Железнодорожный бум ждет Камскую агломерацию через четверть века. Территорию пересекает ВСМ Москва – Екатеринбург: четыре часа — и ты или в столице страны, или в столице Урала. Сетям РЖД прочат удвоение путей и электрификацию, а значит, растет грузопоток, электрички свяжут Агрыз и Бугульму «со всеми остановками». Как выяснил «БИЗНЕС Online», власти городов и районов Закамья в едином порыве завалили предложениями Институт пространственного планирования РТ. Бегишево прописали экспоцентр, 50 млн посещений в год и мощное развитие аэропорта. Новые мосты через Каму, сотни километров новых дорог и транспортно-пересадочные узлы — детали мастер-плана, разработанного ИПП РТ, и комментарии экспертов в нашем материале.
Знаковым достижением в 2016 году стало завершение строительства нового мостового перехода у села Сорочьи Горы
Логистический коллапс, железнодорожный «затык», автобусные беды: топ-5 дорожных проблем Камской агломерации
«БИЗНЕС Online» продолжает анализировать мастер-план Камской агломерации — документ пока не утвержден, но уже отправлен на согласование различным ведомствам, и мы можем познакомиться с ним благодаря источникам газеты. Сегодня рассмотрим транспортные связи — в том виде, как их представляет Институт пространственного планирования РТ к 2050 году.
Идея создания Камской агломерации состоит в объединении развития сразу нескольких районов Закамья (Тукаевский, Нижнекамский, Елабужский, Менделеевский, Мензелинский, Сармановский, Заинский и Мамадышский) и города Набережные Челны. При этом дорожное сообщение между этими территориальными единицами несовершенно, так же как и сообщение с крупными центрами России.
Дорожная сеть Камской агломерации представляет собой картину контрастов и переходного периода, отмечают разработчики. С одной стороны, в последнее десятилетие проведена значительная работа по модернизации ключевых артерий. Основные магистрали, связывающие Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Альметьевск и подъезд к международному аэропорту Бегишево, подверглись капитальному ремонту и расширению.
Знаковым достижением стало завершение строительства нового мостового перехода у села Сорочьи Горы. Его возводили 25 лет и открыли в 2016-м. В результате слегка «вздохнул» исторически перегруженный челнинский мост, улучшив связи с западными районами республики и федеральной трассой М7 «Волга». Для сравнения: участок М12 протяженностью 81 км, обходящий Нижнекамск и Набережные Челны, вместе с мостом через Каму построили всего за два года с небольшим. И это тоже кардинально повлияло на транспортные потоки. Новый хайвей (пока еще бесплатный, хотя с 2026 года все может поменяться) взял на себя основной поток межрегионального и дальнемагистрального транспорта, ранее вынужденного следовать через города агломерации. Это привело к существенному сокращению транзитных большегрузов в городской черте.
С другой стороны, значительная часть внутригородской и межпоселенческой сети продолжает оставаться проблемной зоной. Многие дороги местного значения — особенно в промзонах и старых жилых районах — изношены до состояния «яма на яме».
Значительная часть внутригородской и межпоселенческой сети продолжает оставаться проблемной зоной, многие дороги местного значения изношены до состояния «яма на яме»
В пятерку наиболее острых проблем разработчики вносят следующие моменты:
- низкая связность ядер агломерации из-за физико-географических условий;
- низкое качество «радиальных» дорог между спутниками агломерации;
- дефицит развития железнодорожной инфраструктуры;
- «узкие места» улично-дорожной сети в ядрах агломерации;
- низкий уровень обслуживания общественного транспорта.
Кроме того, существует также логистический коллапс, вытекающий из этих узких мест.
Закамье, впрочем, не уникально в своих бедах. В республике почти 14 тыс. км региональных дорог, из них на сегодня 52% находятся в нормативном состоянии, говорил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Только в этом году было вложено 82 млрд рублей в дороги.
Общие решения для транспорта, инженерных сетей и социальных объектов необходимы для агломерации. Отметим, что мастер-план разработан до 2050-го, он не о четких сроках реализации, а о перспективах развития. Кроме уже построенного участка М12, в Камской агломерации запланировано еще 19 новых маршрутов.
