Амир Мусави: «Тогда в России был очень хороший рынок: если за границей у нас прибыль была 1-5%, здесь доходило до 100 — 200 процентов» Амир Мусави: «Тогда в России был очень хороший рынок: если за границей у нас прибыль была 1–5 процентов, здесь доходило до 100–200 процентов»

«У меня в Казани было более 20 бизнесов, но все равно остановились на коврах»

Амир, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда вы родом, как оказались в России и в Казани?

— Я родился в Иране, в городе Боруджерд — примерно 400 километров к юго-западу от Тегерана. Это очень красивое горное место. Потом 13 лет жил в Тегеране и приехал в Россию в 1991 году. Приехал учиться, но оказалось, что идет перестройка, время было непростое, и мы начали заниматься бизнесом. Тогда в России был очень хороший рынок: если за границей у нас прибыль была 1–5 процентов, здесь доходило до 100–200 процентов.

И какие товары возили?

— Сначала товары первой необходимости, продукты, одежду. Например, кожаные куртки, тогда их не было в России. Везли из Ирана, Турции, Пакистана. Очень хорошо получалось — и мы полностью забыли об учебе, перешли на бизнес. А коврами начал заниматься только через много лет — для меня всегда это было самое интересное, но тогда нужно было зарабатывать.

— А почему все-таки для учебы выбрали Россию? И какое было первое впечатление от страны?

— Для нас был очень интересен коммунизм — мы мечтали о нем! Приехал — а все, коммунизма нет (улыбается). Еще впечатлил русский народ — он очень умный, очень грамотный, необразованных людей в России не было. Ну и архитектура: когда жил в Санкт-Петербурге, часто ходил по музеям, библиотекам. Очень интересно было.

Язык уже знали?

— Вначале нет. Возможности не было, чтобы, например, в Иране выучиться. Да и в России осваивал не по книгам, выучил просто в процессе общения по бизнесу.

Как в Казани очутились?

— Есть завод «Мелита», где делают меховые шубы. Мы раньше покупали здесь шерсть, чтобы отправлять в Иран — делать валенки. Она была короткая, на хорошие ковры не подходила, но у нее была хорошая цена, и она была востребована. Для этого первый раз и приехал в Казань, в 1994 году.

Второй раз — уже продавал фрукты. Мы торговали здесь иранскими мандаринами перед Новым годом. А третий раз приехал продавать продукты питания — и познакомился с будущей женой. И все, остался в Казани. Так с 1997-го здесь и живу.

«У меня коврами много лет предки занимались. Так перемешалось хобби и бизнес» «У меня коврами много лет предки занимались. Так перемешалось хобби и бизнес»

— Город сильно изменился почти за 30 лет?

— Очень! В центре города, где сейчас такие красоты, раньше были старые полуразрушенные дома. Руководство города и республики сделали за такой короткий срок чудо. Раньше, когда гости меня просили встретить их в Казани, я всегда был против, ехал их принимать в Москву или Санкт-Петербург. А сейчас очень приятный чистый город, во многом даже лучше всех остальных.

— И чем занимались, осев в Казани?

— В то время не приходилось думать, чем заниматься. Все решали обстоятельства. У меня за все время было более 20 бизнесов: начинал с продуктов питания, потом было свое деревообрабатывающее предприятие — на нем почти 350 человек работали. Но все равно остановились на коврах. Я вырос на них, у меня коврами много лет предки занимались. Так перемешалось хобби и бизнес.

— Когда открыли первый салон?

— В декабре 2004-го. Жена сомневалась: «Что, неужели продашь это все?» Я говорю: «Если не продам, постелем у себя дома». Я поехал, купил ковры, привез в Казань. Перед Новым годом открыл салон. Приходит мужчина, говорит: «У меня сегодня гостей много, и все с каблуками. Я хочу, чтобы паркеты мне не испортили. Ковер выдержит?» Отвечаю: «Не переживайте, выдержит». И он у меня скупил сразу несколько привезенных ковров! Я пришел вечером домой, положил перед женой кучу денег. И все, так начали развивать магазин. Стали постепенно прививать в Казани культуру ковра.

