В Уфе в третий раз прошел Ufa Tatar Forum 2025 — мероприятие в центре «Артерия» состоялось под эгидой всемирного конгресса татар и всемирного форума татарской молодежи и собрало 200 активистов из разных регионов. Встреча открылась беседой с историком Альфридом Бустановым, где говорили об исчезновении татар, а завершилась перформансом лауреата премии «Золотая маска». Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Уфе в третий раз прошел Ufa Tatar Forum 2025
Между инкыйразом и надеждой
Организаторы обозначили цель — объединение татарской молодежи в городе, где, исключая Казань, живет больше всего татар. Многие отмечали, что раньше Уфа была центром татарской жизни. Сейчас татары Башкортостана продолжают играть одну из ключевых ролей для всего татарского мира. При этом самих татарских мероприятий в городе не так уж много.
Организаторами форума выступили представительство всемирного конгресса татар (ВКТ) в Башкортостане и всемирный форум татарской молодежи (ВФТМ), инициатива и идея проведения мероприятия принадлежит руководителю представительства ВКТ в Башкортостане, имам-хатыбу мечети «Ихлас» Альфреду Давлетшину.
Форум проходит в третий раз, и в этот раз его решили сделать не совсем в обычном формате с учетом пожеланий участников прошлых лет: чтобы это не превратилось в ситуацию, когда казанские приезжают и «учат жить», чтобы формат не был слишком научным, т. к. в таком участвуют не все, и чтобы гости форума не оставались просто зрителями, пока другие «развлекаются». По словам организаторов, найденный в этом году формат многим пришелся по душе.
Ведущей мероприятия стала радиоведущая и блогер Рузиля Байкова, а открыл форум сам Давлетшин, пожелав добрых итогов и заметив: «Уфу без татар, как и татар без Уфы, невозможно представить». Председатель ВФТМ Райнур Хасанов в свою очередь выразил надежду, что казанские спикеры понравятся уфимцам.
Первым спикером стал историк Альфрид Бустанов, напомнивший о популярном среди татар произведении-антиутопии Гаяза Исхаки «200 елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через 200 лет»). Его суть обычно воспринимают так: писатель предположил, что через 200 лет народ исчезнет, а главный герой — «последний из могикан» — погибает. Если считать от момента написания книги, то по этому «счетчику» татарам осталось 78 лет.
Обращаясь к залу, Бустанов спросил: «Ну и что нас ожидает? Исчезнем или нет?» И услышал ожидаемый ответ: «Да, Исхаки так написал, и мы здесь собрались, чтобы этого не произошло, мы за сохранение „милләт“ — нации».
— А знаете ли вы, что тот народ, который описан в произведении Исхаки, уже исчез с лица земли очень давно? — задал вопрос спикер.
— Как? Мы еще не исчезли! — возразили ему из зала. — И не собираемся! Сохраняем милләт!
— А какую же милләт мы сохраняем? Изучаем фарси в медресе?.. Фарси у нас остался только в названиях дней недели…
Первым спикером стал профессор Альфрид Бустанов
Бустанов пояснил, что народ, исчезновение которого прогнозировал Исхаки, исчез уже при жизни самого писателя — его не стало в 30–40-е годы прошлого века. Автор «200 елдан соң инкыйраз» писал о совсем иной общности — об элите, которая не хотела европеизироваться, мыслила догмами, говорила с обилием заимствований из персидского и арабского языков, не изучала русский и не хотела осваивать современные знания.
Именно из-за отставания от мировых тенденций эти кадимисты, как их тогда называли, по мнению сторонников обновления — джадидистов, не смогли бы организоваться, не стали бы настоящей «милләт» и неизбежно отстали бы. В отчаянной попытке разбудить кадимистов Исхаки и написал книгу с посылом: мол, если вы не будете меняться — вымрете.
Обстоятельства сложились так, что кадимисты уже к середине 30-х годов исчезли как явление, их просто не стало, а прогноз писателя позже перенесли уже на татарский народ в целом.
Бустанов предложил участникам угадать, что же будет по прошествии 200 лет в позитивном ключе. В ответ звучали оптимистические прогнозы о том, что все татары станут знать родной язык, появится национальный университет и многое другое. Юрист Айдар Муллануров со своей стороны говорил о будущем, в котором у татар будет правовая система, не противоречащая шариату.
