«У священнослужителей, находящихся на передовой, нет в руках оружия, но их оружие — это вера, слово, и это оружие гораздо важнее для победы», — заявил первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко, выступая накануне на пленарном заседании Всемирного русского народного собора в Москве. Главной темой мероприятия стало законодательное закрепление социальных гарантий для военных священников. О том, зачем глава духовного собрания мусульман России Альбир Крганов ходит на мероприятия РПЦ и как патриарх Кирилл объяснял смысл священной войны, — в репортаже «БИЗНЕС Online» из храма Христа Спасителя.
Внутри храма Христа Спасителя царило оживление. Люди светские, встречая знакомых священнослужителей, обращались к ним с особым пиететом, целовали руки
«Только вера в Бога и спасла нас…»
Второй день Всемирного русского народного собора (ВРНС) оказался куда насыщеннее первого. Это и понятно — вчера проходило пленарное заседание при участии патриарха Московского и всея Руси Кирилла и целого ряда представителей высшего руководства страны. Среди участников мероприятия ажиотаж наблюдался уже на входе в храм Христа Спасителя. Очередь растянулась на две сотни метров. Чтобы попасть внутрь, требовалось простоять не менее 40 минут. Благо представителям прессы разрешалось миновать бо́льшую часть столпотворения. Немного постоять пришлось только перед рамкой металлоискателя на входе. Своего ироничного возмущения не сдерживали даже священнослужители: «Только в России может такое быть: 2 тысячи человек — и одна рамка». На глазах корреспондента «БИЗНЕС Online» двое священников пытались обойти очередь у входа, но, увидев церковного служителя более высокого сана, смирились. «Раз уж владыка Меркурий в очереди стоит, то и нам стоит проявить смирение», — выдохнули священнослужители.
Внутри храма Христа Спасителя царило оживление. Люди светские, встречая знакомых священнослужителей, обращались к ним с особым пиететом, целовали руки. В фойе было много ветеранов СВО в форме и с медалями. Издалека выделялся крупный мужчина в черной казацкой папахе. Это атаман Калмыцкого казачьего войска Войска Донского Чимид Джангаев. Рассказывая о роли религии в жизни участников боевых действий, он сказал, что не просто верит в Бога, а точно знает, что он есть. «В таких тяжелых боях, которые мы прошли, только вера в Бога и спасла нас, — отметил он. — Когда ты идешь в первый бой — это одно. Но самое тяжелое — это идти во второй бой. И тут нужна моральная поддержка. И поддержка священников здесь очень важна».
Было немало и военных батюшек. «Конечно, на войне атеистов нет. Другое дело, что это такая неосознанная вера. Человек хочет выжить и цепляется за Бога. А наша задача в том, чтобы эта вера была осознанная. Вот тогда все будет правильно», — поделился с «БИЗНЕС Online» протоиерей Дмитрий Василенков, назначенный в 2023 году главным военным священником спецоперации. У протоиерея тоже на груди красовалось несколько орденов.
По словам Альбира Крганова, участие в соборе помогает духовному собранию мусульман России лучше понимать, «чем живет Русский мир»
На ВРНС были рады представителям разных национальностей и конфессий. Во втором почетном ряду для особо важных гостей сидел глава духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. «У нас традиционно так происходит. Каждая конфессия обязательно приглашает на свои форумы, семинары представителей разных конфессий. Это показывает, что мы не только на словах едины, но и реально так живем. Это правильно, потому что страна у нас огромная и многонациональная. Поэтому взаимопонимание и взаимная поддержка очень важны, — сказал муфтий в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Чтобы не было между нами вопросов, нужно стараться больше друг о друге узнавать. И участие в разных площадках как раз в этом помогает».
По словам Крганова, участие в соборе помогает духовному собранию мусульман России лучше понимать, «чем живет Русский мир». А представители РПЦ ходят на мусульманские мероприятия, чтобы лучше понимать, «что тревожит мусульман нашей страны».
Начало пленарного заседания затягивалось. «Дорогие братья и сестры, садимся», — неоднократно призывали громкоговорители. «Святейший не может выйти, пока вы не займете свои места», — раздраженно повторяли в микрофон организаторы.