Строительство микрорайонных связей на 27 км и реконструкция проездов внутри садового товарищества на 13 км нужны Нижнекамску, как и реконструкция дороги 16К-1245, которая ведет из Тукаевского района в Нижнекамск (выезд в город со стороны Набережных Челнов). Кроме того, необходимо строительство въезда/выезда на обход через село Иштеряково на 1 километр.
Елабуге нужен новый километровый мост через Каму и дорога между старым городом и новым протяженностью 3 километра.
В Челнах заложен новый километровый мост в старый город, дополнительные въезды/выезды в пригород протяженностью 47 км, а также строительство дорог в густонаселенных СНТ на 12 километров.
В мастер-плане Камской агломерации указано, что в будущем территория получит 219 км новых дорог, еще 690 км планируется реконструировать.
Аэрополис Бегишево за триллион: аэропорт, станция ВСМ, аэроэкспресс плюс жилье и деловой центр
А самое главное, есть куда развиваться! Хотя многие предложения Института пространственного планирования РТ обсуждаются уже минимум 10 лет. В их числе развитие аэропорта Бегишево в рамках экономического мегапроекта «Иннокам». Заложенные в концепцию проекты во многом исполнены, рассказали «БИЗНЕС Online» создатели этого стратегического документа. Часть из них перешла в архитектурный документ мастер-плана Камской агломерации. Но команда Григорьева уверена, что аэрополис и Центральный деловой район Набережных Челнов с небоскребами — одни из основных точек роста агломерации.
Как рассказал в июле на муниципальном часе в агентстве инвестиционного развития РТ глава Тукаевского района Камиль Назмиев, Институт пространственного планирования Татарстана совместно с районом разработал уникальную концепцию вблизи аэропорта Бегишево. Аэропорт принадлежит ПАО «КАМАЗ», он обслуживает крупные промышленные центры региона: Нижнекамск, Набережные Челны, Елабугу.
«Уникальный проект, который станет центром для всего Поволжья. Общий фонд недвижимости составит 4,8 миллиона квадратных метров, где разместятся медицинские, торговые, выставочные и культурно-развлекательные кластеры. В рамках проекта будут реализованы новые производства и логистические проекты, это значительно усилит экономическое развитие района», — сказал Назмиев.
Если верить мастер-плану, произойдет трансформация территории аэропорта Бегишево им. Лемаева в международный мультимодальный транспортный хаб. В 10 км от аэрополиса будут расположены бизнес-экосистемы, которые обеспечат мгновенные культурные, торговые и деловые обмены. 45 тыс. жителей притянет территория с графиком 50 млн посещений в год, считают разработчики мастер-плана, будет создано 30 тыс. рабочих мест. Общая площадь территории кластеров — 1,9 тыс. гектаров.
До 2050 года предполагается вложить чуть более 58 млрд рублей. Деньги потратят на строительство второй взлетно-посадочной полосы, создание вертолетных площадок, возведение нового терминала и реконструкцию гостиницы. Концепция развития аэрополиса расписана на 100 лет вперед, планируется вложить 1 трлн рублей. По словам главы района, аэрополис — это долгосрочная программа, которая будет реализовываться планомерно с экономическим ростом.
Аэрополис — это современная форма городской структуры, при которой аэропорт становится не просто транспортным узлом, а центральной точкой развития целого района или города. Вокруг него формируется комплексная инфраструктура: деловые кварталы, логистические хабы, гостиницы, торговые и выставочные центры, жилые районы и сервисные службы. Аэрополис объединяет в себе транспорт, бизнес и повседневную жизнь, превращая аэропорт в ядро городской и региональной экономики. Такая модель обеспечивает быструю доступность для международных компаний, ускоряет товарооборот и стимулирует развитие высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств. Аэрополисы активно развиваются в таких странах, как Южная Корея (Инчхон), ОАЭ (Дубай), Китай (Шанхай), Сингапур, Нидерланды (Схипхол) и США.
Транспортно-пересадочный узел межрегионального значения на базе аэропорта будет представлять собой станцию высокоскоростной магистрали (ВСМ), аэроэкспресса, автобусных остановок и паркинга. Аэропорт получит еще один терминал, взлетно-посадочную полосу, вертолетную площадку, многофункциональный экспозиционно-выставочный центр, здание делового и торгового назначения, павильон автовокзала с навесом для пассажиров и др.
