Настоящее полицейское «реалити-шоу» наблюдают в конце года рядовые турецкие граждане. Местные силовики устроили несколько волн облав и задержаний, в центре которых оказались многочисленные и хорошо известные в Турции актеры, певцы, блогеры и инфлюенсеры. Все они в том или ином качестве фигурируют в деле о наркотиках. Между тем, по одной из версий, так власти пытаются переключить общественное внимание с непростого экономического положения в стране. Подробности — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online», востоковеда Азата Ахунова.
«Местные силовики устроили несколько волн облав и задержаний, в центре которых оказались многочисленные и хорошо известные в Турции актеры, певцы, блогеры и инфлюенсеры»
«Большая гламурная чистка»
В Турции развернулась масштабная кампания, которую можно смело назвать «большой чисткой» в гламурном мире знаменитостей. То, что официально объявлено расследованием по делу о наркотиках, на деле выглядит как заранее запланированная спецоперация, прицельно бьющая по деятелям культуры и шоу-бизнеса.
Под раздачу попали самые яркие имена: певицы, актрисы, инфлюенсеры, чьи лица мелькают в сериалах, на сцене и в лентах миллионов подписчиков. Происходящее само по себе превратилось в грандиозное зрелище: обыватели с жадным любопытством следят за каждым поворотом сюжета — когда еще выпадет шанс увидеть любимых селебрити не в постановочном сериале, а в настоящем, суровом реалити-шоу?
Глядя на масштаб происходящего — а это уже третья волна задержаний с октября текущего года, — трудно не вспомнить события 2016-го после попытки госпереворота. Тогда правоохранительная система тоже действовала широко и системно, фокусируясь на вполне определенных общественных группах. Конечно, контекст совершенно иной, но сама логика процесса и его охват вызывают стойкое ощущение дежавю.
«18 декабря в Стамбуле прошли рейды по нескольким адресам. Задержали четверых: певицу Алейну Тилки (на фото), инфлюенсершу Данлу Билич, актрису Ирем Сак и блогера Мюмине Сенну Йылдыз»
«Нехорошая квартира»
…Все началось утром 18 декабря, когда в Стамбуле прошли рейды по нескольким адресам. Задержали четверых: певицу Алейну Тилки, инфлюенсершу Данлу Билич, актрису Ирем Сак и блогера Мюмине Сенну Йылдыз. У последней обнаружили небольшое количество наркотиков — это пока единственное материальное подтверждение подозрений. После необходимых процедур, включая анализы крови и волос, всех четверых отпустили под судебный контроль.
Другие фигуранты той же волны оказались вне зоны досягаемости: актрису Мелису Денгель, певца Юсуфа Гюнея и известного организатора вечеринок Джихана Шенсозлю дома не застали. Трое — Шейма Субашы, Мерт Видинли и Шевваль Шахин — находились за границей, в отношении них вынесены решения о задержании.
Отдельная драма разыгралась вокруг популярной актрисы Эзги Эюбоглу, знакомой миллионам зрителей по роли своенравной дочери крымского хана Айбиге-хатун в культовом «Великолепном веке». Ее задержание стало настоящим шоком для публики, тем более что сама ситуация больше напоминает сцену из криминального сериала. Полиция нагрянула вовсе не к ней домой, актрису обнаружили в гостях у соседа и по совместительству ее менеджера Эсера Кючюкеролу.
«Улов» в квартире агента оказался внушительным: сотни подозрительных таблеток, какое-то кристаллическое вещество, специфические приспособления, а в придачу — три пистолета и пачка фальшивых долларов. Понятно, что основные вопросы у полиции возникли прежде всего к хозяину «нехорошей квартиры», но Эюбоглу, оказавшаяся не в то время и не в том месте, автоматически угодила в протоколы и не только.
Адвокат актрисы Джемиль Джем Эрибол категорически отверг любые намеки на причастность своей звездной клиентки к наркотикам или криминалу, заявив, что она просто стала заложницей обстоятельств.
После задержания Эюбоглу доставили в отделение полиции, а затем в Институт судебной медицины для сдачи анализов крови и волос. По завершении всех необходимых процедур и дачи показаний прокуратура приняла решение освободить актрису без предъявления обвинений в сбыте наркотиков или участии в организованной преступной группе.
«Самый громкий и болезненный арест — журналист Мехмет Акиф Эрсой, бывший главный редактор Habertürk TV»
Третья серия полицейского «сериала»
Описанные выше события стали, по сути, третьей серией остросюжетного сериала, премьера которого состоялась еще осенью. И если присмотреться, в действиях силовиков прослеживается железная, почти сценарная логика.
Все началось 8 октября. Это была классическая «шоковая терапия» — первый массированный удар, направленный на самых медийных персон. В сети силовиков угодили сразу 19 человек, чьи имена в Турции знает каждый. Среди задержанных оказались известные актеры Демет Эвгар, Озге Озпиринджи, Кубилай Ака, Каан Йылдырым и ряд других. Компанию им составили поп-звезды Хадисе, Ирем Дериджи, Зийнет Сали, а также целый десант топовых инфлюенсеров.
