«Суммарная величина международных резервов РФ на 1 ноября 2025 года достигла рекордного значения — 725.841 млн долл.» «Суммарная величина международных резервов РФ на 1 ноября 2025 года достигла рекордного значения — 725.841 млн долларов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Следовало бы перейти к активным закупкам золота в резервы, но…

Статистику международных резервов Российской Федерации готовит и публикует Банк России. Раз в месяц (на начало месяца) Центробанк дает статистику международных резервов РФ по основным их компонентам, включая золото.

Я уже писал, что на начало октября текущего года был зарегистрирован новый рекорд по доле золота в международных резервах Российской Федерации — 39,6%. А ведь на 1 января этого года показатель равнялся 32,1%. На начало прошлого года — 26,0%. На начало 2023 года — 23,5%. На начало 2022 года — 21,1%. Одним словом, тенденция повышательная, можно сказать, стремительная.

И вот опубликованы данные о международных резервах РФ на 1 ноября текущего года. Показатель доли монетарного золота в международных резервах достиг рекордного значения 41,3%. Без малого двукратное увеличение доли золота по сравнению с началом 2022 года. Российские СМИ разнесли вчера эту радостную новость. Дополнив еще некоторым цифрами. В частности, текущий показатель является максимальным с февраля 1995 года (тогда — 43,9%). Абсолютный рекорд зафиксирован 1 января 1993 года — 56,9%. Исторический минимум зарегистрирован в июне 2007 года — 2,1%.

Кстати, суммарная величина международных резервов РФ на 1 ноября 2025 года достигла также рекордного значения — 725.841 млн долл. Вот как выглядит структура международных резервов России на начало текущего месяца в стоимостном выражении (млн долл.):

Иностранная валюта — 396.929;

СДР (специальные права заимствования) на счете в МВФ — 24.091;

Резервная позиция России в МВФ — 5.001;

Монетарное золото — 299.821. Почти 300 миллиардов!

Позиция «Иностранная валюта» по видам валют не раскрывается, но полагаю, что львиная доля приходится на китайский юань.

Значения компонентов «СДР» и «Резервная позиция России в МВФ» мало меняются во времени.

А вот стоимостные объемы позиции «Монетарное золото» меняются сильно, причем в сторону роста. Для сравнения отмечу, что, скажем, на 1 января 2022 года стоимость золота в составе международных резервов РФ равнялась 133.670 млн долл. Таким образом, стоимость монетарного золота в резервах с тех пор по 1 ноября выросла в 2,24 раза!

Может быть, этот рост обусловлен наращиванием физических объемов золота в хранилищах Банка России? Нет. На 1 января 2022 года золота в резервах было 74,0 миллиона унций, или 2301,66 тонны. На 1 ноября текущего года данных обнаружить не удалось. А вот на 1 октября 2025 года физический объем золота составил 74,9 миллиона унций (2329,65 тонны). За весь период времени золота в резервах России прибавилось лишь на 28 тонн! Золотой резерв России оказался почти замороженным. В расчете на год прирост золота в резервах составил в среднем лишь 7 тонн! При том, что добыча золота в России в последние годы составляла примерно по 330 тонн в год. В резервы за период с 1 января 2022 г. по 1 октября 2025 г., по моим оценкам, попало лишь жалких два процента добытого драгоценного металла.

Таким образом, золото в международных резервах РФ ставит каждый месяц рекорды не потому, что к этому прикладывают руку Банк России и Минфин России (напомню, что в состав золотого резерва входит также золото Фонда национального благосостояния, находящегося в ведении финансового ведомства). А потому, что на мировом рынке стремительно растут цены на драгоценный металл. И Банк России каждую неделю пересчитывает международные резервы с учётом меняющихся цен на золото и курсов иностранных валют.

На 1 ноября 2025 года учётная цена золота составила 4 162,88 доллара за тройскую унцию. Против цены на 1 января 2025 года 2 624,81 доллара США. Прирост цены составил 58,6 процента. Цена на золото будет и дальше расти. Тут никаких сомнений нет. Казалось бы, денежным властям России следовало бы перейти к активным закупкам драгоценного металла в резервы. Но пока признаков такой активности не просматривается.

Игра в цифры

Хотя данные по структуре валютных резервов РФ закрыты, все знают, что в них преобладает (доминирует) китайский юань. В силу того, что торговля России с Китаем для нас является профицитной (преобладание экспорта в Китай существенно превышает импорт из Китая), то в резервах России накапливается избыточное количество китайских юаней. А они, как известно, потихоньку обесцениваются (валюта с запланированным мягким снижением курса по отношению к доллару США и другим резервным валютам). Почему бы нам не конвертировать часть избыточных юаневых резервов в «жёлтый металл»?

Пользуясь случаем, еще раз озвучу мысль, которую я уже не раз высказывал. Банк России, мягко выражаясь, искажает статистику международных резервов РФ. Скоро уже будет четыре года, как коллективный Запад «заморозил» значительную часть валютных резервов России (в конце февраля 2022 года). Сегодня на Западе делят эту «шкуру русского медведя». По сути дела, экспроприируют. Сейчас активно обсуждают схему кражи российских резервов, называемую «репарационный кредит». Скоро уже будет четыре года, как Банк России не имеет доступа к украденным валютным резервам. Более чем сомнительно включать сегодня такие валютные резервы в состав международных резервов Российской Федерации. А Банк России включает, причем без каких-либо оговорок. В настоящее время уже известна точная величина сворованных в конце февраля российских валютных резервов — 311 млрд долларов. Это сумма на момент кражи. Это сумма без набежавших за истекшее время доходов от замороженных валютных резервов. Но даже если просто вычесть из общей суммы сегодняшних валютных резервов РФ указанную номинальную цифру 311 млрд долларов, то реальная величина имеющихся в распоряжении денежных властей международных резервов составляет 415 млрд долларов.

А если мы оценим долю монетарного золота в этом реальном объеме международных резервов, то получается, что она составляет примерно 72 процента! Денежные власти России до СВО не желали наращивать величину золотого резерва в абсолютном и относительном выражении. И Запад в принудительном порядке добился того, что доля монетарного золота в международных резервах выросла с 21 процента в начале 2022 года до нынешних 72 процентов!

Если бы российские денежные власти действовали с опережением, то мы сегодня могли бы иметь совсем другой объем международных резервов. 1 февраля 2022 года одна унция золота стоила 1 800,86 доллара США. Цена на 1 ноября 2025 года была уже 4 162,88 доллара. Т.е. в 2,31 раза выше. Если бы накануне СВО денежные власти России конвертировали «токсичные» валюты в размере 311 млрд долларов в золото, то сегодня бы это золото уже оценивалось примерно в 718 млрд долларов.

Эту цифру можно считать реальной ценой ущерба, который понесла Россия в результате того, что денежные власти игнорировали золото. Нынешние рекорды золота в составе международных резервах денежные власти России склонны приписывать себе. Между тем, нынешние стоимостные рекорды золота лишь прикрывают бездействие денежных властей. Радоваться мы должны не только и не столько повышению стоимости драгоценного металла в составе резервов, сколько увеличению их физического объема.

Валентин Катасонов