«На Востоке и в арабском мире ковры имеют огромное значение. Там — это богатство. Человек, который их покупает, преследует две цели: не только украсить дом красивым ковром, но и сохранить и приумножить свое богатство» «На Востоке и в арабском мире ковры имеют огромное значение. Там это богатство. Человек, который их покупает, преследует две цели: не только украсить дом красивым ковром, но и сохранить и приумножить свое богатство»

— Ну как уж прививать? В Советском Союзе ковер на стене у всех висел…

— Вот стереотипное мышление и сложилось, что это советский архаизм и сейчас никто не захочет покупать ковры.

На Западе ковры понимают. Посмотрите, как проходят все президентские переговоры на высшем уровне — там всегда будет персидский ковер. На Востоке и в арабском мире ковры имеют огромное значение. Там это богатство. Человек, который их покупает, преследует две цели: не только украсить дом красивым ковром, но и сохранить и приумножить свое богатство. В Японии, кстати, ковры тоже очень любят.

— У них, наверное, культура циновок изначально была? А ковры, видимо, их заменили как более удобные, красивые и мягкие?

— Даже не знаю, с чем это связано. Но сейчас они проводят много мастер-классов по коврам, читают лекции, покупают с пониманием дела — хорошие исфаханские ковры, шелковые. Ковер для них как роскошный сад под ногами.

«Это очень трудная и долгая работа, которая, к сожалению, потихоньку уходит в историю. Молодежь сейчас не хочет заниматься коврами, слишком сложно, а мастера, которые умеют делать, уходят из жизни» «Это очень трудная и долгая работа, которая, к сожалению, потихоньку уходит в историю. Молодежь сейчас не хочет заниматься коврами, слишком сложно, а мастера, которые умеют делать, уходят из жизни»

«У нас есть два ковра династии Сейрафиан, каждый стоит по 18 миллионов рублей»

— То есть ковровый бизнес в Иране передается из поколения в поколение?

— Да, я уже в четвертом поколении этим занимаюсь. Мы знаем весь процесс: как говорится, от барана на горе, из шерсти которого будут ткать ковер, до покупателя, который будет по нему ходить. Это очень трудная и долгая работа, которая, к сожалению, потихоньку уходит в историю. Молодежь сейчас не хочет заниматься коврами, слишком сложно, а мастера, которые умеют делать, уходят из жизни. Думаю, в ближайшем будущем, лет через 10−15, будут производить только машинные ковры, а ковры ручной работы смогут покупать только очень богатые люди. Все остальное будет уходить в историю.

— Какой у вас самый дорогой ковер?

— Средняя цена ковра ручной работы в Иране — от 10−12 тысяч долларов за «квадрат». Это если ковер новый. Если он с историей, вообще становится практически бесценным.

Есть такая династия Сейрафиан из города Исфахан — одного из красивейших городов мира. Они делают ковры, которые можно видеть только в музеях, домах богатейших знаменитостей и олигархов. У нас сейчас есть два их ковра 3 на 4 метра, каждый стоит по 18 миллионов рублей. И мы еще по-божески их продаем, потому что реальная цена у них выше. Их автора уже нет в живых, больше никто никогда не сможет такой ковер выткать, поэтому они очень ценятся. Как произведение искусства. Такие ковры ходят между коллекционерами, и с годами их цена только растет: потому что они очень высокого качества. В мировых музеях и частных коллекциях есть ковры, которым 300, 400, 500 лет!

В провинции Кум делают только шелковые ковры. Есть за 8 миллионов, есть за 10 миллионов рублей — и это для настоящего шелкового ковра считается недорого.

«Это тяжелый ручной труд, на каждом этапе нужен огромный контроль» «Это тяжелый ручной труд, на каждом этапе нужен огромный контроль»

— То есть в каждой провинции своя школа?

— Да. Есть школа в Исфахане, школа в Куме, школа в Тебризе, в Фарсе знаменитая кашкайская школа. Везде свои техники, краски, узоры. Кум находится посреди пустыни, народу не хватает зелени, красок и цветов в жизни, они создают яркие ковры. В Исфахане есть знаменитая мечеть, облицованная керамической плиткой — и в коврах такой же цвет Persian Blue, персидский синий. Город Наин тоже в пустыне, но у них было мало растений для красок — и очень спокойные, нежные цвета. Тебриз — город на Шелковом пути, там постоянно караваны ходили, ковры отправляли по всему миру — и цвета очень яркие, даже резкие. Специалисту даже говорить не надо, откуда ковер. Достаточно на него посмотреть — и все видно.