ВСМ в Бегишево: один час до Казани, четыре часа до Москвы или Екатеринбурга
Главное открытие для жителей Закамья — это, конечно же, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Екатеринбург. Разговоры о проекте ВСМ ведутся не одно десятилетие, обсуждалась и трассировка через Камскую агломерацию — и вот теперь названы кое-какие даты.
Трассировка предусмотрена программой организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации до 2036 года, указано в мастер-плане.
В 2028-м ожидается запуск первой в стране ВСМ Санкт-Петербург – Москва. К 2045 году сеть из столицы пройдет через Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург, Адлер, Минск и Рязань. Общая протяженность превысит 4,5 тыс. километров. Принципиальное решение принято.
Какой видится трассировка ВСМ в Закамье? Она пройдет в основном по Мензелинскому, Тукаевскому, Нижнекамскому и Мамадышскому районам. Если быть точнее, в Тукаевском районе высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдет рядом с поселком Круглое Поле, логистическим терминалом им. Дэн Сяопина и нижнекамским грузовым речным портом «ТЕМ-ПО», который сейчас строит АО «Холдинговая компания „ТЭМПО“» челнинского миллиардера Фаила Шарифуллина.
В 2028 году ожидается запуск первой в стране ВСМ Санкт-Петербург – Москва
Мост ВСМ через Каму, по задумке создателей, пройдет рядом с поселком Соколка. Дальше скоростная «железка» уйдет на Казань и Москву. Время в пути туда, соответственно, составит 1,2 часа и 4,5 часа против существующих 3 часов и 15 часов в пути.
Кстати, в Екатеринбург по ВСМ можно будет попасть за 2,5 часа, а в Нижний Новгород — за 3,1 часа. Из Екатеринбурга до Казани высокоскоростной поезд идет 3,7 часа.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин в беседе с «БИЗНЕС Online» положительно оценил проект ВСМ через Закамье. Но это только территориальное планирование и не более того, считает он. Главное — экономика: магистраль должна быть оправданна. «Это очень дорогой вид железнодорожного транспорта, нужны очень большие трафики. Как-то насчитали трафики Москва – Санкт-Петербург, но это два крупнейших города в России, там действительно оборот немаленький. Как пойдет дальше до Екатеринбурга и через вашу республику и так далее, абсолютно неочевидно. Но то, что над этим идет работа, очень правильно!» — оценил Блинкин.
Так что требуется ответ на важный вопрос: найдется ли достаточное количество пассажиров, чтобы оправдать ВСМ? Ведь очевидна конкуренция между существующими видами транспорта. Если пассажиропоток такой, что его можно освоить и без ВСМ (ведь есть авиация, очень приличная трасса М12, по которой можно добраться до Москвы на автобусе или личном автомобиле), то, может быть, вопрос высокоскоростной «железки» для Закамья и неактуален. Но то, что на эту тему ведутся изыскания и расчеты, с точки зрения регионального планирования очень правильно и логично, уверен Блинкин. «Тут надо 7 раз отмерить, один раз отрезать!» — резюмирует директор института.
Электрички из Агрыза до Бугульмы: 100 км новых рельсов
Через Бегишево планируют пустить и второй путь электрифицированной железнодорожной линии Агрыз – Бугульма со станциями в Менделеевске, Челнах, Никашновке (рядом с аэропортом Бегишево) и Заинске. Ж/д станция появится и в Нижнекамске, пассажирские поезда планируют пустить по существующим сетям.
По заказу министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ было проведено имитационное моделирование железнодорожной линии Агрыз – Бугульма и нижнекамской промышленной зоны, по результатам которого было предложено два варианта развития транспортной инфраструктуры: максимального и минимального (оптимального). Моделирование проводилось ООО «Аналитические и управляющие системы на транспорте „Транспортный Алгоритм“». Каковы прогнозы?
- Для освоения существующих и перспективных размеров движения необходимо увеличение локомотивного парка, штата бригад и работников других подразделений. Возможен вариант приобретения и использования собственных поездных локомотивов на участке Нижнекамский узел – Агрыз.
