«Сегодня — французские сигареты, а завтра — предательство коммунистических идеалов!» — упрекает главный идеолог СССР Михаил Суслов лидера страны Леонида Брежнева, который предпочитает наладить мир с немецким лидером Вилли Брандтом, нежели развязать ядерную войну с Америкой. Историю дружбы двух политиков воплотил на экране бессменный ведущий «Военной тайны» на «Рен ТВ» Игорь Прокопенко, собиравший архивные данные более 20 лет. В его руках историческая картина превращается в ироничную байку о спасении мира от катастрофы. О том, как советские разведчики спасали родину в немецком стриптиз-баре, какой анекдот рассказал Брежнев и где воссоздали чек-пойнт Чарли, — в материале «БИЗНЕС Online».
1. О чем сериал
1960-е. США планируют расположить ядерное оружие на территории ФРГ, откуда до СССР рукой подать. Политбюро ЦК КПСС настаивает на том, чтобы пригрозить врагу, а в случае чего и нанести ответный удар, который повлечет за собой неминуемую катастрофу. Леонид Ильич Брежнев получает в знак вежливости дружеское письмо от канцлера Германии Вилли Брандта, борющегося с остатками фашизма, и решает установить с ним личный контакт. Генсекретаря СССР поддерживает Юрий Андропов — он же находит бывшего сотрудника КГБ Славу Варданова, готового отправиться в Западный Берлин и завербовать канцлера. Разведчик берет с собой журналиста Валерия Плетнева, наскоро сделанные паспорта и фотографию немецкой возлюбленной. Сразу после перехода границы их начинают преследовать сразу три разведки — ЦРУ, Штази (тайная полиция ГДР) и КГБ.
2. Оригинальность и актуальность истории
Российский кинематограф продолжает мусолить тематику ядерной гонки, но поднимается от Второй мировой ближе к 1960-м. Недавно в сериале «Берлинская жара» СССР спасал обаятельный Гела Месхи в роли советского агента под прикрытием, добывающего в Берлине немецкие разработки в области атомной энергетики. Еще раньше на экранах появился «наш ответ „Оппенгеймеру“» — проект Нурбека Эгена «Атом» об отце советской атомной бомбы Игоре Курчатове. Кстати, «Дорогой Вилли» вышел прямиком к испытаниям российского «Буревестника» и многозначительным поручениям президента США Дональда Трампа, так что об актуальности можно не переживать.
Если вышеперечисленные сериалы нередко страдают излишним пафосом или натянутыми шпионскими страстями, то новинка привита от патетических речей. Четырехсерийный фильм отличается легким юмором и не оставляет неприятного осадка, несмотря на «строгую» тематику. Авторы оборачивают исторический контекст в добрую байку, которую принято рассказывать за семейным столом. Портит это значимость событий или нет — каждый оценит по собственным меркам.
3. Драматургия и диалоги
«В это трудно поверить, но все, что вы увидите, произошло на самом деле», — многообещающе твердит закадровый голос в начале фильма наперекор всем кинематографистам, которые обычно осмотрительно предупреждают: не рассчитывайте на исключительную достоверность, лучше наслаждайтесь художественной правдой. Авторы «Дорогого Вилли» ломают шаблоны, превращая серьезный исторический сюжет в юморную историю на манер Сергея Довлатова.
«Знаю, почему меня на генсека протащили. Думают, я неконфликтный. Пока», — хитро говорит Брежнев голосом мультяшного добродушного старика. Он постоянно «дымит», травит анекдоты про самого себя («у нее в доме было два унитаза — один голубой, а другой розовый…») и мечтает о политике мирного существования. «Сегодня — французские сигареты, а завтра — предательство коммунистических идеалов!» — нагнетает серый кардинал СССР Михаил Суслов, но советский лидер только отмахивается и втайне от Политбюро отправляет двух спецагентов в Западный Берлин, чтобы наладить личную связь с Вилли Брандтом. Канцлер ФРГ, в свою очередь, тоже страдает от оппозиции, но куда более серьезной — кругом бывшие фашисты и недоброжелатели, собирающие на него компромат. Тем не менее это не мешает Брандту встать на колени перед памятником жертвам подавленного восстания в Варшавском гетто и тянуть с договором с Америкой о размещении ядерного оружия на территории Германии. Склонность к пацифизму и природное благородство сближает двух политиков и дает шанс на предотвращение смертельного конфликта.
