«Когда речь заходит об успешном бизнесе, многие в первую очередь думают о стратегическом планировании, финансовых моделях и операционной эффективности, — отмечает основатель «Ритуал PRO» Станислав Зарубин. — Но за всеми этими компонентами стоит главный актив компании — ее создатель». Внутреннее состояние, привычки и личностный рост предпринимателя напрямую влияют на то, какой бизнес он строит. О том, как трансформация самого себя помогла трансформировать и компанию, Зарубин рассказал в своем традиционном блоге для «БИЗНЕС Online».
Станислав Зарубин: «В бизнесе, как и в жизни, мы накапливаем «лишний багаж»: неэффективные модели поведения, вредные привычки, ограничивающие убеждения. Этот багаж мешает двигаться вперед»
Что такое «работа над собой» для предпринимателя
Для меня работа над собой — это не абстрактное понятие, а практический ежедневный труд. Это сознательный отказ от того, что тормозит развитие, и последовательное внедрение привычек, которые это развитие ускоряют. Я пришел к этому осознанно после 33 лет, в «возрасте Христа», когда происходит переоценка ценностей.
Процесс этот начинается с честного взгляда на себя. В бизнесе, как и в жизни, мы накапливаем «лишний багаж»: неэффективные модели поведения, вредные привычки, ограничивающие убеждения. Этот багаж мешает двигаться вперед. Первым шагом для меня стало осознание, что мой образ жизни — бессистемные тренировки, курение, алкоголь, недосып — напрямую влияет на мою компанию. Если я позволяю себе хаос, то и бизнес начинает им пропитываться.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO*». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность — «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность — «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
И почему команда — это отражение лидера
Я часто сравниваю бизнес с ребенком. Ребенок не слушает, что ты ему говоришь, он смотрит на то, что ты делаешь. Он копирует твои привычки, даже те, которые ты сам в себе не замечаешь. Точно так же и команда бессознательно перенимает стиль руководства, его ценности и подход к работе.
Когда я вел нездоровый образ жизни, меня окружали такие же несистемные и не самые ответственные люди. Результаты компании были соответствующими. Как только я кардинально изменил свою позицию, начали «отваливаться» те, кому было не по пути с новыми стандартами. Их место заняли другие — принципиальные, прогрессивные, ответственные. Люди, для которых слова «я пришел, я сказал, я сделал» не пустой звук.
Этот принцип зеркальности работает на всех уровнях иерархии. Руководители отделов зеркалят меня, а их сотрудники — их. Если в основании компании, скажем среди рядовых исполнителей, царит хаос, бороться с ним нужно не на их уровне. Проблема всегда начинается с головы.
«Я осознанно отказался от того, что крало мой главный ресурс — энергию»
Отказ от балласта для освобождения ресурсов
Мой путь личной трансформации начался не с марафонов, а с отказа. Я осознанно отказался от того, что крало мой главный ресурс — энергию.
Первым делом я бросил курить и выпивать. С алкоголем было проще: я просто однажды решил, что он мне не нужен, потому что я плыл не туда. С курением помог вопрос, обращенный в будущее: «Хотел бы я, чтобы мои дети курили?» Ответ «нет» был настолько очевиден, что поставил точку в этом вопросе.
Следующим ключевым моментом стал сон. Все советуют вставать в 6 утра, но, чтобы это работало, нужно лечь в 10 вечера. Я начал ложиться в 10 и вставать в 5:30–6:00, часто уже без будильника. Это дало фантастический результат. Раннее утро, когда ты выспался и полон сил, а город еще спит, — это время суперспособностей. Ты выстраиваешь свой день: завтрак, зарядка, планирование, чтение. День идет четко по плану.
Любой тайм-менеджмент бессилен, если ты лег в три ночи. Будут срывы, стресс, некачественные решения. А когда ты здоров и выспался, ты иначе реагируешь на вызовы. Многие ситуации просто перестают быть стрессовыми.
Классический вопрос: как снимать стресс без алкоголя? Алкоголь — это «красная таблетка»: стало быстро хорошо, а потом еще хуже. Я нашел свои ритуалы. После тяжелого дня я прихожу домой, ужинаю и иду гулять с сыном. Час прогулки — и ты совершенно другой человек. Голова прочищается, ты успокаиваешься и можешь трезво анализировать ситуацию.
Изменения коснулись и делового общения. Раньше стандартом была встреча в ресторане. Сейчас же все чаще нахожу единомышленников — таких же «зожников». Диалог строится иначе: «Бегаешь? Айда вместе побегаем». Мы гуляем с детьми, общаемся на свежем воздухе, и это куда продуктивнее для бизнеса, чем вечера в клубах. Я даже не знаю сейчас модных мест — ты просто заходишь по пути куда-то нормально поесть и двигаешься дальше.
«Одна из главных проблем, с которой мы работали, — обесценивание достижений. Я на собственном опыте столкнулся с тем, как это может выбить из колеи»
Роль психолога: чтобы не сдаться самому себе
Я считаю, что предпринимателю без психолога очень тяжело. Жизнь в бизнесе — это постоянные эмоциональные качели. Чтобы не улететь в крайности и, главное, не «сдуться», нужна профессиональная поддержка.
