Кажется, активная фаза осенне-зимней кампании на СВО завершена: наши войска ожидаемо снижают темпы наступления из-за сокращения светового дня и наступления холодов. Но вместе с тем фронт продолжает двигаться в сторону запада, пусть и не летне-осенними темпами. В то же время Киев морально готовит население Украины к тому, что ему требуется большее количество солдатской массы, в результате чего совершенствуются методы по набору и удержанию добровольцев. Детали — в еженедельном обзоре «БИЗНЕС Online».
«Наши войска ожидаемо снижают темпы наступления из-за сокращения светового дня и наступления холодов»
У Киева назревает новый котел
Наиболее заметным изменением на линии боевого соприкосновения на этой неделе стал димитровский (мирноградский) котел, появившийся в результате окончательного освобождения Красноармейска от украинских захватчиков.
«В ходе доклада 1 декабря об освобождении Красноармейска Верховный главнокомандующий обратил внимание и поставил задачу по разгрому подразделений противника в районах восточнее Красноармейска и в Димитрове. На сегодняшний день соединения и воинские части 2-й армии освободили населенные пункты Ровное, Рог и Гнатовку, примыкающие к Красноармейску с восточной стороны», — комментирует ситуацию глава Генерального штаба Валерий Герасимов.
Всего, согласно приблизительным оценкам военных экспертов, в Димитрове может оставаться около 1–1,5 тыс. украинских боевиков. Обстановка для противника ухудшается буквально каждый день. Оставаясь запертым уже физически, ВСУ продолжают претерпевать все невзгоды боевых действий, в том числе перманентные удары российских ВКС. В результате, не имея сил и средств для обороны, солдатская масса противника продолжает покидать окраины котла, концентрируясь в центральных районах города.
Более того, согласно имеющимся текстовым сообщениям, противник уже не сохраняет контроль над городом целиком. Речь, скорее всего, идет об огромной серой зоне, которая насквозь простреливается российскими войсками, а отдельные штурмовые группы уже добираются до центра города. Попытки отдельных пехотных групп противника просочиться сквозь стенки котла имеют, согласно выкладываемым видеороликам, крайне низкую результативность.
В отдельных зданиях киевские боевики пытаются укрепиться, вести позиционную оборону, но это, как правило, становится лишь поводом для ударов российской авиации — огромные бетонные постройки буквально складываются под ударами ФАБ. Гарнизон города, украинских боевиков бьют, и бьют сильно.
Единственная сложность, с которой сталкиваются российские вооруженные силы, — относительно высокая плотность гражданского населения.
В целом освобождение Димитрова достаточно существенно меняет соотношение сил в зоне действия группы войск «Центр». С одной стороны, нужно ожидать, что после столь долгого и тяжелого сражения соединения, принимавшие участие в штурме котла, будут выведены на отдых. А значит, локально ожидать больших прорывов в январе на данном участке не стоит. Вместе с тем впоследствии наступление на север и запад от Красноармейско-Димитровской агломерации будет усилено за счет тех, кто принимал участие в ликвидации котла.
Александр Сырский: «Ключевая точка приложения наших усилий — не железо, а люди. Мобилизация, рекрутинг, новые контракты и поэтому качественная подготовка»
Сырский и организация учебных лагерей
На этой неделе главком ВС Украины Александр Сырский выступил с достаточно ожидаемым, но все равно важным заявлением: он прямо обозначил, что усилить оборону иначе, чем начать набирать больше людей, невозможно.
«Ключевая точка приложения наших усилий — не железо, а люди. Мобилизация, рекрутинг, новые контракты и поэтому качественная подготовка. В подготовке персонала мы не можем стоять на месте, а должны развиваться и двигаться вперед. Я отметил это во время ежемесячного совещания по вопросам повышения качества подготовки», — пишет он в своем телеграм-канале.
Сырский отмечает, что срок базовой военной подготовки увеличен до 51 дня, убеждая, что, кроме этого, есть профессиональная подготовка и адаптационный период в подразделениях. В теории это действительно так и есть, на практике ситуации случаются более чем разные. От того, что пойманного «захистника» уже через неделю встречают на передовой российские ударные дроны, до того, что человек может месяцами проходить формальное обучение.
«Требование времени — усовершенствовать этот процесс, повысить уровень инструкторов и оборудования учебных центров, чтобы на выходе иметь действительно боеспособного воина», — уточняет Сырский.
Тезис более чем общий. Чему можно научить бойца за 51 день в условиях, когда ему нужно будет в 9 случаях из 10 работать подвижной мишенью для средств поражения, — неясно. Более того, учитывая, что все желающие давно закончились, а остались только те, кто по причине бедности не смог сбежать из страны, либо те, кто рассчитывал, что реальные медицинские проблемы послужат защитой от призыва. В обоих случаях это зачастую люди старшего возраста, которым выполнять нормативы, разработанные для 30-летних, крайне тяжело.
