«Рыночные перспективы «Атома» зависят исключительно от лоббистских возможностей его производителей. Если получится заставлять людей покупать или навязывать разным отраслям экономики, то тогда спрос на это изделие будет», — рассуждает эксперт «БИЗНЕС Online», комментируя предполагаемую цену на российский «Атом». По данным СМИ, электромобиль, который разрабатывает компания «Кама», основанная гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном, будет стоить 3,9 млн рублей без субсидии и 2,9 млн — с учетом господдержки. Сам производитель эти цифры не подтверждает, но и не опровергает, а лишь призывает дождаться запуска серийного производства, который должен произойти до конца года. Подробнее — в нашем материале.
По данным журнала «Авто.ру», «Атом» оценен в 3,9 млн рублей без субсидии и в 2,98 млн — с учетом государственной поддержки
Цена электромобиля «Атом»
«Если говорить о текущем рынке отечественных электромобилей, то по публичным прайс-листам мы видим, что примерный диапазон цен составляет от 2,9 миллиона до 4 миллионов рублей без учета государственных субсидий. Мы не планируем выходить за этот диапазон», — говорил еще летом 2024 года генеральный директор АО «Кама» Игорь Поваразднюк, комментируя будущую стоимость электромобиля «Атом». Месяцем ранее он заявлял, что стоимость электрокара будет колебаться в диапазоне от 2,5 млн до 3,5 миллиона. Однако точную цену производитель держал в тайне, обещая раскрыть ее только после старта серийного выпуска.
Однако реальность оказалась менее таинственной. Фактически Поваразднюк тогда уже озвучил почти точные цифры. По данным журнала «Авто.ру», «Атом» оценен в 3,9 млн рублей без субсидии и в 2,98 млн — с учетом государственной поддержки. Эти сведения основаны на скриншотах с официального сайта, попавших в распоряжение редакции.
Сейчас на сайте такой информации нет. Вероятно, цифры появились случайно после обновления официального сайта, о котором компания объявила накануне.
В «Каме» же названные цифры не подтвердили, но и не опровергли. «„Атом“ публично не объявлял цену, но в ближайшие дни действительно готовит предложение для всех участников программы бронирования „Хочу „Атом“ с фиксацией будущей цены менее 3 миллионов рублей (учитывая господдержку) и спецусловиями по гарантии и сервису», — сообщили в пресс-службе бренда изданию «Авто.ру».
27 ноября в Москве с конвейера сошел первый «Атом» серии PT (Plant Trial). Это полноценный автомобиль, собранный по тем же технологиям и стандартам, которые будут использоваться в серийном производстве
«Находимся на финишной прямой…»
Что касается серийного выпуска «Атома», то изначально он должен был стартовать еще летом. Однако потом сроки сдвинулись на «вторую половину 2025 года». Фактически до условной даты запуска остается всего один месяц.
«Только запускаем серийное производство. Дату старта продаж объявим позже», — сообщали представители компании в комментариях во «ВКонтакте» в конце ноября. На следующий день также писали: «Находимся на финишной прямой перед запуском серийного производства. Скоро обо всем расскажем».
27 ноября в Москве с конвейера сошел первый «Атом» серии PT (Plant Trial). Это полноценный автомобиль, собранный по тем же технологиям и стандартам, которые будут использоваться в серийном производстве. Такие машины нужны, чтобы протестировать весь производственный цикл. «Это означает, что самая важная веха для любого автомобильного проекта пройдена и после сборки тестовых партий последует запуск серийных продаж», — заявляли в компании.
Напомним, АО «Кама» было создано в августе 2021 года при участии генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. На старте оба инвестировали в проект по 360 млн рублей. Как писал в октябре «Коммерсантъ», Варданян, который находится под стражей в Азербайджане, полностью вышел из бизнеса, продав принадлежавшие ему 25% компании ООО «Восход». Последняя в свою очередь является ключевым акционером АО «Кама», отвечающим за создание «Атома».
Летом 2025-го ПСБ и ВЭБ.РФ выделили АО «Кама» кредит в размере 24 млрд рублей для запуска серийного производства электромобиля. До этого, в 2023–2024 годах, фонд развития промышленности (ФРП) предоставил компании два льготных займа на общую сумму около 10 млрд рублей. Кроме того, в январе 2024-го сообщалось, что проект электромобиля «Атом» собрал 105 тыс. предзаказов и привлек 14 млрд рублей частных инвестиций.
Электромобили собирают на заводе «Москвич». «Атому» обещают запас хода до 500 км и разгон до 100 км/ч за 8 секунд. В дальнейшем «Атом» планируют интегрировать в сервисы такси, каршеринга и доставки.
«У «Атома», где основная составляющая — это батарейка, а батарейки у нас не производят и не завозят, цена соответствует объявленным 3,9 миллиона. Все остальное опять же относится к дотациям государства»
«Будет ли спрос при такой цене? Нет, конечно. Спрос вообще на электромобили крошечный»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, насколько озвученные в СМИ цены близки к реальности и будет ли в таком случае спрос на «Атом».