Мне повезло встретить своего специалиста. Я обращаюсь к нему нечасто, но каждая сессия, если ты приходишь с конкретными вопросами, оказывается поворотной точкой. Важно найти того, кому можешь доверять. И парадоксальным образом, тебе не должно быть с ним на 100% комфортно. Если психолог просто со всем соглашается, он становится подобием льстивого зеркала — ничего не меняется. А когда он задает острые вопросы, ты, отвечая на них, растешь.
Одна из главных проблем, с которой мы работали, — обесценивание достижений. Я на собственном опыте столкнулся с тем, как это может выбить из колеи. В один момент я почувствовал, что теряю уверенность в своем профессионализме. Это было не просто сомнение, а настойчивое чувство, подпитываемое комментариями от некоторых сотрудников, конкурентов и части клиентов. Возник вопрос: «А тот ли я специалист, за которого себя считаю?»
Это состояние начало меня «топить». И как любое внутреннее состояние лидера, оно мгновенно отразилось на бизнесе. Окружение почувствовало мою неуверенность, и я вслед за внешними голосами начал сам обесценивать свои знания и труд.
Мы с психологом проработали эту проблему всего за два сеанса. И она помогла мне кардинально изменить угол зрения. Оказалось, что голоса обесценивания — это не более 1% от всех, с кем я вообще пересекаюсь. А превалирующее большинство — это люди, благодарные за мою работу и ее результаты. Мне показали реальную картину, научили смотреть на такие манипуляции иначе и не позволять им выбивать себя из седла. Иначе начнешь работать на всех бесплатно, да еще и будешь в своих глазах плохим.
«Самым болезненным, но и самым продуктивным опытом для меня стал развал старой команды»
Переломный момент: крах команды как точка роста
Самым болезненным, но и самым продуктивным опытом для меня стал развал старой команды. Я работал с людьми, которых растил как профессионалов с нуля, строил с ними большие планы, как папа с сыновьями. Но я не учел, что у них были свои взгляды и желания. Было больно, и казалось, что это крах.
Но эта переломная ситуация стала мощнейшим ресурсом для трансформации. Вместо старых пришли новые, лучшие. Я понял, что компания — живой организм и она должна меняться вместе с тобой.
«Даже после 11-часового учебного дня у нас хватало энергии и желания штурмить новые идеи, которые возникали тут же, в моменте»
Непрерывное обучение и выход из зоны комфорта
Я постоянно учусь, но подхожу к этому осознанно. Недавно завершил программу «Бизнес-лидер будущего», которая была сфокусирована на развитии гибкости в условиях турбулентности. Это было не про теорию, а про практику решения реальных кейсов с такими же руководителями. Даже после 11-часового учебного дня у нас хватало энергии и желания штурмить новые идеи, которые возникали тут же, в моменте.
Сейчас я планирую поступать на Executive MBA в РАНХиГС, потому что верю в долгосрочные стратегии. А чтобы прокачать soft skills*, пошел на курсы ораторского искусства. Признаюсь, выходить на публику, будь то формат блога, интервью, выступление, мне до сих пор дискомфортно, но рост всегда начинается там, где заканчивается зона комфорта.
Вместо заключения: о главном
Бизнес технически — это про деньги. Деньги — его кровь. Но как любой крови нужен кислород, так и бизнесу нужен смысл. Работать тупо ради денег невыносимо. Бизнес — это про характер, про архетипичную натуру мужчины, наш древний инстинкт открывать новое, покорять и завоевывать.
При этом бизнес не единственное, в чем можно его реализовывать. Можно пересоздавать себя, погружаться в сайд-проекты, творить и работать в разных сферах, чтобы менять мир. Ведь только движение отличает живую материю от неживой. Уж мне ли об этом не знать!
- Сайт: kzn-ritual.ru
- ВК: vk.com/ritualpro
- «Телеграм»: t.me/zarubin_business
Читайте также:
- Последний подарок в камне: как надгробия становятся искусством
- Какой должна быть ваша могила? Станислав Зарубин о том, что кладбища говорят о живых
- «Бабайлар, что делать? Мусульманина просят в костюме похоронить!»
- «В православии нет понятия автоматического рая, как в исламе, где воин становится шахидом»
- «Образ авторитета из 90-х для меня был идеальным. Но как я ошибался!»
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
- Ицхак Горелик: «Царь Соломон говорил, что полезно быть на похоронах»
- «Зеленые» похороны по-европейски: а вы готовы хоронить в картонной коробке?
- «Не спи спокойно, товарищ!»: Станислав Зарубин о том, как переосмыслил ритуальный бизнес
- «Гендиректору и заму пришлось взять лопаты»: как организации провожают своих сотрудников в мир иной
- Танатопрактик Рамис Гафиятуллин: «Некоторые говорят, что в гробу покойный выглядел лучше, чем при жизни»
- «У людей главный вопрос — «покажите, где Сталин лежит»: как Казани возродить особый туризм?
- «Склеп – это родовая история в камне. До нее нужно дорасти»
*гибкие навыки
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.