Доходы федерального бюджета в 2026-м составят 40,28 трлн рублей, что на 8,6% больше, чем ожидается получить в 2025 году. Существенный рост обеспечен главным образом повышением налоговой нагрузки. Нефтегазовые доходы при этом снизятся до 22% от общероссийской казны. Суммарно же охлажденный бюджет – 2026 оказался чуть менее военным и чуть более гражданским, констатирует известный экономист Александр Виноградов. О том, сколько средств в нем нашлось на социалку, образование и здравоохранение, а сколько направят на развитие новых территорий, — в блоге, написанном для «БИЗНЕС Online».
Хладен сказ твой, боярин.
Фольклорное
«Федеральный бюджет РФ на 2026 год предусматривает доходы в размере около 40,3 трлн рублей и расходы порядка 44,1 трлн рублей, что формирует дефицит около 3,8 трлн рублей, или 1,6%»
Охлажденный бюджет
Сначала формальности. Федеральный бюджет РФ на 2026 год предусматривает доходы в размере около 40,3 трлн рублей и расходы порядка 44,1 трлн рублей, что формирует дефицит около 3,8 трлн рублей, или 1,6% ВВП. Бюджет рассчитан исходя из сдержанной макропрогнозной базы: прогноз ВВП на 2026 год — около 235 трлн рублей при росте экономики всего 1,3%, целевая инфляция не выше 4%, среднегодовая цена нефти Urals $59 за баррель, а курс доллара ожидается в районе 92 рублей. Иначе говоря, основу бюджета составляют консервативные допущения минэкономразвития и минфина, согласно которым внешние условия останутся сложными, но стабильными: относительно невысокая цена на энергоносители, санкционные ограничения во внешней торговле и умеренный внутренний спрос.
Запланированный объем доходов должен составить 40,28 трлн рублей на 2026 год, что на 8,6% больше, чем ожидается получить в 2025-м. Существенный рост обеспечен главным образом повышением налоговой нагрузки. Ненефтегазовые поступления бюджета оценены примерно в 31,4 трлн рублей (около 78% всех доходов), что есть резкое увеличение по сравнению с примерно 27,9 трлн в 2025 году, который, кстати, отстал от плана. Основную часть дополнительных сборов принесут изменения налогового законодательства с 2024–2025 годов, полностью проявляющие эффект в 2026-м. В частности, ставка НДС повышена с 20 до 22%, что, по оценке минфина, даст бюджету приблизительно 1,2 трлн рублей дополнительных доходов в год. «Мы этого не заметим», — сказал министр финансов Антон Силуанов. Кроме того, с 2025 года увеличена базовая ставка налога на прибыль организаций с 20 до 25%, что также принесло свои плоды.
Далее. Продолжается реформирование спецрежимов. Так, уже в 2026-м начинается поэтапное вовлечение малого бизнеса в уплату НДС (снижен порог выручки на УСН до 20 млн рублей в год). Также вводятся новые сборы — например, «технологический сбор» с электронной продукции с сентября 2026-го. Совокупно поправки в Налоговый кодекс, принятые вместе с бюджетом, увеличат доходы казны примерно на 1,7 трлн рублей в 2026 году. Такие меры призваны компенсировать выпадающие доходы предыдущих лет: в 2025-м ненефтегазовые поступления сократились примерно на 7–8% против плана из-за замедления экономики, и без фискальных нововведений дефицит оказался бы гораздо выше. Проще говоря, раз уж нефть-кормилица не работает на полную мощность, недостающие средства выжимаются из людей. Сама же доля нефтегазовых доходов в структуре поступлений даже снизится — с приблизительно 23% в 2025 году до примерно 22% в 2026-м, продолжая тренд снижения зависимости бюджета от углеводородов. Таким образом, основной рост доходов в 2026-м обеспечивает внутренний ненефтегазовый сектор — прежде всего налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. По расчетам минфина, совокупные поступления по «оборотным» налогам (НДС, акцизы, торговые сборы) вырастут в 2026 году примерно на 18–25% после провала в 2025-м благодаря увеличению ставки НДС и ожидаемому частичному восстановлению внутреннего потребления — правда, не очень понятны основания для таких надежд.
29% бюджета — на нацоборону, 1 трлн — новым территориям
С расходной частью ситуация чуть иная. Фактически предполагается стагнация расходов в реальном выражении (с учетом инфляции). Таким образом, после нескольких лет резкого наращивания трат (в 2022–2024 годы) правительство берет паузу в бюджетной экспансии. Закономерно, крупнейшая статья расходов — национальная оборона, под которую выделено около 29% всех расходов федерального бюджета. Учитывая, что вместе с расходами на нацбезопасность и правоохранительные органы (еще 3,9 трлн рублей, или примерно 9% бюджета) совокупные силовые затраты превышают 38% всех федеральных расходов.
