В начале зимы холодный «Тоннель» придется кстати В начале зимы холодный «Тоннель» придется кстати Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

1. О чем сериал

На границе города Снежин и финляндской Хирвиранты контрабандисты так и норовят незаконно провезти ценный груз, но «не проскочит зверь незамеченным» — у принципиальной работницы таможенной службы Светланы Суворовой нюх как у собаки, и никаких поблажек она не приемлет. Разве что для изворотливого футболиста, тезки бразильского бомбардира Неймара, который уж очень трогательно заботится о дочери. А так на работе даже коллеги скрипят зубами из-за порядочной идеалистки. Но в семье у Суворовой полный бардак: дочь-подросток ни во что не ставит родительницу, а муж-лудоман проигрывает приличную сумму в финском казино и вляпывается в серьезные неприятности. Чтобы спасти его от смерти, Светлане приходится пойти на поводу у финских мафиози и переправить через границу контрабандные драгоценности. Как это сделать, зная, что таможня сразу же вычислит преступницу? Ответ появляется в прямом смысле прямо под ногами. Суворова случайно обнаруживает у себя во дворе тайный тоннель, который ведет прямо в сарай финна-рыбака.

2. Оригинальность и актуальность истории

Во время массового разворота в сторону Востока авторы неожиданно выбрали показать североевропейскую Финляндию. Впрочем, в начале зимы холодный «Тоннель» придется кстати. Нордические пейзажи отсылают к скандинавскому триллеру «Мост», где преступления происходят на границе Швеции и Дании. Тема контрабанды не нова, но в основном связана с перевозом наркотиков. Можно вспомнить «Наркокурьера» (2018) Клинта Иствуда и «Траффик» Стивена Содерберга. В «Тоннеле» акцент сделан на личной драме главной героини: она пытается не только спасти семью, но и узнать тайну исчезновения отца, который, как оказалось, проложил целый тоннель в Финляндию.

3. Драматургия и диалоги

Неймар дает Суворовой шутливое прозвище Рысь, на что она поправляет: «Я мышь. Меня еще в детстве так называли». Вряд ли мыши так самоотверженно могут лазить через границу с контрабандой, вызволяя своего мужа из смертельной переделки, и ругаться по-фински, но героиня действительно похожа на гоголевского «маленького человека». Работу она выполняет со всей добросовестностью, чтобы оправдать звание потомственной таможенницы. Ее отец тоже служил на границе, но однажды связался с криминальными элементами (как утверждают исподтишка коллеги Суворовой) и пропал без вести. Так во дворе появился кенотаф — символическая могила, к которой героиня регулярно приходит спросить совета или излить душу.

Сериал раскручивается как воронка: все начинается с бытовой сцены на досмотре и превращается в криминальную историю с мафией, наркобаронами и контрабандистами. Если сделать скидку на специфику остросюжетного жанра, такое развитие сюжета смотрится бодро и увлекает примерно с середины первой серии. Но закрыть глаза на грубые несостыковки уже не получится. Суворовой хватает всего пары прыжков, чтобы провалиться в тоннель, каким-то волшебным образом незамеченный на протяжении десятков лет. На границе вообще безобразие: огромные дыры в барьере и ноль внимания со стороны финнов. Тот случай, когда авторы выбирают наиболее легкий путь и подстраивают детали под сюжет, забывая, что должно быть иначе.

Тем не менее сериал увлекает благодаря необычному антуражу. Финляндия, недоступная сегодня российскому путешественнику, пусть и «скопированная», выглядит аутентично. Даже актеров подобрали с «новыми» лицами, чтобы придать иностранности. Главная героиня, несмотря на кроткое прозвище, приятно удивляет твердостью характера. Ее личная история привлекает даже куда больше, чем бандитские интрижки, хотя и их тоже не стоит списывать со счетов.

4. Авторы сериала

Режиссер из Башкортостана Флюза Фархшатова набивала руку на телесериалах, так что неудивительно, что ее пригласили для работы над совместным проектом студии KIONFILM, кинокомпании Team Films и телеканала НТВ. Самые известные проекты постановщицы — продолжение комедии «О чем говорят мужчины» (2018), сериалы «Спроси Марту» (2020) и «Комплекс бога» (2022). Фархшатова постаралась рассмотреть тоннель не просто как элемент остросюжетной криминальной драмы, но и как метафору пути и внутреннего выбора. Над сценарием трудилась троица кинематографистов: Анастасия Кузнецова («Асфальтовое солнце», «Гостья»), Владимир Измайлов («Турист», «Крепкие орешки») и дебютант Роман Жигалов.