Как известно, бывших кагэбэшников не бывает, а журналистов тем более, поэтому слаженный дуэт Славы Варданова и Валерия Плетнева, списанный с истории контрразведчика Вячеслава Кеворкова (кстати, прототипа главного героя телесериала «ТАСС уполномочен заявить…») и редактора «Известий» и «Советской культуры» Валерия Леднева, отправляется спасать Родину. У Варданова все равно не ладится жизнь переводчика — вечные долги, склочный характер. «Мне не нужны твои липовые победы и этот вечный Сабантуй. Я устала от этого карнавала!» — восклицает ему возлюбленная Вера, после чего разведчик быстро решается на опасную авантюру и достает из тайника фотографию Марты — немки, из-за которой его уволили со службы. Плетневу есть что терять — он женат на звезде передачи «Кабачок 13 стульев» Кире Желтовской, но ради Родины и немецкого стриптиз-бара готов на все. Тем более он когда-то сидел в одном концлагере с влиятельным газетным магнатом, который может обеспечить аудиенцию у советника канцлера Эгона Бара.
Сериал можно назвать даже чересчур легкомысленным: вместо натянутой драмы — попойки закадычных друзей, вместо угрозы ядерного конфликта — вера в товарищеские отношения двух лидеров. Однако при всей этой несерьезности персонажи «Дорогого Вилли» не становятся карикатурными, а, наоборот, приобретают живые очертания. Генсек КПСС превращается в заботливого дедушку и хвалит внука-пионера, спецагенты покладисто раздают оплеухи вражеским разведчикам, но не лишены человеческих слабостей, а Брандт выбирает отпраздновать Рождество в кругу семьи, с печалью расставаясь с любовницей. Порой в диалогах герои заметно проговаривают экспозицию для невнимательного зрителя и страдают любовью к лирическим отступлениям, но в целом сериал движется вполне расторопно.
4. Авторы сериала
Автор идеи и сценарист, бессменный ведущий программы «Военная тайна» на «Рен ТВ» Игорь Прокопенко более 20 лет собирал данные о тайных переговорах Брежнева и Брандта, потому сериал и начинается со слов: «Из соображений конфиденциальности мы изменили имена, некоторые даты, но ничего не придумали». Ранее телеведущий в основном выступал сценаристом документальных фильмов на исторические, военные и научно-фантастические темы — «Отражение» (2002), «Криминальные игры» (2005), «Территория заблуждений» (2012) и др.
Первый масштабный художественный проект с документальной основой удался Прокопенко вполне неплохо благодаря в том числе сотрудничеству со сценаристом Дмитрием Новоселовым («Казанова», «За час до рассвета») и опытным режиссером Владимиром Щегольковым, который трудился над созданием сериалов «Нежность» (2020), «Натали и Александр» (2025), «Виноград» (2025). Кроме того, на недавнем фестивале «Новый сезон» стало известно, что Щегольков режиссирует байопик «Сектор Газа» о жизни основателя и бессменного лидера знаменитой панк-рок-группы Юрия Хоя.
5. Звезды каста
Образ Брежнева воплотил народный артист России Сергей Маковецкий, которому уже приходилось играть исторических персонажей и много заниматься озвучкой мультфильмов, поэтому генсек СССР получился у него запоминающимся. Речь главы советов разборчивая, принципы устойчивые, а планы весьма гуманистические. Его «заклятого друга» Брандта сыграл Кирилл Кяро — специально для роли выучил немецкий язык практически с нуля, а мастерство грима и вовсе превратило звезду «Эпидемии» (2018) в лидера Германии 1960-х.
Спасать Родину отправился экс-сотрудник КГБ, роль которого исполнил Сергей Марин («Душегубы», «Гром: Трудное детство»). Его авантюрный и своенравный герой ожидаемо пользуется спросом у женского пола — его возлюбленными становятся честная советская девушка Вера (Александра Богданова) и спецагент ЦРУ Марта (Вильма Кутавичюте). Последняя несколько застряла в образе коварной злодейки, но любовная линия скрасила шпионский пафос. Верным соратником (а иногда и собутыльником) Варданова стал журналист Плетнев в лице Алексея Розина («Кино», «Злой город»).
Исторических персонажей немало. Игорь Черневич предстал в роли Андропова, который поддерживает тайные замыслы Брежнева. Оппозиция генсека — главный идеолог СССР Суслов (Владимир Конкин). За Берлинской стеной решают похожие проблемы советник канцлера Эгон Бар (Мартин Джон Кук) и магнат Эрик Домбровский (Александр Штендлер), напрямую Брандту противостоит депутат бундестага Херманн Шеер, а за спиной строит козни глава ЦРУ в ГДР Мэрфи (Эдвард Опп).
