ГК «Сокол» обслуживает нефтяные компании, в том числе ПАО «НК „Роснефть“», ООО «Катобьнефть», Vistmast Grup и др. А именно фирма занимается перевозкой нефтяного оборудования, например, буровых установок ГК «Сокол» обслуживает нефтяные компании, в том числе ПАО «НК «Роснефть», ООО «Катобьнефть», Vistmast Grоup и др. А именно фирма занимается перевозкой нефтяного оборудования, например буровых установок Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто в «соколином гнезде»?

«Сокол» — это группа компаний, владеет и руководит которой 38-летний Дмитрий Соколов. В ее ядро входят ООО «ГК „Сокол“» и ООО «Сокол Строит». «Сокол Строит» (что и следует из названия) занят строительством участка на высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Также компания выполняет работы в рамках субподрядов по заказам АО ДСК «Автобан», ООО «Трансстроймеханизация» и иных крупных застройщиков. Ранее «Сокол Строит» участвовал в возведении трассы М12 (на участках в Татарстане и Башкортостане).

ГК «Сокол» обслуживает нефтяные компании, в том числе ПАО «НК „Роснефть“», ООО «Катобьнефть», Vistmast Grоup и др. А именно фирма занимается перевозкой нефтяного оборудования, например буровых установок. «Допустим, нефтяная вышка пробурила куст, насос поставили, а теперь ее нужно переместить. Весит она 5 тысяч тонн, перевезти ее нужно на 3 тысячи километров. Компания берет на себя эти функции — приезжает, собирает все и перевозит эту нефтяную вышку», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам Соколов, которого мы на днях навестили в его офисе.

Совокупная выручка двух обществ за 2024 год составила 2,4 млрд рублей, стоимость находящегося на балансе имущества — 2,5 млрд рублей, прибыль — чуть более 200 млн рублей. Также бизнесмен владеет ООО «Сокол», которое должно быть сфокусировано на гостиничном бизнесе, но эта компания в спящем режиме — финансовые показатели за 2024-й на нуле.

Не так давно от Дмитрия Соколова к его брату Андрею Соколову перешли права на ООО «Сокол Трак». Также среди активов брата ООО «Негабарит Доставка», ООО «Сокол Шины», ООО «Сокол Запчасти», ООО «Сокол-СМ». Все компании так или иначе связаны с грузоперевозками и торговлей автомобильными деталями. Выручка от бизнеса Андрея Соколова за 2024 год в совокупности составила порядка 2 млрд рублей, прибыль же 191 миллион. На балансе компаний имущество на 2 млрд рублей.

Бизнес-империя родственников дополняется компаниями бывшей супруги Андрея Юрьевича — Альбины Соколовой. В ее владении значатся ООО «Алькон Трак» (автозапчасти), ООО «Юридический центр „Департамент права“» и ООО «Детский футбольный клуб „Сокол“». Обороты этого «кусочка» бизнеса скромнее — 12 млн рублей выручки за 2024 год при чистой прибыли в 1 млн рублей.

До того, как открыть свой бизнес, Соколов получил большой опыт в сфере строительства До того как открыть свой бизнес, Соколов получил большой опыт в сфере строительства Фото: Земфира Тухфатуллова

Начинал с одной кредитной фуры, а к 2022-му стал вторым по России и «завел» свой футбольный клуб

Дмитрий Соколов (далее, говоря «Соколов», мы будем иметь в виду именно его) — фигура в татарстанском бизнесе заметная. Правда, чаще его ассоциируют не с грузоперевозками, а с одноименным футбольным клубом, но об этом чуть позже.

До того как открыть свой бизнес, Соколов получил большой опыт в сфере строительства. «Я начинал с должности мастера, потом дорос до начальника дорожного участка. В Казани, работая в ООО „Строй-Инжиниринг“, делал дорожные развязки, например на улицах Декабристов и Амирхана, принимал участие в строительстве Танкового кольца. Основным подрядчиком фирмы тогда было ПСО „Казань“. Также я работал в Сочи, в компании ООО „Эстель“, более полугода строил объекты перед сочинской Олимпиадой — мы создали там три станции метро», — поделился своей историей собеседник.

