Власти Болгарии и Румынии ищут пути обхода санкций США для российской нефтяной компании «Лукойл» и сохранения работы принадлежащих ей НПЗ. Об этом пишет газета Politico. Новый пакет американских рестрикций начинает действовать 21 ноября. Страны готовят правовые механизмы для временной передачи активов под контроль национальных структур.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

СМИ пишет, что в Болгарии уже приняли закон, позволяющий правительству назначать руководство НПЗ в Бургасе. Также рассматривается вариант полной национализации завода. В Румынии национализацию называют «крайним вариантом» и готовятся запросы об отсрочке санкций.

Нефтеперерабатывающий завод в Бургасе обеспечивает около 80% болгарского рынка топлива, и его остановка грозит топливным дефицитом и экономическим кризисом. Румынский НПЗ в Плоешти покрывает около 20% внутреннего спроса, а его приостановка может негативно сказаться на Молдавии.

В Болгарии при этом продолжается политическая дискуссия вокруг контроля над активами «Лукойла». 6 ноября парламент преодолел вето президента Румена Радева на закон, регулирующий сделки с активами российской компании и требующий согласия национальной безопасности и правительства.

22 октября минфин США ввел санкции против «Роснефти» и «Лукойла» и их дочерних компаний. Президент США Дональд Трамп пояснил, что США «слишком долго ждали» встречных шагов от Москвы. Спустя пять дней «Лукойл» официально объявил о старте процесса продажи своих зарубежных активов из-за введенных ограничений.

1 ноября СМИ писали, что Болгария хочет попросить США исключить ее из американских санкций в отношении компании «Лукойл» из-за опасений, что в стране начнется топливный кризис.

Напомним, у «Лукойла» есть проекты в Австрии, США, Румынии, Болгарии, Мексике, Азербайджане, Казахстане и ряде других стран. В некоторых из них компания владеет долями, существенно меньшими 50%, поэтому эксперты ранее полагали, что необходимости в продаже этих активов не возникнет, пишет РБК. Однако введенные США блокирующие санкции фактически лишают «Лукойл» возможности участвовать в управлении совместными предприятиями и осуществлять с ними финансовые операции. Для того чтобы избежать сбоев в добыче и экспорте казахстанской нефти, управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) сделало исключение для участия компании в проекте «Тенгиз» (включающем в себя Тенгизское и Королевское месторождения в Атырауской области) и в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).