— Но производят же и в других странах: Азербайджан, Индия, Пакистан, Афганистан…

— Да, афганские есть ковры, непальские, у всех разные техники. Сегодня многие делают модерн, современные ковры, которые имеют очень упрощенный дизайн, четыре-пять оттенков цвета в среднем, узоры отрисовываются на компьютере. Все максимально упрощено, не требуется высокой точности и большой плотности Поэтому стоимость таких ковров гораздо ниже.

Но это как одежда — сегодня модно, завтра не модно. Персидский ковер — это классика, он всегда был, есть и будет актуальным, как 500−700 лет назад, так и сегодня. Археологи на Алтае нашли персидский ковер, которому 2,5 тысячи лет!

— В пазырыкском кургане, где алтайскую принцессу нашли?

— Да. Там было несколько войлочных ковров и ворсовый, который сохранился в замечательном состоянии, сейчас все они в Эрмитаже. А сделаны были в древней Персии! Потом традиция распространилась дальше: во времена моголов Великий Акбар довез до Индии. А сегодня кто рулит капиталом, тот определяет, какую мы одежду надеваем, какую обувь… И они перешли, к сожалению, на ковры. И классика отошла на задний фон. А Иран не умеет делать модерн, мастера его не считают ковром — это палас, в нем нет духа.

Классические ковры — это умирающее искусство. Они будут цениться все выше. Это заметно уже сейчас: за год ковры поднимаются в цене в среднем на 35−40 процентов. Здесь есть ковер, который я бы 18 лет назад купил примерно за полторы тысячи долларов. Сейчас он стоит более 30 тысяч.

«Самый хороший шелк в мире делают в Иране и Китае. Год назад мы покупали шелковые нитки, грубо говоря, по 600−700 долларов за килограмм, а сейчас 1,2 тысячи — в 2 раза дороже» «Самый хороший шелк в мире делают в Иране и Китае. Год назад мы покупали шелковые нитки, грубо говоря, по 600−700 долларов за килограмм, а сейчас 1,2 тысячи — в 2 раза дороже»

— А почему так растет цена?

— Во-первых, ручной труд дорожает. Во-вторых, по-настоящему хороших ковров производится очень немного. Династия Сейрафиан максимум делают 80−100 ковров в год. На машинах можно тысячи делать, но это будет совершенно другое. Это тяжелый ручной труд, на каждом этапе нужен огромный контроль. Если несколько узлов неправильно сделать — все, весь ковер испорчен! Я на днях хотел купить один шелковый ковер в Тегеране. Он стоил 75 тысяч долларов, но я нашел кусок, который неправильно сделали, и мне продавец был готов отдать за 8 тысяч! Это фрагмент сантиметров 5–7, может быть: обычный покупатель никогда не заметит.

Второе — материал дорожает. Самый хороший шелк в мире делают в Иране и в Китае. Год назад мы покупали шелковые нитки, грубо говоря, по 600−700 долларов за килограмм, а сейчас 1,2 тысячи — в 2 раза дороже. А бывает, что годами шелка нет, неурожай. Но даже изготовление шерстяной нитки для одного ковра занимает примерно полгода-год — ее надо несколько раз окрасить. Подготовка чертежей может занимать два-три года, это тоже очень сложный процесс.

На этом ковре свыше 115 цветов, 7–8 оттенков каждого цвета. И все натуральные красители, вручную делаются. Черный получается из кожуры грецких орехов, красный — из граната. У каждого узора своя символика. Солнце — «хоршит» — на персидском языке женского рода, означает женское начало. Каждый цветок что-то символизирует, о каждом ковре можно книгу писать.

Третье, как уже говорил, — мастера практически исчезли. Никто не готов сидеть по 10−12 часов на одном месте, стирать нитками руки до крови, до косточек, всматриваться в узор через двойную лупу, как хирурги. Качество ковра зависит от плотности узлов. Высший пилотаж, когда на квадрате 6,5 на 6,5 сантиметра 120 узлов. Больше сделать невозможно. У нас был такой ковер — метр на полтора, его три человека делали пять лет! Позавчера продал. Вот это тоже хороший ковер, в нем 80 узлов, а в коврах модерн бывает 20−30 максимум.

