«Психиатров и реаниматологов хочется поменьше, потому что мир становится очень маленьким из-за IT-пространства, что наверняка отражается на здоровье. Сейчас все делается гораздо быстрее, более прозаично и цинично», — размышляют фронтмены известной крымской рок-группы «Ундервуд», в прошлом врачи Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко. 8 декабря коллективу исполняется 30 лет, а 9 декабря они вместе с народным артистом РФ Константином Хабенским привезут в Казань программу «Полночный троллейбус», посвященную творчеству Булата Окуджавы. О том, как худрук МХТ предложил рокерам записать каверы на песни главного советского барда, почему им не страшен ИИ и нужен ли нам новый Юрий Гагарин, — в интервью «БИЗНЕС Online».
«Изначально идея поступила от Константина Юрьевича Хабенского — он предложил заново прочувствовать песни Булата Окуджавы в поп-рок-ключе с новыми аранжировками»
«Булат Окуджава — Гомер авторской песни»
— Владимир, Максим, 9 декабря вы представите в Казани театрально-концертную программу «Полночный троллейбус», посвященную 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы. Можете рассказать о программе — какие сюрпризы готовите для казанцев? Какие песни исполните?
Владимир Ткаченко: Программа уже сформирована, она играется в течение двух лет. Изначально идея поступила от Константина Юрьевича Хабенского — он предложил заново прочувствовать песни Булата Окуджавы в поп-рок-ключе с новыми аранжировками. В нашем студийном альбоме «Проект О» было 13 песен, но аппетит пришел во время еды, и мы сделали еще пять — итого 18. Это крепко сшитая концертная программа, которая, как говорят в бизнесе, финализируется. Дай бог и дальше сможем эксклюзивным образом играть программу «Полночный троллейбус». А так у нас, по сути, осталось два полноценных концерта в декабре — в Казани и Санкт-Петербурге. Конечно, выложимся полностью с точки зрения сценографии, звука и света. Порадуем казанцев тем, что умеем и к чему привыкли.
— Вы провели программу уже во многих городах России. Отличается ли она как-либо? Например, на родине музыканта, в Москве, было довольно масштабно — 120 детей пели «Песенку о голубом шарике» на грузинском языке, актрисы МХТ были задействованы…
Максим Кучеренко: Поскольку это отчасти театральный продукт, в нем есть фиксированные последовательные песни и монологические включения Константина, который использует различную архивную, публицистическую и поэтическую литературу того периода. Еще были включены поэтические тексты Давида Самойлова, Вероники Долиной, Беллы Ахмадулиной. В Казань наша программа приедет в очень проверенной версии, по объему и по качеству достигшей оптимума.
Что касается детей, Константин в течение последних 15 лет делал детский театрально-развивающий благотворительный проект «Поколение Маугли». Не знаю, был ли он в Казани: если был, то дети будут, а если нет, то выступим без них. Забавно, что мы планировали делать сценические и драматические элементы, поэтому предложили Хабенскому выступить с шариками на сцене. У него загорелись глаза, и он сказал помощнице: «Ульяна, а где наши дети?» Оказалось, что вместо 120 шариков он решил вывести на сцену 120 детей. Воистину театральное могущество в России всесильно.
«Вместо 120 шариков он решил вывести на сцену 120 детей»
— Когда Константин Юрьевич предложил вам идею проекта? И как вы познакомились?
В.Т.: Мы неоднократно встречались во время празднования Нового года, а потом он как-то пришел на наш концерт «Татьянин день» в январе и заглянул в гримерку. Мы разговаривали, выпивали немножко благородных крепких напитков, как водится. И неожиданно от одного из самых популярных актеров страны (даже не музыканта!) и худрука МХТ поступило предложение сделать программу, посвященную творчеству Булата Окуджавы. Неожиданно, потому что мы вообще не кавер-группа. Было несколько прецедентов, когда мы откликались на просьбы старших коллег включиться в трибьют-историю, но все равно каверы играем неохотно. Причем программа предполагалась даже не рок-н-ролльного плана, а на песни великого барда, с которого началась русская песенная история. Булат Шалвович для нас Гомер авторской песни.