Позднее он решил открыть собственное дело. «В 2012 году я купил в кредит одну фуру и потихоньку расширялся — сначала как индивидуальный предприниматель, а потом, в 2015-м, открыл ООО», — вспоминает Соколов.

«Круглосуточный труд» помог добиться серьезных успехов — в 2020-х пошла миллиардная выручка, а в 2022 году автопарк ГК «Сокол» занял 2-е место в России по количеству транспорта — в активе грузоперевозчика было 240 единиц авто и техники. Офисы компании, помимо Казани, открылись также в Москве, Екатеринбурге и Тюмени.

«Круглосуточный труд» помог добиться серьезных успехов — в 2020-х пошла миллиардная выручка, а в 2022 году автопарк ГК «Сокол» занял второе место в России по количеству транспорта «Круглосуточный труд» помог добиться серьезных успехов — в 2020-х пошла миллиардная выручка, а в 2022 году автопарк ГК «Сокол» занял 2-е место в России по количеству транспорта Фото: «БИЗНЕС Online»

В тот период (в 2019 году) началась и история футбольного клуба «Сокол». «Мы всегда играли в футбол со своими сотрудниками, заявлялись в корпоративные лиги и чемпионаты между компаниями. Результаты были хорошими, мы занимали первые места и как-то так увлеклись, что решили зайти в большой спорт», — рассказывает о зарождении своего увлечения Соколов. Позже он обратил внимание на футбольную команду «Смена», которая имела финансовые трудности и нуждалась в спонсоре. Было решено, что «Сокол» возьмет команду под свое крыло.

С новым руководством сменивший название клуб играл четыре года, побеждал такие клубы, как ФК «Нэфис» и «Рубин-2». В 2023 году, когда команда в очередной раз подала заявку на игру во втором туре, необходимо было внести взнос размером в 5 млн рублей. В тот момент у группы компаний «Сокол» было не самое позитивное финансовое положение — логистика просела, как и экономика страны в целом.

На Avito продают казанский футбольный клуб «Сокол» за 5,3 миллиона рублей

«Мы подумали, что раз нас не допустили ко второму туру из-за нехватки средств, то ничего не поделаешь. Было принято решение о продаже команды, чтобы она смогла идти дальше, играть под чьим-то спонсорством», — рассказал собеседник. Сначала Соколов искал интересантов через знакомых, но никто не откликался, и тогда команду просто выставили на Avito… На объявление обратили свой взор крупные СМИ города, после чего все узнали о «Соколе» как о футбольной команде, которая продается на сайте объявлений наряду с б/у лыжами, а не как о представителе крупного бизнеса Татарстана.

В 2023 году, когда ФК «Сокол» в очередной раз подала заявку на игру во втором туре, необходимо было внести взнос размером в 5 млн рублей. В тот момент у группы компаний «Сокол» было не самое позитивное финансовое положение В 2023 году, когда ФК «Сокол» в очередной раз подал заявку на игру во втором туре, необходимо было внести взнос размером в 5 млн рублей. В тот момент у группы компаний «Сокол» было не самое позитивное финансовое положение Фото: «БИЗНЕС Online»

«А что, на Avito все продается, почему бы и нет? Какая разница, что продавать? Новый владелец же в итоге увидел это объявление, решил приобрести — все сработало», — объяснил свое эксцентричное решение Соколов. Объявление подействовало — команду купили быстро.

«Я счастлив от этой истории!»: первое интервью президента футбольного клуба, купленного на «Авито»

Но сейчас, по словам Соколова, команды уже не существует. «Новые собственники пытались, выживали, но не смогли ничего сделать, финансирование прекратилось. Они попытались продать команду, но, по-моему, не получилось и команда распалась. Сейчас любым частным компаниям очень сложно находить и проводить инвестиции. А содержать команду очень затратно», — вспоминает Соколов.

