Директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин: «Самое важное — это наш уникальный опыт и проверенный годами результат»Фото: Сергей Елагин

Смена учебной программы, но не миссии

— Нияз Мансурович, многие международные школы на фоне санкций в последнее время сталкиваются с ограничениями на программы обучения, которые раньше были эталонными. И у родителей зачастую складывается мнение, что международная школа теперь — это обычная частная школа с углубленным изучением языков. Как МШК выходит из этого кризиса? Расскажите, как вы адаптировались к новым реалиям?

— Действительно, в последнее время по многим показателям международным школам стало тяжело работать в России. Есть ограничения, которые наложены снаружи, и есть различные ограничения для работы внутри. Навигация во всех этих вопросах усложняет нашу работу, и, конечно, для нас стало достаточно большим ударом, как и, наверное, для других школ, решение Генпрокуратуры РФ признать IB-программу (Международный Бакалавриат*) нежелательной. Напомню, что это произошло за неделю до нового учебного года. По данной программе работали 29 школ в России. Мы, конечно же, подчинились.

Безусловно, это был удар. Но не конец. Нам нужно было время, чтобы все правильно перегруппировать, согласовать и обрисовать новую стратегию.

— Сохранили ли вы статус международной школы?

— Конечно, ведь статус международной школы определяется не сертификатом, а тремя следующими атрибутами. Во-первых, возможностью для детей из-за рубежа учиться у нас в этой школе. С 4 до 18 лет для таких детей у нас эта возможность есть. Во-вторых, преподавание должно быть на иностранном языке. И третье — это преподаватели – носители языка. Все это у нас сохранено: мы учим на английском, у нас работают 40 учителей из 15 стран мира. Мы по-прежнему аккредитованы Council of International Schools** (CIS). Это очень серьезный сертификат и стандарт качества. Меняется конкретная учебная программа, а не суть и миссия школы.

У нас всегда была концепция именно международной школы. Она не в том, чтобы дети учились здесь, а потом все уезжали за границу. Она создана для того, чтобы Казань заняла свое достойное место среди мегаполисов мира. И чтобы бизнес, дипломаты, спортсмены, международные семьи, туристы и так далее могли обучать своих детей здесь и при этом знали, что они смогут поступить в вуз в зависимости от своих жизненных обстоятельств в любой точке мира.

Еще одна категория семей — те, у кого есть возможность учиться за границей, но они не хотят туда отправлять детей и хотели бы попробовать учиться по-другому, но в Казани. Эта категория особенно ярко проявилась в последние четыре года. Сначала ковид, потом геополитические изменения, санкции… Это огромный обратный приток тех, кто учился за границей и возвращается в Россию.

«Сейчас у нас учится около 600 детей, и этот показатель стабилен» «Сейчас у нас учится около 600 детей, и этот показатель стабилен» Фото предоставлено АНОО «Международная Школа Казани»

— Как новость о смене учебной программы была воспринята родителями? Не потеряли ли вы учеников?

— Знаете, когда я проводил одно из первых собраний для родителей, объясняя, что происходит со школой, я просто по-человечески как директор порадовался той поддержке, которую нам декларировали родители. Они вставали с места, выступали и говорили о том, что они школе очень сильно доверяют и знают, что она действительно найдет решение и встанет обратно на рельсы. И по тем цифрам оттока, который мы наблюдали, мы видим, что лояльность наших родителей это не пошатнуло. Сейчас у нас учится около 600 детей, и этот показатель стабилен.

«Сильная сторона A-Level и главное отличие — это ранняя глубокая профилизация. Ребенок выбирает три предмета и более и изучает их от 7 до 10 часов в неделю»«Сильная сторона A-Level и главное отличие — это ранняя глубокая профилизация. Ребенок выбирает три предмета и более и изучает их от 7 до 10 часов в неделю»Фото предоставлено АНОО «Международная Школа Казани»

Новая учебная программа с четкой профилизацией и двойной диплом

— Итак, на какую программу вы перешли и почему был сделан такой выбор?

— Это учебная программа Advanced Level*** (A-Level) — международный образовательный стандарт, который используется более чем в 160 странах и признан ведущими университетами мира. По сути, сегодня в мире всего три широко признанных стандарта: IB*, который для нас больше недоступен, американская Advanced Placement**** (AP) и A-Level.

Сильная сторона A-Level и главное отличие — это ранняя глубокая профилизация. Ребенок выбирает три предмета и более и изучает их от 7 до 10 часов в неделю. Это значительно глубже, чем в традиционных школьных программах. Базовые предметы, как математика и русский, они сохраняются. А вот 3–4 обязательных предмета зависят от выбора направления — это серьезная подготовка к конкретному вузу и профессии. При этом мы сохраняем и усиленную подготовку к ЕГЭ. Таким образом, мы даем лучшее из двух систем. При желании дети могут выбрать только одно направление.

— Переход на новую программу — это всегда вызов для педагогического состава. Что для учителей оказалось самым сложным в процессе перестройки?