Схема была отработана четко, без скидок на звездный статус. Всем задержанным с ходу предъявили обвинения в употреблении и хранении запрещенных веществ. Далее — стандартный, но унизительный маршрут в жандармерию, принудительный забор крови и волос на анализ, изъятие телефонов. Большинство фигурантов в тот же день отпустили восвояси, однако у 8 человек тесты все же показали следы веществ. Именно эти результаты, подкрепленные данными из вскрытых гаджетов, и стали тем фундаментом, на котором следствие выстроило базу для следующих, куда более мощных атак.
Спустя два месяца, 9 декабря, следствие нанесло второй, куда более ощутимый удар, теперь уже по представителям медиа. Ставки резко выросли: прокуратура перешла к гораздо более тяжелым обвинениям. Речь шла уже не просто о банальном употреблении, а об организации притонов и системном моральном разложении.
Самый громкий и болезненный арест — журналист Мехмет Акиф Эрсой, бывший главный редактор Habertürk TV. Имя символичное: полный тезка Мехмета Акифа Эрсоя — великого поэта Османской эпохи, автора текста национального гимна Турции (1873–1936), знаковой, почти святой фигуры, символа нравственности и патриотизма.
Прокуратура в его лице выдала портрет этакого «Эпштейна турецкого разлива». По версии следствия, дом Эрсоя якобы служил элитным притоном, где наркотики лились рекой, происходили групповые оргии под веществами, а сам журналист выступал в роли посредника, сводя женщин с влиятельными людьми ради карьерных и материальных бонусов.
Сам Эрсой в суде был категоричен и все обвинения решительно отверг: «Я никогда в жизни не прикасался к наркотикам. Это политическая расправа и убийство репутации, которую я строил 15 лет». Однако суд эти доводы не убедили: журналиста вместе с тремя предполагаемыми соучастниками отправили за решетку.
«Первой ласточкой, разрушившей миф о безопасности звезд, стал приговор Халиту Эргенчу — тому самому султану Сулейману»
Кто был первой ласточкой
Популярные турецкие киноактеры сегодня — это уже не просто исполнители ролей, а самостоятельные фигуры и глобальные лидеры мнений. Это лицо страны, ее главный экспортный фасад. Киноиндустрия превратилась в мощнейшее орудие «мягкой силы» и стратегическую статью культурного экспорта, ежегодно пополняющую казну на сотни миллионов долларов. Проекты уровня «Великолепного века» успешно покорили рынки от России до Латинской Америки, сформировав привлекательный образ современной Турции. Казалось, что статус «национального достояния» гарантирует этим людям вечный иммунитет. Однако процесс смены милости на гнев начался гораздо раньше нынешних событий.
Первой ласточкой, разрушившей миф о безопасности звезд, стал приговор Халиту Эргенчу — тому самому султану Сулейману, которого российский зритель полюбил как родного. 23 мая 2025 года стамбульский суд признал его виновным в даче ложных показаний по старому делу о протестах в парке Гези 2013-го. Напомним, тот бунт, начинавшийся как локальная защита сквера, быстро перерос в главный символ сопротивления авторитарному курсу.
Вердикт суда — 1 год, 10 месяцев и 15 дней тюрьмы (с отсрочкой исполнения за «хорошее поведение») — стал настоящим шоком для индустрии. Экранный «властелин мира» оказался абсолютно беззащитен перед реальной государственной машиной. Это был недвусмысленный сигнал всему цеху: даже самые прибыльные и популярные фигуры больше не защищены былыми заслугами.
Классическая смена повестки?
В турецком политическом закулисье мало кто верит в случайность происходящего. Если отбросить официальные реляции о «торжестве закона», становится очевидно: мы наблюдаем виртуозную политтехнологическую комбинацию, призванную решить сразу несколько задач Анкары. Эксперты и независимые наблюдатели сходятся во мнении, что нынешняя «звездная чистка» — это классическая операция по смене повестки. Конец года в Турции традиционно проходит под знаком нервных экономических дебатов о бюджете, инфляции и минимальных зарплатах. В такой ситуации громкий скандал с участием селебрити работает как идеальный громоотвод: новость об аресте популярной певицы гарантированно вытесняет с первых полос тревожные сводки о росте цен.
Кроме того, для силовиков это идеальный способ собрать так называемые низко висящие фрукты. Арест реального наркобарона — процесс долгий, опасный и медийно не всегда выигрышный. Зато облава на десяток звезд, чьи контакты нашли в телефоне рядового дилера, мгновенно становится главной темой недели на всех телеканалах. Это создает у обывателя красивую иллюзию тотальной и беспощадной войны с преступностью, хотя по факту удар наносится по самому заметному, но наименее опасному звену цепи.
Наконец, нельзя игнорировать и мощный идеологический подтекст. Рейды демонстративно проводятся в самых богемных, вестернизированных районах Стамбула. Это посылает четкий сигнал консервативному электорату: «Пока вы трудитесь в поте лица, ваши кумиры погрязли в разврате, но мы наведем порядок». А для самой творческой интеллигенции, часто настроенной оппозиционно, внезапные визиты полиции служат недвусмысленным предупреждением: любой может стать следующим и звездный статус больше не является охранной грамотой. Говоря иначе, власть жестко ставит знакомый нам по советскому прошлому вопрос: «С кем вы, мастера культуры?», требуя лояльности от тех, кто формирует общественное мнение и вкусы широкой публики.
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.