Айдар Тагиров: «В структуре потребления газа в Татарстане основная часть приходится на электроэнергетику и нефтехимию» Айдар Тагиров: «В структуре потребления газа в Татарстане основная часть приходится на электроэнергетику и нефтехимию» Фото: Сергей Елагин

«Результат работы промышленников»

Айдар Энгелевич, какой объем газопотребления в Татарстане в 2024 году?

— Год был рекордным — республика потребила 19 миллиардов кубометров. Это третье место среди регионов России! Высокий показатель газопотребления свидетельствует о стабильном состоянии промышленности республики: действующие предприятия наращивают потребление, также появляются новые потребители. Сейчас у нас в республике более 11 тысяч промышленных потребителей, которым мы обеспечиваем поставку газа и расчеты с ними.

Погода тоже вносит свои корректировки, но, конечно, в первую очередь это результат работы промышленников. В структуре потребления газа в Татарстане основная часть приходится на электроэнергетику и нефтехимию.

— Кто из них внес больший вклад в увеличение объема потребления газа в республике?

— Электроэнергетика. Эта отрасль зависит от загруженности генерации: чем больше загружены ТЭЦ и ГРЭС, тем больше они потребляют газа. Также активно развивается нефтехимия, что, безусловно, дает рост газопотребления.

«Благодаря нашей работе и поддержке Раиса Татарстана Рустама Нургалиевича [Минниханова] их [предприятий ЖКХ] задолженность планомерно снижается» «Благодаря нашей работе и поддержке Раиса Татарстана Рустама Нургалиевича [Минниханова] их [предприятий ЖКХ] задолженность планомерно снижается» Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Казань»

«Самый крайний метод — прекращение поставки газа»

— Как обстоят дела с задолженностью потребителей за газ? Она выросла или снизилась за прошлый год?

— Уровень расчетов внутри республики высокий. Сложности с оплатой возникают в основном у предприятий ЖКХ. Но благодаря нашей работе и поддержке Раиса Татарстана Рустама Нургалиевича [Минниханова] их задолженность тоже планомерно снижается. Нужно отметить дисциплинированность наших потребителей.

К тем, кто допускает просрочки, мы подходим достаточно категорично. Есть установленные законом сроки оплаты за газ, если они пропущены, мы отправляем требование об оплате, если это не помогает — обращаемся в суд. Самый крайний метод — прекращение поставки газа. Например, потребитель перестает платить за поставленный газ, мы его отключаем, и возобновление поставки происходит только после оплаты долга с процентами, но и у нас к нему уже другое отношение.

— В чем это проявляется?

— Любая процедура по прекращению поставки газа — это техническая работа, которая требует сил, времени, денег.

«Газпром» должен быть уверен, что предприятия обеспечат требуемую загрузку инфраструктуры. В этой работе республика выступает гарантом — если на трубу не «встанет» какое-то предприятие, то на его смену придет другое» «Газпром» должен быть уверен, что предприятия обеспечат требуемую загрузку инфраструктуры. В этой работе республика выступает гарантом — если на трубу не «встанет» какое-то предприятие, то на его смену придет другое» Фото: «Газпром межрегионгаз Казань»

«Зачем строить дорогу, по которой никто не будет ездить?»

— Сколько составил объем потребления газа в Татарстане за первые 6 месяцев 2025 года?

— Несмотря на то что начало зимы 2025 года было теплым, потребление не снизилось. Это почти 10 миллиардов кубометров газа. Мы снова возвращаемся к теме того, что промышленность республики не сбавляет темпы.

— Ожидаете ли появления новых крупных промпотребителей в этом году?

— Мы ведем планомерную работу по прогнозированию развития уже действующих потребителей. Объемный ввод новых мощностей у предприятий ожидается в 2028–2029 годах. Это «Аммоний-2», проекты развития ТАНЕКО. В этом году на энергофоруме в Казани мы подписали новые соглашения с «Татэнерго» о дополнительных объемах поставки газа. Договор предполагает поставку газа с отлагательными условиями вступления в силу и определяет основные условия поставки дополнительных объемов газа для Набережночелнинской ТЭЦ и Заинской ГРЭС после их модернизации. Это нужно, чтобы забронировать соответствующий объем газа. В той же ОЭЗ «Алабуга» с каждым годом растет количество резидентов.

«Газпрому» важно понимать, что когда он строит газопроводы за свой счет, то будут и подключенные к ним потребители. Зачем строить дорогу, по которой никто не будет ездить? Наша задача — определить пул этих потребителей, необходимый им объем газа и затем заключать с ними контракты. Количество новых потребителей увеличивается, если сравнить, сколько договоров заключили в первом полугодии 2025-го, с аналогичным периодом прошлого года, прирост в этом году составил более 35%.

— Газотранспортная инфраструктура в республике готова к растущим объемам потребления? Какие есть проекты на перспективу?