— Амин! — отвечал историк. — Оружие мусульманина — дуа. Давайте после каждого доброго пожелания говорить «амин», пусть даже те, кто услышит это на улице, знают: татары молятся за будущее!
После этого слово «амин» звучало уже после каждого прогноза.
Началось все позитивно, но были и тяжелые оценки. Один из активистов по имени Рузаль заметил, что некому будет учить татарский язык в университетах, если уже сейчас в деревнях дети его не знают.
Звучали и более общие пожелания о светлом будущем — о времени, когда будут татарские вузы и институты рукописей, татарские писатели, поэты, ученые: физики, химики, филологи
— Я сам учил татарский в школе, учебники были на татарском. Может быть, в Татарстане еще есть настоящие татароязычные школы, но у нас их уже нет даже на начальном этапе. Дети и в деревнях говорят по-русски. Деревни вымирают, все разъехались, и в городах, и в деревнях мы воспитываем русскоязычных детей…
Впрочем, в конце оратор сменил пессимизм на надежду: «Надеюсь, что деревни выживут… Амин!»
Звучали и более общие пожелания о светлом будущем — о времени, когда будут татарские вузы и институты рукописей, татарские писатели, поэты, ученые: физики, химики, филологи. Обязательным условием называли и нравственное совершенство — чтобы это были люди, за которых не было бы стыдно, и чтобы татары могли спокойно смотреть в будущее, понимая, что оно в надежных руках.
Бустанов в завершение выступления уверял, что не нужно считать часы в ожидании инкыйраза — он уже прошел, а мы все продолжаем его ждать. Мир меняется, татары не исчезают, возможно, наоборот, их ждет светлое будущее. И ждать осталось совсем немного.
У самых молодых участников форума точно будет возможность увидеть, прав ли был Исхаки или же Бустанов. А если люди к тому времени вдруг начнут жить по 150 лет, то, возможно, это увидит и большинство нынешних участников.
Глава ВФТМ Хасанов вновь озвучил девиз форума татарской молодежи: «Татарчаны заманча, заманчаны татарча» — «Делать татарское современным, а современное — татарским»
Серия TEDx-выступлений: что делать, если молодежи неинтересно?
Следующим этапом стала серия TEDx-выступлений о будущем татарского народа: короткие выступления — по сути, вдохновляющие личные истории.
Глава ВФТМ Хасанов вновь озвучил девиз форума татарской молодежи: «Татарчаны заманча, заманчаны татарча» — «Делать татарское современным, а современное — татарским». Форум, по сути, остался верен этому принципу. Сегодня существует более 100 молодежных татарских организаций, и, если посмотреть шире, практически не проходит ни одной недели без каких-то проектов и мероприятий.
Среди крупных мероприятий, которые проводит форум, — «Җәдидфест», «Дәртфест», «Татарча диктант», «Печән базары», «Акыл фабрикасы» и, конечно же, «Мин татарча сөйләшәм».
Хасанов напомнил историю самого главного мероприятия — о том, как в 2006 году группа единомышленников «Үзебез» организовала акцию «Мин татарча сөйләшәм», направленную на поддержку татарского языка среди молодежи, приезжающей в города. Сейчас это уже значимое событие, без которого невозможно представить татарскую молодежную жизнь в Казани.
Выступление Хасанова было в основном именно о «Мин татарча сөйләшәм», а завершил он его прямым призывом: «Без татарча сөйләшик һәм киләчәкне үзгәртик!» — «Давайте говорить по-татарски и менять будущее!»
Далее выступил Алмаз Халиуллин — руководитель комитета по работе со специальными проектами всемирного конгресса татар. Он говорил об извечной проблеме отцов и детей: старшее поколение хочет сохранить обычаи, а молодое — изменений. По его мнению, на самом деле сохранить традиции можно, только внеся в них изменения и новшества. «Мы часто говорим, что будущее в руках молодежи, но при этом никак не помогаем им это будущее взять», — отметил он.
В качестве примера оратор привел Каз өмәсе (Праздник гусиного пера): в нынешнем виде это неинтересно для молодежи, значит, нужно искать новые формы. Все, что «спускается сверху», молодежь воспринимает как давление.
