Основная тенденция остается прежней: ВС РФ методично отрезают территорию, занимаемую киевскими боевиками, от остальной украинской группировки «Основная тенденция сохраняется: ВС РФ методично отрезают территорию, занимаемую киевскими боевиками, от остальной украинской группировки» Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Сражение за Красноармейск и Димитров: эндшпиль

Важнейшим событием в зоне проведения специальной военной операции остается битва за Красноармейск (Покровск) и Димитров (Мирноград). Основная тенденция сохраняется: ВС РФ методично отрезают территорию, занимаемую киевскими боевиками, от остальной украинской группировки.

На данном этапе Красноармейск практически освобожден, противник вынужденно отходит в Димитров, тем самым загоняя себя еще глубже в котел. В остальном же противник пытается как-то занимать доступное информационное поле с целью показать «перемогу».

Так, 1 ноября ГУР Украины провело десантную операцию. С вертолета UH-60A Black Hawk на западной окраине Покровска недалеко от стелы были сброшены 10 или 11 (источники разнятся) спецназовцев с задачей продемонстрировать отсутствие окружения. Десант высадили удачно, с низкого зависания, после чего вертолет стремительно ретировался. Более того, картинка удалась: снятые с БПЛА кадры быстро попали в новостные агентства.

Вместе с тем за пределами информационного поля украинские десантники практически сразу после высадки вступили в бой, их начали выщелкивать российские FPV-дроны. «Первые трое не смогли даже с поля уйти — убили прямо там и добили. Остальных загнали в здание на окраине и отработали уже там. Потом здание зачистили. Учитывая все обстоятельства, операция была самоубийственная, в городе уже столько русских солдат, что там никакая бригада не сможет выйти», — комментирует ситуацию телеграм-канал «Голос из подвала».

Украинский телеграм-канал «О связи от Сергея Флеша» уточняет, что было принято политическое решение удерживать Красноармейскую агломерацию максимально долго. Для этого будут задействованы все возможные резервы.

«С военной точки зрения удержание этих позиций важно, так как за ними открывается практически ровная территория вглубь Днепропетровской области. Вы видите это на карте высот. Если противник займет Покровск, то с его высот получит также возможность работать далеко БПЛА… Я лично продолжаю придерживаться мнения, что никакие позиции не стоят жизни людей, и надеюсь, что, если возникнет необходимость спасать людей, это будет сделано вовремя. Фактически силы обороны и так совершили подвиг, удерживая покровское направление год. И пехота, и артиллерия, и, конечно, СБС», — пишет автор канала.

Т. е. удержание позиций, даже с точки зрения сторонников этого решения, вещь сама в себе, не решающая никаких оперативных и тем более стратегических задач, но лишь тактически оттягивающая дальнейшее продвижение ВС РФ на запад.

Французский взгляд

На этой неделе во французском издании Le Monde вышел материал под заголовком «Битва за Покровск, город, взятый в клещи Российской армией, вступает в завершающую фазу» за авторством Эммануэля Гриншпана. Стоит отметить, что французская военная пресса несколько отличается от английской или американской, имея свою специфику. Если так можно выразиться, больше концентрируясь на неких изменениях, которые заметны авторам, а не на личностных переживаниях людей.

Главное, что отметил автор, у Вооруженных сил Российской Федерации изменилась тактика боевых действий. Сначала читателя вводят в курс дела, поясняя, что зажатый в клещи Красноармейск может стать первым крупным городом после Авдеевки, который освободила Российская армия начиная с февраля 2024 года.

«Образуя вместе с Мирноградом агломерацию, в которой когда-то проживали 100 тысяч жителей, Покровск прежде всего является важным логистическим железнодорожным узлом, который мог бы послужить плацдармом для наступления московских войск на Днепропетровскую область», — поясняет Гриншпан.

Затем автор пытается продемонстрировать объективность, сначала цитируя Владимира Зеленского, который «побывал в районе Покровска» (впрочем, в статье деликатно уточняется, что это известно только по его телеграм-каналу), потом цитирует главу российского Генштаба Валерия Герасимова, ранее заявившего, что в окружении находятся 5,5 тыс. украинских боевиков, однако после этого пишет странное.

«Но среди экспертов, по открытым источникам, в том числе пророссийским, существует консенсус в отношении опровержения этого утверждения. Полоса пропуска шириной от 1 до 3 километров остается под контролем Украины к северу от города, что означает, что его окружение не является полным», — пишет Гриншпан.

Собственно, «узкое место» — это сплошная полоса препятствий, прорваться через которую крайне тяжело, если не невозможно. Учитывая, что у гарнизона Покровска заканчиваются боеприпасы и провиант, ситуация становится еще более сложной.

