Ядро российской элиты остается стабильным, несмотря на неблагоприятный социально-экономический фон и сужение ресурсной базы. Какие-то кардинальные подвижки будут возможны только после завершения СВО. К такому выводу пришел коллектив «Минченко консалтинг» в докладе, посвященном анализу внутренней динамики правящей элиты России, «Политбюро 2.0: осажденная крепость». О том, почему укрепляет позиции министр обороны РФ Андрей Белоусов, но не входит в состав членов политбюро, из-за чего снижаются позиции Сергея Собянина и Сергея Шойгу, почему Дмитрий Козак уволился, но не выпал из обоймы, в чем слабость региональных элит и каково на этом фоне место Рустама Минниханова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Президент «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко
«Большая сделка» с США под вопросом, а экономика на рельсах инерции с уклоном на огосударствление
«Состав „Политбюро 2.0“ остается неизменным, даже несмотря на неблагоприятный социально-экономический контекст и, как следствие, сужение ресурсной базы: в условиях нарастания бюджетного дефицита, роста налогового бремени и усиления санкционного давления высший эшелон элиты сохраняет свои позиции», — говорится в новом докладе «Политбюро 2.0: Осажденная крепость», подготовленном «Минченко консалтинг» и посвященном анализу внутренней динамики правящей элиты России.
Все это происходит на фоне непростой внешнеполитической конъюнктуры. Охлаждение отношений с Западом, прежде всего с Евросоюзом, будет долговременным вызовом, тогда как ожидания от возвращения к власти в США Дональда Трампа были чрезмерными. Также развеялись иллюзии о возможности использования «идеологической близости» консерваторов в обеих странах. В то же время под вопросом устойчивость трампизма в самих Штатах: республиканцы рискуют потерять большинство в конгрессе на выборах в 2026 году, а президентские выборы в 2028-м тоже вряд ли станут легкой прогулкой. «Это ставит под сомнение соблюдение потенциальной „большой сделки“ с США их следующей администрацией», — считают авторы доклада.
Тем временем в Евросоюзе образ России как врага становится новым проектом по обретению смысла объединения. При этом внутри ЕС формируется новая «Вышеградская тройка» (Венгрия, Словакия, Чехия), которая оставляет возможности для российской игры на европейском рынке. Вместе с тем среди успехов ЕС можно отметить жесткую смену власти в Румынии и установление контроля над Молдавией, где у власти закрепилась коалиция Майи Санду.
На постсоветском пространстве негативные тренды в отношениях России с Арменией и Азербайджаном пока компенсируются сохранением у власти прагматичного правительства Грузии. Одновременно с этим за прошлый год в Сирии пал лояльный нашей стране режим, но это компенсировалось демонстрацией военного союза с КНДР для освобождения Курской области от интервентов.
В итоге теперь Россия перед выбором в нарастающем стратегическом противостоянии США и Китая. Как считают авторы доклада, администрация Трампа хотела бы видеть нашу страну на своей стороне и на дистанции от Пекина, который уже бросил вызов Вашингтону в доминировании в Тихоокеанском регионе.
Что касается внутренних раскладов в стране, то после начала СВО был выбран инерционный сценарий развития экономики с параллельным усилением тренда на огосударствление и окукливание экономики. При этом среди депутатов и членов правительства продолжаются дискуссии. Одна из сторон предлагает сделать упор на высокие темпы роста, отложив вопросы бюджета и инфляции на второй план.
При этом правительству уже дважды пришлось корректировать налоговую систему и вводить косвенные сборы. Итог — банки стали главными бенефициарами экономической политики, но сохраняются долгосрочные риски для системы из-за падения качества заемщиков.
В условиях СВО и роста внешних угроз меняется статус собственности, особенно крупного бизнеса: любой актив может быть изъят из прежнего владения в «национальных интересах». Причем механизмы могут быть различны: от ревизии большой приватизации до административных стимулов по продаже активов.
Владимир Путин продвигает две идеи создания «новой элиты», в которую предлагается включить участников СВО
Новая элита и отбор преемника
В целом ядро элитной сети остается стабильным. Но, как считают авторы доклада «Политбюро 2.0», президент РФ Владимир Путин продвигает две идеи, которые могут в будущем серьезно поменять структуру российской власти. Первая идея заключается в создании «новой элиты», в которую предлагается включить участников СВО. Но это вовсе не значит продвижение только кадровых военных. Также это могут быть другие акторы, связанные с СВО — как непосредственные участники на поле, так и руководители структур по поддержке военных и чиновников с опытом работы в новых регионах. «Создается условный зонтичный бренд, когда аффилированность с тематикой СВО повышает шансы вертикальной мобильности, легитимируя дискурс обновления элиты за счет связанных со спецоперацией персоналий. Это позволяет гибко диверсифицировать проект создания „подлинной элиты“, поощряя участие стейкхолдеров в различных форматах повестки СВО. Кроме того, старые элитные группы, понимая значимость темы СВО для президента, зачастую целенаправленно занимаются подбором и продвижением аффилированных с ними фигур сквозь возникающие фильтры», — объясняется в докладе.
