Глава Башкортостана Радий Хабиров провел ежегодную прямую линию с жителями республики Глава Башкортостана Радий Хабиров провел ежегодную прямую линию с жителями республики Фото: glavarb.ru

«Мы после этой спецоперации, давайте не будем приукрашивать, выйдем израненными»

«Радий Фаритович, скажите нам, пожалуйста, все будет хорошо?» — первым делом спросил в ходе прямой линии у Хабирова один из ведущих. «Конечно, все будет хорошо», — после паузы заверил глава Башкортостана. Правда, когда будет, не прозвучало. Впрочем, он и не скрывал, что пока в республике хорошо далеко не все. Но и живем в «непростое время», условия «чрезвычайно сложные». Есть вопросы, которые можно решить быстро, но есть и требующие больших инвестиций, вложений.

Хабиров хоть и не стремился к рекорду, но все же вышел на него. Беседа продлилась 4 часа 23 минуты, на 11 минут дольше, чем годом ранее. Руководитель региона в привычной для себя манере (где-то откровенной и даже дерзкой, а где-то по-отечески заботливой) отвечал на вопросы — начиная с поддержки бойцов СВО и защиты стратегических объектов от атак БПЛА до продвижения башкирского паласа и вандализма в подъезде. В тройке самых популярных тем традиционно оказались дороги, ЖКХ и благоустройство. Всего жители направили 8,6 тыс. вопросов, примерно столько же было в 2024-м.

Радий Хабиров: «Не скажу, что сводим концы с концами…»

Лишних денег в республике нет, сразу предупредил руководитель РБ. Еще в сентябре Хабиров заявил, что Башкортостану пора переходить на режим «более мобилизационной экономики». А накануне на прямой линии сразу «завернул» некоторые финансово емкие просьбы. К примеру, в следующем году бюджет республики не даст ни копейки на обновление общественного транспорта в Уфе. «Не будем долго спорить — деньги, деньги…» — кратко отреагировал глава региона на прозвучавшее по ходу беседы предложение вернуть муниципальную милицию.

Дефицит бюджета РБ в следующем году составит 22,5 млрд рублей и это «абсолютно не смертельно», подчеркнул глава. По всем главным экономическим показателям республика «в плюсе». Да, есть падение темпов промышленного производства, но к концу года республика поднажмет. «Я вообще считаю, что хуже, когда профицит бюджета. Значит, ты эти деньги солишь. Правда, если бы сейчас у нас были эти средства, положили бы на депозит и зарабатывали бы. Поэтому я всегда исходил из того, что деньги должны работать. Пришли деньги — сразу в ход», — считает руководитель региона.

Хабиров хоть и не стремился к рекорду, но все же вышел на него. Беседа продлилась 4 часа 23 минуты, на 11 минут дольше, чем годом ранее Хабиров хоть и не стремился к рекорду, но все же вышел на него. Беседа продлилась 4 часа 23 минуты, на 11 минут дольше, чем годом ранее Фото: glavarb.ru

Припали по жилищному строительству, но и здесь республика «нагонит» и будет «примерно такой же» объем, как в прошлом году. Будет ли? В январе – сентябре сдано около 1,67 млн кв. м жилья, что на 26% меньше, чем за тот же период 2024 года. Впрочем, падение у многих регионов, а по вводу жилья Башкортостан на 10-м месте среди всех субъектов. Есть «определенное удлинение» сроков ввода социальных объектов, но все будет построено. «Все будет хорошо, но надо будет много работать», — подчеркнул Хабиров.

Какое будущее у Башкортостана на 10–20 лет вперед? На этот вопрос Радий Фаритович ответить затруднился, потому что в современном «турбулентном мире» сложно делать долгосрочные прогнозы. «Мы год назад начали разрабатывать проект, который назвали „Башкортостан-2030“. Очень, вот очень сложно прогнозировать. Вы не представляете. Потому что настолько все изменчиво, непредсказуемо. <…> Мы где-то, может быть, не просчитываем последствия санкционного давления. Мы должны четко (и это очень сложно) просчитать все, что связано со специальной военной операцией, — отметил Хабиров. — Пока мы должны завершить этот год, думать, как [проведем] следующий и более-менее понимать, что [хотим получить] к 2030-му. Может быть, не очень красиво звучит, но реалии таковы. Очень сложно, прям очень сложно».

