Иван Грачев: «Китай для меня — пример правильно устроенной экономической системы» Иван Грачев: «Китай для меня — пример правильно устроенной экономической системы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Зачем Китаю сотрудничество с Россией в освоении Арктики

Начну с того, что в критике к моим текстам маловато идей, больше с меня требуют усиления доказательной базы. Например, некоторые читатели интересуются, почему я уделяю так много внимания пленуму китайской партии, прошедшему на неделю назад. Во-первых, с самого начала работы в «БИЗНЕС Online» я придерживался методологии триангуляции. Исходил из аксиомы, что анализ любых событий, происходящих в мире, должен начинаться с анализа того, что происходит в России, Китае, США с учетом контекста, формируемого отношениями между странами этого треугольника.

Во-вторых, Китай для меня — пример правильно устроенной экономической системы. С самого начала экономических реформ 1990-х в Татарстане я считал, что ему необходим НЭП-2, как, впрочем, и всей России. В частности, я всегда считал приватизацию крупных предприятий и инфраструктур нецелесообразной, был уверен, что государство должно сохранять командные высоты, а стимуляция рыночной составляющей экономики должна происходить за счет форсированного развития малого бизнеса. Именно с целью поддержать малый бизнес, которого не хватало нашей экономической системе, я создавал Партию развития предпринимательства. Сейчас идею объединения креативных и предприимчивых в Госдуме представляет партия «Новые люди».

Третье, что важно: Китай — страна однопартийная, хотя, на мой взгляд, оптимальна для их развития двух-трехпартийная система. Например, первая партия социал-демократическая, вторая — собирающая креативных, предприимчивых людей, третья — бюрократическая партия, которая будет то с первой, то со второй договариваться. Такая система предусматривает самую простую авторегуляцию соотношения частного и государственного, хаоса и порядка. Поскольку в КНР партия одна, встает вопрос: как там могут корректироваться ошибки? Недавний пленум показал, что единственная китайская партия пока вполне эффективно исправляет накопившиеся ошибки в экономике. И нашей стране есть на что обратить внимание, есть что перенять.

В этом плане для меня особенно интересна прошедшая 3 и 4 ноября встреча премьера Госсовета КНР Ли Цяна и премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Пекине. Важно, что она состоялась уже после того, как китайское правительство откорректировало экономический курс, а также после того, как американский лидер Дональд Трамп попытался изменить в свою пользу расстояние в треугольнике Киссинджера Россия – Китай – США. В опубликованном по итогам встречи КНР и РФ коммюнике фиксируется договоренность расширять сотрудничество в освоении Арктики, развивать совместные проекты, задействовав Северный морской путь, «содействовать миру в Арктике» и делать все это руководствуясь нормами мирового права, используя как инструмент Арктический совет — международную межправительственную региональную организацию приполярных государств.

Можно выделить совместные сельскохозяйственные и логистические проекты, включая железнодорожные. В коммюнике зафиксировано намерение КНР и РФ создать вместе экономический коридор через Монголию, а также новые автодороги «Можно выделить совместные сельскохозяйственные и логистические проекты, включая железнодорожные. В коммюнике зафиксировано намерение КНР и РФ создать вместе экономический коридор через Монголию, а также новые автодороги» Фото: © Xu Yu / XinHua / www.globallookpress.com

Совместная работа в сфере метрологии и стандартизации

Почему Китай хочет расширять сотрудничество с Россией в освоении Арктики? Возможно, Поднебесная озабочена тем, не отошла ли наша сторона после переговоров с Трампом от совместной позиции по Арктике? КНР нужно было подтверждение того, что РФ по-прежнему не отодвигает ее от арктических проектов. Договоренности на эту тему очень показательны. России выгодно не только торговать с Китаем, но и откорректировать что-то в собственной экономике, рассмотрев их опыт.

Исходя из той части совместных заявлений, которые есть в открытом доступе, можно судить о том, что для Китая важно во взаимоотношениях с Россией то, какие отрасли можно считать локомотивными для сотрудничества стран. Можно выделить совместные сельскохозяйственные и логистические проекты, включая железнодорожные. В коммюнике зафиксировано намерение КНР и РФ создать вместе экономический коридор через Монголию, а также новые автодороги.

