СИЗО (его обвиняют в хищении «рекрутских» выплат). Такое впечатление, что силовики поднимают планку — ранее арестовывали максимум глав районов (вспомним Фаила Камаева и Энгеля Фаттахова). На федеральном уровне уголовные дела в отношении министров уже обыденность — вспомним Алексея Улюкаева и Михаила Абызова.

«Моей судьбой начали управлять какие-то силы», — пожаловался Фаттахов в открытом письме первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву. И эти «какие-то силы» все чаще заставляют власти РТ пересматривать кадровые назначения. «Помните, я консультировался с вами и вы сказали: „Энгель, не придется ли и оттуда тебя убирать?“ После этих слов мне все стало понятно… и я промолчал», — в том же письме вспоминает Фаттахов о том, как ему не дали ему занять пост директора «Адымнара». Не понятно, что имел в виду Минтимер Шарипович — личные качества своего протеже или тянущийся за ним шлейф — но такие фигуры действительно становятся токсичными, а назначать их куда-либо опасно.

Отметим, что те же Закиров, Муллин и Миннуллин на своих постах не были однозначно успешными и популярными: их окружали скандалы и напряженные отношения с центрами силы. По сути, силовики атаковали «слабых антилоп».

После увольнения из Росмолодежи Дамиру Фаттахову пришлось долго ждать назначения: в Москве никуда не приглашали, а в Татарстане не могли найти подходящего места. В итоге ему пришлось смириться с постом главы Бугульмы, а это, как ни крути, значительное понижение После увольнения из Росмолодежи Дамиру Фаттахову пришлось долго ждать назначения: в Москве никуда не приглашали, а в Татарстане не могли найти подходящего места. В итоге ему пришлось смириться с постом главы Бугульмы, а это, как ни крути, значительное понижение Фото: gossov.tatarstan.ru

Денег нет, привилегий тоже, зато уголовка — реальность

Еще один вывод, который можно сделать после событий 2025 года: в республике короткая скамейка запасных.

Казалось, Татарстан едва ли не главный поставщик кадров на федеральный уровень — взять хотя бы вице-премьера РФ Марата Хуснуллина или министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина. Но это успешные примеры, а сколько тех, кто так и не прижился в Москве? Азат Кадыров ушел из минспорта РФ вслед за Олегом Матыциным, Дамир Фаттахов уволился из Росмолодежи после отставки Ксении Разуваевой. Первый вернулся на родину, руководил минземимуществом РТ, но всего через год его внезапно переместили на пост министра по делам молодежи РТ. А второму пришлось несколько месяцев ждать назначения — то ли дело в том же силовом факторе, то ли еще в чем-то. В итоге Фаттахову пришлось смириться с постом главы Бугульмы, а это можно трактовать как понижение, хотя сам он так не считает. По принципу: лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме.

Специфика последних перестановок и назначений наглядно демонстрирует: в Татарстане проблема с кандидатурами на руководящие должности, особенно в районах. Престиж профессии чиновника год от года снижается: ответственность большая, привилегии сомнительны, зарплаты низкие, так еще и за любой чих посадить могут. Не поможет и сделка со следствием (или с совестью?): тот же Камаев в надежде на условку «сдал» Фаттахова, но все равно пока что получил 4 года реального срока (обжалование еще идет). Словом, система продолжает проседать, а государство — проигрывать бизнесу конкуренцию за лучшие кадры.