— Спрос на газ будет расти прежде всего за счет предприятий Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам». Для подачи дополнительных объемов газа на территорию кластера «Газпром» в 2024 году приступил к проектированию объектов расширения газотранспортных мощностей. Мы в свою очередь проводим большую кампанию с потенциальными потребителями. «Газпром» должен быть уверен, что предприятия обеспечат требуемую загрузку инфраструктуры. В этой работе республика выступает гарантом — если на трубу не «встанет» какое-то предприятие, то на его смену придет другое.

— Какие еще проекты реализуются в Татарстане по развитию газотранспортной сети?

— На Петербургском международном газовом форуме – 2025 (ПМГФ-2025) утверждена программа развития газоснабжения и газификации республики на 2026–2030 годы. В документе определен перечень объектов, которые будет строить и модернизировать «Газпром», и перечень котельных, которые будет строить регион. Один из значимых проектов данной программы — газопровод к Свияжскому межрегиональному мультимодальному логистическому центру (СММЛЦ). Площадка развивается, построен современный элеватор «Август-Агро». Новый газопровод нужен под растущие объемы потребления.

Также мы принимаем участие в программе догазификации. В Татарстане заключено более 37 тысяч договоров, 95% из них выполнены. Например, в августе в рамках программы социальной догазификации завершено строительство сети газораспределения в деревне Эстачи Высокогорского района. Это яркий пример того, как газификация идет в новых поселках. Региональным оператором программы в республике является «Газпром трансгаз Казань», они строят инфраструктуру. Наша задача — работать с потребителями.

«Сегодня цифровизация и подготовка квалифицированных кадров — одни из ключевых условий для устойчивого развития. Мы стремимся объединить усилия бизнеса, науки и образования, чтобы сформировать современную технологичную отрасль, готовую к вызовам будущего» «Сегодня цифровизация и подготовка квалифицированных кадров — одни из ключевых условий для устойчивого развития. Мы стремимся объединить усилия бизнеса, науки и образования, чтобы сформировать современную технологичную отрасль, готовую к вызовам будущего» Фото: «Газпром межрегионгаз Казань»

О цифровых сервисах и долгосрочных задачах

— У вас в компании внедрен личный кабинет с юридически значимым документооборотом. Какие преимущества это дает потребителям?

— Представьте, что вам нужно приехать в наш офис из Агрыза, подписать какие-то документы. Вы потратите на это целые сутки. С переходом на личный кабинет потребителям не нужно приезжать в Казань, вопросы решаются за 15–20 минут. Сотрудничество с нашей компанией начинается с заключения договора. В этом году у нас реализуется пилотный сервис по удаленному заключению договоров, начиная с формирования заявления в удаленном формате, заканчивая подписанием договора по электронному документообороту. Потребитель все больше становится цифровым. Мы видим только потребление газа и поступление денег. Если обобщить все наши цифровые сервисы (личный кабинет, электронный документооборот), то мы охватываем половину всех промышленных потребителей.

— У потребителей появилась возможность удаленно подписывать договоры. Много предприятий переходит на этот механизм?

— По новым потребителям — каждый второй. Процесс занимает один день, если все документы в норме.

— В прошлый раз вы рассказывали, что с 2025 года с «Газпром межрегионгаз инжиниринг» вы начнете реализацию инвестиционной программы по оснащению потребителей интеллектуальными приборами учета газа (ИПУГ). Как идет эта работа?

— Мы стремимся к тому, чтобы приборы учета газа обеспечивали цифровую передачу данных о расходе газа. Оперативное получение таких данных позволяет нам лучше оперировать системой, понимать, какая нагрузка на газотранспортную сеть в моменте, эффективнее планировать объемы потребления. Если брать объем всего потребляемого в республике газа, порядка 90 процентов этого объема идет по телеметрии. Но количество потребителей не такое большое.

— Почему?

— Это определенные затраты. Современный цифровой счетчик стоит дороже, чем обычный. Но если рассматривать перспективы на год или два, то он окупается.

— Над какими еще новациями вы работаете?

— На прошедшем ПМГФ-2025 мы подписали три стратегических документа. В их числе — меморандум с ООО «Инностейдж», который откроет новые возможности для практических цифровых инициатив и укрепит наши позиции в области инноваций. Еще один документ — соглашение с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, которое предполагает участие сторон в развитии студенческой научно-исследовательской и проектной деятельности, практическую работу в части реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», а также подготовку кадров.

Сегодня цифровизация и подготовка квалифицированных кадров — одни из ключевых условий для устойчивого развития. Мы стремимся объединить усилия бизнеса, науки и образования, чтобы сформировать современную технологичную отрасль, готовую к вызовам будущего.

— Какие долгосрочные планы ставит перед собой компания?

— Мы уверены, что промышленность республики продолжит планомерное развитие. Наша задача — гарантировать стабильные поставки газа и своевременную оплату за него, а также обеспечивать эффективность инвестиций «Газпрома» в газовую инфраструктуру в Татарстане.