«Качество ковра зависит от плотности узлов. Высший пилотаж, когда на квадрате 6,5 на 6,5 сантиметра 120 узлов» «Качество ковра зависит от плотности узлов. Высший пилотаж, когда на квадрате 6,5 на 6,5 сантиметра 120 узлов»

— Женщины в основном ткут, да?

— И женщины, и мужчины, в каждой провинции свои традиции. Например, в провинции Азербайджан, в городе Тебризе, ковры ткут мужчины. И у них быстрее получается, потому что они могут работать ночью: нет обязанностей готовить еду и смотреть за детьми. В Исфахане, Куме — женщины: они делают дольше, на них еще и быт. Если изготовление ковра в Исфахане, Куме займет, грубо говоря, пять лет, в Азербайджане займет года полтора-два.

Еще и техника плетения разная. Женские руки нити в узелок завязывают, а в Тебризе ткут с помощью крючка. Но ковер получается чуть менее прочным, зато быстрее.

— Сейчас везде на смену ручному труду приходит машинный? Почему машина не способна сделать ковер так же качественно, как человеческие руки?

— Да, во все сферы компьютер зашел, но единственное исключение — ковры ручной работы. Машина не может делать ковры такой сложности и работать с натуральными материалами — только с синтетикой. А недобросовестные продавцы потом такие ковры туристам как ручные продают. Говорят, что стоит 1,5 миллиона, а красная цена — 50 тысяч рублей.

«У ручных ковров нити идут от начала и до конца ковра, как арматура» «У ручных ковров нити идут от начала и до конца ковра, как арматура»

— А как можно проверить?

— Фальшивку распознать обычному человеку очень сложно. Одна хитрость есть. Если за бахрому потянуть и можно нитку вытащить — это точно машинная работа: у ручных ковров нити идут от начала и до конца ковра, как арматура. Можно поджечь нитку: синтетика будет издавать едкий запах пластика, шерсть пахнет жженой шерстью, а шелк тлеет и пахнет палеными волосами.

К сожалению, из того, что продается на российских рынках, более 80 процентов, если не больше, — это машинные ковры. Красная цена — до 100 долларов за «квадрат». А продается от 5 тысяч до 25–40 тысяч долларов.

«В Иране иногда сначала ковер заказывают, потом под него проект дома делают. Ковер будет изготавливаться четыре-пять лет, это часто самое ценное, что есть дома» «В Иране иногда сначала ковер заказывают, потом под него проект дома делают. Ковер будет изготавливаться четыре-пять лет, это часто самое ценное, что есть дома»

«В Иране статус человека оценивают по тому, какие у него дома ковры, и по насадке на кальян»

— А кто ваш клиент? Есть вообще ощущение, что в Казани люди готовы и финансово, и идеологически инвестировать в ковры? Понимают их настоящую ценность?

— Не только в Казани, в России мало кто понимает! А на востоке это возможность сохранить и передать наследство внукам, правнукам. В Иране, когда девочка рождается, на нее начинают ковер готовить как приданое. До сих пор это есть. Потом еще один, еще и еще — и, когда девушка выходит замуж, ковры — это ее богатство. Статус человека оценивают по тому, какие у него дома ковры, и по насадке на кальян — почти каждый мужчина в Иране ходит в чайхану. Благородные семьи всегда сохраняют ковры деда, прадеда, продавать считается неуважением… Вот у нас дома, например, ковры нескольких дедов лежат, мы ими очень дорожим. Это история нашей семьи.

Больше скажу, в Иране иногда сначала ковер заказывают, потом под него проект дома делают. Ковер будет изготавливаться четыре-пять лет, это часто самое ценное, что есть дома. А в России ковер, как правило, подбирают в последнюю очередь, под мебель. И голову ломают, что положить. В итоге покупают модерн — он ко всему подходит. До 2016 года у нас были только персидские ковры. Но интерьерная мода начала меняться, сейчас каждые полгода-год производители выпускают новые коллекции, как одежду.