Мы крючок заглотили и мучились-мучились два с половиной месяца, даже делали вид, что забыли об этом, хотя внутри переживали. Потом сказали друг другу: «Надо что-то делать». Задача сложновыполнимая, но тем интереснее. Мы сделали порядка четырех демо, показали Косте, на что он сказал: «Ништяк, парни, мне нравится, продолжаем работать». Дальше пошло немного спокойнее — важно было сделать первый шаг. Короче, меньше робости, больше смелости, и все будет хорошо.
— Нынешняя театрально-концертная программа — это разовая история или же планируете и дальше с ней гастролировать и, может, сделать еще одну коллаборацию с Хабенским? Например, постановку в МХТ имени Чехова?
М.К.: Группа «Ундервуд» имеет большое количество театральных друзей, и это не просто личные контакты. Это уже перерастает в партнерство и сотрудничество. Мы регулярно участвуем в проектах «Квартета И» (в частности, в спектакле «Письма и песни мужчин среднего возраста»). Еще была коллаборация с Юлией Пересильд в программе «Квартирник у Маргулиса». Кстати, мы сделали ей поздравительную музыкальную открытку «Далеко» после полета в космос.
Кроме того, совсем скоро выйдет пятый сборник наших стихов. Скажем прямо, это литературная деятельность. Не боюсь этого словосочетания, поскольку нас около 10 лет назад даже наградили театральной премией имени Максимилиана Волошина. Мы берем ответственность за литературоцентричность и еще раз доказываем, что русский рок во многом произрастал из литературной традиции, стартующей от Булата Окуджавы и массива больших авторов 1960-х годов. Мы совершенно не планировали, что так пластично, музыкально и инновационно удастся адаптировать творчество Окуджавы в современный звук. Но знаете что? Весь массив рок-музыки — группы Radiohead и The Beatles — это все современники Окуджавы. Ни одной музыкальной стилистики при жизни Булата Шалвовича не проникло в его собственное решение.
Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко познакомились в Крымском мединституте в Симферополе и впоследствии решили создать музыкальную группу. В первом концерте, который состоялся 8 декабря 1995 года, участвовали их сокурсники Вячеслав Кисловский (барабаны), Евгений Чемоданов (гитара), Валерий Кестер (бас) и Василий Игнатьев.
Неизменным студенческий состав оставался до 1998 года. Помимо музыкальной деятельности, они сотрудничали с другими творческими объединениями и публиковали поэтические тексты на страницах местной молодежной прессы.
По окончании вуза фронтмены группы начали работать по профессии в городских больницах. Ткаченко — анестезиологом-реаниматологом в херсонской районной больнице водников, а Кучеренко — психиатром в севастопольской поликлинике.
Небольшое затишье пошло группе на пользу, после него они создали композиции, ставшие классикой репертуара: «Все, что надо», «Парабеллум», «Следи за ее левой рукой», «Гагарин, я вас любила».
В 2000-м коллектив стал более популярным, выпустив три студийных альбома: «Все пройдет, милая» (2002), «Красная кнопка» (2003) и «Бабло побеждает зло» (2005). На 2010-е годы приходится расцвет творческой деятельности музыкантов. Они выпускают новые песни, клипы и сборники стихов, сотрудничают с кино и театром, а также ездят по фестивалям и гастролям.
Осенью 2021 года группа выпускает сингл и видеоклип «Далеко», посвятив его возвращению первого киноэкипажа с МКС. В прошлом году они создали 11-й студийный альбом «Проект О», состоящий из кавер-версий песен Булата Окуджавы. В записи поучаствовал Константин Хабенский, который и был автором идеи. Сейчас «Ундервуд» гастролирует с театрально-музыкальной постановкой «Полночный троллейбус» и юбилейной программой «Нам 30 лет».
— В чем особенность Булата Окуджавы среди остальных советских бардов?
В.Т.: Он был первым. Это всегда, с одной стороны, труднее, а с другой — легче. Легче, потому что тебя никто ни с кем не сравнивает. А труднее, потому что приходится преодолевать не только внешние препоны (что несложно при наличии упрямого характера и силы воли), но и внутренние — ты движешься вслепую в поиске своего жанра. Окуджава изысканно прост, чем и покорял сердца. Недаром и он сам, и его современники сравнивали с Александром Сергеевичем Пушкиным, но не стилистически, а скорее по духовным векторам. Даже есть рисунок, где они пожимают друг другу руки.