Директор Музея истории татарской литературы в Казани Айдар Шайхин отметил, что татары издавна задумывались о будущем, а поскольку мусульманский народ верит в конец света, то поэтому интерес и вера в книгу Исхаки об инкыйразе — вполне естественное явление. Далее выступающий зашел с другого ракурса.
— Если существует конец света, значит, нужно думать о себе и о том, что ты оставишь после себя. Нужно быть ответственным и успеть что-то сделать, — сказал Шайхин.
При этом он напомнил, что в татарской литературе были не только антиутопии, но и утопии, и фантастика, в том числе «Фатхулла хазрат» Фатиха Амирхана, «Приключения Рустема» Аделя Кутуя, «Ерак планетада» Адлера Тимергалина. Все эти книги — в какой-то степени осмысление будущего народа. Шайхин призывал не бояться фантазировать и предположил, что будущее может оказаться еще более фантастическим, а возможно, и в какой-то степени катастрофическим.
Блогер и журналист Рамис Латыпов
Блогер и журналист Рамис Латыпов считает, что сохранить язык «как есть» невозможно, и призывы к сохранению в таком виде не работают, потому что мир меняется, появляются неологизмы, одни слова уходят, другие приходят, и язык неизбежно развивается.
По его словам, в настоящих татарских семьях вопрос, как учить ребенка татарскому языку, решается просто — с детьми нужно разговаривать. При этом он отметил, что у татар силен традиционализм: попытка сохраниться в узком кругу через отрицание всего нового приводит к тому, что молодежь, ожидающая изменений, просто уходит из татарской среды. Если человек делает что-то необычное на татарском, его часто критикуют, а если то же самое делается на русском, претензий не возникает. В итоге молодые люди приходят к выводу: ничего не делать на татарском безопаснее всего.
Латыпов призвал не искать человека, который придет и «спасет татар». В качестве примера он привел комический случай: среди татарской интеллигенции председателя комитета по языкам Марата Ахметова нередко называют әти — папой. Почему әти? Потому что защищает и дает деньги, точно так же как и папа. При этом он отметил, что если рассматривать эту модель как семейную, то с одним лишь әти далеко не уедешь: если у ребенка нет собственного желания развиваться, никакая помощь не создаст будущее за детей.
Латыпов обратил внимание и на риторику самой татарской интеллигенции:
— Обычно пожилые люди говорят о болячках и лекарствах. И когда татарская интеллигенция собирается, разговоры тоже часто сводятся к болячкам. Даже в мотивационных песнях мы поем: «Мы не умрем, мы не исчезнем». С таким настроем мы напоминаем ковидного больного на ИВЛ — все мысли не о будущем, а о том, как бы выжить.
Говоря об инкыйразе, он отметил, что никто на самом деле не знает, какие повороты судьбы ждут впереди. В истории народов порой происходят события, после которых сам народ оказывается в состоянии растерянности и оцепенения. Или же счастья.
По словам Латыпова, человек умирает не тогда, когда стареет, а когда перестает думать о будущем. Мир движется слишком быстро, и работать нужно прежде всего для тех, кто молод. В завершение он призвал быть смелее: у татар есть скромность, которая часто превращается в зажатость и страх жить «неправильно». При этом в татарской литературе и культуре всегда ценилась кыюлык, чаялык, т. е. смелость.
Участников разделили на группы и предложили пофантазировать о том, каким может быть будущее татар
«Мировое кафе»: как мы видим будущее
Дальше участники встретились в формате «мировое кафе» под названием «Наше будущее». Встречу модерировал Бустанов. Участников разделили на группы и предложили пофантазировать о том, каким может быть будущее татар. Мыслей оказалось много, и в основном участники старались рассуждать в позитивном ключе, критиковали тех, кто говорит, что татары «исчезают».
Звучали разные образы и метафоры. Например, татары — это альпинисты, которые карабкаются в гору, но путь вверх состоит не только из подъемов, бывают и спуски. Татарскую культуру сравнивали со свалкой — культурных мероприятий много, но они разбросаны, нет общей стратегии. Говорили, что татары слишком пестрые, яркие и гламурные, что иногда пытаются превратить жизнь в сплошной Сабантуй. При этом звучало и мнение, что татары чувствуют обновление.