Интерьеры часто обновляют, люди переезжают, имеют несколько квартир, несколько домов, не привязываются, как мы, к одному дому. Современное поколение более мобильное, им не нужны супердорогие вещи. Они копируют картинку из соцсетей: «Вот хочу такую картинку из Pinterest» — там бежевое все, нужен однотонный бежевый ковер, вообще без узоров. Захотел изменить интерьер — можно просто ковер поменять, уже настроение совершенно другое будет.

Модерн, конечно, тоже разный бывает. Вот, например, новый, современный пакистанский ковер очень хорошего качества. А бывают ковры, когда дизайнер сидел, ничего не придумал, взял ведро краски и старый веник, помахал, пришел на выставку — и ему еще приз дали за это. А если такой ковер еще и вискозный и по нему ходить года три, он страшнее моей жизни станет (смеется). А вот этому персидскому ковру больше 80 лет, смотрите, как красиво постарел.

«Ковер жизнь прожил, по нему ходили, в радости, в горе… и посмотрите, он не как шерсть, а как шелк, настолько мягкий» «Ковер жизнь прожил, по нему ходили, в радости, в горе… и посмотрите, он не как шерсть, а как шелк, настолько мягкий»

— За ним надо как-то специально ухаживать?

— Ничего не надо. Ковер жизнь прожил, по нему ходили, в радости, в горе… и посмотрите, он не как шерсть, а как шелк, настолько мягкий.

— Если ковер лежит на полу, если по нему ходят, на нем стоит мебель, неужели со временем с ним ничего не случается?

— Если мебель тяжелая, конечно, она будет давить, но можно поставить под ножки мягкую подложку и раз в полгода ковер поворачивать. И ничего с ним не будет. Если это настоящий персидский ковер, чем больше по нему ходить, тем он становится лучше. Там нитки 10−15 раз красят, варят, сушат — то в тени, то на солнце. И краска становится вечной.

— А какое современное предназначение иранского ковра? Его кладут на пол в гостиную для красоты или в спальню для тепла и уюта. Вписывают в интерьер для дизайна?

— Сегодня многие хотят себе ковер, если ручной работы дорого, то хоть бы какой. Человек приезжает и говорит: «Нет возможности купить, что можете мне за 20, 30, 50 [тысяч] подобрать вариант?» Зачем ему ковер?

— Зачем?

— Вы для чего каждый день надеваете одежду? Не только же для тепла — в жару же вы тоже голыми не ходите. Это часть жизни. Чего человек ищет от жизни?

«Татарстан — моя вторая родина. Поэтому мы с дизайнерами при помощи администрации города сделали казанский ковер — это душа нашего магазина» «Татарстан — моя вторая родина. Поэтому мы с дизайнерами при помощи администрации города сделали казанский ковер — это душа нашего магазина»

— Счастья, мира и гармонии?

— Именно! Счастья! Но счастье можно видеть, можно услышать — через доброе слово, можно потрогать. Вы сидите на шелковом ковре, и все это счастье: его можно трогать, и можно видеть, и можно чувствовать. Ковры, которые передаются из поколения в поколение, хранят воспоминания. Я, например, когда в Иран приезжаю, смотрю на свой ковер и помню, как я на нем играл с друзьями, когда маленький был, — и возвращаюсь на 50 лет назад. Как в кино.

— Есть какой-то ковер в вашей коллекции, который вы хотели бы как-то отдельно показать или отдельно о нем рассказать? Какая-нибудь жемчужина?

— Татарстан — моя вторая родина. Поэтому мы с дизайнерами при помощи администрации города сделали казанский ковер — это душа нашего магазина. Хотим по возможности делать и татарские ковры тоже. Хочется показать ковры разных стран, в разных техниках, разного дизайна, чтобы у людей было представление, насколько этот мир богатый и красивый.

«Для нас определяющее не прибыль, мы любим свое дело» «Для нас определяющее не прибыль, мы любим свое дело»

«За последние пять лет некоторые драгоценные камни подорожали в 100 раз»

— А какие ковры выгоднее всего продавать? Где маржинальность выше? У модерна или у классических персидских?