Позже он обозначил прогноз на ближайшую перспективу. «Должен сказать, что 2026 год для республики в плане наших возможностей активно решать проблемы, наверное, будет худшим. Я просто надеюсь, что это все когда-то завершится, потому что мы входим с самым большим дефицитом бюджета и некоторые моменты у нас будут сдвигаться вправо», — отметил Хабиров. Под выражением «это все» понимались, вероятно, боевые действия и трудности в экономике.

В 2025 году Башкортостан уже выделил 26 млрд рублей на меры по линии СВО, а всего потратит 32 миллиарда. И пока в приоритете нужды спецоперации. После СВО, даст бог, «стартанем», с оптимизмом заявил Радий Фаритович. Также он добавил: «Когда закончится СВО, в чем сложность будет? Мы после этой спецоперации (давайте не будем приукрашивать) выйдем израненными. Экономика изранена, хотя мобилизована, мы потеряли людей, достаточно большое количество с инвалидностью, с увечьями, и надо о них заботиться. В хорошем смысле после хорошей драки мы выйдем израненными. Но ничего, Россия не раз выходила из таких драк и быстро зализывала [раны]».

Он также выразил надежду, что может улучшиться демография, поскольку после Великой Отечественной войны случился беби-бум. Может быть, у нас после СВО рождаемость увеличится, подытожил спикер.

Большой блок вопросов был посвящен СВО, упомянули в том числе налеты вражеских БПЛА Большой блок вопросов был посвящен СВО, упомянули в том числе налеты вражеских БПЛА Фото: glavarb.ru

«Мы располагаем «Панцирями», зенитными орудиями, автоматическим и гладкоствольным оружием…»

Большой блок вопросов был посвящен СВО, упомянули в том числе налеты вражеских БПЛА. За час до старта прямой линии в Уфе и Стерлитамаке сняли очередной план «Ковер», из-за сложностей со связью были неполадки с включениями из районов. Башкортостан «становится системным объектом террористических атак», описал ситуацию Хабиров. Атаки, по его словам, учащаются и становятся «интеллектуально продуманными». «Во время одной из последних атак на ГПНС (завод по производству топлива „Газпром нефтехим Салават“прим. ред.) был рой, 6 беспилотников», — рассказал Хабиров.

Пока спецоперация идет, нет предпосылок к тому, что атаки прекратятся. Республика совершенствует защиту. На момент первых налетов система защиты крупнейших предприятий ограничивалась охраной с гладкоствольным оружием («или травматическим оружием, что еще смешнее»), но теперь ситуация иная. Критические предприятия используют для защиты металлические сетки, гобионы, у «Башнефти» есть группы быстрого реагирования, а радиолокационные системы помогают определить, какой тип БПЛА летит и с какого направления. «Мы располагаем „Панцирями“, зенитными орудиями, автоматическим и гладкоствольным оружием [для поражения БПЛА], — перечислил Хабиров. — Мы уже сменили несколько поколений средств радиоэлектронного подавления. Мы установили одни — противник начинает нас обходить, устанавливаем другие — то же самое. Это такая постоянная [игра в] кошки-мышки идет».

Что касается вынужденных ограничений мобильного интернета и связи, с ними «надо свыкнуться». Хабиров признался, что прежде сознательно не говорил об атаках так много, и призвал жителей республики доверять информации от властей, не верить фейкам.

Частью линии стало включение из полка «Башкортостан», выполняющего задачи в зоне СВО. Хабиров дежурно заверил, что республика сможет позаботиться о бойцах, но была и интересная реплика. «Я понимаю, что устали, все очень непросто, — обратился к военным глава республики. — Но жизнь такова. Я про себя могу сказать: гляжу на вас, и мне к вам хочется. Хочется всегда туда, где хорошо. Парадокс такой. Почему люди туда (на фронтприм. ред.) ездят? За каким-то настоящим, что ли. Здесь мы в какой-то ерунде порой живем, дрязги, а настоящее все там».