Пожалуй, немного специфическая и даже неожиданная для меня история — обязательства относительно взаимного предоставления России и КНР друг другу информации об управлении госсобственностью. У нас не так много по-настоящему свободного малого бизнеса, а с управлением госсобственностью не все, скажем так, ясно и прозрачно. В этом плане есть чему поучиться у Китая. Мы могли бы исправить явные ошибки. Например, у нас государство вкладывает деньги в акционерные общества в важнейших отраслях экономики, при этом четко не прописаны в законах полномочия тех, кто в этих обществах распоряжается деньгами. У нас такое АО на законном основании может взять и купить, к примеру, дорогого футболиста. Не установлены ограничения на зарплаты начальству в таких акционерных обществах. В Китае государство, по моему мнению, строго следит за работой предприятий, концернов и где-то больше дает возможностей свободно развиваться даже малому бизнесу.

Еще одна интересная тема, которая обсуждалась между представителями РФ и КНР, — соглашение о совместной работе в сфере метрологии и стандартизации. Если будет и дальше формироваться полюс (а он будет), то технологическое обособление от другого полюса неизбежно станет усиливаться в условиях конкуренции. России с Китаем необходимо будет совместно заниматься метрологией. В коммюнике утверждается, по сути, что надо срочно сформировать совместные стандарты, прежде всего в энергетике (в том числе атомной) и гражданском авиастроении. Это штука чрезвычайно важная, потому что указывает на намерение КНР все-таки строить самолеты с нами, иначе совместимые стандарты делать совершенно незачем.

Иван Грачев: «Опасения о цифровом концлагере оправданны»

«Полезно, чтобы существовали обособленные варианты ИИ с оценками, не смещенными в сторону „расширенного общественного мнения“ западных стран. Это очень значимо и для России, и для Китая» «Полезно, чтобы существовали обособленные варианты ИИ с оценками, не смещенными в сторону «расширенного общественного мнения» западных стран. Это очень значимо и для России, и для Китая» Фото: https://ru.freepik.com/

Пока по числу спутников Илона Маска никому не догнать

Также отдельно отмечу пункт, касающийся общей стандартизации в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Я писал об опасном смещении оценок и манипулятивности цифрового разума и читал китайские работы на эту тему. Полезно, чтобы существовали обособленные варианты ИИ с оценками, не смещенными в сторону «расширенного общественного мнения» западных стран. Это очень значимо и для России, и для Китая.

Весьма важен раздел коммюнике, касающийся космоса, совместимости и взаимодополняемости нашей глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» и китайской — «Бэйдоу», т. е. совместного применения спутниковых технологий. Россия и Китай намерены создать лабораторию времени, платформу для тестирования систем функционального дополнения космического базирования, а также сеть навигационных станций с взаимным размещением в РФ и КНР, о чем сообщила пресс-служба «Роскосмоса». Пока же по числу спутников ни Россия, ни Китай по отдельности главу Space X Илона Маска, к сожалению, не догоняют, хотя совмещение возможностей разведки и управления сейчас важны и для нас, и для китайских партнеров.

В официальном сообщении по итогам встречи Мишустина и Цяна также говорится о необходимости «скоординировано добиваться выполнения проектов по созданию лунной электростанции». Я и ранее писал, и сейчас считаю, что создание такой станции имеет огромное оборонное значение. Тем не менее у нас пока аэрокосмическая отрасль финансируется недостаточно. Китай, по-видимому, это осознает и фиксирует, что все уже достаточно давние соглашения по данному направлению должны выполняться не просто в срок, а ускоренно.

Что касается финансов, говорится о необходимости приведения к совместимости бухучета. Здесь речь идет прежде всего о законодательной совместимости, а также об общих стандартах. И России, и Китаю пытались навязать западные стандарты. По моему мнению, нам с китайской стороной удобно иметь свои системы, совместимые друг с другом, чтобы легче осуществлять взаимозачеты. В коммюнике речь также идет об «аудите и надзоре». Т. е. если у нас совместные проекты, нужно иметь возможность и совместно осуществлять аудит и надзор. Причем ни о какой совместной валюте, общей финансовой системе не упоминается. Это отражает реальные интересы Китая в этой сфере.