Булат Шалвович работал со словом не просто точно, но и весьма академично: в достаточно простых и емких словах сосредоточена вся глубина, которой, может быть, не хватало всем его последователям, за исключением Владимира Высоцкого — у него в текстах и мелодике проступала эмоциональная актерская игра. А Окуджаве этого не нужно было, он был самим собой в этой изящной простоте.
«Когда рынок рухнул, все поняли, что только концерты будут приносить деньги»
«Россия дорога нам не только как нефтедобывающее государство»
— Чем живет сейчас музыкальный мир и насколько он изменился за время вашей работы?
М.К.: Нам более сложные вопросы иногда задают: «Вы же врачи, поставьте диагноз обществу». Если бы музыкальный мир существенно изменился с тех пор, как мы в нем оказались, нас бы в нем не было. Наверняка время бы вынесло нас за скобки.
Что касается музыкального процесса, он, безусловно, привязан к жизни живых людей. В советские времена любили петь о том, как песня попадает в сердце и всегда остается с человеком. Когда мы пишем и выпускаем песни, то понимаем, что к нам придут люди и услышат их. Еще хуже — они ставят их детям, которым, поверьте, все равно, что запоминать. Даже песни с весьма взрослыми, хулиганскими смыслами. Более того, нам присылают своих детей: одна женщина отправила видео внука очень известного рок-музыканта, который напевает нашу песню «Очень хочется в Советский Союз». Анекдотично.
При первом взрыве информационных технологий, в частности создании сервиса Napster, мы боялись, что музыка превратится в бесплатный продукт. Но когда рынок рухнул, все поняли, что только концерты будут приносить деньги. Работа над мощными шоу, за которые зрители по всей планете готовы отдать деньги, чтобы увидеть сценические световые и идеальные звуковые решения, привела к росту фестивального масштаба. Мы были свидетелями взросления и доведения музыки до громадного фестиваля в 200 тысяч зрителей. Мы не боимся искусственного интеллекта, и нам не страшен приход информатизации, потому что в России и мире главная позитивная тенденция — рост фестивалей и физических встреч.
— «Ундервуд» на протяжении десятилетий был музыкальным символом Крыма. Есть ли сейчас там активная творческая индустрия?
В.Т.: Последние три года с активной творческой индустрией достаточно нелегко — не все артисты доезжают до полуострова. Мы доехали. Недавно проводили два концерта в Севастополе и один в Симферополе в рамках 30-летия коллектива. Симферополь — это родина группы, 8 декабря 1995 года мы впервые собрались на электрическом концерте. Нам было приятно, что собрались и наши друзья, и родственники, и друзья друзей, и доктора, с которыми мы учились и работали, которые стали прекрасными главврачами, начмедами и выдающимися специалистами в своем деле. Всегда приятно приезжать на полуостров, тем более что мы оттуда на самом деле никогда и не уезжали. Наше творчество насквозь пропитано Крымом, романтикой ЮБК (Южный берег Крыма). Эта лирика присутствует практически во всех знаковых песнях. Душой всегда там, поэтому будем приезжать опять и опять. Да здравствует Крым!
— Заранее поздравляю с 30-летием коллектива! Вы, наверное, празднуете в основном на концертах, на гастрольном туре…
М.К.: Однажды я был в доме-музее Корнея Чуковского в Переделкино, где его директор, выдающийся деятель литературного движения Павел Крючков, проводил экскурсию и сказал: «Кстати, сегодня исполняется 100 лет „Мойдодыру“». И показывает первое издание. Я думаю: боже мой, 100 лет «Мойдодыру»! Да должны фанфары звучать в честь такого юбилея! А это прошло незаметно. Так и для нас: 10-, 15- и 20-летие праздновали, а после 25 уже как-то меньше, так что 30-летие вообще кажется будничным. Но нас все поздравляют. Администрация Севастополя подарила очень тяжелый торт, многие дарят подарки, говорят приятные слова, мы всем очень благодарны.