- Для эффективного обслуживания существующих грузопотоков и стабилизации условий работы НПЗ ТАНЕКО и узла в целом необходимо развитие станции Тунгуча (5 км новых путей), изменение технологии формирования поездов и локомотивных тяговых плеч.
- Для обслуживания перспективного производства «Татнефтью» терефталевой кислоты железнодорожным транспортом потребуется дополнительное развитие путей общей протяженностью 9 километров. Помимо этого, на инфраструктуре общего пользования необходимо строительство двух новых путей на станции Круглое Поле и дополнительный вывозной локомотив.
- Увеличение объемов перевозок всеми грузовладельцами узла вызывает необходимость строительства второго пути на перегоне Круглое Поле – Никашновка – Биклянь и второго пути на перегоне Агрыз – Тихоново (94 км). Возможен вариант со строительством разъездов и двухпутных вставок (44 км).
Мост «Сердце Камы» и тоннель — за 22 миллиарда
Для обеспечения связности территории по автомобильным дорогам институт предлагает грандиозный по масштабам проект моста через Каму из Елабуги на другой берег с прямым выходом на Нижнекамск, Набережные Челны и аэрополис Бегишево. При этом мост, по задумке создателей, станет «финальным аккордом синергии независимых ядер Камской агломерации в единый социально-экономический организм» и «одним из символов и олицетворением высоких технологий, дизайна, инженерной мысли, современных материалов».
Вантовый мост, поднимающийся над водой на 55 м, поэтично назван «Сердце Камы». Он будет выходить через поля и водно-болотные угодья близ села Прости Нижнекамского района к Елабуге. Сейчас там есть проселочная дорога, которая выходит к Танаевскому лесу и берегу Камы. Мост станет самым высоким в Татарстане. Сейчас это звание носит известный мост в столице республики «Миллениум», который был построен к 1000-летию Казани. Его высота — 45 метров.
Судя по карте в мастер-плане, въезд на мост со стороны Елабуги будет сопровожден тоннелем, смотровой площадкой. Там может появиться также пешеходно-велосипедный пандус и автоэстакада над водно-болотными угодьями. Длина тоннеля составит 1,3 тыс. м, длина мостового перехода — 1,2 тыс. м, длина эстакады — 7,5 тыс. м, длина дороги — 1 тыс. метров. Бюджет реализации оценивается в 22 млрд рублей.
Мост через Каму в Елабужском районе предлагал в 2018 году построить бывший глава Елабуги Геннадий Емельянов. Тогда он заявлял, что есть даже инвестор этого проекта.
Публично Емельянов раскрыл карты на состоявшемся в конце февраля заседании совета Елабужского района. «Учитывая неустойчивый транспортный каркас нашей агломерации, нами был предложен вариант строительства моста через реку Каму в районе Елабуги. Я не раз говорил, что данный проект не только изменит грузопотоки, но и разгрузит стратегический объект — мост через плотину Нижнекамской ГЭС, снизит интенсивность автомобильного движения по федеральной дороге М7. Кроме того, территория Елабужского района станет более привлекательной для инвесторов и даст дополнительный импульс в развитии малого и среднего бизнеса, а это новые рабочие места, увеличение поступления налогов во все уровни бюджетов».
Чтобы решить пул возникших вопросов, планируется не только строительство моста «Сердце Камы», но и давно назревшая реконструкция моста через Каму в Набережных Челнах (ГЭС), плюс строительство обхода спутника агломерации — Заинска.
Помимо «Сердца Камы», разработчики нарисовали мост на остров Хороший с выездом из Нижнекамска. Там планируют обустроить яхтенную марину и пляж с развитием велосипедного маршрута Нижнекамск – Красный Ключ.
Для улучшения логистики прописано также развитие водного пассажирского и грузового транспорта. Сейчас есть два существующих грузовых причала, планируется к строительству еще четыре с выходом к ОЭЗ «Алабуга», логистическому узлу «Круглое Поле» и М12.
На основе транспортного опроса населения институт выявил, что около 50% жителей агломерации используют легковые автомобили для передвижения
Экологичный общественный транспорт, автомобили-гибриды и электромобили
Уделили разработчики внимание и общественному транспорту. На основе транспортного опроса населения институт выявил, что около 50% жителей агломерации используют легковые автомобили для передвижения. Наиболее востребованным общественным транспортом является автобус, при этом наполнение его оценивается выше среднего.