Затем автор делает весьма странный вывод, согласно которому в рамках сражения за Покровскую агломерацию ВС РФ пробовали провести лобовой штурм. Возможно, он имеет в виду встречные бои зимы 2024–2025 годов, когда российские части закрепились на окраинах города. Но в целом данный маневр в сражении за Красноармейск отсутствовал, группа войск «Центр» методично обходила агломерацию по флангам, в результате чего в августе ситуация начала принимать текущий характер боевых действий.

Гриншпан отмечает: несмотря на то что город получил сильные увечья от ударов Российской армии, он все равно сохраняет массив инфраструктуры, которая может быть использована для обороны. Однако ситуация сложилась иначе.

«Нормального снабжения нет уже несколько недель, последние дни все полностью перекрыто. Ни одна машина не проходит». Падение города — «вопрос дней, максимум двух недель». «Такой город, как Покровск, учитывая его размеры, множество высоких зданий и фабрики с толстыми стенами, мог бы держаться месяцы, годы — это крепость», но из-за ошибок командования ситуация ухудшилась, падение агломерации — это вопрос «дней, может быть, максимум двух недель», — приводит Le Monde слова неназванного офицера пехотной бригады, дислоцированной в городе более года.

Другой собеседник издания, офицер бригады морской пехоты, также настроен крайне пессимистично, хотя и бахвалится: «Положение очень тяжелое. Наше подразделение по-прежнему контролирует квартал зданий, куда никто из русских не проникал, но бои приближаются. Они проникли во все районы за считаные дни. Я бы сказал, что их в 3 раза больше, чем нас, в этом районе. Когда мы уничтожаем одну группу из 10 солдат, сразу за ней появляется другая. Мы уничтожаем станцию дронов, она снова появляется в другом месте. Их ресурсы кажутся неисчерпаемыми».

В целом, конечно, все это напоминает классические истории времен ВОВ о том, как доблестные нацисты истребляли тысячи советских солдат, бегущих с одной винтовкой на троих против немецкого дота.

Автор отмечает, что «критическое положение защитников Покровска вызывает постоянные споры, направленные против главнокомандующего украинскими войсками Александра Сырского», отмечая, что во время сражений за Артемовск и Авдеевку, а также на финальном этапе битвы за Суджу именно его украинские СМИ обвиняли в том, что он слишком поздно дал приказ к отступлению. Тезис сам по себе странный: СМИ как раз ни в чем не обвиняли, ввиду того что там сплошной «телемарафон». Скорее всего, автор имел в виду украинский сегмент «Телеграма», где действительно Сырского иначе как «Генерал Котел» в различных вариациях этого обзывательства не называют.

Автор усиливает позицию, давая комментарий бывшего заместителя министра обороны Украины Виталия Дейнеги: «Если приказ о выводе войск из Покровска и Мирнограда не будет подписан в ближайшее время, мы окажемся в ситуации, когда потеряем большое количество десантников и очень мотивированных морских стрелков».

Более того, его же словами французское издание добавляет, что возможен эффект домино, когда из-за отсутствия резервов дыра, полученная в результате сражения за Красноармейск, позволит российским частям «быстро захватить укрепления, построенные в тылу».

В целом в данном случае занятно, что взгляд со стороны практически полностью игнорирует нарративы режима Зеленского, что все под контролем, «оборона трымается». Как следствие, формальная медийная картинка из Киева не так чтобы сильно влияет на мнение людей, интересующихся вопросом со стороны Запада.

Если в Ираке раненого в течение часа уже госпитализировали к опытным специалистам, то на СВО украинские солдаты зачастую просто умирают, не дождавшись помощи, эвакуация раненых через полдня после ранения — уже большая удача «Если в Ираке раненого в течение часа уже госпитализировали к опытным специалистам, то на СВО украинские солдаты зачастую просто умирают, не дождавшись помощи, эвакуация раненых через полдня после ранения уже большая удача» Фото: © Pavlo_bagmut / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Проблемы украинских ампутантов и ветеранов

А еще на этой неделе в британском издании The Telegraph вышел занятный материал, посвященный проблемам украинских ампутантов. «Десятки тысяч украинских солдат вернулись домой с фронта без конечностей — многим из них потребуется поддержка до конца жизни. Но не все эти ампутации являются результатом прямых попаданий, полученных на поле боя», — начинает автор.

Он пишет, что главный военный хирург Украины заявил: примерно каждая четвертая из этих ампутаций является результатом неправильного использования простого медицинского комплекта — жгутов. Более того, по его же словам, определенную обеспокоенность вызывает то, что нынешняя медицинская доктрина Украины, основанная на опыте США в Ираке и Афганистане, буквально не соответствует характеру боевых действий специальной военной операции.