Режиссер сериала «Тоннель» Флюза Фархшатова (справа) и актеры Даниил Страхов, Елизавета Боярская и Сергей Гилев (справа) Режиссер сериала «Тоннель» Флюза Фархшатова (справа) и актеры Даниил Страхов, Елизавета Боярская и Сергей Гилев (справа) Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

5. Звезды каста

Елизавета Боярская давно не радовала поклонников новыми ролями, разве что весной с ней вышел сериал «Опасная близость», который не произвел особого ажиотажа среди критиков. В «Тоннеле» актриса смотрится на голову выше всех последних проектов. Для роли она много тренировалась физически и даже выучила финский язык. Ее героиня сдержанная, но заботливая, может поддаться эмоциям, но быстро берет себя в руки и умеет мыслить трезво. Сила воли Суворовой подкупает даже главу мафии Тапио (Игорь Лепихин) — он проникается к таможеннице куда бо́льшим уважением, чем к ее «дебилу» Руслану, которого вполне органично играет Сергей Гилев.

20-летняя Таисья Калинина предстает уже в привычном амплуа — язвительный подросток в пубертате. Хотелось бы однажды увидеть ее не в роли школьницы и чьей-то дочери, а как самостоятельного женского персонажа, но пока она ссорится с матерью, дерется с одноклассницей и громко слушает музыку у себя в комнате.

Харизматичный Мамука Патарава играет контрабандиста и экс-футболиста Неймара, который помогает Суворовой, спасшей его от тюремного срока за контрабанду. В команде «плохих парней» странноватый и даже несколько жуткий бандит, владелец хлебопекарни Роберт Ухов — от убедительной роли Александра Аверина даже в дрожь бросает. За ним всюду таскается ушлый подполковник Максим Краснов (Даниил Страхов). Есть ощущение, что среди мужских персонажей только отец Суворовой был хорошим человеком, хотя и у него совсем скоро найдутся скелеты в шкафу.

6. Картинка

Руку оператора Романа Малышева узнают зрители недавнего сериала «Дыши» с Мариной Александровой — та же холодная хтонь, тревожащая безысходность и теснота в кадре. С первых же минут его авторский стиль заставляет внимательнее смотреть на экран — цепляют нетипичные ракурсы снизу или сбоку, когда персонажи не заполняют собой все пространство, но оказываются «взаперти» пристального киноглаза.

Разумеется, ни в какую Финляндию кинематографистов не пустили, так что улицы Санкт-Петербурга и Калининградской области снова превратились в съемочную площадку. Зимние пейзажи вовсе не радуют снежными хлопьями и улыбчивыми снеговиками, наоборот, вместе с героиней леденеют пальцы, слезятся глаза от завывающего ветра, а мерзкий снег забивается прямо под одежду. С такой картинкой незастегнутый пуховик и отсутствие шапки у героини сильно раздражают. Зато у нее хочется попросить контакты магазина техники: неправдоподобно устойчивый к холоду айфон не разряжается в первые пять минут прогулки, выдерживает всевозможные падения и еще умудряется верно и преданно служить фонариком.

По мнению Петра Волошина («КиноАфиша»), «Тоннель» может стать крепким жанровым кино, если удержит напряженный ритм повествования По мнению Петра Волошина («КиноАфиша»), «Тоннель» может стать крепким жанровым кино, если удержит напряженный ритм повествования Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

7. Что говорит критика

Критики хвалят игру Боярской, но обращают внимание на «безликий космополитизм», неубедительность сюжетных поворотов и отсутствие логики. «Куда больше вопросов вызывает сам тоннель, который главная героиня не замечала в собственном дворе на протяжении 30 лет. Ей хватило 2 раза топнуть ногой, чтобы случайно провалиться в огромный бункер с бетонными стенами, потайными комнатами с припасами и электричеством. <…> Совершенно сказочным идиотизмом обладают местные и забугорные пограничники. Целый патруль охранников вместе со служебными овчарками с завидной невозмутимостью ходят мимо огромных дырок в заборе, следов и затаившейся в 3 метрах контрабандистки. Допустим, у финнов глаза на затылке, но зачем принижать интеллект и обоняние специально обученных собак?» — возмущается Елизавета Казакова (Sport24).

