2 и 3 декабря в казанском культурном центре «Московский» представляют премьеру балета «Сарвиназ» композитора Ильгама Байтиряка, основанного на музыке Салиха Сайдашева. Постановка приурочена к 125-летию великого татарского композитора, которое отмечается сегодня.
Идея самого балета возникла 77 лет назад. Именно в 1948 году Сайдашев и балетмейстер Гай Тагиров (основоположник татарского сценического танца и автор первой версии балета «Шурале» на музыку Фарида Яруллина) решили создать балет «Гульнара» о трагической любви двух молодых людей в булгарские времена. Поставить спектакль не удалось, однако Тагиров смог сохранить клавир Сайдашева. На основе этих материалов в 2002 году Байтиряк создал одноактный балет — это и стало основой нынешней постановки.
«Так как изначально идея возникла в 1948 году и либретто писалось в эпоху того времени, мы сделали балет более современным, чтобы зрителю было понятно», — рассказала руководитель проекта, выпускница Казанского хореографического училища, экс-артистка Государственного ансамбля песни и танца РТ Саида Кадырова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
В постановке задействованы 30 студентов Казанского государственного института культуры, а также трое артистов ансамбля танца «Яз» под руководством хореографа-постановщика Рафаэля Мустякова.
Сам постановочный процесс длился два месяца. В беседе с «БИЗНЕС Online» балетмейстер-постановщик Нинель Мочалова отметила, что трудности были в работе со сложным музыкальным материалом, а также со студентами института культуры, у которых разные физические данные и способности.
«Все это нужно было уложить в роль, довести до ума. Даже девочки ко мне приходили и спрашивали, какими должны быть булгары, воинственные девушки, каким должен быть образ татарской девушки. Приходилось читать небольшие лекции по древнему миру. Работа была сложнейшая: психологическая, педагогическая и, конечно, постановочная, потому что, когда имеешь такой материал, очень сложно донести до зрителя, чтобы было понятно, доступно, чтобы он был на этом высоком уровне», — поясняет Мочалова.
Почему же премьеры татарских балетов сегодня проходят чаще всего лишь в результате работы энтузиастов, а не являются частью репертуара того же Татарского театра оперы и балета им. Джалиля? «Театр не хочет заниматься такими проектами, которые, как они считают, будут малоуспешными, и на них пойдет мало зрителей. А это наш культурный код, наше наследие. Когда мне дали музыку, я говорю: а почему бы не попробовать со студентами? Мы же делаем здесь постановки, растим их на „Щелкунчиках“, „Белоснежке“, на постановках, которые знает весь мир», — говорит Мочалова. Сама Кадырова отмечает, что культурный центр «Московский» — это база оркестра национальной музыки (главный дирижер — Айдар Ниязов, который впервые и исполнил музыку к этому балету только в прошлом году).
Проект реализован за счет гранта мэрии Казани на сумму 213 тыс. рублей. Организаторы победили в ежегодном конкурсе «Үз телем», направленном на изучение и развитие татарского языка и культуры. Что касается будущего «Сарвиназ», то, по словам Кадыровой, многое зависит от наличия финансирования. «Хочется представить балет как можно большему числу зрителей, на других площадках Казани и Татарстана. Для этого надо найти средства на пошив своих костюмов, на декорации», — говорит собеседница газеты.
Кроме того, сегодня в Казани открыли после реконструкции, длившейся с 2016 года, музей Сайдашева. Он находится в историческом здании, построенном в начале XX века. Там же на втором этаже располагается мемориальная квартира самого композитора, где он прожил более 20 лет.
Напомним, Салих Сайдашев — основоположник татарской профессиональной музыки, автор музыки к таким знаковым театральным постановкам, как спектакль «Голубая шаль», спектакли «На реке Кандре», «Казанское полотенце», вальсов к пьесе «Наемщик» Тази Гиззата и т. д. Самое знаменитое сочинение композитора — «Марш Красной Армии» (затем переименованный в «Марш Советской Армии»), под который советские солдаты в 1941 году шли на фронт и возвращались с войны в 1945-м. Его творчество легло в основу становления национального театра и музыкальной школы Татарстана.
в Telegram
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.