Отмечали, что у татар нет бренда мирового уровня, а Сабантуй остается скорее локальным явлением. Говорили и о том, что татарам не всегда хватает силы и решимости отстаивать свою позицию. В то же время участники отмечали, что среди татарской молодежи усиливается связь — и связывали это как раз с проведением подобных форумов. Параллельно с этим звучала тревога: уровень владения языком у молодежи снижается, хотя интерес к шежере, к родословным, наоборот, растет. Говорили и о том, что татары по своей природе — предприниматели, но позитивные процессы в других регионах идут не так активно.
Звучали разные образы и метафоры. Например, татары — это альпинисты, которые карабкаются в гору, но путь вверх состоит не только из подъемов, бывают и спуски
Были и те, кто выступал против превращения Сабантуя в культ, и те, кто, наоборот, настаивал на том, что нужно четче обозначать Сабантуй как именно татарское явление.
Среди практических предложений называли создание в Уфе татарского самодеятельного ансамбля, татарского интеллектуального клуба. Участники говорили, что сейчас время искать возможности, а в идеальном будущем у татар есть работающая и понятная стратегия.
При этом говорили о плохой демографической ситуации. Даже прозвучала мысль: «Нас шайтан сбивает с пути». Но тут же добавляли — несмотря на все это, татары на правильной дороге.
— Там же шайтан! — посмеялся модератор.
— Яңарыш юлында татарлар («Татары на пути к обновлению» — прим. ред.)! — ответила одна из групп.
Отмечали, что у татар нет бренда мирового уровня, а Сабантуй остается скорее локальным явлением
Были и шутливые идеи — что среди космонавтов окажутся и татары, в итоге окажутся и на Марсе, найдут там нефть, а финансировать все проекты станет «Марснефть», о строительстве небоскреба под названием «Чак-чак».
Оказалось, что от Татарстана ждут большего внимания к татарам из других регионов. В первую очередь, когда говорят о других регионах, имеют в виду Башкортостан. Речь идет о создании такой системы, при которой татары, независимо от места проживания, могли бы получать образование на татарском языке, обучать ему своих детей, смотреть татарский контент, покупать татарскую одежду. В целом, не проживая физически в Татарстане, чувствовать себя так, будто они живут здесь.
Следующим этапом стал вопрос: а что каждый участник может сделать лично? Прозвучало огромное количество предложений: учить язык, читать книги, не только ходить на мероприятия, но и организовывать их, уже сегодня начинать делать контент для детей. Говорили о необходимости проводить конкурс «Татар кызы» на мировом уровне, открывать курсы татарской кухни, обучать татарскому языку, создавать и продвигать татарскую одежду — пусть в любом формате, но чтобы она была…
«Татарский язык — сам по себе тренд», — отметила Эльза Сафина, добавив, что блогеры сегодня стали более самостоятельными
Можно ли быть блогером и не думать о милләт?
Автор блога «Че гуглит татар кызы» Динара Зиннатова провела встречу с блогерами — разговор получился о настоящем и будущем блогинга. Сразу возник вопрос: кому сегодня больше доверяют — татарским блогерам или журналистам? Прозвучало мнение, что блогер все-таки не журналист: те, кто пришел в блогинг из журналистики, часто продолжают работать по журналистским правилам, а блогеры, изначально пришедшие в эту сферу, не всегда задумываются об ответственности за своё слово.
Из Казани на встречу приехал блогер Латыпов, из местных участников были Эльза Сафина, более известная как Эльза Токмач (Эльза Бешеная), а также «Розалина, а не Розалия» Гайфуллина.
Гайфуллина считает, что не стоит специально искать нишу или направление, важно оставаться собой: «Такое всегда и во все времена будет популярным». Латыпов обратил внимание на то, что в последнее время люди в целом все больше интересуются этникой и своим происхождением и это не особенность именно татарских блогеров, а общемировая тенденция. «Татарский язык — сам по себе тренд», — отметила Сафина, добавив, что блогеры сегодня стали более самостоятельными.
По мнению участников, ответственность за свое слово в последнее время заметно выросла. В зале прозвучал вопрос: должны ли татарские блогеры думать только о собственных блогах или все-таки писать и о судьбе милләт?
По мнению блогеров, в татарском сегменте остается много свободных направлений, где каждый может найти себе нишу, например в блогах о разных профессиях. Отдельно говорили о том, что практически нет татароязычных блогов для детей и подростков. «Может, нам нужен татарский Влад Бумага? Влад Кәгазь», — пошутила Зиннатова.