«Во время совещания заслушал доклады по наращиванию качества подготовки за отчетный период, развитию базовой подготовки в боевых бригадах, усилению безопасности военнослужащих в учебных центрах, отбору инструкторов для центра подготовки штурмовых подразделений, первичной адаптации новичков в учебных центрах. Отдельно отметил важность реализации комплексной программы по адаптации военнослужащих в начале прохождения базовой подготовки, ведь именно в этот период происходит значительная часть преступлений, связанных с самовольным оставлением части. Представители подразделений поделились своим опытом работы в этом направлении», — продолжает Сырский.
Т. е. человек признается, что действительно работа в учебных центрах налажена плохо, более того, во всей структуре вооруженных формирований Украины это самое уязвимое в плане дезертирства место. Как это решают, он не пояснил, но, согласно поступающим от пленных сообщениям, там личный состав находится практически как в тюрьме. За периметр лагеря выйти нельзя, ночевать приходится в закрытом бараке, в момент окончания обучения тебя буквально забирают и отправляют в неизвестном направлении.
Как решить эту ситуацию в «демократическом ключе», неизвестно просто потому, что лишенные прав граждане Украины базово не согласны лично участвовать в военной авантюре Киева. Трудно убедить человека умереть «за Родину», если все его желание сводится к тому, чтобы поменьше с ней пересекаться, а лучше и вовсе уехать за пределы оной.
Как следствие, скорее всего, единственные решения, которые мог бы обсуждать Сырский, — это организация тренировочных лагерей в том контексте, что охрану за «призывниками» нужно вести тщательнее, возможно с применением новых технических средств.
«Продолжаем отодвигать подготовку и обучение подальше от фронта, закрепляем армейские корпуса за полигонами в центре и на западе Украины. В то же время отметим, что вопросы строительства и оснащения укрытий в учебных центрах требуют ускорения и неотложных организационных решений. На некоторых объектах состояние обеспечения безопасности неудовлетворительное! Легкомысленно относиться к безопасности наших военнослужащих не имеем права», — завершает мысль Сырский.
Опять же главком вооруженных формирований Украины прозрачно намекает, что если средства для защиты от побега разрабатываются достаточно стремительно, то любые усилия по безопасности контингента лагеря являются второстепенными. Разумеется, сказать прямо, что это не та задача, которую им нужно выполнять, он не мог, но в целом логика мысли именно в этом — «будет возможность — поправим, пока так».
В остальном же все это больше напоминает подготовку перед снижением мобилизационного возраста, тогда людоловы из ТЦК смогут отлавливать на фронт более молодых людей, соответственно, общее количество наловленных должно будет вырасти, что также усилит давление внутри учебных лагерей со стороны желающих их покинуть вопреки воле украинского государства.
«Ранее в понедельник Зеленский заявил, что не готов уступать украинские земли России, несмотря на давление со стороны США»
WSJ прогнозирует недели и месяцы войны
На этой неделе в издании The Wall Street Journal (WSJ) вышел материал, освещающий мирные инициативы Дональда Трампа в вопросе украинского военного конфликта.
Текущее «обострение» западной прессы связано с тем, что, по словам WSJ, президент США заявляет, что Украина проигрывает в конфликте, европейские лидеры слабы, а у России есть козыри, поэтому «президент Трамп усилил давление на Украину, требуя скорейшего принятия разработанного США мирного плана, укрепив свою позицию по отношению к воюющей стране и ее европейским сторонникам, которые настаивают на том, что гарантии безопасности США жизненно важны для мирного соглашения».
Зачем президенту США нужно стремительное мирное соглашение, вопрос открытый. Может быть, потому, что он хочет, чтобы Киев вышел с меньшими потерями, может, потому, что хочет перенаправить военную активность НАТО в другую сторону, может, это как-то связано с внутренней американской политической повесткой. Точно это сказать нельзя просто потому, что истинные соображения команды президента США остаются ее секретом.
Вместе с тем разница в подходах между европейцами и США заключается в том, что первые не хотят признать очевидного, а именно того, что Киев не справляется с военными задачами сам. Более того, как показала практика, не справляется с ними и при военной и финансовой поддержке стран Запада в целом.
«Ранее в понедельник (8 декабря — прим. ред.) Зеленский заявил, что не готов уступать украинские земли России, несмотря на давление со стороны США. Он повторил то, что европейские официальные лица говорили в течение нескольких дней: без четких гарантий безопасности, включая обязательство США оказать поддержку европейским силам, для Украины рискованно идти на значительные уступки, а Европе сложнее выполнить гарантии безопасности, над которыми она работала. „Самые надежные гарантии безопасности, которые мы можем получить, исходят от Соединенных Штатов“, — заявил Зеленский в понедельник во время поездки из Лондона в Брюссель. Он сказал, что это должны быть не „пустые обещания, а юридически обязательные, принятые конгрессом США“», — пишет WSJ.