«Когда в 2022 году произошло полномасштабное российское вторжение, все американские рекомендации по тактической помощи пострадавшим в результате боевых действий были переведены на украинский язык. Но они были написаны для другой войны», — The Telegraph передает слова капитана Рома Стивенса, бывшего врача ВМС США, который «регулярно работает волонтером на Украине» (скорее всего, является военным специалистом, в российской терминологии «отпускником»).

Стивенс на собственном опыте убедился в том, что жгуты накладываются не на те места, куда требуется, и остаются на руках слишком долго. «Я видел большое количество ампутаций очень больших размеров у молодых мужчин, которые в остальном здоровы, — обеих ног, а иногда и обеих рук. Часто вы не можете установить протез, потому что ампутации очень большие. Я разговаривал с сотнями украинских врачей и медсестер, и их сердца разрываются от боли за этих молодых пациентов, которые находятся в расцвете сил, потеряли две конечности и на всю жизнь остались инвалидами», — делится Стивенс тонкостями украинской военной медицины.

Затем издание приводит слова бывшего хирурга-консультанта британской армии Эдди Чалонера, который подтвердил, что «все на Украине пострадали от этого конфликта и будут страдать от него еще десятилетия — экономически, психологически и социально».

Более того, он же отметил, что «многие» из солдат, которые в настоящее время состоят в вооруженных формированиях Украины, не являются добровольцами. Сказано это было достаточно мягко, но опасения весьма справедливые. «Государство приказало им явиться на службу и подвергнуть себя опасности, чтобы защитить представление об Украине как о суверенном государстве. Поэтому, когда граждане соглашаются выполнить эту часть сделки, неписаный контракт заключается в том, что государство будет заботиться о них, если им будет причинен вред, будь то их психологическое или физическое здоровье. Если этот контракт будет нарушен, последствия могут быть серьезными», — сказал Чалонер.

После чего он приводит в пример ветеранов Первой мировой, которые стали «влиятельной лоббистской группой».

Любопытны тут две вещи: во-первых, противник если и не признает, то публично рассуждает о том, что методика применения медицинских средств в условиях активных боевых действий в современной войне и боевых действиях в Афганистане и Ираке принципиально отличается, что, разумеется, очевидно. Если в Ираке раненого в течение часа уже госпитализировали к опытным специалистам, то на СВО украинские солдаты зачастую просто умирают, не дождавшись помощи, эвакуация раненых через полдня после ранения уже большая удача.

А во-вторых, начался разговор о том, что раньше называлось термином, приписываемым Гертруде Стайн, — «потерянное поколение», ветераны Первой мировой, которые в результате событий великой войны потеряли здоровье, лучшие годы и перспективное будущее. И это действительно большая проблема для будущей Украины вне зависимости от того, в каких границах она встретит окончание боевых действий.

Участок фронта: граница Брянск – Курск – Белгород

На данном участке фронта продолжается сражение в районе Юнаковки Сумской области, а также в районе города Волчанска. Принципиальных изменений на участке не фиксируется, но вместе с тем, как сообщается, российские штурмовые группы вышли на южные границы Волчанска, практически заняв населенный пункт.

Всего подразделениями группы войск «Север» на этой неделе уничтожено 1 320 единиц живой силы противника, два танка, два БТР, 6 бронированных машин, 17 буксируемых артиллерийских орудий и 72 автомобиля.

Участок фронта Двуречная – Купянск – Кругляковка – Шандриголово – Красный Лиман – Северск

Данный участок фронта продолжает оставаться одним из двух основных мест, где идут наиболее активные боевые действия. На этой неделе на самой восточной части, в районе государственной границы и населенного пункта Двуречанское, ВС РФ улучшили позиции, заняв ряд территорий.

Южнее продолжается тяжелое сражение за Купянск. Так, российские штурмовые группы смогли пробиться южнее Купянска и выйти в тыл группировке противника, находящейся уже в населенном пункте Купянск-Узловой, являющемся последней крупной дорожной развязкой на восточный берег реки Оскол.

В данном случае мы также наблюдаем создание большого котла для крупной украинской группировки. Вместе с тем официальный Киев отрицает само наличие российского продвижения. «В Купянске остается до 60 русских, идет зачистка. Мы все зачистим. Даты определены, они были определены на ставке верховного главнокомандующего. Делиться этой информацией пока не будем», — прокомментировал ситуацию Зеленский на встрече с журналистами.

Тезис настолько «однозначный», что даже министерство обороны России, обычно не лезущее в политические моменты специальной военной операции, вынуждено было прокомментировать ситуацию.

