Центробанк допустил, что корректировка закона о платформенной экономике может быть отложена на фоне спора между крупнейшими банками и маркетплейсами России. Об этом «Известиям» заявил зампред регулятора Алексей Гузнов, отметив необходимость учитывать интересы всех участников рынка.

Алексей Гузнов Алексей Гузнов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Речь идет о том, каким образом выстроить механизм оплаты товаров, которые продаются на маркетплейсах. Позиции банков мы, по меньшей мере, услышали. Понятно, что тут разные игроки, потому что другую позицию формируют те банки, которые внутри маркетплейсов. Это тоже нужно видеть. Свои предложения мы сформулировали. Активность в публичном поле достаточно высока. Какие-то решения и варианты, каким образом корректировать действующий закон, либо отложить эту корректировку, появятся в самое ближайшее время», — сказал Гузнов.

Московское общество защиты потребителей (МОЗП) в обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину назвало требования банков экономически несостоятельными и юридически манипулятивными. По итогам анализа аргументов кредитных организаций МОЗП заключило, что маркетплейсы лишь перераспределяют экономию от более дешевых платежных инструментов. Например, стандартный эквайринг обходится ретейлеру в среднем в 2,2%, тогда как инструменты СБП требуют 0,4–0,7%, а аффилированные банки почти снимают себестоимость транзакции.

Общественники утверждают, что инициатива фактически закрепляет неэффективную модель ценообразования в интересах крупнейших банков. Они считает, что это привело бы к росту цен, замедлению финтех-развития и снижению конкуренции.

Маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» обвинили банки в двойных стандартах, подчеркнув, что сами кредитные организации годами поощряют использование своих карт и сервисов кешбэками и бонусами. Ассоциация российских банков, представляющая интересы более мелких игроков, также выступила против предложения крупных кредиторов, заявив о риске «монополизации».

Стоит отметить, что ЦБ изначально придерживался другой версии. Напомним, глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что стоимость товаров на маркетплейсах не должна меняться при использовании разных платежных инструментов. Она аргументировала свою позицию тем, что манипуляции с ценами затрудняют отслеживание возможных злоупотреблений. Также Набиуллина говорила, что скидки, которые платформы дают при оплате покупок картами их банков, «не совсем справедливая конкуренция». Позднее глава регулятора предложила запретить онлайн-платформам продавать свои банковские продукты на собственных же площадках.

После этого главы Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка направили председателю Госдумы Вячеславу Володину предложение запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков. Тогда говорилось, что такую практику кредитные организации считают недобросовестной и выступают за то, чтобы цена была одинаковой вне зависимости от того, картой какого банка проводится оплата за купленные товары.

Позднее маркетплейсы единодушно предупредили о негативных последствиях предлагаемого запрета. По оценке Wildberries & Russ, в случае принятия ограничений цены для потребителей могут вырасти на 15–20%. Основательница компании Татьяна Ким назвала запрет скидок «циничным уничтожением конкурентов» и обратилась с открытым письмом в адрес Центробанка, правительства России и Федерального Собрания.