Фактически издание подтверждает, что президент Украины буквально требует от США и Европы того, чего они ему не должны. Вместе с тем Евросоюз этого дать и не может в силу углубляющегося экономического кризиса, а значит, задача европейской команды, мысль которой и озвучивает Зеленский, — склонить США к этой задаче.
Проблема заключается в том, что это не просто формальные разговоры и административные предписания, а достаточно большие средства, которые необходимо будет выделить для обеспечения этой инициативы. Кроме того, скорее всего, в администрации Трампа прекрасно понимают, что Россия не примет такого решения, а значит, это просто не является решением. Разумеется, Вашингтон не хочет начинать войну с Москвой из-за вороватого государства третьего мира, а также, судя по отдельным сообщениям в СМИ, в целом не против наладить с ней торговые отношения.
«Многие европейские чиновники в частном порядке заявляли, что для урегулирования разногласий между Россией, США и Украиной по ключевым вопросам могут потребоваться недели или месяцы, если на поле боя не произойдет серьезных изменений. Срок окончания мирных переговоров, установленный Трампом на День благодарения, уже истек. В то время как США настаивают на том, чтобы Украина предприняла шаги, Трамп заявил, что у него нет конкретных сроков», — констатирует WSJ.
Т. е. издание подтверждает, что реальность мирного плана при текущих противоречиях отодвигается на длительно неопределенный срок. Отметим, что обе стороны (европейцы и США) вполне даже не формально, а искренне работают над соглашением, которое «приемлемо для обеих сторон, которое обеспечит суверенитет Украины и защитит его в долгосрочной перспективе». Разница, повторимся, сугубо в том, что Европа отрицает военные успехи России, полагая, что если США изыщут необходимые средства для продолжения военных действий и обеспечения украинской экономической системы, то «все не так однозначно».
Собственно, статья наглядно демонстрирует главное — жесткие противоречия между США и Европой, в рамках которых обе стороны не могут договориться, в то время как Россия «решает вопросы на земле».
Для нее это означает, что с крайне высокой долей вероятности завершения военного конфликта не следует ожидать ни до Нового года, ни до окончания летней военной кампании 2026 года. Пока киевский режим имеет опору в лице Евросоюза, никто не допустит политического обрушения его структуры.
Как следствие, обольщаться бравурными заявлениями не стоит; как верно отметил Владимир Путин, «нас это устраивает».
«Мы видим настроения действующей в США администрации под руководством президента Трампа. Видим их не просто призывы, а искреннее желание найти это решение. Мне кажется, есть определенный свет в конце тоннеля. Посмотрим, как будет складываться ситуация. Если нет, то нам придется решить все поставленные перед нами задачи вооруженным путем», — подчеркнул президент России.
Участок фронта: граница Брянск – Курск – Белгород
На данном участке фронта установились позиционные действия. Несмотря на достаточно высокую активность как в районе Волчанска, так и в Сумской области, принципиальных изменений линии фронта на этой неделе не наблюдалось.
Всего подразделениями группы войск «Север» на этой неделе уничтожены 1 320 единиц живой силы противника, один танк, 16 бронированных машин, одна РСЗО, один ЗРК, одна САУ, 12 буксируемых артиллерийских орудий и 77 автомобилей.
Участок фронта Двуречанское – Купянск – Кругляковка – Яровая – Красный Лиман – Северск
На данном участке фронта также бои смещаются к позиционным. Принципиальных изменений в целом не наблюдается, однако некоторые изменения и существенные сражения продолжаются.
В районе Купянска противник по-прежнему удерживает территорию на восточном берегу реки Оскол. Вместе с тем образованный котел постепенно сжимается, так, на этой неделе ВС РФ зашли в населенный пункт Петропавловка с северной стороны и вплотную подошли к нему с юга. Непосредственно в Купянске сохраняется контроль российской стороны, однако, согласно текстовым сообщениям, малые пехотные группы противника на непродолжительное время заходят на территорию населенного пункта.
На краснолиманском направлении российские части существенно улучшили положение в районе населенного пункта Яровая, а также укрепились юго-восточнее Красного Лимана, заняв ряд территорий, через которые проходит дорога на Северск.
В целом замедление боевых действий происходит ввиду сокращения светового дня, а также подступающей ранней зимы. С высокой долей вероятности ожидать, что на данном участке до второй половины января могут произойти существенные изменения, не приходится.