На концертах в честь 30-летия мы просто включали биографический дайджест из трек-листов. Здорово, что люди помнят и любят наши песни. Мы мыслим об отдельном альбоме… Знаете, когда листаешь школьный альбом, то попадаешь в микрокосм тех времен: чувство скомканности по утрам, запах пирожков в столовой, какие-то ребятишки. Надеюсь, что рано или поздно создадим его в формате мюзикла, раз уж мы близки к театру.
Россия дорога нам не только как нефтедобывающее государство и государство, которое порождает IT-специалистов. Конечно, мощным связующим звеном с мировой культурой является русский театр — это действительно одна из главных «скважин» нашей страны, из которой неукротимо бьет фонтан новых и новых творческих решений.
«Наша песня о неплакатном Гагарине, которого искренне любило все женское население СССР»
— Одна из фишек группы — оба фронтмена — врачи, причем с интересными специальностями. Глядя на окружающий мир, как считаете, может, нам сейчас не помешало бы побольше психиатров и реаниматологов?
В.Т.: Как раз психиатров и реаниматологов хочется поменьше, потому что мир же становится очень маленьким из-за IT-пространства. Раньше мир был очень большим и широким. Чтобы пойти искать какие-нибудь артефакты, связанные с жизнью Христа, надо было одному чуваку в средневековой Европе выступить на площади, подорвать всю Европу и организовать крестовые походы, чтобы пойти в священный город, перебить всех и искать артефакты. Сейчас все делается гораздо быстрее, более прозаично и цинично. Мир стал очень узким, что наверняка отражается на здоровье. Безусловно, деятельность анестезиологов, реаниматологов и психиатров будет всегда нужна.
Мы раньше шутили, что и психиатры, и анестезиологи, и реаниматологи всегда на острие медицины. Это острие с каждым годом становится все тоньше и тоньше. Хочется пожелать миру здоровья, как физического, так и психического, а докторам, которые представляют наши уникальные специальности, рабочих удач.
М.К.: Вспомнил строчку из песни Владимира Высоцкого «Марш шахтеров»: «И шуточку „Даешь стране угля!“ мы чувствуем на собственных ладонях». Острие медицины обоюдоострое…
— Самая узнаваемая песня «Ундервуд» — «Гагарин, я вас любила». А может, и новый Гагарин нам тоже нужен? Не как космонавт, а как символ чего-либо?
М.К.: Юрий Алексеевич Гагарин — человек, который появился из очень уникального времени. Он стоял на плечах других гигантов — первых летчиков-полярников, которые совершали туры по США в 1930-е годы, — Валерий Чкалов, Александр Беляков. Столько великих людей на самом деле! У нас прекрасные спортсменки. Мое окно выходит на окно чемпионки мира Ирины Родниной, которой российский спорт всегда будет гордиться. История России продолжается, и из нее будут рождаться новые герои.
В.Т.: У меня немного сложное отношение к этому. Юрий Алексеевич — выдающийся человек, безусловно, человек-символ. Но символом быть сложно, потому что задача символа — обесчеловечить и «заплакатировать». За этими фото и видео, за гагаринской улыбкой, за «Поехали» и за самим фактом полета в космос мы не видим человека. Наша песня о неплакатном Гагарине, которого искренне любило все женское население СССР.
Хочется, чтобы было больше не людей-символов и плакатных героев, а людей-профессий, людей-специалистов. Реальных космонавтов-летчиков Гагариных, реальных мыслителей Эйнштейнов, Ньютонов, Фрейдов, Ломоносовых. Хочется, чтобы было больше смысла, нежели маркетинговой истории с улыбкой и всем прочим.
М.К.: За эти 30 лет происходили всякие интересные истории, связанные с Юрием Алексеевичем. Например, его дочь Елена побывала в гостях у моей тети в Симферополе, куда я попал сразу после роддома. Моя тетя, учительница литературы Мария Николаевна, почему-то ничего не рассказала ей о том, что племянник написал 10 песен про Гагарина… А еще есть классная история о том, как наш звукорежиссер Александр Казак встретился в пятилетнем возрасте с Гагариным, приехавшем в Евпаторию. Сашу подвели поздороваться, а он, показав на Звезду Героя, говорит: «Дядь, дай звездочку». Гагарин сказал: «Эту не дам, а другую дам». И отдал ему звезду с погон (смеется).
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.