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Я думаю, что эти цены близки к реальности. Никто из этого секрета и не делал. Уже давно было понятно, что где-то плюс-минус вокруг 3,5 миллиона будет цена и чуть ниже — с учетом госсубсидии, которая может составлять 30 процентов, но не больше, чем 975 тысяч рублей. Вычитайте из этой цены 975 тысяч, она примерно и получится. Будут ее корректировать или нет — это вопрос не ко мне. Но я думаю, что примерно в таких пределах она и останется. Насчет реальности этой цены надо смотреть на рынок.
Мой прогноз? Больших объемов [продаж] не сделать. Это очевидно. Но, насколько я знаю, производители не ставят на данный момент такую задачу: завалить страну этими машинами. Если мне память не изменяет, то несколько прогнозов звучало не от рынка, а от самого производителя. Если я правильно помню, они хотят продать в 2026 году буквально несколько тысяч автомобилей. Я думаю, что примерно так и будет. Но это будет зависеть еще и от того, насколько готовы такую машину покупать те люди, которые забронировали ее для себя, и насколько готовы будут покупать ее компании, которые занимаются перевозками. Это такси, каршеринг, доставка. Если эти компании выкупят большие флиты (парк автомобилей — прим. ред.), то тогда мы увидим красивый объем продаж.
За 3 миллиона можно купить много вариантов, но не электромобилей. Они у нас, как и везде, вещь пока еще не дешевая. В среднем электромобиль оказывается заметно дороже, чем похожая бензиновая машина тех же размеров, того же назначения. Они стоят на 30–40, иногда на 50 процентов дороже, чем похожий бензиновый аналог. Это обусловлено стоимостью батареи и всех остальных компонентов. Пока мы эти все компоненты не освоили, говорить о том, что у нас будут электромобили по цене, равной бензиновым машинам, было бы опрометчиво. У нас готовятся к запуску две гигафабрики в Калининградской области, в городе Немане, и в Новой Москве. Возможно, они эту ситуацию изменят к лучшему. Если «Росатом» построит еще гигафабрики, как он обещал, будет еще лучше. Поэтому пока мы зависимы по компонентной базе, конечно, эти машины не могут стоить дешево.
Вячеслав Субботин — ведущий программы «Минтранс»:
— Я бы и 5 миллионов поставил ценник. Надо зарабатывать на этом деле! А при том зверском утильсборе, налогах на автомобили можно спокойно ставить цену и более высокую. Все равно альтернатив нет. Да, собирает там кое-что из электромобилей типа «Москвич» или «Соллерс», но самое главное, что рынок потребителей электромобилей небольшой. Основная часть — это зависимые предприятия. Например, департамент какой-нибудь городской, которому просто всучивают эти автомобили — хочешь не хочешь, а покупай. Поэтому 5 или 6 миллионов, любую цену ставь, все равно будут брать, потому что это все в приказном порядке.
У «Атома», где основная составляющая — это батарейка, а батарейки у нас не производят и не завозят, цена соответствует объявленным 3,9 миллиона. Все остальное опять же относится к дотациям государства. Будет ли спрос при такой цене? Нет, конечно. Спрос вообще на электромобили крошечный. Сколько их продают? Десять тысяч за год? Может быть, меньше. При объеме рынка в 2 миллиона автомобилей. Поэтому там можно назначать любую цену. Да, озвученная сумма не окупит расходы на этот автомобиль за десятки лет. В него влили примерно 20 миллиардов рублей. Когда он отобьется? Через 25 лет, через 30? Да нет, конечно.
Антон Шапарин — вице-президент национального автомобильного союза:
— 3 миллиона рублей с господдержкой и 4 миллиона без господдержки за малюсенький электромобильчик с задним приводом, который зимой должен снабжаться бригадой дворников, чтобы его постоянно выталкивать из дворов… Он будет встречаться на наших дорогах реже, чем Lamborghini, Ferrari и другая итальянская экзотика. Я с трудом себе представляю человека, который, находясь в своем уме, обладая 3 миллионами рублей, купит такое транспортное средство. Потому что за эти деньги на вторичном рынке можно купить Zeekr с совершенно другими характеристиками. За 3 миллиона можно купить огромное количество очень разных автомобилей с бензиновым двигателем, которые по всем параметрам — от размеров до мощности, от надежности до дизайна — будут превосходить это изделие.
Поэтому рыночные перспективы «Атома» зависят исключительно от лоббистских возможностей его производителей. Если получится заставлять людей покупать или навязывать разным отраслям экономики, то тогда спрос на это изделие будет. Но в этой нише уже «пасется» АвтоВАЗ, который сам хочет заставлять потребителей приобретать что бы то ни было. Так что, конечно, данная экзотика будет кочевать по выставкам, автомобильным мероприятиям, но покупателя без бюджетных средств представить себе я не могу.
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.