Несколько десятков тысяч человек вернутся в Башкортостан после завершения СВО, и часть из них власти республики хотели бы видеть на госслужбе. Но проблема в том, что у военных резко снизится зарплата и работать чиновниками они вряд ли захотят. Тем более от зарплат, с его слов, «можно расплакаться». Иногда в аппарат правительства приходится набирать сотрудников по объявлению.

«Это очередной политический удар для Хабирова»: как аресты местных чиновников повлияют на главу Башкортостана

Уголовные дела, отставка Хабирова и путинизм

Самые горячие вопросы, конечно, касались уголовных дел в отношении членов команды Хабирова и возможных отставок как ближнего круга, так и его самого. Один из самых громких судебных процессов стартовал в октябре — на скамье подсудимых бывший и. о. вице-премьера РБ Алан Марзаев, который был освобожден с должности только в ходе уголовного разбирательства. Его арестовали еще прошлой осенью по обвинению в получении взятки в размере 37 млн рублей от руководителей дорожно-строительной компании за покровительство и гарантии в заключении госконтрактов. Посредником называли тогдашнего министра транспорта РБ Александра Клебанова, который до суда не дожил и умер в марте. А 23 сентября к 9 годам колонии приговорили гендиректора крупнейшего в регионе предприятия по обслуживанию автодорог — АО «Башкиравтодор» — Ильдара Юланова за хищение бюджетных средств, выделенных на реконструкцию дорог (ущерб более 152 млн рублей). Клебанов получил взятку в размере 5 млн рублей за содействие в получении выплат и покровительство.

Хабиров, который публично всегда защищает своих подчиненных (вспомнить хотя бы его фразу «Своих не бросаем», ставшую крылатой), и в этот раз не изменил себе. «Я не защищаю коррупционеров. Я, как живой и образованный человек с большим жизненным опытом, говорю: не считаю, что здесь есть… Будем ждать решения суда, я же не спорю с решением суда. Я внутренне могу быть не согласен, звереть внутренне от чего-то происходящего, но не буду идти против того, что мы живем в цивилизованным правовом государстве. Но предпринимать какие-то негативные действия в отношении людей, о которых сказали, что они совершили преступление, а я этого факта не вижу…» — подчеркнул он.

Самые горячие вопросы, конечно, касались уголовных дел в отношении членов команды Хабирова Самые горячие вопросы, конечно, касались уголовных дел в отношении членов команды Хабирова Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одно громкое дело тоже касается бывшего вице-премьера Раифа Абдрахимова, который сейчас находится в СИЗО по подозрению в превышении полномочий. Но уголовное дело касается не его политической деятельности. В августе 2022-го его назначили гендиректором АО «Башспирт», и, по версии следствия, он не принял меры по расторжению заведомо экономически невыгодных договоров аренды двух нежилых помещений в Уфе, являющихся объектами культурного наследия. Документы были заключены без проведения конкурса и оценки экономической обоснованности. В результате убыток с августа 2022-го по декабрь 2024 года составил более 103 млн рублей.

Со слов главы, «Башспирт» — в пятерке производителей крепкого алкоголя в стране и единственная спиртоводочная компания, которая в этом году увеличила продажи продукции. «Появилась прибыль, растут заработные платы сотрудников. Я связываю это с достаточно эффективным менеджментом во главе с Раифом Абдрахимовым, — отметил он. — Что касается Раифа Рамазановича, я уже объяснял свою позицию, она не изменилась. Не хочу подменять следствие, суд. Они работают в рамках закона, своих полномочий и функций. Мы живем в цивилизованном, правовом государстве. Здесь нужна большая мудрость и ответственное отношение, поэтому будем ждать юридического решения».