Основным предложением по развитию общественного транспорта выступило создание дополнительных подводящих маршрутов к маршрутам между спутниками и ядрами агломерации — от сельских поселений к районным центрам и далее к ядрам. Существующая сеть межмуниципального общественного транспорта хорошо развита в части охвата основных направлений передвижений населения, однако требуется повышение качества услуг общественного транспорта, уверены в институте.
Проблемы можно решить тремя путями: субсидированием и организацией пассажирских перевозок республиканским учреждением, созданием ТПУ на базе авто и ж/д вокзалов в спутниках агломерации, развитием трамвайного движения в Нижнекамске и Набережных Челнах.
Разработчики описывают, что задачей стоит и демотивация использования людьми личного автотранспорта, чтобы они пользовались общественным транспортом. При этом приоритет — развитие экологически чистого вида и преимущественное развитие рельсового транспорта. Либо стимулирование населения приобретать электромобили и гибриды, или перевод автомобильного транспорта на малотоксичные виды моторного топлива, прежде всего на сжатый природный газ.
Радмир Беляев: «Мастер-план — это амбициозный, продуманный и реалистичный документ. Мы полностью его поддерживаем»
Чего не хватает в мастер-плане местным властям, ждать ли оттока кадров по ВСМ и почему Закамье теперь скорее магнит
«БИЗНЕС Online» спросил глав районов Закамья о том, что они думают о мастер-плане и проекте ВСМ.
Глава Нижнекамского района РТ Радмир Беляев уже знаком с проектом мастер-плана, он участвовал в нескольких заседаниях рабочей группы по его разработке под руководством ИПП РТ. «Мастер-план — это амбициозный, продуманный и реалистичный документ. Мы полностью его поддерживаем», — поделился он с «БИЗНЕС Online». Но у Беляева есть и замечания к проекту в части развития железнодорожной и автобусной инфраструктуры в Нижнекамске и районе. Сейчас, по его словам, там заложена только ВСМ и автомобильный узел. «Мы настаиваем на включении в проект перехватывающей парковки вместимостью свыше 1,5 тысячи мест, автобусного шаттла до центра Нижнекамска и отдельного вестибюля для пригородных электропоездов. Это сделает станцию по-настоящему транспортно-транзитной, а не просто „остановкой высокоскоростного поезда“. Согласны, что такая интеграция — ключ к массовому использованию», — говорит он.
ВСМ Закамью, безусловно, нужна, считает Беляев, ведь это не отдаленный регион, а стратегический промышленный и логистический коридор, через который проходят 50% грузов Татарстана и значительная часть нефтехимии Поволжья. И люди — это важная составляющая перевозок. «Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны — у нас миллионное население. Сейчас, чтобы добраться до Казани, человек тратит 2–3 часа в один конец. ВСМ — это не роскошь, а инфраструктурный импульс для экономики и качества жизни. Она соединит не только города, но и рабочие руки для нашего бизнеса, образовательные возможности. Кто может утверждать, что наш школьник не должен учиться в Казанском университете, доезжая туда за час с небольшим, а не за три часа с пересадками?» — описывает он.
Есть также споры вокруг оттока кадров: а не будет ли ВСМ выкачивать квалифицированных специалистов? Беляев считает, что нет: отток происходит тогда, когда нет перспектив на месте. А только в Нижнекамске 62 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в том числе на крупнейших предприятиях РТ: «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО, Kama Tyres, ТАИФ-НК, резиденты ТОРа и логистики. «ВСМ не уведет людей — она усилит их мобильность, повысит привлекательность города. Представьте: молодой инженер работает утром в Нижнекамске, днем посещает конференцию в Казани, вечером — домой. Или студент из Нижнекамска проходит стажировку в ВЭБ.РФ и возвращается с опытом, не уезжая», — поделился глава района своими мечтами.
Сейчас, по словам Беляева, наблюдается обратный тренд — люди, уехавшие в Казань, начинают возвращаться, потому что у Нижнекамска есть работа, зарплата, комфортная городская среда
Сейчас, по его словам, наблюдается обратный тренд — люди, уехавшие в Казань, начинают возвращаться, потому что у Нижнекамска есть работа, зарплата, комфортная городская среда, а в перспективе — доступность. ВСМ — это не выход, а вход в систему крупного регионального рынка труда, считает он.