«Отдельный чрезвычайно важный момент: отмечается необходимость проработать баланс по совместному сооружению атомных электростанций, причем не только в КНР» «Отдельный чрезвычайно важный момент: отмечается необходимость проработать баланс по совместному сооружению атомных электростанций, причем не только в КНР» Фото: © Rosatom / via Globallookpress.com / www.globallookpress.com

Объединив усилия с Китаем, наша страна способна закрыть любые мировые потребности

Примечателен пункт, посвященный энергетике. Углублять сотрудничество в сфере нефти, газа и угля — вещь достаточно тривиальная, на этот счет ничего неожиданного по итогам встречи российской и китайской делегаций озвучено не было. Но интереснее то, что принято в ядерной энергетике. Во-первых, планируется расширить строительство Тяньваньской АЭС, строительство атомных станций российского дизайна в разных странах. Интересны соглашения о том, что государствам необходимо координировать совместную работу по развитию технологий термоядерного синтеза и быстрых нейтронов.

Это актуально и значимо, потому что РФ более продвинута в части гибридных реакторов, хотя у США есть более продвинутые токамаки (тороидальные магнитные ловушки, предназначенные для осуществления управляемого термоядерного синтеза). В сотрудничестве с Китаем из-за более форсированного финансирования можно будет и в этом опередить американцев.

Отдельный чрезвычайно важный момент: отмечается необходимость проработать баланс по совместному сооружению атомных электростанций, причем не только в КНР. Если в данной части наши правильно договорятся с китайской стороной (что не так-то просто), это было бы нашему государству крайне выгодно. Почему? Потому что на этом наша сторона может заработать и использовать деньги на развитие локомотивных отраслей: той же энергетики, атомной аэрокосмической отрасли, которую в условиях поляризации мира, гибридной войны с США надо форсировано развивать. Затем можно самим захватить рынок строительства АЭС и не дать такое сделать Соединенным Штатам. Дальше это позволит продавать технологии, а не только сырье. Выгоды масса.

В части «железяк» (промстроительные работы, изготовление металлоконструкций, генерирующих установок) при строительстве АЭС Россия не сможет их обеспечить так, как в части высоких технологий. А объединив усилия с Китаем, наша страна способна закрыть любые мировые потребности. Проблема в том, чтобы прийти к согласию: где и чья интеллектуальная собственность, кто сколько зарабатывает. В официальном сообщении по итогам встречи КНР и РФ прямо указано, что надо по этим вопросам найти сбалансированное решение.

Штаты хотят позаимствовать «китайский НЭП»?

Если резюмировать: коммюнике демонстрирует, что расстояния внутри треугольника Киссинджера не изменились, Россия и Китай по-прежнему ближе друг к другу, чем к США. Все, что я считаю локомотивными для нашего государства отраслями, за исключением разве что биотехнологий, в документе отражено, причем, по-моему, правильно. Это дополнительный импульс для экономики нашего государства двигаться в правильном направлении. Например, проект, связанный со строительством лунной АЭС, на мой взгляд, недостаточно финансируется, а соглашение с КНР поможет форсировать его осуществление. Синхронизация нашей экономической политики с экономически правильно устроенной системой Китая позволит России скорректировать и свою экономическую политику. Тот же выбор локомотивных отраслей становится более четким и определенным.

Тем временем на противоположном полюсе, в США, в солидных серьезных газетах ведутся дискуссии о том, мол, не позаимствовать ли и Штатам что-то от китайского НЭПа (правда, используется не термин «НЭП», а понятие «гибридная экономическая система»). Например, мне попалась статья в National Interest, опубликованная 4 ноября под заголовком «Противостояние расширению энергетики Китая и новые возможности», в которой обсуждается курируемая американским минэнерго «Программа доминирования в мировой энергетике».

В конце октября подписано обязывающее соглашение этого министерства с компанией Westinghause, касающееся постройки атомных блоков в Штатах, а также за рубежом — в Польше, Словакии, Чехии, на Украине и в других странах. На эти цели правительство США выделит $80 миллиардов. Очень приличные деньги. Для сравнения: $80 млрд — это больше, чем наш «Роскосмос» получает за 10 лет на все проекты, включая важнейшие с точки зрения оборонной безопасности.

Т. е. Соединенные Штаты в развитии своей локомотивной отрасли не надеются на какие-то там рыночные механизмы. Государство прямо ставит долгосрочные цели и совершенно конкретно финансирует такие проекты. Westinghause у них там сейчас не в самом лучшем состоянии, но США будут использовать то, что имеют, улучшая это при помощи госфинансирования. Я думаю, что это образчик того, что в Штатах говорят не только о гибридной экономике, но и о соответствующей экономической политике и необходимости кое-чему поучиться у Китая. Там действительно работают в данном направлении. России есть о чем задуматься.