В заключение Радий Фаритович объяснил, почему периодически «отправляют» в отставку то его самого, то премьер-министра Андрея Назарова. «Здесь ничего удивительного нет. Это наш национальный российский обычай, башкирский — все время кого-то провожают. Видимо, когда все надоедает, идет отторжение. Вообще, провожание кого-либо — это политтехнологический процесс, который направлен на дестабилизацию», — отметил спикер. В продолжение темы он подчеркнул, что Назарова считает одним из самых эффективных членов своей команды с «самостоятельным характером мышления и определенной автономностью». «Не знаю, у Андрея Геннадьевича надо спросить. Может, он распространяет эти слухи», — с улыбкой заявил глава.

Говоря о себе, Хабиров с легкой досадой отметил, что ни к какому клану не принадлежит, поскольку в минуты слабости можно было бы неформально обратиться к какому-нибудь влиятельному человеку. «Я служу президенту страны. В этом смысле я путинист. Это, кстати, дает возможность спокойно работать, потому что мне не надо суетиться, петь под чью-то [дудку]. Я действую в интересах республики, а если возникают проблемы — звоню президенту и всегда получаю поддержку», — резюмировал он. А своими наставниками назвал хирурга, заслуженного врача РФ и РБ Виля Тимербулатова, писателя Михаила Чванова, народного поэта РБ Мустая Карима. Также признался, что ему интересно следить за работой Сергея Собянина, а Москву назвал любимым городом.

Самой популярной темой прямой линии стало состояние дорог Самой популярной темой прямой линии стало состояние дорог Фото: «БИЗНЕС Online»

Хабиров попросил потерпеть…

Самой популярной темой прямой линии стало состояние дорог. Так, участник СВО, несущий службу в курском приграничье, дозвонился с просьбой отремонтировать дорогу в своей родной деревне. «Обязательно приму в работу. И не просто приму — решение будет», — пообещал Хабиров.

Дальше на экране включили видеообращение из района, где жаловались на состояние местной дороги. Чтобы убедить главного зрителя, что дорога плохая, видео сняли прямо у нее, а на заднем плане водитель делал вид, что не может проехать, периодически газовал на камеру. Окончательно разбили единственную дорогу от села до райцентра большегрузы, которые были задействованы на стройке М12, пожаловался мужчина в ролике. И отметил, что обращения к чиновникам оказались безрезультатными. Позже была еще одна жалоба на состояние дороги, пострадавшей от строителей М12.

С самого начала стройки трассы власти Башкортостана были на связи с подрядчиком, действовали «где увещеванием, где угрозами», отреагировал глава РБ. По факту ущерб в несколько миллиардов остался. Госкомпания «Автодор» дороги восстанавливает, но это «мизерная» часть от общего объема «убитого» дорожного полотна. Какое решение? В следующем году деньги из дорожного фонда в первую очередь направят на ремонт дорог, поврежденных при стройке М12. Но и этих средств не хватит, сразу отметил Хабиров.

«Нам с вами какое-то время нужно будет просто потерпеть», — попросил глава РБ. А позже, снова во время разговора о дорогах, заметил: «У нас очень большие сложности с деньгами будут в следующем году». По ходу прямой линии Хабиров обратил внимание на заголовки в СМИ: «Уже вышло, что Хабиров сказал потерпеть. <…> Конечно, пережить надо это время. А как мы хотим, если наша страна воюет? Но мы же в Башкортостане не милитаризуем ничего».

Еще одна жалоба касалась освещения на одной из трасс. Хабиров поделился, что его жена после командировок жалуется ему на то, что на участках дорог нет света.

Были и очень точечные вопросы, которые, по сути, могут решаться в рабочем порядке без вмешательства первого лица республики. К примеру, жители одного из уфимских домов пожаловались на вандалов, которые доставляют неудобства, и попросили поддержать идею создания народных дружинников, как при советской власти. «У меня на это всегда один ответ: сил нам и терпения. Вандализм — это тоже цивилизационное явление, и он будет уменьшаться, если мы сами станем нормально работать. Сломали? Во-первых, надо все исправить. Во-вторых, у нас предусмотрена ответственность за порчу имущества. Но лучше ужесточений и запретов работает другое — воспитание делом», — уверен Хабиров.