Отметим, что за упомянутой выше Альбиной Соколовой по-прежнему остался детский футбольный клуб «Сокол», в котором тренируются дети от дошкольного возраста и до момента их входа во взрослый футбол. Альбина Ильгизаровна радеет за развитие детско-юношеского спорта, в ДФК «Сокол» занимаются более 700 детей на 14 базах Татарстана.

Взятые прежде доступные кредиты спустя время «откликнулись» не совсем позитивно Взятые прежде доступные кредиты спустя время «откликнулись» не совсем позитивно Фото: «БИЗНЕС Online»

Момент, когда что-то пошло не так

За год до решения о продаже клуба, в 2022-м, Соколов взял в Сбербанке кредит на 980 млн рублей под 12% годовых для покупки техники и расширения офисов, хозяйственных нужд и дальнейшего развития. Спрашиваем у Дмитрия Юрьевича: с чего начались проблемы в бизнесе?

«В связи с геополитической обстановкой начались серьезные проблемы с логистикой. До этого была низкая ключевая ставка, хорошие кредитные возможности. Мы очень сильно развивались, росли, росли и еще раз росли. Экономика стремительно росла, строилось много объектов — М12, мосты, развязки и многое другое. И нефтянка хорошо перемещалась с месторождения на месторождение. А сейчас нефтяные скважины, месторождения стали разрабатываться намного меньше из-за того, что нефть дешевая, продать ее некому. Сами знаете, какие проблемы», — объяснил бизнесмен.

Соколов отмечает, что повлияли и другие факторы. По его словам, когда ключевая ставка резко поднялась, в связи с чем выросли проценты по кредиту, люди перестали развивать бизнес. «Например, чтобы заниматься разработкой месторождений, нужно покупать новую технику и оборудование, вкладываться в это, привлекать деньги. Но ситуация сложилась такая, что положить деньги на депозит стало выгоднее. И все компании приняли решение просто хранить денежку в банке. Из-за этого очень сильно просела экономика», — считает собеседник.

Взятые прежде доступные кредиты спустя время «откликнулись» не совсем позитивно. «В свое время Центробанк дал возможность стать бизнесменом каждому. А далеко не все умеют управлять и распоряжаться бизнесом. В один момент кредитное финансирование развилось до такой степени, что любой водитель мог пойти, открыть компанию, взять себе в лизинг сцепку и фуру на пять лет без первоначального взноса. В его случае себестоимость рейса становилась гораздо ниже — он сам себе, без менеджера, ищет заявки, сам себе платит зарплату, не платит налоги (просто бежит от них). Из-за этого он ставит очень низкую цену за свои услуги и роняет рынок», — объяснил Соколов.

Также бизнесмен отметил резкий рост цен на технику и запчасти в связи с вводом санкций. «Мы использовали исключительно европейскую технику, а она сильно подорожала, обслуживать стало дорого. Это во-первых. А во-вторых, возвращаемся к вопросу сброса рыночных цен. На рынок зашли „китайцы“ — дешево и сердито. И новички стали скупать их. Например, моя сцепка стоит 10 миллионов, а они покупали китайскую за 3 миллиона, работа та же выполняется, просто по сроку у меня машина будет работать 20 лет, а у них — два года. Но никто же этого не понимает, они просто получали прибыль в моменте, ставя низкую цену и еще сильнее роняя рынок. Но спустя время все эти компании обанкротились», — рассказал спикер.

К ухудшению финансового положения компании также привели долги контрагентов. Дело в том, что фирмы Соколова сотрудничают в том числе и с газовыми компаниями, обслуживают газопроводы «Сила Сибири» и «Сила Сибири – 2». «Сокол» успел поработать и на «Северном потоке». Один из подрядчиков на объекте — ООО «ГСП» («Газстройпром») — задолжал фирме многомиллионную сумму, что привело к судебной тяжбе, длившейся полтора года. Позднее «Северный поток» и вовсе был взорван и финансирование проектов по объекту прекратилось полностью.

Так группа компаний «Сокол» после стремительного роста ощутила резкое падение. Закрылась часть офисов, из 240 осталось только 65 единиц транспорта.

