В Альметьевске прошел форум «Российская креативная неделя — город» В Альметьевске прошел форум «Российская креативная неделя — город» Фото предоставлено АНО «Креативная экономика»

…И противостоять бешенству в глазах

Тему, которую можно условно назвать «Татарстан и кинематограф», обсуждали вчера в Альметьевске на форуме «Российская креативная неделя — город». Тема профильной сессии была сформулирована очень верно: «Кино в регионах: для всех или своих?» Главный инфоповод — намерение республиканских нефтяников создать на юго-востоке РТ региональную кинокомиссию и кинопавильон. Как полагает заместитель генерального директора по социальному развитию «Татнефти» Ренат Мамин, это даст толчок для творческого развития в регионе. Предпосылки есть: два года подряд в Альметьевске снимали фильм «Елки», у «Татнефти» хороший опыт взаимодействия с компанией Bazelevs, на кинопавильоны есть спрос, их не хватает.

«Не мечтала, что он здесь будет!»: как Альметьевск караулил «горячего» турка Бурака Озчивита

Как напомнила руководитель дирекции по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино» Альбина Нафигова, в 2017 году она поднимала вопрос о создании в Татарстане кинокомиссий. «В ответ крутили у виска, а сейчас все понимают, что она нужна», — сказала она. Региональное кино есть, нужно просто придумать формулу, уверена Нафигова. По ее мнению, команда кинокомиссии должна быть освобождена от любых других функций. Среди прочих в комиссии нужны те, кто сможет открывать те двери, которые не открывали раньше. «Функция доступа на объекты, заводы, потому что начинается вот это бешенство в глазах, ожидание писем сверху. Чтобы это не было так кустарно», — объяснила она.

Ирада Аюпова — против чрезмерной грантовой поддержки сферы культуры Ирада Аюпова против чрезмерной грантовой поддержки сферы культуры Фото предоставлено АНО «Креативная экономика»

У Татарстана есть все для съемок кино, но…

Единственная государственная организация, отвечающая за развитие кинематографии в РТ, — «Татаркино» — находится в стадии реорганизации, рассказала Миляуша Айтуганова (на форуме ее представили директором, но, по данным «БИЗНЕС Online», эту должность она уже освободила).

По ее мнению, главная задача — создание в республике кинокластера, который объединил бы все компоненты кинопроизводства, проката и продвижения. У нас есть все для того, чтобы снимать кино. Кроме финансирования — оно пока недотягивает до нужного уровня: «Все упирается в финансы. Если приводить примеры близлежащих республик, например Башкортостана, то там уже принято решение о создании фонда кино. То же самое в якутском кино. У нас такого фонда пока нет, есть только субсидии министерства культуры Татарстана. Они, конечно, далеко не устраивают наших кинематографистов, режиссеров, продюсеров».

Немного ранее на пленарной сессии министр культуры РТ Ирада Аюпова указала на чрезмерную «грантовизацию» сферы культуры: «Мы сегодня бездумно раздаем гранты, что приводит к социальному иждивенчеству и снижению конкурентоспособности данных товаров на рынке: их цена завышена изначально, поскольку уходит от экономических моделей. Она завязана именно на разовые субсидии, которые нестабильны». Мамин тоже заметил, что необходимо преодолеть «грантовую зависимость».

Режиссер этнотриллера «Микулай» Ильшат Рахимбай считает, что у всех татарстанских режиссеров «легкая форма шизофрении» Режиссер этнотриллера «Микулай» Ильшат Рахимбай считает, что у всех татарстанских режиссеров «легкая форма шизофрении» Фото предоставлено АНО «Креативная экономика»

А где прокат кино?

Создатели фильма «Шурале» (снят в Татарстане в 2025 году) отметили рост республиканских возможностей для производства кино, но указали, что пока Татарстан может покрыть только 20% съемочных потребностей федеральной съемочной группы. Но, по мнению кинообозревателя Вероники Скурихиной, преимущества работы в регионах очевидны: полноценную непарадную постсоветскую натуру можно найти только за пределами столиц. Интересно, это комплимент?

У регионального кино есть свой зритель, уверена Нафигова. «Другое дело — где прокат такого кино? — задалась она логичным вопросом. — Об этом надо думать, потому что прокатной сети, на которую киноучреждение Татарстана могло бы влиять репертуаром, нет. Кинозалы есть, но репертуар изначально расписывал вообще кто придется. Поэтому тут „Татаркино“ можно только пожалеть: вроде как у него есть сеть и прокатное учреждение, а работать в этой сфере крайне сложно».

Режиссер этнотриллера «Микулай» (уже выходит в европейский прокат) Ильшат Рахимбай считает, что у всех татарстанских режиссеров «легкая форма шизофрении», потому что быть режиссером в республике невозможно: «В Татарстане индустрия еще не сложилась, мы находимся в зачаточном состоянии. Надо быть и продюсером, и режиссером, и немного актером — всем. Высшая точка, которую мы пока знаем, — это продюсер-режиссер. Потому что нет таких людей, которые могут здесь организовать процесс, пригласить отдельно режиссера снимать, так еще не происходило». С другой стороны, он убежден, что республика — это место неоткрытых дверей, неснятых пространств и нерассказанных историй.

Рахимбай коснулся и финансового вопроса. Чтобы снять фильм, который бы «более-менее адекватно выглядел», надо минимум 20 млн рублей, а в Татарстане на фильм официально выделяют 2 миллиона. «Почему говорят, что все татары хитрые? Без этого (я говорю о кино) никак. Выстраиваешь невероятную схему аферы и, чтобы снять дебют, проходишь путь героя, — видимо, пошутил он. Но трудности закаляют, заверил режиссер и привел в пример „Микулай“: — Нам суперповезло и с тем, что минкульт не дал денег, и с тем, что Бекмамбетов перестал отвечать на звонки. Это было суперрешение с их стороны. Теперь для меня нет абсолютно никаких нерешаемых задач, я вообще ничего не боюсь».