«Нам не хотелось бы заранее что-то говорить, поскольку важны все доказательства, мотивы. Но никто — совершивший, участвующий — не останется ненаказанным. Невиновных тоже не хотелось бы обидеть, наказать, привлечь. Мы на пути к принятию основных решений», — комментировал дело о нападении на Ирину Шевыреву начальник управления уголовного розыска МВД по РТ Рефат Катипов. Он добавил: ясность в деле может наступить в начале следующего года. На сегодняшней пресс-конференции Катипов пояснил, что дело на особом контроле, а главная задача все та же — установить мотивы. О чем еще рассказал главный по борьбе с криминалитетом в Татарстане — в материале «БИЗНЕС Online».
Рефат Катипов прокомментировал дело о нападении Ирины Шевыревой
О деле Ирины Шевыревой
«Я с удовольствием расскажу со всеми подробностями, но пока следствие ограничило передачу информации», — так начальник управления уголовного розыска МВД по РТ Рефат Катипов прокомментировал дело о нападении на Ирину Шевыреву. Произнес это он на ведомственной пресс-конференции, когда отчитывался перед журналистами по самым резонансным преступлениям года. И все же руководитель управления сделал несколько заявлений по одной из самых запутанных криминальных историй республики.
«[Уголовное дело] на контроле — от руководства республики до руководства МВД. Надеюсь, в первые месяцы будущего года уже появится ясная картина. Нам не хотелось бы заранее что-то говорить, поскольку важны все доказательства, мотивы. Никто — совершивший, участвующий — не останется ненаказанным. Невиновных тоже не хотелось бы обидеть, наказать, привлечь. Мы на пути к принятию основных решений», — уточнил Катипов.
На 34-летнюю Ирину Шевыреву напали 14 октября рядом с казанской гимназией №94, когда та привезла туда свою дочь. Ей нанесли колотые раны в шею и грудь. Впоследствии женщина была госпитализирована и несколько дней находилась в коме.
В причастности к совершению преступления подозревают Андрея Черкасина — начальника службы безопасности «Волга-Автодор», по версии следствия, он мог быть организатором слежки за Шевыревой, которая длилась несколько месяцев до нападения. В слежке за потерпевшей якобы участвовали 29-летний Булат Галлямов, который работал в охране фирмы, 30-летний Бурихон Хамидов, киллер — Рифат Султанов, который после нападения пытался скрыться в Таджикистане, но был задержан и доставлен в Казань.
Кроме того, под подозрением находится основатель строительной компании «Волга-Автодор» Станислав Шевырев — свекор Шевыревой. Также по делу задерживали и его сына — Ивана Шевырева, мужа потерпевшей, однако позже его отпустили в статусе подозреваемого.
Все фигуранты дела находятся в следственном изоляторе, кроме главного свидетеля Галлямова. Его суд отправил под домашний арест, он находится под госзащитой.
Вообще, Катипов признался: нападение на Шевыреву — крайне нетипичное для республики преступление, подобных дел, можно сказать, в практике давно не было.
«После совершенного преступления [преступники] тщательно пытались спрятать следы. [Была проведена] огромнейшая работа по Казани, по Казахстану, Узбекистану, Таджикистану. Был совершен вылет и доставка в Казань, и дипломатические моменты здесь есть, и решение вопросов. Вот такую сложную работу провели за кратчайшие сроки. Видите, какой объем времени нужен нам и следствию, чтобы действительно найти истинный умысел, причину… — уверял спикер. — Пока мы до точки не дойдем, не поймем сути данного вопроса. Поверьте мне, ни дело в суд не уйдет, ни [окончательные] обвинения не будут предъявлены. Это не тот случай».
О единой системе видеонаблюдения: «Это мечта»
В контексте истории с Шевыревой Катипов прокомментировал и проблему отсутствия единой системы видеонаблюдения в городе. Как показала история, тысячи камер, установленных на зданиях и дорогах, не объединены в единое сетевое пространство, как это сделано, например, в Москве. Но, по словам полковника, его коллеги из других регионов даже завидуют Татарстану.
«Есть некоторые моменты, где мы испытываем трудности, где-то еще в свое время договоры не заключены, где-то не продлены, и в связи с этим полный спектр услуг, которые мы могли бы получать, да, до нас не доходит, — пояснил Катипов. — Действительно, это не сидя в одном кабинете камеры смотрятся. Это ножками, ножками, ножками…. Есть преступления, которые раскрывались пешком: сотрудники прошли 13 километров по городу Казани…»
Хотя тут же выступающий признался, создание единой системы — «это мечта». «Это все для безопасности, это все для граждан. Нам это [работу] облегчит, сутки спасет, и не одни. Но качество камер во многих местах оставляет желать лучшего. Где-то только для номинала выставлены», — признался Катипов.
«А силуэт? Не разберешь только по походке — мужской или женский. Но в МВД республики у нас есть специалисты, мальчишки-оперативники, — ну таланты. Они сутками работают, сравнивают, предыдущие записи и находят, доходят до истины... Ну можем!»