Примеры уже есть. Например, среди губернаторов четверо имеют опыт работы в новых регионах: Виталий Хоценко (Омская область, работал в ДНР), Владислав Кузнецов (Чукотка, работал в ЛНР), Ирина Гехт (НАО, работала в Запорожье), Евгений Солнцев (Оренбургская область, работал в ДНР). Участник СВО депутат Госдумы Евгений Первышов стал губернатором Тамбовской области. Также три участника спецоперации стали сенаторами, а выходец из ДНР Артем Жога назначен полпредом президента в УрФО.
В то же время за три года СВО не возникло феномена «генералов победы». Взлет Сергея Суровикина оборвал «мятеж Пригожина», а популярный в армии Иван Попов оказался в заключении.
Вторая идея Путина — тщательный отбор кандидатуры будущего преемника. «Представляется, что наиболее вероятным является сценарий „гонки преемников“, которая ведется во внутриэлитном, а не электоральном контуре. Таким образом, скорее речь идет о выдвижении членами Политбюро новой когорты управленцев», — подчеркивают авторы доклада.
Члены «Политбюро 2.0»: в составе все те же, но есть нюансы
В составе членом «Политбюро 2.0» не произошло никаких изменений. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко, вряд ли в состав данной группы может войти кто-то новый. «До завершения СВО точно», — добавил он. Президент Беларуси Александр Лукашенко по-прежнему остается ассоциированным членом, но при этом укрепил позиции за счет размещения в стране ядерного вооружения и ракетной системы «Орешник».
Усиление Ковальчуков, Кириенко и Патрушева. Группа Ковальчуков комбинирует экономические и политические рычаги влияния. Они курируют атомную отрасль, усиливают влияние в логистике, при этом имеют аппаратный вес в виде Счетной палаты, которую возглавляет Борис Ковальчук.
Президент Беларуси Александр Лукашенко по-прежнему остается ассоциированным членом
Куратор внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко продемонстрировал эффективный политический менеджмент. Выборы в 2025 году укрепили позиции «Единой России», проведена муниципальная реформа. Кириенко влиятелен не только в идеологическом плане (стал главой набсовета национального центра исторической памяти), но и на международном треке за счет создания в администрации президента нового управления, которое возглавил лояльный ему Вадим Титов. Также отмечается, что Кириенко занимался созданием и продвижением мессенджера Max.
Отставка Николая Патрушева с поста секретаря совбеза РФ не привела к ослаблению позиций, а, напротив, только усилила их. Специально для него была создана морская коллегия, которая укрепила его влияние по теме судостроения и арктической политики. Для аппаратной реализации было создано новое управление в АП по вопросам национальной морской политики, которое возглавил протеже Патрушева Сергей Вахруков. Сын Патрушева, вице-премьер Дмитрий Патрушев, тоже нарастил влияние: минсельхоз РФ получил полномочия по регулированию оборота минеральных удобрений. Экономическое влияние группы Патрушева усилила покупка Россельхозбанком 50% компании Avito.
Основной риск Мишустина связан с «обеспокоенностью» других групп динамикой роста его субъектности и ресурсной базы
Стабильность Мишустина, Сечина, Чемезова, Медведева. На позиции главы правительства РФ Михаила Мишустина влияет устойчивость экономики страны в условиях внешних вызовов. Он по-прежнему имеет имидж антикризисного менеджера, хотя снизил публичную активность в политическом поле. Как считают авторы доклада, основной риск Мишустина связан с «обеспокоенностью» других групп динамикой роста его субъектности и ресурсной базы.
Контракт главы ПАО «Роснефть» Игоря Сечина продлили еще на пять лет. Это значит, что он пока остается в «элитной обойме» президента. Также компания получила лицензию на разработку месторождения редкоземельных металлов в Якутии. Негативный фактор — американские санкции, из-за которых в зоне риска находятся зарубежные активы «Роснефти» и экспортные проекты компании.
Игорь Сечин пока остается в «элитной обойме» президента
Главный вызов для Сергея Чемезова — серийный выпуск новых отечественных самолетов, который постоянно переносится. В политическом контуре главное событие — назначение экс-главы ОАК Юрия Слюсаря губернатором Ростовской области, что сопровождается экспансией влияния в регион. При этом есть и кадровая потеря — Юрий Борисов ушел с поста главы «Роскосмоса». Также ГК «Ростех» получил значимые активы — Климовский специализированный патронный завод и четверть акций Астраханского порта.