6. Картинка
Оператор Петр Духовской постарался медленным зумом и небольшой тряской передать ощущение документальности происходящего, словно зритель просматривает секретные архивы с заседаний Политбюро и бундестага. Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, где в том числе весьма правдоподобно воссоздали Германию. Исторический трамвай на площади Ленина стал пограничным контрольно-пропускным пунктом чек-пойнт Чарли, который во времена холодной войны служил мостиком из Западного в Восточный Берлин. Художники по гриму и костюмам тоже хорошенько потрудились над тем, чтобы придать героям соответствующие черты эпохи, хотя «несовременные» лица актеров тоже в каком-то смысле сыграли на руку.
7. Что говорит критика
«Два веселых друга спасают планету по заданию умницы-генсека, но по дороге заходят в стриптиз», — такой логлайн приписывает новинке Сергей Ефимов («Комсомольская правда»). Критику сериал понравился, несмотря на то что СССР показан скорее как миф о прошлом, а «ламповость» эпохи преувеличена ввиду моды на «уютные» исторические драмы. «Ретро нового типа — это когда место находится и доброй шутке, и даже иронии, а главный герой человечен настолько, что не лишен некоторых недостатков. Причем за основу сюжета берется документальная фактура. <…> Выполняя, по сути, социальный заказ по героизации нашего славного прошлого, продюсеры выбрали самую неожиданную форму — доброго иронического детектива с элементами святочного рассказа», — резюмирует он.
Максим Гревцев («Кино-Театр.ру») тоже подмечает «изрядную долю озорства» в серьезной теме дипломатических интриг. «Удивительно, что при очевидном нажиме на документально подтвержденный героизм ключевые герои сериала — неформальные „гонцы“ Леонида Ильича к визави — избежали превращения в стойких Штирлицев, оставшись на экране обаятельными и умеренно противоречивыми раздолбаями», — констатирует он. Обозреватель сравнивает советских Джеймсов Бондов с Лёлеком и Болеком и хвалит «балагура» Брежнева: «В сериале все дышит наивом надвигающейся разрядки, которую миру обеспечат не ядерная гонка и безликий политический истеблишмент, а такие вот смешноватые люди. С причудами (а у кого их нет?), но, несомненно, хорошие. А хорошие люди, как известно, всегда смогут договориться — и никакие заокеанские злюки не смогут этому помешать».
«Прокуренные интерьеры, чек-пойнт Чарли, бесконечные заседания спецкомитетов: все элементы и признаки эпохи на месте, но диалогов и даже монологов, поясняющих происходящее и сопряженные обстоятельства, многовато. Отдельно интересно наблюдать за тем, как актуальный дискурс встраивается в историческое повествование. Здесь Брежнев предельно гуманистичен, Брандт слабоват, но мил, а виноваты во всем американцы, тайно накачивающие ФРГ оружием», — пишет телеграм-канал «Бюллетень кинопрокатчика».
8. Какому зрителю адресована картина
Из-за невинных постельных сцен и слабости главных героев к увеселительным развлечениям сериалу «влепили» рейтинг 18+, поэтому познакомиться с lieber Willi и его товарищем Леонидом Ильичом может только совершеннолетняя аудитория. Главное, чтобы со школьных уроков что-то осталось в памяти об ФРГ и «периоде застоя». Впрочем, молодежь, может, и промотает анекдоты от Брежнева, а вот зрители постарше с озорной улыбкой будут следить за шпионской ретродрамой, наполненной не столько остросюжетными поворотами, сколько историческо-бытовыми сценами.
9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность
«Дорогой Вилли» пишет письма генсеку СССР и празднует Рождество в онлайн-кинотеатрах KION и Premier. Все четыре эпизода по 50 минут уже доступны подписчикам сервисов. Мини-сериал радует динамичностью и живостью, так что смотреть его будет нескучно — дело одного вечера.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
7 баллов из 10 возможных. С легкой руки Прокопенко ретродрама о спасении мира от ядерной катастрофы превратилась в ироничную историю о двух советских шпионах и дедушке Брежневе. Порой «веселье» кажется неоправданным, но в комедию картина не превращается, скорее приобретает ее легкий оттенок. Даже жаль, что всего четыре серии — о похождениях двух друзей в Западном Берлине хочется смотреть еще и еще, но растягивать исторический фрагмент не было смысла, так что авторы выбрали удачные формат и подачу.
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.