Банк России предупредил об опасном «буме» на рынке структурных облигаций, которые могут приносить частным инвесторам убытки или низкую доходность. Как следует из аналитической записки регулятора, объем выпуска соответствующих финансовых инструментов за три года вырос более чем в 5 раз, достигнув 1,9 трлн рублей, при этом их реальная доходность оказалась крайне низкой.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

ЦБ России уточняет, что фактическая доходность по погашенным выпускам составила в среднем лишь 3,2% годовых, что меньше, чем можно было бы получить от вложений в обычные облигации или госбумаги (ОФЗ). Особенно тревожной является ситуация с частными инвесторами, которые несут самые большие убытки. Анализ показал, что в самых провальных выпусках, где доходность была ниже минус 30% годовых, доля вложений граждан превышала 80%.

Структурные облигации по своей природе являются не классическими долговыми бумагами, а сложными производными инструментами, считает Центробанк. Их доходность зависит от поведения другого актива — акций, индекса или валютной пары. Эти бумаги часто не имеют защиты капитала и не торгуются на бирже, а значит, инвестор не может их продать досрочно и вынужден ждать срока погашения.

Главными эмитентами таких бумаг для розничных клиентов выступают «Сбербанк КИБ», ВТБ и Альфа-Банк. Регулятор указывает, что инвесторы зачастую вводятся в заблуждение: в рекламе акцент делается на гипотетически высокой доходности (до 20–50% годовых), в то время как реальные риски и сложность продукта не разъясняются. Название «облигация» также создает у непрофессионалов ложное ощущение надежности. Подавляющая часть этого рынка (93,5%) находится вне биржи, что делает его непрозрачным.

Ранее ЦБ отмечал, что в II и III кварталах компании, особенно крупный бизнес, активнее привлекали кредиты и размещали облигации, что привело к усилению кредитных рисков. Доля заемщиков крупного бизнеса, отнесенных банками к «желтой» зоне риска, выросла до 18% на 1 октября с 14% весной. Наиболее заметно качество кредитного портфеля ухудшилось в металлургии и на транспорте, при этом проблемы в строительном и нефтегазовом секторах связаны в основном со «старыми» долгами.