По мнению Петра Волошина («КиноАфиша»), «Тоннель» может стать крепким жанровым кино, если удержит напряженный ритм повествования. «„Тоннель“ с первых сцен набирает крейсерскую скорость и в дальнейшем не сбавляет ее (по крайней мере, в первых трех эпизодах). Местами это немного вредит сюжету, наполняя его условностями. Например, очень уж легко Светлана находит тоннель, целых три десятка лет никем не замеченный ни с российской, ни с финской стороны. Впрочем, такие условности не становятся топорными и в целом удобоваримы во многом благодаря вышеупомянутому темпу повествования. Новые герои вводятся дерзко, а лишних, не влияющих на сюжет сцен, нет», — пишет он.

Максим Гревцев («Okkолокино») считает, что сериал — театр одной актрисы, несмотря на обилие персонажей. На фоне главной героини теряются и мафиози, и контрабандисты, и все остальные. «В „Тоннеле“ желание соответствовать норме скандинавского триллера, жанра социопатичного и стремящегося к минимализму, столкнулось со свойственным отечественным сериалам разноголосьем, утомительным и почти всегда необоснованным. Много даже не событий, но героев, расставленных по сценам с чеховскими ружьями наперевес — если повезет, то половина из них все же выстрелит», — добавляет критик.

«Попытки сыграть в России в скандинавский нуар были и раньше, но никогда они еще не были такими обаятельными, — одобряет Сергей Ефимов („Комсомольская правда“). — Положенный по жанру мрак в „Тоннеле“ сдобрен юмором („Нет, Молотов!“ — издевательски пропевает финн в трубку строчку из хита времен Русско-финской войны в ответ на требование Светы немедленно отпустить ее мужа). История захватывает и не отпускает — то, что Света задаст жару всем этим мафиози, сомнения не вызывает. Ну не надо бесить русскую женщину. Ни финским мафиози, ни нашим. Мужьям-обалдуям тоже лучше слушаться. Пожалеете ведь».

8. Какому зрителю адресована картина

Сериал понравится целевой аудитории телеканала НТВ — все-таки «ментовская» эстетика мелькает фоном в линии опера Краснова. Да и сюжет динамичный, интригующий и понятный — то, что нужно для вечернего телепросмотра. Попытка завлечь молодых зрителей героиней Калининой, переживающей подростковый кризис, выглядит довольно плоской, но зумеры вполне могут увлечься финской мафией и криминальными мотивами. Маньяков в «Тоннеле» не найти, но пощекотать нервы тоже можно. Пожалуй, главной публикой станут люди, заставшие времена, когда из Светогорска можно было на выходные сгонять в приграничную Иматру и дальше колесить по Финляндии. Ностальгия по дружелюбному скандинавскому соседству вряд ли оставит равнодушными.

9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность

Перейти границу Финляндии можно через «Тоннель» на KION. Онлайн-кинотеатр выпустил четыре серии, другая половина будет доступна 12 и 19 декабря. Серии длиной около 50 минут смотрятся легко, не нагружая долгими диалогами и пустой экспозицией, поэтому вполне можно уделить сериалу пару зимних вечеров. Под завывание метели за окном (если снег-таки выпадет до Нового года) наблюдать за злоключениями Суворовой будет еще волнительнее. Позже «Тоннель» покажут в эфире телеканала НТВ.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

6 баллов из 10 возможных. Вряд ли «Тоннель» наделает шума и отличится уникальным авторским взглядом — слишком много нелогичных сюжетных решений, притянутых за уши. Впрочем, удачная динамика, интересный антураж и сильная актерская игра Боярской согревают «холодную» картину. Сериал может показаться занудным лишь в самом начале, но в конце концов затягивает в событийную воронку. Найдет ли главная героиня свет в конце тоннеля, разгадав таинственное исчезновение отца и совершив моральный выбор?