Мимо корреспондента «БИЗНЕС Online» спешил к своему месту в зрительском зале глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Традиционно открытый к общению с прессой парламентарий остановился и рассказал о том, как мы все сейчас боремся с дьяволом. «Сегодня мы собрались в непростое время. На мой взгляд, как раз дьявольские силы подталкивают мир к тому, чтобы началась война, столкновение между людьми. На Западе они приобрели уже такую силу, что не получается с ними бороться», — сказал Аксаков.
Дьявольскую руку слуга народа видит и в развязывании конфликта между Россией и Украиной. «Конечно, в этих условиях надо обсудить, что делать, чтобы эту несправедливость, эту войну остановить и способствовать тому, чтобы братья – украинцы и русские сели за один стол и вернулись к нормальной жизни», — подчеркнул он.
Наконец зал стоя встретил появившегося на сцене патриарха Кирилла. Пленарная сессия началась.
Патриарх начал свое выступление с объяснения дилеммы о том, как можно участвовать в боевых действиях, если одна из основополагающих христианских заповедей гласит «не убий»
«Когда зло отнимает жизни людей, бездействие недопустимо…»
Патриарх начал свое выступление с объяснения дилеммы о том, как можно участвовать в боевых действиях, если одна из основополагающих христианских заповедей гласит «не убий». Он предложил глубокое богословское обоснование: «Когда зло отнимает жизни людей, когда враг угрожает жизни старых и малых, женщин и детей, тогда именно бездействие недопустимо. В таком случае именно непротивление злу является пособничеством убийству». Это понимание, как подчеркнул святейший, восходит к традиции Церкви, прославившей в лике святых таких защитников Руси, как Александр Невский и Дмитрий Донской.
Патриарх подробно разъяснил, что, признавая греховную природу любого вооруженного конфликта, Церковь тем не менее благословляет своих чад на участие в боевых действиях, «если это продиктовано необходимостью защитить ближних и восстановить справедливость». Именно этот нравственный императив позволяет считать защиту Отечества священной войной.
Особое место в выступлении заняла тема духовного возрождения народа в годы испытаний. Патриарх напомнил, что после двух десятилетий воинствующего атеизма страна в годы Великой Отечественной войны пережила настоящее чудо возвращения к вере. «После двух десятилетий воинствующего атеизма страна вспомнила о вере отцов», — отметил он, добавив, что это стало одним из решающих факторов победы.
Раскрывая понятие «защитник Отечества», патриарх Кирилл указал, что сегодня оно включает не только воинов, но и ученых, инженеров, рабочих, творческую интеллигенцию. Особо он выделил «тех, кто ведет брань на поле духа: создает песни, фильмы, творческие произведения, защищающие наши ценности, наши святыни и нашу мораль». По словам предстоятеля, «поражение в информационной войне может оказаться более катастрофическим, чем поражение в войне горячей». К числу защитников Отечества патриарх отнес и многодетных родителей. Именно сильное и здоровое поколение, появившееся на свет перед Великой Отечественной войной, помогло нашей стране тогда одержать победу.
Отдельно патриарх упомянул полковых священников. Уже в ходе сессии святейший вновь взял слово и отметил: есть мнение, что место священников «в обозе». Однако он полагает, что священнослужители должны находиться рядом с солдатом, когда ему особенно тяжело. А именно перед тем, как он отправляется в бой, и сразу после того, как возвращается с поля брани. Прозвучали одобрительные аплодисменты.
Леонид Слуцкий: «Мы предпримем все, что необходимо, для того чтобы в ближайшее время статус военного духовенства был окончательно и детально закреплен в нашем законодательстве»
Гарантии для военных священников
Пожалуй, главной темой собора стало предложение о законодательном закреплении социальных гарантий для военных священников. Первой вопрос об этом в своем выступлении подняла руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения. Сотни священников, несущих пасторскую службу в зоне СВО, остаются в правовом вакууме.
Матушка Ксения напомнила, что в марте прошлого года президент РФ подписал указ №181 о дополнительных социальных гарантиях для священнослужителей. Действительно, штатные помощники командиров — а их около 300 человек — получили право на выплаты 5 млн рублей в случае гибели и от 3 млн до 4 млн при ранении. Однако, как подчеркнула докладчица, «возникла серьезная необходимость увеличения их числа в несколько раз».
