В рамках плана группы стратегического видения «Россия — исламский мир» сегодня в Казани прошла XI общероссийская научно-богословская конференция «Традиции энциклопедистов в культуре мусульманских народов России». Ее организаторами стал центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны республики в сотрудничестве с ДУМ РТ.
По словам основного докладчика, руководителя центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны, имам-хатыба Белой мечети Казани Фарида Салмана, в исламе первым энциклопедистом принято считать пророка Мухаммада: «В его изречениях присутствуют свидетельства из разных наук, будь то зоология, биология, ботаника, анатомия, астрономия».
Но с точки зрения академической науки традиционный энциклопедизм начал зарождаться уже в I–II веках по мусульманскому летоисчислению хиджры. В эпоху золотого века ислама (VIII–XIV века) мыслители Востока стремились к универсальному охвату знаний. Идеи Аль-Фараби, Ибн Сины, Аль-Бируни, Ибн Хальдуна через Центральную Азию, османское наследие и Персию проникли в интеллектуальную среду мусульман России. В медресе Поволжья и Кавказа изучались их труды, что формировало энциклопедический стиль мышления. Татары, и как все мусульманские народы России, являются составной частью исламской уммы. Следовательно, те процессы, которые происходили в умме, одновременно характеризовали татар и другие мусульманские народы современной России, считает Салман.
«У татар энциклопедизм возникает уже в период Волжской Булгарии, — полагает Салман. — Отрывочные сведения, например „Записки“ Ибн Фадлана, рассказывают не о каком-то путешествии, а фиксируют географические, этнографические моменты, представляющие огромный интерес и для историков, и для этнографов, и для филологов. Сохранились некоторые данные периода Казанского ханства, позже появляются энциклопедические труды Таджетдина Ялчыгул аль-Булгари, Шигабутдина Маджани, Каюма Насыри, Ризаэтдина Фахретдина. Того же Ахмадхади Максуди можно назвать энциклопедистом, так как он обладал энциклопедическими знаниями».
По мнению спикера, современный имам должен быть энциклопедистом. «Одновременно не только богословом, но и врачом, астрономом, зоологом, биологом, филологом и так далее, — продолжает Салман. — Не зная хотя бы частично зачатки этих наук, трудно быть современным имамом. Ведь традиции энциклопедизма — это традиции ислама».
Как отметил имам-хатыб Белой мечети, сегодня энциклопедизм проявляется в издании национальных энциклопедий («Татарская энциклопедия», «Башкирская энциклопедия»), работе научных центров при университетах Казани, Уфы, Грозного, Махачкалы, претворении в жизнь современных проектов о мусульманских ученых России.
Среди участников сегодняшней конференции были главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений управления по взаимодействию с религиозными объединениями администрации раиса РТ Аскар Гатин, и. о. директора Нацмузея Татарстана Айрат Файзрахманов, академики АН РТ Энгель Тагиров и Искандер Гилязов, председатель комиссии по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей Общественной палаты РТ Ринат Патеев и другие общественные и религиозные деятели.
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.