Дмитрий Медведев укрепил аппаратные позиции на посту замглавы совбеза РФ, возглавил комиссию по комплектованию ВС РФ, а также избран председателем совета директоров «Ростелекома». В то же время сокурсник Медведева Александр Гуцан стал генпрокурором РФ, а еще один соратник — Александр Коновалов — судьей Конституционного суда РФ. Также пока удерживается на посту главы Карелии Артур Парфенчиков, хотя были слухи о его отставке.
Дмитрий Медведев возглавил комиссию по комплектованию ВС РФ, а также избран председателем совета директоров «Ростелекома»
Ослабление Ротенбергов, Собянина, Тимченко и Шойгу. Ротенберги оказались в двойственном положении. С одной стороны, у государства есть интерес к развитию инфраструктуры (ВСМ Москва – Санкт-Петербург), а с другой — РЖД по-прежнему отстает от темпов строительства Восточного полигона, из-за чего ограничивается потенциал расширения сырьевого экспорта в Азию. Также проблемным был сюжет с отставкой и самоубийством бывшего главы минтранса РФ Романа Старовойта. В то же время успешен еще один протеже Ротенбергов — министр спорта РФ Михаил Дегтярев.
Влияние мэра Москвы Сергея Собянина пытаются ограничить внутриэлитные конкуренты. С одной стороны, он усилился за счет назначения Владимира Якушева на пост секретаря генсовета «Единой России», а с другой — в отставку ушел свердловский губернатор Евгений Куйвашев. «Таким образом, усиление московского главы было уравновешено за счет „размена“ губернаторского поста на Урале с группой Вексельберга (Денис Паслер). Это ярко иллюстрирует важный управленческий прием Путина по выравниванию элит», — говорится в докладе.
Группа Геннадия Тимченко на нисходящем тренде из-за усиления санкционного давления Запада на энергетический сектор. В итоге под вопросом перспективы реализации таких проектов, как «Мурманский СПГ» и «Обский СПГ». Есть проблемы с пополнением торгового флота, рынками сбыта. Также непростая ситуация в угольной отрасли, которую курирует связанный с Тимченко министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
После ухода Сергея Шойгу с поста министра обороны продолжились аресты сотрудников министерства. Однако в последние месяцы ему удалось преодолеть информационный кризис и даже выйти в публичную повестку с инициативами о развитии Сибири. В то же время его заместителями в совбезе РФ назначены бывшие соратники по минобороны Олег Салюков и Андрей Булыга.
Кандидаты в члены «Политбюро 2.0»: плюс Алексей Дюмин и минус Дмитрий Козак
Кандидаты в члены «Политбюро 2.0» делятся на четыре блока: технический, юридически-силовой, идеологический и блок капитализма. Все изменения случились в техническом блоке (секретариат ЦК). В нем появился секретарь Госсовета РФ Алексей Дюмин. После его назначения число комиссий увеличилось до 22, а медийность и содержательная активность стала самой высокой за все время существования данного института. Зато блок после отставки с поста замруководителя АП покинул Дмитрий Козак. Но даже после ухода в «свободное плавание» его накопленный опыт позволяет ему сохраниться хотя бы в составе ветеранов ЦК.
В юридическо-силовом блоке остается Игорь Краснов, несмотря на уход с поста генпрокурора РФ. Его переход в Верховный суд РФ сопровождался прессингом судейского сообщества. Яркий пример тому — иск к бывшему председателю совета судей Виктору Момотову, который Краснов подал накануне своей отставки. «Тем самым Краснов показал, что не воспринимает новое место работы как тихую ссылку», — говорится в докладе. Его авторы допускают, что он, учитывая его активность в Генпрокуратуре РФ, сможет преодолеть «устоявшийся технический функционал должности главы ВС РФ».
Также в юридическо-силовом блоке можно выделить министра обороны РФ Андрея Белоусова, который так и не стал публичной медийной фигурой. Однако освобождение Курской области и наступательные действия России на фронте сыграли на укрепление его позиций.
В идеологическом блоке все стабильно. Этому способствует новый всплеск на переговорном треке. Однако позиции главы МИД РФ Сергея Лаврова под давлением, т. к. в инфополе его критикуют за отсутствие прогресса.
Зато на этой теме лидирует в блоке госкапитализма глава РФПИ Кирилл Дмитриев. По сути, он стал одним из ключевых участников в переговорах России и США. Зато глава Сбера Герман Греф превратился в ведущего спикера по теме искусственного интеллекта.