— Скажу честно, мы никогда за маржинальностью по коврам не гонялись. Своя прибыль есть и тут и там. И закономерности нет: иногда за месяц продаем два персидских ковра, иногда 20.

— Хотели немножечко поговорить о магазине как о бизнесе, если можно. У вас же много бизнесов было за вашу жизнь, и в России в том числе. Сегодня какой бизнес самый прибыльный, как вы считаете?

— Самый прибыльный бизнес в мире — это оружие и другое (смеется). Для нас определяющее не прибыль, мы любим свое дело. Но то время, которое мы выделяем на этот бизнес, в других сферах может приносить куда больший доход. Зато так я получаю энергию и удовлетворение.

Еще одно хобби — ювелирные камни. Они, да, тоже приносят прибыль, но тут еще азарт: нужно ездить, находить камни, находить на них надо хорошего покупателя. Но с этим легче: если примерно 90 процентов людей ковры не понимают, то камни понимают почти все. Особенно женщины.

— Камни покупают, чтобы из них делать украшения?

— Да, для красоты, получения энергии и инвестиций. За последние примерно пять лет некоторые камни подорожали в 100 раз.

«Иногда за месяц продаем два персидских ковра, иногда 20» «Иногда за месяц продаем два персидских ковра, иногда 20»

— А за счет чего?

— Добыча сокращается, камни заканчиваются. Вот взять сапфир — у него много разных видов и цветов. Есть кашмирский сапфир, который добывают в Индии, он заканчивается и сейчас самый дешевый камень будет стоить от 35 тысяч долларов за карат. Или турмалин — очень распространенный вроде, но вот турмалин параиба дорожает каждый день. В Бразилии месторождение уже исчерпано, немного камня осталось только в Мозамбике.

— А вы камни откуда привозите?

— Из разных стран: Индия, Мадагаскар, Бразилия, Танзания, Мозамбик, Афганистан, Пакистан. Сами ездим по странам. Иногда бывает сложно: ходишь и смотришь, там война, тут война. Где камень, там почти всегда война…

— Какой самый дорогой камень вы продали?

— Разные продавали. Был сапфир на 54 карата, цену лучше не говорить. А есть камни и за 3 тысячи рублей.

— Можете рассказать о самых запоминающихся поездках, которые у вас были в охоте за камнями?

— Их так много, и каждая не похожа на другую. Самое запоминающееся — то, когда ты чего-то недополучил. Мы с сыном ездили на Шри-Ланку, у нас есть один друг, у него один из самых крупных сапфиров в мире — наверное, на 120−130 карат. Он года полтора только его огранкой занимался, и вышел шедевр — такого цвета я не видел в жизни! Но, сколько бы мы ему ни предлагали, он так его и не продал.

А из последних запомнился, например, 15-каратный рубин «голубиная кровь», очень-очень редкий. Когда на него смотришь, у тебя внутри все начинает трепетать от такой красоты. Есть даже притча о том, как один ювелир не рискнул сам расколоть камень и дал его своему сыну-подростку, а сам от страха убежал на 2 километра. Не мог решиться сам расколоть камень, который стоит кучу денег, руки трясутся. А камни — это не только цена, у каждого своя красота и своя энергия.

«Ты всегда должен продавать людям то, что сам бы хотел купить, и именно такого качества» «Ты всегда должен продавать людям то, что сам бы хотел купить, и именно такого качества»

— А не сопряженные с бизнесом какое-то свободное время на хобби у вас есть?

— У меня несколько есть. Я, например, спортом занимаюсь. И вино делаю. По персидскому старинному рецепту — в кувшине в земле. Очень много путешествуем с женой, в основном по выставкам ковров и камней. Но у нас работа и хобби перемешаны: два дня на выставке работаем, два дня отдыхаем. Дети тоже по нашим стопам пошли.

— Они тоже будут камнями заниматься?

— Они и камнями занимаются, и коврами, они это любят.

— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса.

— Во-первых, порядочность. Пусть бизнес идет не так хорошо, но вы должны быть порядочными в любых обстоятельствах — это самое главное. Во-вторых, то, что ты хочешь продавать, необходимо любить самому. И третье — ты всегда должен продавать людям то, что сам бы хотел купить, и именно такого качества.