Препятствия для высокоскоростной железнодорожной магистрали тоже есть, основные скорее не технические, а территориально-земельные и финансовые. «Мы находимся в диалоге с миндортрансом РТ и другими службами. Уже заключены предварительные протоколы по выделению земельных коридоров, которые отражены в генпланах городов и районов», — рассказал Беляев. А для людей ключевым вопросом окажется, конечно, цена — магистраль будет доступна широким слоям населения, если цена проезда не превысит двух-трех стоимостей билета на автобусный маршрут. Хотя бы на местных отрезках пути.
«Такой подход уже работает в Европе: люди выбирают высокоскоростной поезд, потому что он удобен, предсказуем и экономит время. Если в цене будет честный баланс между качеством сервиса и реальной доступностью, пассажиропоток станет расти на 15–20 процентов в год», — уверен собеседник «БИЗНЕС Online».
Препятствия для ВСМ тоже есть, основные скорее не технические, а территориально-земельные и финансовые
Если бы ВСМ построили 10 лет назад, то риски по оттоку кадров были бы гораздо существеннее, чем на текущий момент, уверена директор ООО «Джи Эм Си Консалтинг» Галина Маштакова. Связано такое с тем, что за это время Закамье уже сильно развилось как в части технологий, которые используются на предприятиях, в части условий труда, так и в части заработных плат. Средняя зарплата уже выравнивается с Казанью, говорит Маштакова. Раньше отток кадров был угрозой для Камской агломерации, но сейчас никакую угрозу ВСМ для Закамья не несет, считает эксперт. При этом релокация внутри республики незначительная, но будет. «Все меньше и меньше остается желающих ехать в Москву на заработки, когда люди понимают, что здесь они могут заработать гораздо больше», — говорит о сложившихся тенденциях Маштакова. В оттоке кадров в сторону Урала эксперт также сомневается — Татарстан более продвинутый регион. Число желающих уехать в эти регионы будет незначительное, считает она.
Хорошим и современным решением считает проект ВСМ глава Елабужского района Рустем Нуриев. «Это позволит разгрузить автомобильные дороги и значительно уменьшить количество смертей в ДТП. Главное — желательно рассмотреть каждый район, по которому пройдет ВСМ, для возможности комфортного и безопасного подъезда к станциям», — добавил он.
Нуриев также не видит проблемы с точки зрения оттока людей. «Наоборот, [быстрая транспортная доступность] даст возможность привлекать специалистов из соседних городов. Уже долгое время существует практика, когда жители Елабуги, Нижнекамска, Набережных Челнов или Менделеевска ездят на работу в соседние города на личных автомобилях. Строительство ВСМ позволит специалистам, не имеющим личного транспорта, работать в соседнем городе, это решение, наоборот, увеличит приток кадров в Елабугу», — уверен он. Препятствий, на его взгляд, для строительства магистрали нет. «Единственное, возможно, в районах могут быть свои нюансы относительно расположения, но в целом, считаю, это некритично», — сказал Нуриев.
В пресс-службе «Нижнекамскнефтехима» заявили, что компания рассматривает инструмент мастер-планирования как эффективную форму улучшения социально-экономического состояния регионов своей работы. «Такой подход обеспечивает сбалансированное развитие инфраструктуры — условий для комфортной жизни, отдыха и туризма, привлекательности для высококвалифицированных специалистов, деловой активности. Примером такой работы являются мастер-план Нижнекамска, в формировании которого принимает участие компания, реализуемые мастер-планы развития Тобольска и Свободного», — отметили в организации.
***
Единственное, что смущает во всем этом мастер-плане, — горизонты планирования, сходятся опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. Столетние планы для аэрополиса в Бегишево — это все-таки далековато, согласитесь. Но если не мечтать и не ставить высокую планку развития, то ничего ведь и не будет, не так ли? Да и транспортные коридоры надо держать свободными, защищая их от застройки уже сейчас, — это аксиома градостроительства и территориального развития.
Комментарии 253
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.