Члены ЦК: новые «принц» и «ветеран»
Состав членов ЦК пополнился 6 новыми именами. Как уже отмечалось, в категорию «ветеранов» переместился ушедший в отставку Козак. Также сюда записали нового генпрокурора РФ Александра Гуцана.
Раис РТ Рустам Минниханов по-прежнему значится в числе «ветеранов». Авторы доклада отмечают рост котировок главы республики за счет того, что ему удалось отстоять право регионов самим определять систему местного самоуправления. В целом региональные элиты не очень заметно представлены в раскладках «Политбюро 2.0». «Мы видим, что в последнее время региональные элиты скорее идут с понижательной динамикой. Я думаю, тут Собянин, Кадыров и Минниханов очевидно выделяются», — пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online» Минченко.
Среди «технократов» появилось новое лицо губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, что, как утверждается в докладе, «характеризует процесс общего усиления элит, ориентированных на коалицию Ковальчуков – Кириенко». Тут же отмечен вице-спикер Госдумы Александр Бабаков, который усилил свое влияние внутри «Справедливой России».
«Новая силовая элита» пополнилась руководителем Пятой службы ФСБ, бывшим главой УСБ спецслужбы Алексеем Комковым, ответственным за ряд стратегически важных направлений. В категорию «принцев» авторы доклада добавили сына Дмитрия Медведева Илью Медведева, который активизировался в проектах «Единой России».
Среди остальных членов ЦК можно отметить нисходящий тренд у Вагита Алекперова (из-за санкций США против «Лукойла»), главы РЖД Олега Белозерова (претензии по эффективности перевозок и недостаток мощностей на восточном направлении) и основателя «Северстали» Алексея Мордашова (конфликт с губернатором Вологодской области Георгием Филимоновым).
Жесткая политика ЦБ может обернуться для гражданской экономики значительными издержками
Что дальше?
В ближайший год на политическую повестку будет влиять несколько сюжетов.
Дальнейший ход СВО. И продолжение, и завершение спецоперации станут вызовом для элит. Если продолжение потребует напряжения ресурсов, то окончание может ослабить эффект «сплочения вокруг флага». Тогда социальная проблематика станет более чувствительной темой.
Выборы в Госдуму. Их характер тоже зависит от динамики СВО. Для Кремля было бы оптимально, если бы спецоперация завершилась незадолго до дня голосования, что создало бы позитивный эффект. Однако есть мнение, что окончание военных действий, напротив, снимет табу на обсуждение некоторых острых тем и приведет к разбалансировке предвыборной конфигурации. Также авторы доклада не исключают, что после выборов могут быть проведены точечные отставки в правительстве для «балансировки военных и гражданских приоритетов экономического управления».
Рост стоимости жизни и угроза стагфяции. Жесткая политика ЦБ может обернуться для гражданской экономики значительными издержками. Правительство из-за роста бюджетного дефицита было вынуждено повысить налоги, но приоритетом остается социальная политика.
Обход санкций и поиск новых рынков сбыта. Вторичные санкции могут ужесточить, а это значит, что обходные пути будет найти все сложнее.
Масштабный передел собственности. Может продолжиться кампания по изъятию активов в пользу государства и передаче активов в дальнейшем новым собственникам. Это может поставить под вопрос институт частной собственности, дестимулирует инвестиции и провоцирует внутриэлитную турбулентность. В то же время данный процесс повышает востребованность патронажа в рамках «Политбюро 2.0».
Авторы доклада считают, что в ближайшее время в рамках логики «осажденной крепости» «Политбюро 2.0» попытается консервировать статус-кво внутриэлитного баланса топовых игроков. Но так будут увеличиваться риски для игроков второго эшелона и технических игроков на периферии крупных групп. В долгосрочной перспективе в выигрыше окажутся те системные игроки, которые будут действовать в логике «поиска сокровищ» — привлекать новые ресурсы внутри страны и за ее пределами.
«Риском является стремление ряда элитных игроков, неспособных предложить новые направления развития, свалиться в архаику — в рамках сценария „возвращения домой“ попытаться возродить некритически понятые советские практики (с акцентом на спорные управленческие технологии 1930-х годов) или воссоздать кастовое общество с произвольными критериями выделения новых элитариев. Одним из таких критериев предлагается сделать „новую обязательную идеологию“, жрецы которой должны получить право определять доступ к ресурсам», — считают авторы доклада «Политбюро 2.0».
Это, уверены они, несет ряд рисков, которые связаны со снижением управленческой эффективности. В итоге могут появиться критические ограничения на внешнем контуре. «Неадекватная оценка потенциальных контрагентов может создать риски для безопасности страны, а жесткая идеологизация будет ограничивать круг потенциальных союзников», — говорится в докладе.
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.