«Ряд субъектов РФ, в том числе из нашего округа, сохранил двухуровневую систему. Другие коллеги перешли на одноуровневую. Это наглядно демонстрирует разнообразие подходов и региональную специфику, отражающую реальные потребности территорий», — говорил сегодня в Казанской ратуше раис РТ Рустам Минниханов. Там прошло заседание совета законодателей ПФО, на котором, в частности, обсудили реализацию нового закона об МСУ. Ряд регионов отмечал: утверждение о том, что одноуровневая система отдаляет власть от людей, опровергается на практике. А власти республики, кажется, и не совсем с этим согласились, но пообещали их опыт изучить. Подробнее — в нашем материале.
Полпред президента в ПФО Игорь Комаров привел данные соцопросов: в ПФО работу местных властей положительно оценивает чуть меньше половины жителей — 48,6%
«У каждого свои подходы, у меня возражений нет. Но менять в один миг все, что было создано, тяжело»
В Казанской ратуше сегодня прошло итоговое в этом году заседание совета законодателей Приволжского федерального округа. До этого на протяжении двух дней парламентарии Поволжья обсуждали развитие внутреннего туризма, работу пресс-служб и политические вызовы. Теперь же на повестку вынесли два ключевых вопроса — реализацию нового закона о местном самоуправлении и развитие внутреннего туризма в регионах ПФО. И если по второму пункту участники довольно быстро нашли общий язык, то вокруг первого развернулась более оживленная дискуссия.
От доверия и удовлетворенности граждан работой органов местного самоуправления во многом зависит общее социальное самочувствие общества, начал заседание полпред президента в ПФО Игорь Комаров. Он привел данные соцопросов: в Приволжском федеральном округе работу местных властей положительно оценивает чуть меньше половины жителей — 48,6%. Этот показатель соответствует среднероссийскому уровню. Наиболее высокие оценки — в Татарстане, Оренбургской и Пензенской областях. При этом доля негативных отзывов остается значительной, а значит, еще есть куда расти.
Одной из ключевых тем заседания стала реализация нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», вступившего в силу в июне 2025 года. Ключевое изменение — возможность регионам выбирать между двухуровневой и одноуровневой системой МСУ. В округе, по словам Комарова, уже есть «успешные примеры» укрупнения муниципалитетов, что позволяет «повысить качество управления, эффективнее использовать ресурсы и объединять экономически разные территории для сбалансированного развития».
В свою очередь раис Татарстана Рустам Минниханов выразил благодарность руководству страны за возможность сохранять двухуровневую систему. «Ряд субъектов РФ, в том числе из нашего округа, сохранил двухуровневую систему. Другие коллеги перешли на одноуровневую. Это наглядно демонстрирует разнообразие подходов и региональную специфику, отражающую реальные потребности территорий», — подчеркнул он.
У каждого региона, по словам Минниханова, свои аргументы в пользу сохранения или отказа от двухуровневой модели. В Татарстане она выстроена и эффективно работает, опираясь на местных депутатов — их в республике насчитывается 7,5 тысячи. В условиях СВО кадры на местах особенно востребованы. «Муниципалитет — это орган, который должен быть в шаговой доступности для населения», — напомнил он, отметив и собственный опыт работы в трех районах РТ. При этом Рустам Нургалиевич добавил: «У каждого свои подходы, у меня возражений нет. Но менять в один миг все, что было создано, тяжело». Что касается регионов, уже перешедших на одноуровневую систему, то, по его мнению, через 1–3 года необходимо проанализировать результаты: «Никогда не говори „никогда“».
Заместитель полпреда президента РФ в ПФО Игорь Буренков: «Объединительные процессы в целом прошли спокойно, без негативного резонанса и снижения доверия к органам власти. Это в том числе подтверждают результаты выборов последних двух лет»
«Все мы знаем, сколько там получают эти товарищи наши…»
С более развернутым докладом о состоянии местного самоуправления выступил заместитель полпреда президента РФ в ПФО Игорь Буренков. На начало года в округе действовало 4,3 тыс. муниципалитетов, большинство из которых — сельские и городские поселения.