После обсуждений перешли к развлекательной части программы. Организаторы предложили зрителям татарский стендап. А артистка, педагог-хореограф Алсу Магсумзянова показала танцы татар из разных регионов и провела мастер-класс: буквально пять движений — и вы превращаетесь в настоящего татарского танцора. При этом, как она продемонстрировала, танцы сибирских, самарских и уфимских татар отличаются друг от друга, но вместе с тем это все равно татары.
После обсуждений перешли к развлекательной части программы
Программа форума традиционно завершилась танцевальным перформансом с участием Нурбека Батуллы. Этот год не стал исключением. Батулла вместе с музыкантом Лейлой Владимировой (сценическое имя HANQYZY) и Ильясом Фархуллиным представили проект «Әкият» («Сказка»). Перформанс стал своеобразным продолжением форума.
Программа форума традиционно завершилась танцевальным перформансом с участием Нурбека Батуллы
Нурбек вышел на сцену с веником в руках. «Я снова расскажу вам сказку. Я каждый год рассказываю сказку. Я бы сказал — мы все живем в сказке», — сказал он, одновременно подметая сцену. Долгое время он просто убирался, и поначалу это удивляло зрителей, но вскоре стало понятно, что это и есть часть перформанса и подготовка одновременно — Нурбек собирал мусор.
В своем необычном танце Нурбека Батулла затронул и тему «отцов и детей»
Этот эпизод стал и частью его личной биографии. Убирая сцену, он рассказал, что его мать в свое время была вынуждена работать уборщицей, а сам Батулла — охранником, и именно тогда он писал сказки. По совету отца, от которого он не смог отказаться, Нурбек выбрал путь артиста балета, а отцовские сказки позже превратил в танец.
В своем необычном танце он затронул и тему «отцов и детей»: как в молодости пытался что-то возразить, но его слова тонули, а затем он нашел себя. В финале жизнь превратилась в один сплошной танец — концовку перформанса Нурбек сделал коллективной, пригласив зрителей к танцу под песню Хании Фархи.
Как признался сам Батулла, «каждый видит то, что видит», потому что в этом и заключается «Сказка». По его словам, перформанс был подготовлен «дәрхәл», т. е. мгновенно, буквально в режиме «идея – обсуждение – показ». Судя по отзывам, зрители были в восторге.
«Когда татары приезжают в Башкортостан, им говорят: «А, башкиры приехали»
Мы попросили участников форума поделиться впечатлениями о нем.
Альфред Давлетшин — представитель ВКТ в Башкортостане:
— Привлекать людей непросто, но людей становится больше. В этом году пришли около 200 человек. В этом году к нам приехали даже из Оренбурга. Наша цель — делать мероприятие для молодежи и людей среднего возраста. Для старших всегда есть каз өмәләре, для пенсионеров национальная жизнь так или иначе существует. А вот для городской молодежи и людей среднего возраста почти ничего нет. Нам нужен был новый формат. Не просто концерт и не просто разговоры. Результатами я очень доволен.
Альфрид Бустанов приезжает к нам почти каждый месяц, люди приходят. Нурбек уже третий год с нами. Приходят и те, кто был в татарской молодежной среде раньше, и совсем новые молодые татары. Если в первые годы мы многое делали сами, то сейчас молодежь взяла организацию на себя. Они сработали на очень высоком уровне. Многое делают сами уфимские ребята. Если раньше мы приглашали ведущих со стороны, то теперь и ведущие у нас свои.
Мы хотим, чтобы форум развивался дальше. Хотелось бы, чтобы приезжали Челябинск, Пермь, Оренбург, чтобы со временем это выросло в более широкий, возможно, даже международный формат. Мне кажется, в декабре у нас уже появился форум со своим лицом.
Райнур Хасанов — председатель Всемирного форума татарской молодежи:
— Если говорить о результатах, то самый первый и самый важный результат уже есть. В Уфе три года назад татарская молодежная организация была практически неактивной. А сейчас благодаря Ufa Tatar Forum люди познакомились друг с другом, и появилась очень активная группа. Она не очень большая — около 36 человек, но они проводят мероприятия практически каждую неделю. Еще два года назад такого вообще не было. Для меня это очень большой результат.