«Заявление В. Зеленского журналистам о том, что в Купянске ВСУ якобы проводят „зачистку“ оставшихся „до 60 русских“, может свидетельствовать только о двух вещах. Глава киевского режима полностью утратил связь с реальностью и, слушая лживые доклады Сырского, совершенно не владеет оперативной обстановкой на земле. Либо, напротив, понимает безысходность ситуации и реальное положение ВСУ в Купянске. Поэтому ценой бесславной гибели в котлах тысяч украинских военнослужащих пытается скрывать до последнего правду от населения Украины и своих западных спонсоров, чтобы продолжать наживаться за счет выделяемых на войну с Россией финансовых средств европейских налогоплательщиков. Иначе расценивать его слова „мы все зачистим“ нельзя. Сегодня положение группировок ВСУ, зажатых в котлах Купянска и Красноармейска и непрерывно несущих значительные потери от ударов и продвижения вперед российских войск, стремительно ухудшается, не оставляя никаких шансов украинским военнослужащим на свое спасение, кроме добровольной сдачи в плен», — сказано в официальном телеграм-канале военного ведомства.

Еще южнее также продолжается движение в сторону Красного Лимана, российские группировки продолжают усиливать позиции по флангам населенного пункта, одновременно заходя уже с запада на Северск.

В пресс-службе группы войск «Запад» отмечают, что за эту неделю потери противника составили 1 345 единиц живой силы, один БТР, 31 бронированную машину, одну РСЗО, одну САУ, 11 буксируемых артиллерийских орудий и 122 автомобиля.

Участок фронта Северск – Соледар – Артемовск – Часов Яр – Константиновка

На данном участке фронта ситуация на этой неделе осталась примерно в том же состоянии, что и была на прошлой: ВС РФ продолжают натиск на Северск, а также занимают пригороды Константиновки. Учитывая ситуацию на других участках фронта, сражение остается периферийным.

В группе войск «Юг» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 990 единиц живой силы, два танка, один БТР, 20 бронированных машин, 18 буксируемых артиллерийских орудий, одну РСЗО и 94 автомобиля.

Дружковское, добропольское, красноармейское (покровское) и новопавловское направления

На данном участке, как отметили выше, основное сражение развивается в районе Красноармейской агломерации. Вместе с тем противник пытается давить на добропольском выступе. Так, согласно российским картографам из Lostarmour, ВСУ удалось вбить небольшой клин возле населенного пункта Новое Шахово.

Как отметили выше, сражение за Красноармейск подходит к развязке, отряды противника (если могут) выходят на запад либо отходят в стоящий в еще более дальней глубине Димитровград, выбраться откуда им будет значительно сложнее.

В остальном же противник пытается хотя бы медийно демонстрировать какие-то успехи. Так, со стороны украинского военного «Телеграма» появилась информация, что 425-й отдельный штурмовой полк «Скала» смог зайти в центр Покровска и установил флаг. Более того, противной стороной даже был выложен ролик. Однако неприятность для украинской стороны заключается в том, что на кадрах видео деревья стояли еще с зеленой, частично желтой листвой. Т. е. снят он был примерно в сентябре, максимум в начале октября.

В пресс-службе министерства обороны РФ отмечают, что потери ВСУ от воздействия на них сил группы войск «Центр» за эту неделю составили до 2 825 единиц живой силы, один танк, два БТР, 19 бронированных машин, 6 буксируемых артиллерийских орудий и 32 автомобиля.

Участок фронта Искра – Алексеевка – Егоровка – Успеновка – Малиновка

На данном участке фронта продолжается продвижение российских войск на запад. Так, на этой неделе ВС РФ расширили получившийся выступ и освободили населенный пункт Новоалександровка.

Кроме того, продолжается форсирование реки Янчур, где противник продолжает удерживать село Успеновка, однако, как отмечали и ранее, удержать оборону по всей линии реки так и не сумел.

Согласно сообщениям пресс-службы группы войск «Восток», отвечающей за участок, за неделю потери противника составили до 1 540 единиц живой силы, один БТР, 9 бронированных машин, 11 буксируемых артиллерийских орудий и 96 автомобилей.

Запорожско-херсонский участок фронта

Основные события на данном участке фронта сконцентрировались в районе населенного пункта Малая Токмачка, являющегося пригородом населенного пункта Орехово. Так, ВС РФ смогли улучшить ранее занимаемые позиции и расширить зону контроля. Принципиальных изменений продвижение пока не имеет, но в целом на фоне успешных действий группы войск «Восток» продолжает держать в напряжении противостоящую группировку противника.

В пресс-службе группы войск «Днепр» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 435 единиц живой силы, одну БМП, две бронированные машины, один РЗК, 7 артиллерийских орудий, четыре БЭК и 72 автомобиля.