В пресс-службе группы войск «Запад» отмечают, что за эту неделю потери противника составили 1 305 единиц живой силы, три танка, одну БМП, два БТР, 29 бронированных машин, две САУ, 10 буксируемых артиллерийских орудий и 98 автомобилей.
Участок фронта Северск – Соледар – Артемовск – Часов Яр – Константиновка
На данном участке Вооруженные силы России продолжают собирать урожай боевых успехов, посеянный во время летней военной кампании.
В районе Северска оборона противника прорвана, согласно поступающей информации, российские части дошли до центра города в районе набережной реки Бахмутки, на которой и стоит город. Сам Северск верно разделить на три части: восточная, находящаяся за железной дорогой, центральная, расположенная между Бахмуткой и железной дорогой, и западная — уже за рекой. Противник контролировал западную часть города и частично центральную, но к вечеру четверга Путину доложили о полном освобождении города. «Речь шла также о полном переходе под наш контроль Северска. На этот счет президент получил подробные доклады. В ближайшее время будет доступно видео указанного совещания», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Положение, как мы отмечали ранее, у ВСУ скверное: пути снабжения перерезаны, хотя полноценного физического котла нет, остается возможность передвигаться по полям. Однако ввиду распутицы сделать это быстро противник не может. Более того, южнее Северска в селе Кирово (Свято-Покровское) также наблюдается продвижение российских войск, обходящих Северск и блокирующих южную дорогу снабжения.
Южнее силы группы войск «Центр» заняли часть территорий, примыкающих к каналу Северский Донец – Донбасс, а также улучшили положение в районе Константиновки.
В остальном же фронт остается второстепенным, по большей части занимающимся отвлечением части сил противника от перспективы переброски на другие направления.
В группе войск «Юг» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 925 единиц живой силы, три БТР, 19 бронированных машин, одну САУ, четыре буксируемых артиллерийских орудия и 83 автомобиля.
Дружковское, добропольское и новопавловское направления
Как отметили выше, данный участок фронта остается наиболее значимым на всей линии боевого соприкосновения.
В районе добропольского выступа ВС РФ смогли стабилизировать ситуацию и даже улучшить позиции на отдельных отрезках участка фронта. Так, улучшено положение в районе населенного пункта Шахово, на севере противник отдал часть территорий, а также зачищен карман между населенными пунктами Никаноровка и Суворово. Кроме того, происходит давление в Родинском, где противник тоже, удерживая отдельные здания, постепенно попадает в небольшое окружение.
В районе димитровского котла продолжается затягивание петли на шее гарнизона противника. На этой неделе он сократился на две трети, потеряв ряд ранее удерживаемых населенных пунктов. Остатки гарнизона сконцентрировались непосредственно в Димитрове, на который оказывается организованное давление со всех сторон окружения.
Западнее российские части улучшили положение в районе населенного пункта Гришино, ранее являвшегося базой подскока до Красноармейска, а на данный момент — первой линией обороны вооруженных формирований Украины.
В пресс-службе министерства обороны РФ отмечают, что потери вооруженных формирований Украины от воздействия на них сил группы войск «Центр» за эту неделю составили до 2 725 единиц живой силы, один танк, один БТР, 15 бронированных машин, две РСЗО, одну САУ, четыре буксируемых артиллерийских орудия и 25 автомобилей.
Участок фронта Искра – Покровское – Гуляйполе
На этом участке фронта также продолжаются активные боевые действия. На севере, в районе населенного пункта Покровское, противник сумел усилить давление и ВС РФ были вынуждены отойти от населенного пункта Тихое.
Западнее реки Янчур был освобожден населенный пункт Остаповское, а также существенно улучшены позиции в районе Гуляйполя.
Можно предположить, что после сравнительно быстрого натиска группа войск «Восток» налаживает цепочки поставок, создает логистические пункты, производит ротацию войск. При этом российские войска вышли к месту, за которым начинается подготовленная линия обороны противника, штурм которой сделать будет не так же просто, как действовать в междуречье.
Кроме прочего, очевидное охлаждение боевых действий происходит в том числе и вследствие сокращения светового дня.
Согласно сообщениям пресс-службы группы войск «Восток», отвечающей за участок, за неделю потери противника составили до 1 335 единиц живой силы, 25 бронированных машин, одну РСЗО, пять буксируемых артиллерийских орудий и 58 автомобилей.
Запорожско-херсонский участок фронта
Данный участок фронта остается наименее интенсивным по плотности боевых действий. Принципиальных изменений на линии боевого соприкосновения не зафиксировано.
В пресс-службе группы войск «Днепр» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 275 единиц живой силы, три бронированные машины, три буксируемых артиллерийских орудия и 78 автомобилей.
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.