18 июня 2025 банк обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании ГК «Сокол» банкротом из-за долга в 476 млн рублей 18 июня 2025 года банк обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании ГК «Сокол» банкротом из-за долга в 476 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Половину кредита перед Сбером погасить не удалось, но банк пошел на мир

Закономерным итогом финансовой нестабильности стало отсутствие возможности платить по долгам. Кредит перед Сбером на 980 млн рублей душил финансовой удавкой. «Начали постепенно отдавать — сначала 80 миллионов рублей, дальше 400 миллионов рублей, и остался долг на полмиллиарда (не считая процентов). Пришло время рассчитываться, а у нас возможности нет. Нам одобрили реструктуризацию с ростом процентной ставки до 24 процентов. В итоге мы вовсе потеряли способность обслуживать этот кредит, пошли заминки по оплате, и за два месяца просрочки нам выставили 10 миллионов рублей штрафа», — рассказал Соколов.

18 июня 2025 года банк обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании ГК «Сокол» банкротом из-за долга в 476 млн рублей. Под «замес» попал и сам Соколов, в отношении него было подано отдельное заявление о признании бизнесмена несостоятельным, поскольку он проходил поручителем по кредиту.

Решено было идти на переговоры со Сбером. Встреча с управляющими банком проходила в Нижнем Новгороде. Удивительно, но договориться удалось — банк одобрил кредитные каникулы на 1,5 года. «Я же не прятался. Я пришел к живым людям в банк и искренне сказал: „Я понимаю, что должен, и я хочу все вернуть. Ситуация в стране не позволяет мне зарабатывать те деньги, которые я планировал, когда брал кредит, на данный момент я работаю только на проценты“. Объяснил, что не смогу оплачивать все эти бешеные, неподъемные штрафы. Они, получается, составляли 50 процентов стоимости ежемесячного платежа. Ну это просто нереальные, кабальные условия», — жалуется предприниматель.

Собеседник благодарит Сбер, который отказался от неустойки (штрафа), «который был уже неподъемным». Банк увеличил срок выплаты кредита еще на 1,5 года, оставив основную сумму долга и коммерческий кредит. Банкротство компанию миновало.

Перед тем как согласовать условия мирового соглашения, банк, по словам бизнесмена, изучил финансовую и бухгалтерскую отчетность организации за 2024 год. В диалоге с финансовыми аналитиками банка представители ГК «Сокол» смогли доказать, что сейчас гораздо выгоднее дать компании рассрочку, предоставить ей возможность работать и подняться на ноги, чем вводить в отношении «Сокола» процедуру наблюдения с последующим конкурсным производством и продажей автопарка с молотка.

«Последний вариант попросту был бы невыгоден. Гораздо прибыльнее давать нашим машинам работать, давать предпринимателю с большим опытом вести свой бизнес. Также на них повлиял тот факт, что я сам изначально поручился по кредиту. А я в сфере перевозок достаточно значимая фигура, не последний человек. Как я уже сказал, до наступления тяжелых времен компания была на очень хорошем счету, с одним из самых больших автопарков по стране», — объясняет причину радушия банка Соколов.

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у самого банка, что же повлияло на решение о заключении мирового соглашения, но пресс-служба Сбера лишь сухо отметила, что «инструменты урегулирования применяются индивидуально и являются результатом совместной работы банка и клиента».

Так или иначе, основные условия между компанией и банком уже согласованы, осталось лишь подписать документы. Это подтвердилось на заседании в АС РТ 13 октября, где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». Суд приобщил к делу документы, которые подтвердили намерение сторон заключить «мир». «У них долго идет согласование в комиссии», — пояснила юрист «ГК «Сокол» Кристина Наумова. Судья татарстанского арбитража Михаил Аверьянов препятствовать переговорам не стал и дал сторонам дополнительное время.

После заключения мирового соглашения будет закрыто и личное дело о банкротстве Соколова.