Мне понравилось, что формат постоянно меняется. Раньше были в основном дискуссии, в этом году формат стал компактнее, живее. Очень важно привлекать именно уфимскую молодежь, но не только ее. Хочется, чтобы приезжали и ребята из других городов, например из Белебея. Хочется, чтобы молодых людей становилось больше. Это самая главная задача».
Динара Зиннатова — блогер, руководитель проекта Tatarчa Stand Up:
— Мне кажется, татарский стендап сегодня — это большая и важная часть новой татарской культуры. Когда мы внедряем такие современные форматы, как татарский стендап, в, казалось бы, серьезные мероприятия вроде форума татарской молодежи, мы показываем одну простую вещь: татарская культура не стоит на месте. Она развивается. Появляются новые форматы и новые направления для творчества молодежи.
Мне кажется, знакомство прошло успешно. Мы уже познакомились с местными комиками, договорились о сотрудничестве. Будем друг у друга выступать, ездить в разные города и развивать татарский стендап по всей стране. И это очень важно. Причем не только стендап — в целом важно внедрять и другие современные форматы, чтобы участники и гости видели: появляются новые формы, татарская культура живет и развивается. По опыту могу сказать: да, конечно, локальная составляющая всегда есть. Я надеюсь, что мы будем лучше узнавать друг друга, понимать и обогащать друг друга своей идентичностью.
Айдар Муллануров — юрист, член команды организаторов форума:
— Пока рано делать какие-то окончательные выводы — мы еще не остыли, проживаем это мероприятие. Но уже сейчас я понимаю одно: этот форум подтвердил, что в Уфе есть татароязычная среда и есть запрос на такие мероприятия. Уфа показала, что может проводить события с интересной повесткой, которые действительно востребованы.
Я вижу, что мы способны организовать хороший, содержательный диалог. Это было заметно по тому, как много пришло людей, по их вовлеченности, по эмоциям на лицах гостей форума и по тому количеству обратной связи, которое мы получили уже сегодня. Было ощущение, что татары Уфы соскучились по объединяющим мероприятиям, которые проходят с уважением к нашей культуре.
Гульшат Сафина — психолог, автор проекта #TatarDress:
— Я участвую в этом форуме уже третий год, и в этом году он мне понравился особенно. Мне очень понравилось, что людей не просто собрали, а реально вовлекли в процесс. Люди начали думать, включаться, проснулись, задумались — это было заметно.
Очень понравился финал с Нурбеком. Люди, которые его понимают, приходят именно за его энергией. Для меня открытием стало и то, как Алсу вовлекла людей в танец. Это было очень уместно и добавило людям жизни.
Для меня этот форум — редкий случай, когда в одном месте соединились информация, размышления и отдых. Разговоры о будущем татар я воспринимаю как утопию. Идею о том, что через 200 лет будет не исчезновение, а развитие, что появится татароязычный университет, я тоже воспринимаю как утопию. Я не связываю с этим особых ожиданий, но важно, что об этом вообще говорят.
Табрис Яруллин — экс-руководитель всемирного форума татарской молодежи:
— Я очень рад, что оказался здесь. Альфред Давлетшин раньше часто говорил мне: «Мы, уфимские татары, качественные татары. Мы говорим по-татарски и берем ответственность на себя». Тогда я улыбался, а сейчас вижу, что это правда. В Уфе татары действительно сами держат весь процесс. Мы в Казани, честно говоря, избалованы. А здесь люди закаляются, растут в более жестких условиях. Я приехал к уфимским татарам с большим теплом.
Я хочу, чтобы уфимские татары оставались самими собой. Куда уж лучше? Главное, чаще собираться. Когда мы вместе, появляется энергия, поднимается настроение, хочется жить.
Равшан Абдурашитов — активист, житель Уфы:
— Я хочу задать вопрос: почему у нас вообще существует казаноцентризм? Почему административные границы вдруг начинают работать как границы татарского мира? Татары живут везде, и татары Татарстана должны понимать, что татарам постоянно приходится доказывать, что они вообще татары.
Когда татары приезжают в Башкортостан, им говорят: «А, башкиры приехали». А между тем здесь живет много татар. Я очень рад, что Татарстан развивается, что родители отправляют детей учиться в Казань. Пусть Татарстан развивается, успехов ему. Но Татарстан не должен быть занят только собой. Его главная задача все-таки — уделять внимание всем татарам.
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.