Жители села Дурасово Чишминского района попросили помочь отреставрировать старинную усадьбу с мельницей и создать там музей хлеба, мастерицы из Миякинского района поинтересовались, как популяризовать на мировом уровне бренд башкирского паласа, а студент из Москвы заявил, что его цель — стать главой Башкортостана, и поэтому он попросил назвать секрет успеха у действующего руководителя. Прямо на его вопрос Радий Фаритович не ответил, но сказал, что со студентами из РБ нужно держать связь, чтобы они возвращались на малую родину.

«Сперва в обществе было так: счастье, что ребенок уехал. Когда мои две дочери (Светлана училась в Австрии, Рита — в Великобритании прим. ред.) выросли, мерилом успеха было то, что твой ребенок учится за рубежом. Такие возможности были — я отправил детей за рубеж, — разоткровенничался глава. — Дети, которые сейчас уезжают в московские вузы... Уехали, и о них забыли. Это неправильно. Здорово, что они туда поступили. Москва слезам не верит — не все они найдут там пристанище. Их надо забирать и работать».

Кроме того, глава поручил изучить и «забирать» в регион добившихся успеха соотечественников. Первым вызвался титулованный киберспортсмен Михаил Столяров, предложивший провести турнир по Counter-Strike на Кубок главы РБ.

«Слава богу, начали вовремя»: как Уфа на два года осталась без символа города

Успеть до 2029 года: достроить «Ар-Рахим», вернуть памятник Юлаеву на место и купить квартиру

Болезненной темой оказались два знаковых объекта Уфы — памятник национальному башкирскому герою Салавату Юлаеву и мечеть «Ар-Рахим». Скульптуру полностью демонстрировали для реставрации. И Хабиров честно признался, что не хотел этим заниматься, потому что «это эмоциональная нагрузка — в чем только ни обвиняли». Напомним, в соцсетях и ряде телеграм-каналов выражали обеспокоенность, что статую не вернут на место или заменят на менее противоречивого в политическом смысле исторического героя. Глава поспешил успокоить: Юлаев вернется на законное место 11 октября 2027 года — в День республики.

Еще один сложный объект — мечеть «Ар-Рахим». Дом Аллаха заложили еще при первом президенте РБ Муртазе Рахимове в 2007 году, однако он до сих пор не достроен. «Успеете ли достроить мечеть в течение текущего срока полномочий?» — провокационно прозвучал вопрос из зала. «У меня есть такая черта характера: чем больше на меня давят, тем больше я упираюсь. С мечетью на меня начали давить так сильно, я прямо разозлился — не буду я это делать, не моя зона ответственности в конце концов. Поэтому начиналось ни шатко ни валко. Но как-то сейчас вошли в эту историю, и мне нравится», — поделился глава. С его слов, срок полномочий истекает в 2029 году и, «конечно, в планах ее достроить». Но в приоритете сейчас СВО, поэтому если будет выбор направить 48 млн рублей на FPV-дроны или мечеть, то он выберет первый вариант. «Всевышний меня простит и поймет — я жизнь людей выбираю», — резюмировал спикер.

Мечеть «Ар-Рахим» Мечеть «Ар-Рахим» Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Вдогонку ведущий спросил, почему глава до сих пор не обзавелся в Уфе недвижимостью. «Значит ли это, что вы не планируете остаться в Башкортостане после того, как уйдете на гражданку?» — с неким подвохом спросили у него. Радий Фаритович не стал отрицать, что в столице РБ у него нет квартиры, зато есть в Москве. Однако 8-летний Фарит пошел в школу в Уфе, 4-летний Тимер ходит здесь в детский сад, что тоже немаловажный фактор. «Мы видим себя здесь, в республике. Я не отношу себя к варягам. Поэтому, если ситуация будет складываться благоприятно, мы поживем здесь после завершения срока. А насчет квартиры скоро узнаете, присматриваю себе», — улыбнулся он.

Завершил телемарафон Хабиров словами о том, что много вопросов еще не значит, что все плохо. А это говорит о том, что люди верят и ищут возможности решить проблемы.