О наличии проблем на рынке грузоперевозок стало известно не сегодня: объем грузоперевозок в стране к концу 2024 года упал на 30% в сравнении с концом 2023-го О наличии проблем на рынке грузоперевозок стало известно не сегодня: объем грузоперевозок в стране к концу 2024 года упал на 30% в сравнении с концом 2023-го Фото: «БИЗНЕС Online»

«В стране каждая третья транспортная компания банкротится»

Герой нашей статьи отмечает, что состояние экономики отразилось на всех фирмах. В плачевной ситуации оказались многие нефтяные компании, сфера добычи угля, промышленность в целом — руководители больших предприятий пребывают в подавленном состоянии. «У нас в стране каждая третья транспортная компания банкротится, или уже находится в процедуре конкурсного производства, или пока не объявила о несостоятельности, но уже ощущает ее», — уверен бизнесмен.

О наличии проблем на рынке грузоперевозок стало известно не сегодня: объем грузоперевозок в стране к концу 2024 года упал на 30% в сравнении с концом 2023-го. А за I квартал 2025-го с российского рынка ушел каждый пятый автоперевозчик.

«Из 240 машин осталось 80!»: грузоперевозчики массово прощаются с лизинговыми авто

В мае этого года собеседники «БИЗНЕС Online» рассказывали, что около 30% всех татарстанских перевозчиков из сегмента малого и микробизнеса находятся на грани краха. Одна из ведущих причин — малая устойчивость компаний: у перевозчика должно быть минимум 30% автопарка в собственности для продолжения работы в кризис.

К середине этого года эксперты «БИЗНЕС Online» обзавелись уверенностью, что впереди волна банкротств перевозчиков. В августе 2025-го участник ассоциации «АвтоГрузЭкс», генеральный директор компании «ГПР-Логистика» Николай Кочнев рассказывал, что в нынешних условиях выживают всего 10–20% компаний, которые активно пользуются услугами лизинга. «У меня много знакомых и друзей из этой сферы, к сожалению, 70 процентов из которых сдали машины обратно в лизинговые компании. Кто-то вообще закрыл бизнес, кто-то залез в очень большие долги. С одной стороны, конечно, можно сказать, что рынок чистится, а с другой — перевозчики зажаты со всех сторон, им тяжело», — делился эксперт. На этом фоне развивается экспансия китайских грузоперевозчиков на российский рынок.

«Куда им будут направлять штраф – в Гонконг, Пекин?»: как китайские перевозчики захватывают рынок России

И к зиме ситуация лучше не становится. Гендиректор ООО «ТК ЮЛ» Алмаз Мифтахутдинов в беседе с корреспондентом нашего издания подтвердил, что огромное количество перевозчиков по стране находятся на грани банкротства и распродают свой автопарк.

В I квартале этого года количество грузоперевозок в его компании сократилось на 25%. «Очень сильно просела логистика. Кредиты дорогие — покупать что-либо сейчас невыгодно и стройки заморожены, соответственно, возить нечего. Мы выезжаем только за счет продуктов, люди, слава богу, кушать хотят всегда», — рассказывает Мифтахутдинов.

Также собеседник отмечает острую нехватку водителей и предупреждает, что дальше лучше не станет. «В связи со снижением порога доходов для бизнеса на упрощенной системе налогообложения (УСН) в следующем году все станет еще хуже — процентов 70 перевозчиков попадут на налог на добавленную стоимость (НДС). И вся проблема даже не в суммах, а в том, что ни у кого нет бухгалтеров, а у выплаты НДС своя специфика. Хотя расходы тоже играют огромную роль — по моим подсчетам, если компания на патенте, то сейчас за год платит 100 тысяч налога, а в следующем году только НДС обойдется ей в 2 миллиона рублей», — рассчитал Мифтахутдинов.

Руководитель комитета по грузоперевозкам ТПП РТ, директор ООО «Реверс» Сергей Сотников также отмечает, что ситуация в сфере грузоперевозок «не радужная». «Если потребление растет, то и грузов становится больше. А сейчас потребление падает. В этом году ситуация очевидно хуже, чем обычно, хотя осенью, наоборот, обычно бывает жаркая пора», — отмечает собеседник.