На одноуровневую модель уже перешли четыре региона: Чувашия, Удмуртия, Пермский край и Нижегородская область. «Объединительные процессы в целом прошли спокойно, без негативного резонанса и снижения доверия к органам власти. Это в том числе подтверждают результаты выборов последних двух лет», — подчеркнул Буренков. Оставшиеся регионы продолжают рассматривать полный или частичный переход. А вот Башкортостан, Татарстан и Самарская область планируют сохранить двухуровневую систему, что потребует дополнительных законодательных решений, уточнил докладчик.
Тем регионам, которые выбрали переход на новую модель, следует заранее готовиться к ряду проблем. Среди них сохранение опытных кадров, организация воинского учета в бывших поселениях, централизация и снижение возможностей закупки у единственного поставщика.
Отдельное внимание Буренков уделил кадровому вопросу, который закономерно обострится в условиях сокращения числа муниципалитетов. Сейчас в органах МСУ, по его данным, работают более 60 тыс. служащих. В среднем по ПФО местные администрации укомплектованы на 90%. Наилучшие показатели — в Башкортостане, Пензенской и Оренбургской областях; наименьшие — в Марий Эл, Чувашии и Татарстане. В поселениях же дефицит кадров достигает 30%. Новый закон допускает совмещение муниципальных должностей с государственными, что, по словам Буренкова, позволит финансово защитить работников. «Все мы знаем, сколько получают наши товарищи на местах. Эта мера ситуацию может поправить», — подытожил он.
Часть районов еще до реформы перешла на одноуровневую систему, заметил глава Заксобрания Кировской области Роман Береснев
«Мы, может быть, такие отсталые, а вы более такие прогрессивные. Посмотрим…»
От зама Комарова слово передали регионам, которые поделились, как «уживаются» с новой, одноуровневой системой местного самоуправления. Кировская область завершит внутреннюю реформу к 1 января 2026 года. Все районы станут округами, а на смену сельской администрации в конкретном поселении придет территориальное управление в администрациях округов.
Как ранее отмечали власти региона, одноуровневая система позволит оптимизировать управление на местах. Число чиновников снизится, следовательно, сократятся административные расходы. А как же качество работы? «Из-за отсутствия административных границ жители смогут получать более качественные услуги от местной власти, специалисты территориальных управлений смогут более тесно работать с людьми», — сообщали в правительстве региона.
Часть районов еще до реформы перешла на одноуровневую систему, заметил глава Заксобрания Кировской области Роман Береснев. По его словам, сельсоветы решили упразднить с учетом предыдущего позитивного опыта и желания глав муниципалитетов «сконцентрировать ресурсы». «Я еще привел бы свой пример. Начинал с [должности] главы сельской администрации, и мы в конце 90-х – начале 2000-х работали в одноуровневой системе. Я считаю, что работали успешно», — вспомнил докладчик.
Пермский край перешел на одноуровневую систему одним из первых и благодаря этому смог сконцентрировать ресурсы для решения стратегических задач, подчеркнул глава Заксобрания Пермского края Валерий Сухих
Глава областного Заксобрания подчеркнул, что за все время не было ни одного обращения от жителей о несогласии с реформой, зато был позитивный эффект от укрупнения. В целом выстраивается система, при которой органы МСУ самостоятельны в пределах своих полномочий, но не оторваны от финансирования и «логики принятия решения в регионе».
Пермский край перешел на одноуровневую систему одним из первых и благодаря этому смог сконцентрировать ресурсы для решения стратегических задач, подчеркнул глава Заксобрания Пермского края Валерий Сухих. Утверждение о том, что одноуровневая система отдаляет власть от людей, опровергается на практике, подчеркнул выступавший. По его словам, власть остается доступной благодаря развитию связи и цифровых услуг, качеству дорог и строительству социальных объектов. Уже сейчас 99,8% жителей Пермского края имеют доступ к «Госуслугам». Сколько из жителей порталом активно пользуется, правда, не прозвучало.
«Вся история развития местного самоуправления — это постоянные переходы от жесткой централизации к децентрализации. В периоды кризиса ресурсов и финансовых средств центр всегда стремился передать полномочия на места. Текущая модель 33-го федерального закона [о местном самоуправлении] — это золотая середина», — подчеркнул Сухих. Он отметил, что после реформы уровень удовлетворенности жителей работой глав муниципалитетов вырос.