О некомплекте и отношении к коррупции
Еще одна проблема, о которой высказался Катипов, общая для силовых структур — это проблема некомплекта.
«Мы пытаемся этот вопрос закрыть, стараемся талантливых, обученных сотрудников удержать. Чтобы обучить и дать тот объем знаний, пониманий — столько времени проходит… — оценил проблему спикер. — А уходят, на их место приходят сотрудники, которые минимум на два года еще не могут в том объеме грамотно, нормально работать по преступлениям, сразу понимать суть. Это для меня сейчас самое главное. Всяческие возможности в республике, которые сейчас на государственном уровне оказывают, какие-то доплаты нашим сотрудникам, незначительны, но они прямо существенные».
Нет ли на фоне невысоких зарплат коррупционных соблазнов среди сотрудников? К сожалению, такое случается.
«Знаете, какой негатив, и отзыв оно вызывает, — ответил Катипов на вопрос одного из журналистов. — Когда сволочь одна запятнает [мундир], куда-то влезет и впоследствии пятнает всех сотрудников. Это абсолютно нигде не приветствуется, даже внутри это позорище. Поверьте мне, когда ты работаешь с преступниками, с убийцами и какой-то [человек], который в глаза не видел преступников, но носит форму и себе позволяет где-то за какие-то вещи взять, это абсолютно не поддерживается. Никакого внутреннего братства для таких нет. От таких избавляться [надо], чистить не жалко».
В текущем году по сравнению с аналогичным периодом количество зарегистрированных убийств «незначительно» возросло на 3,4%. На самом деле все звучит не так страшно: в абсолютных цифрах число убийств увеличилось лишь на четыре — с 118 до 122
В чем помогает Интерпол и как ОПГ переходят на крышевание кол-центров
Говоря о состоянии преступности в целом, Катипов отметил: все тяжкие и особо тяжкие преступления находятся на особом контроле у МВД.
«По ним, слава богу, традиционно республика имеет самую высокую раскрываемость, — уточнил полковник. — Практически по всем категориям убийств, которые у нас совершены в настоящий момент, преступлений против личности, умышленных причинений тяжкого вреда, изнасилований очень высокий процент раскрытия».
Затем начальник управления перешел к цифрам. Так, в текущем году по сравнению с аналогичным периодом количество зарегистрированных убийств «незначительно» возросло на 3,4%. На самом деле все звучит не так страшно: в абсолютных цифрах число убийств увеличилось лишь на четыре — с 118 до 122.
По преступлениям, где умышленно причинен тяжкий вред здоровью, напротив, пошло сокращение на 19,8% с 313 до 251. Следом Катипов добавил, что по фактам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом приостановления уголовных дел не было, а процент расследованных дел составил 100%. Т. е. нет ни одного дела, где не установили бы виновного.
По факту преступлений в сфере IT на контроле у МВД по РТ около 500 преступлений
«Увеличилось количество насильственных действий сексуального характера, — тут же обратил внимание начальник угрозыска. — Это вызывает у нас озабоченность, поскольку раскрытие таких преступлений имеет свою сложность». Катипов отметил, что лица, которые находятся в другой стране, могут требовать у собеседников, в том числе у детей, фотографии либо вовсе попросить раздеться. На это управление реагирует немедленно, в установлении фигурантов помогает Интерпол. Кроме того, Катипов уточнил, что из-за СВО есть определенные сложности: не все страны помогают в расследовании подобных преступлений.
По факту преступлений в сфере IT на контроле у МВД по РТ около 500 преступлений. «90 процентов — это контактное мошенничество, фигуранты из кол-центров, которых на официально враждебной территории находится свыше 500. Эта беда, к сожалению, у нас никак не остановится», — заметил спикер. Он также добавил, что совместная работа с УБК МВД по РФ сохранила около 50 млн рублей граждан России. «Активно работаем на опережение. Успевали прямо в момент передачи либо закладки этих денег в банкомат, перехватить их, очень долго приходится переубеждать их. Они настолько уверены, что действия наших сотрудников полиции направлены в их вред», — вспоминал спикер.
Также Катипов упомянул преступления, связанные с ОПГ. Так, в прошлом году возбуждено дело по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»), а в ноябре 2025-го — объединенное уголовное дело по той же статье. Спикер объяснил, что объединенные группировки выходят на кол-центры, участвуют в схеме и зарабатывают до 20%, при этом содействуют в переводе денег потерпевших на Украину. «Мы считаем, что зарабатывать на этом даже по их понятиям очень некрасиво, это мягко сказано. В наше время, когда мы защищаем Родину, а наши же граждане зарабатывают на наших дедушках, бабушках, наших гражданах…. Будем нещадно бить, привлекать, арестовывать. Это мы обязаны делать, и с этим будем бороться максимально», — эмоционально комментировал он.
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.