Второй крупнейший блок — социальная политика, на которую направляется порядка 16% расходов. Сюда входят финансирование пенсионной системы (федеральные трансферты), пособия и льготы, поддержка семей, здравоохранение и образование через социальные программы. Правительство обещает, что все законодательно предусмотренные соцвыплаты будут профинансированы в полном объеме и даже с индексацией.
Третьим крупным направлением расходов являются вложения в экономическое развитие и инфраструктуру (раздел «национальная экономика»). В 2026 году на него планируется 4,77 трлн рублей, что дает почти 11% всех расходов. В эту категорию входят финансирование транспортной инфраструктуры (дороги, железные дороги, порты), поддержка промышленности и сельского хозяйства, развитие регионов и крупных инвестиционных проектов. Значительная доля расходов на инфраструктуру направлена и в новые субъекты РФ: согласно бюджетным данным, около 1 трлн рублей ежегодно заложено на развитие и восстановление их экономик.
Наконец, обслуживание государственного долга обойдется бюджету примерно в 3,9 трлн рублей (8,9% расходов), что есть заметный скачок относительно уходящего года, с ростом почти на четверть. Фактически плата по процентам сравнялась по объему с расходами на всю правоохранительную систему. При этом образование и здравоохранение получат из федерального центра относительно небольшие суммы, напрямую в федеральном бюджете – 2026 учтено около 1,74 трлн рублей на образование (4% расходов) и 1,88 трлн рублей на здравоохранение (4,3%). Аналогично на ЖКХ направлено порядка 2 трлн рублей (4,5% бюджета).
«Ключевой сдвиг — значительное увеличение налоговой нагрузки на бизнес и потребителей»
Суммарно же бюджет – 2026 чуть менее военный и чуть более гражданский, чем бюджет-2025 — понятное дело, если все сложится по плану. И это важная оговорка: фактическое исполнение бюджета-2025 оказалось намного напряженнее, чем предполагалось год назад. Из-за недобора ненефтегазовых доходов и вынужденного увеличения трат на поддержку экономики дефицит-2025 разросся до 5,7 трлн рублей против 4 трлн рублей, заложенных изначально. Проще говоря, в уходящем году казна получила почти на 2 трлн рублей меньше налогов, чем ожидалось. Это ухудшение фискальной ситуации заставило правительство скорректировать бюджет-2025 и подготовить на 2026 год более жесткую конструкцию: доходы подкреплены новыми налогами, а расходы по возможности урезаны или замедлены в росте.
При этом запланированный (опять же никто не знает, как будет по факту) дефицит в 3,8 трлн рублей правительство намерено покрывать прежде всего внутренними заимствованиями. Увеличение государственного внутреннего долга в 2026 году составит порядка 2–3 трлн рублей, в результате чего совокупный внутренний долг на начало 2027-го может достигнуть 37,4 трлн рублей. Фактически это означает продолжение активного выпуска государственных облигаций на внутреннем рынке, чтобы привлечь ресурсы от банков и инвесторов для покрытия дефицита. Внешний долг, напротив, останется незначительным и даже сократится, поскольку в условиях санкций правительство не особо рассчитывает на внешние заимствования. Объем ФНБ планируется удерживать примерно на текущем уровне, что логично: еще немного — и ликвидная часть данного резерва покажет дно.
Фактически бюджет-2026 консервирует нынешнюю перестроенную модель экономики, ту самую «структурную трансформацию». Расходы остаются на повышенном уровне, причем приоритет отдан обороне, безопасности и социальной поддержке. Одновременно бюджет обеспечивает продолжение ключевых инвестпрограмм, особенно в базовой инфраструктуре, но далеко не везде территориально. Ключевой сдвиг — значительное увеличение налоговой нагрузки на бизнес и потребителей, что уже сейчас приводит к переходу на сберегательную модель поведения. Тот же рынок корпоративов, к примеру, просел примерно на треть, что последний раз наблюдалось примерно в 2008 году. В целом бюджет-2026 можно охарактеризовать как своего рода компромисс между необходимостью финансировать возросшие в последние годы обязательства и стремлением удержать макроэкономическую устойчивость. При этом «потребление» здесь никак не просматривается в целях, на тарелке лишь максимальная мобилизация доходов и концентрация ресурсов на приоритетах государства, а именно — оборонно-социальном блоке и инфраструктурном развитии.
И есть подозрение, что именно такая конструкция наиболее отражает чаяния податного электората — чтобы в стране было активное и живое «производство», но притом «без дефицита», «с полными полками». Вместе с тем качество и разнообразие наполнения этих полок не особо интересно. Ну и в конце-то концов, уважаемые люди уж точно достанут себе все необходимое через те или иные спецмеханизмы, как это и было во времена условной 40-летней давности.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.