«Спросите у народа вашего сельского, [стало ли лучше жить]. Вот 4 миллиона татарстанцев, почти 1,5 миллиона на селе живут. Своих депутатов не осталось сельсоветов не осталось, поссовета нет — надо ехать в райцентр, туда и обратно. Зачем усложняете жизнь народу?» — недоумевал Фарид Хайруллович
«Валерий Александрович красиво рассказал. Я хочу направить нашу делегацию, наших специалистов посмотреть на самом деле, возможно, мы близорукие и не видим [чего-то]. Если у вас лучше стали жить, из-за того что сельсоветы убрали… Нам интересно, — отреагировал на доклад Сухих Минниханов. — Мы, может быть, такие отсталые, а вы более такие прогрессивные. Посмотрим».
Как человек, занимавший «твердую позицию» по вопросу МСУ, следом вступил и Мухаметшин. «Спросите у народа вашего сельского, [стало ли лучше жить]. Вот 4 миллиона татарстанцев, почти 1,5 миллиона на селе живут. Возраст стареющий, по 70–75 лет. Вопросов бытовых полно, за ними надо ехать. Своих депутатов сельсоветов не осталось, поссовета нет — надо ехать в райцентр, туда и обратно. Зачем усложняете жизнь народу?» — недоумевал Фарид Хайруллович.
«Главное, что раз стало хорошо, — мы рады. Мы ваш опыт посмотрим», — несколько смягчил комментарий Мухаметшина Минниханов и предложил ознакомиться с опытом Татарстана в организации органов МСУ.
По итогам 2024 года на ПФО пришлось 11% общего турпотока — почти 19 млн туристов
Турналог сменить на курортный сбор, а в законе прописать туристско-рекреационный кластер
Несмотря на то что ПФО занимает чуть более 6% территории России, здесь сосредоточено значительное количество достопримечательностей, природных богатств и объектов инфраструктуры, создающих «прочную основу» для развития туризма, отметил, переходя ко второй теме, председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. По итогам 2024 года на ПФО пришлось 11% общего турпотока — почти 19 млн туристов.
В этом году число путешественников продолжает расти. Однако чтобы достичь цели, поставленной президентом РФ, к 2030-му каждому региону округа необходимо увеличить турпоток еще на 55%, в том числе за счет иностранных гостей. Требуется и наращивание номерного фонда: из 1 млн номеров, доступных по стране, на ПФО приходится лишь 140 тыс., т. е. 14%.
Рассказал Иванов и о положении дел в туротрасли республики. За последние 15 лет турпоток вырос более чем втрое. Цель — достичь 7 млн туристов в ближайшие пять лет. В 2024-м Татарстан посетили 4,3 млн человек. Объем услуг в сфере туризма с учетом смежных отраслей составил 107 млрд рублей. В индустрии заняты более 50 тыс. человек.
РТ активно продвигает себя на внутреннем и международном рынках. Казанский аэропорт обслуживает более 5 млн пассажиров в год, строится новый терминал. Несмотря на появление крупных гостиничных комплексов, республика испытывает острую нехватку номеров, признал Иванов. Особенно это заметно летом и в периоды крупных мероприятий.
Работа по расширению инфраструктуры продолжается: планируется строительство комплекса «Казань марина» с яхтенной мариной, трех-пятизвездочными гостиницами, спа-центрами, ресторанами и обслуживанием судов. Предварительный объем инвестиций — более 29 млрд рублей.
Подобные комплексы могли бы стать драйвером развития туризма в ПФО, однако законодательство не содержит понятия «туристско-рекреационный кластер», что затрудняет получение господдержки. Иванов призвал рассмотреть поправки в федеральное законодательство, закрепляющие понятия «туристско-рекреационный кластер» или «комплексная туристическая территория» по аналогии с промышленными парками.
Отдельно он остановился на главной боли отрасли — туристическом налоге, который в 2025-м «свалился» на гостиницы. Процесс учета оказался крайне сложным, поскольку плательщиком налога выступает сам отель. По мнению председателя госкомитета РТ по туризму, стоит вернуться к схеме курортного сбора, действовавшей в ряде регионов в 2023–2024 годах: «Курортный сбор турист оплачивал отдельным чеком при заселении. У гостиниц не возникало трудностей с расчетом, поскольку эти платежи были технически отделены от доходов».
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.