Сотников считает, что все дело в общей «заторможенности» экономики — замедление идет по всем направлениям. «Взять, к примеру, строительство. Раньше был бум строек, и он все за собой тянул — перевозка материалов для строительства, ремонта, переезда, всегда нужно было что-то возить. А сейчас все тормознулось», — говорит он. Собеседник отмечает, что техника многих его коллег выставлена на продажу, но никто ее не покупает. «Те, кто был закредитован, в начале этого года ушли первой волной. А те, у кого был запас, этот запас проедают. Условно, если у грузоперевозчика доход 100 миллионов, в месяц расход будет 110 миллионов. И он вот свои запасы тратит в надежде, что это когда-то отыграется. Но отыграется ли? Кто-то пытается сократить зарплаты, но это тоже не вариант — с таким трудом ищешь сотрудников, терять их не хочется», — объясняет Сотников.

Дешевые кредиты пару лет назад дали бизнесменам надежду, а сейчас предприниматели даже не знают, чего ожидать, и постоянно находятся в тревожном состоянии. «Мы, конечно, всегда стараемся верить в лучшее, но, когда смотришь на сухие цифры, оптимизма не прибавляется. Нет никакой возможности вкладываться в какие-то проекты. Серьезные бизнесмены не могут сейчас безрассудно брать кредиты и направлять их в развитие. Если в 2023–2024 годах мы еще брали кредиты, то при нынешней ключевой ставке это невозможно», — рассказывает Сотников.

Собеседник уверен, что повышение ставки рефинансирования не приводит ни к чему хорошему. «Это, наоборот, замораживает все инвестиции, а без них экономика развиваться не может — если люди не вкладываются в строительство и производство, все оказывается в стагнации. И нет никакого якоря, который мог бы вытянуть эту ситуацию. Одни лишь сессии, дискуссии и болтовня — надоело это, работать надо. А работать никто не хочет. Хочется какой-то системной работы, каких-то нестандартных решений от наших экономистов. А что нам чиновники предлагают? Съездить еще раз в „Казань Экспо“, послушать выступления о том, что у нас все хорошо?» — сетует собеседник.

«Мировое соглашение никаким образом не освобождает меня от ответственности перед банком»

Несмотря на все трудности на рынке грузоперевозок, у Соколова появилась возможность слегка выдохнуть — «смерть» его бизнеса миновала, но долг перед банком никуда не делся. «Кредит на новых условиях мы будем выплачивать сами, без каких-либо спонсоров и инвесторов. Мы также работаем, у нас свой парк техники, который приносит какую-то прибыль. Помимо этого, у нас экспедиционная компания», — поясняет собеседник. Больше всего его радует то, что получилось сохранить команду и контакты с надежными партнерами.

«Я сохранил команду людей, команду водителей, сохранил отношения с заказчиками, со всеми разговаривал, всем все объяснял, что я не опустил руки, продолжаю также работать. На все компании наложилось эхо обострившейся экономической и политической ситуации в мире, это объективная причина, мы все относимся к этому с пониманием. К сожалению, в один момент просел каждый, мы все в одинаковых условиях», — считает он.

Для того чтобы не скатиться в долговую яму, Соколов советует коллегам, попавшим в схожее положение, продолжать работать в любой ситуации, не опускать руки и идти дальше. При этом бизнесмен отмечает, что рассрочка, выданная его компании, не отменяет права банка инициировать банкротство повторно, если организация вновь начнет допускать просрочки платежа. «Мировое соглашение никаким образом не освобождает меня от ответственности перед банком, просто дает мне возможность встать на ноги», — заявил собеседник.

Сейчас ГК «Сокол» ждет оживления в работе. Идет строительство «Силы Сибири – 3», и компания подписала договор с ООО «Газпром-Инвест». Фирма займется перевозкой оборудования: трубоукладчиков, экскаваторов, сварочных агрегатов и т. д.

Пожелаем удачи!