Проблема в том, что большинство священников служат нештатно — как волонтеры. Для них в 2024 году приняли специальный приказ, распространяющий соцгарантии на территории Запорожской и Херсонской областей. Но за пределами этих регионов священники-добровольцы остаются без защиты. Яркий пример — погибший иеромонах Михаил (Васильев), посмертно награжденный званием Героя России. «Семья до сих пор не может получить денежную выплату», — констатировала игуменья.
Финансовая сторона вопроса также вызывает тревогу: штатные священники получают всего около 30 тыс. рублей в месяц, а внештатные содержатся на пожертвования. Но главная проблема в отсутствии федерального закона о статусе военного духовенства. «Статус военных врачей, военных прокуроров регулирует федеральный закон, а статус военных священников в законе даже не обозначен», — отметила докладчица.
Попытки решить проблему наталкиваются на бюрократические препоны. После обращения к президенту в январе 2023 года министр обороны создал межведомственный совет для разработки поправок. Однако «главное военно-политическое управление Вооруженных сил фактически блокирует процесс разработки поправок, ссылаясь на статью 14 Конституции России».
В заключение игуменья Ксения предложила принять резолюцию в поддержку законодательного урегулирования статуса военного духовенства и направить ее новому министру обороны Андрею Белоусову.
Игуменью поддержал и патриарх. Причем он подчеркнул, что если в армии существует конкуренция между политруками и священниками за влияние на умы и сердца военнослужащих, то это в корне неверно. И представители политического управления, и священнослужители выполняют одну и ту же задачу, но только разными методами. «Для одних военнослужащих, которые находятся в таком месте, где они могут жизнь потерять, работает одна аргументация — политическая, идеологическая — то, что делают политруки, для других — аргументация, которая апеллирует к религиозным чувствам человека», — сказал патриарх. Игуменье Ксении было поручено подготовить проект обращения к правительству РФ для урегулирования вопроса.
Выступавший следом за ней председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заверил, что депутаты займутся вопросом. «Мы предпримем все, что необходимо, для того чтобы в ближайшее время статус военного духовенства был окончательно и детально закреплен в нашем законодательстве», — пообещал парламентарий.
За законодательное закрепление соцгарантий для военных священников выступил и председатель ассоциации юристов России, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин. По его словам, в Госдуме лежит законопроект, предполагающий внесение поправок к закону «О ветеранах боевых действий». «Он очень короткий — поправка к закону о ветеранах боевых действий, с тем чтобы священники-добровольцы, которые четыре месяца выполняли свой ратный долг, были приравнены к участникам боевых действий. Их в горниле войны прошло 6 тысяч. Это очевидный вопрос — они защитники Отечества в полной степени», — пояснил он.
«Богослужения, проведенные военным духовенством, исчисляются десятками тысяч», — подчеркнул первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко
«У них в руках нет оружия, но их оружие — это вера»
«Богослужения, проведенные военным духовенством, исчисляются десятками тысяч, — подчеркнул первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. — Только таинство крещения в зоне специальной военной операции приняли более 55 тысяч бойцов».
Двое священников — Васильев и Анатолий Савченко — посмертно удостоены звания Героя России. «У священнослужителей, находящихся на передовой, нет в руках оружия, но их оружие — это вера, слово, и это оружие гораздо важнее для победы», — подчеркнул оратор.
Как и другие участники пленарной дискуссии, Кириенко уделил внимание информационному противостоянию, отметив, что от этого зависит, во что будет верить следующее поколение россиян.
Для иллюстрации того, как меняется российское общество, Кириенко привел социологические данные: уровень патриотизма в России достиг 99%, а поддержка государственной символики среди учеников выросла с 17 до 88% за последние годы. «В разы выросло количество граждан, вовлеченных в благотворительную волонтерскую деятельность, — с 7 миллионов до 22 миллионов», — подчеркнул он.
Для победы в информационно-идеологической войне сильной армии и крепкой экономики будет недостаточно. «Нужно иметь твердую систему ценностей, мировоззрение, опирающееся на нашу историю, традиции, культуру, главное — на нашу традиционную веру», — отметил Кириенко, добавив, что сегодня традиционные ценности становятся реальным стратегическим ресурсом государства.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.