— Смотрите, здесь очень интересно. В том плане, что не каждый учитель A-Level может стать учителем IB*. Но каждый учитель IB* может стать учителем A-Level. И поэтому для нас этой проблемы не было в этом плане.

— Двойной диплом у учеников сохраняется?

— Преподавание у нас уже идет по A-Level, и экзамены ребята будут сдавать в любом случае и получать двойные дипломы — по результатам международной программы и ЕГЭ. В данный момент мы проходим аккредитацию, чтобы проводить экзамены по A-Level именно на базе нашей школы, а не в других странах.

Хочется пояснить, что A-Level — это программа последних двух лет обучения в школе. И конечно, чтобы быть в ней успешными, детей нужно к ней готовить. Мы этим занимаемся на всех этапах: в начальной, средней и старшей школе. И по многим аспектам у нас есть пересечение с российской государственной программой (ФГОС). Но требование свободного владения английским языком проходит красной нитью через все возрасты, потому что мы международная школа. Дети должны осваивать программу на английском, показывать результаты и быть успешными, чтобы в итоге прийти к получению этого сертификата.

«Наши выпускники традиционно поступают как в ведущие российские, так и в зарубежные вузы» «Наши выпускники традиционно поступают как в ведущие российские, так и в зарубежные вузы» Фото предоставлено АНОО «Международная Школа Казани»

«Благодаря нашим учителям, ресурсам и инфраструктуре у нас есть опыт подготовки выпускных классов и опыт доведения детей до университета»

— Международное образование — это не только про аудитории, но и про картину мира. Ваша школа всегда славилась громкими проектами и поездками. В этом году, в условиях новой реальности, как вам удалось сохранить эту составляющую?

— Внеучебная жизнь, которой мы всегда гордились, только усиливается. В этом учебном году у нас уже состоялась поездка в Южную Корею. Готовимся поехать в Оман и размышляем над Азией. География наших образовательных путешествий расширяется и внутри страны. Планируем поездку на Байконур и на Кавказ, чтобы провести с детьми несколько дней в горах, в полудиких условиях, в походах.

А сейчас мы активно готовим команду из 40 человек для участия в престижных международных спортивных соревнованиях World Games в Катаре. Будем участвовать в них уже третий год. Это такое многоборье, где дети и бегают, и плавают, и играют в футбол. Нам очень повезло с партнерами. По плаванию с нашей сборной работает титулованная спортсменка Яна Мартынова, которая присоединилась к нам со своим тренерским штабом. А по футболу мы активно сотрудничаем со школой «Атлант».

— Куда поступили ваши выпускники прошлого года?

— Наши выпускники традиционно поступают как в ведущие российские, так и в зарубежные вузы. Если выделять главные направления, то в России это прежде всего МГУ, МГИМО (в этом году туда поступили четыре наших выпускника), Высшая школа экономики. Здесь, в Казани, успешно идут в КФУ, в строительный университет. Из зарубежных университетов, куда поступили наши ребята, я бы отметил два особенно показательных: это SJTU (Shanghai Jiao Tong University) — государственный исследовательский университет в Шанхае и University of Nottingham (Ноттингемский университет) — один из крупнейших и престижных университетов Великобритании.

«Мы 11 лет готовили выпускников по всемирно признанной программе, и они поступали в зарубежные университеты именно на основе международного диплома» «Мы 11 лет готовили выпускников по всемирно признанной программе, и они поступали в зарубежные университеты именно на основе международного диплома» Фото предоставлено АНОО «Международная Школа Казани»

— Перед началом 2026 года давайте заглянем в будущее. Какие три главные цели вы ставите перед Международной школой Казани на следующий учебный год?

— Академические цели у нас четкие. Первое — это, безусловно, максимально бережно и успешно завершить текущий переход для наших учеников, особенно для выпускников, которые оказались в самой сложной ситуации, перестраиваясь с одной программы на другую. Им нужно оказать всю возможную поддержку. Второе — как школе полностью встроиться в новые стандарты и запустить программу A-Level на полную мощность.

И третье — мы ставим себе амбициозные планы по академическим результатам. В прошлом году у нас было 107 призеров и победителей олимпиад разного уровня. Этот результат нужно усилить. Наша задача — войти в топ-10 лучших школ Казани по совокупным академическим показателям: результатам ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад. И как логичное продолжение — помогать нашим выпускникам поступать в лучшие университеты России и мира.

— В чем ваше конкурентное преимущество сейчас, ведь в Казани уже есть школы, где также преподают по программе A-Level?

— Самое важное — это наш уникальный опыт и проверенный годами результат. Мы 11 лет готовили выпускников по всемирно признанной программе, и они поступали в зарубежные университеты именно на основе международного диплома. Теперь мы применяем этот же экспертный подход к программе A-Level. Благодаря нашим учителям, ресурсам и инфраструктуре у нас есть опыт подготовки выпускных классов и опыт доведения детей до университета непосредственно.