В августе этого года Сунгатуллин стал лидером списка систематических должников Набережных Челнов по налогам В августе этого года Сунгатуллин стал лидером списка систематических должников Набережных Челнов по налогам Фото: «БИЗНЕС Online»

Очередного банкротства три года ждут

АО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» («Камдорстрой»), история которого началась еще в 1971 году, переживает очередной финансовый кризис. Казалось бы, не так давно — в 2023-м — легендарную челнинскую строительную компанию вырвал из щупалец банкротства известный в автограде предприниматель, депутат Набережных Челнов Тагир Сунгатуллин, и вот на горизонте снова замаячило очередное банкротство.

Напомним, что в сентябре 2021-го АО «Национальная нерудная компания» обратилось в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании треста банкротом из-за долга в 19,7 млн рублей. В тот же период с заявлениями о признании «Камдорстроя» несостоятельным в суд обращались УФНС по Татарстану (71 млн рублей) и Акибанк (154,7 млн рублей). Параллельно у треста в то время копились производственные проблемы: самая главная из них была связана с невыполнениями обязательств по ремонту дороги к аэропорту Бегишево за 638,9 млн рублей.

Битва за «Камдорстрой»: легендарный дорожный трест пошел по рукам

Но тогда компании удалось выбраться из долговой ямы, в конце октября 2022 года Сунгатуллин заявил о намерении погасить задолженность «Камдорстроя». Свое слово предприниматель сдержал и через принадлежащее ему ООО «РБР 16» закрыл долги треста в сумме 320 млн рублей, а сам трест перешел под его контроль.

В конце 2023-го самый крупный дорожник Закамья в интервью для «БИЗНЕС Online» рассказывал, что год ознаменовался для него началом совместной работы «Камдорстроя» и «РБР 16». «Мы стали одной большой компанией. Важно было не поперхнуться, и мы не поперхнулись», — радовался Сунгатуллин, добавляя что трасса Шали – Бавлы стала первым совместным объектом компаний.

Тагиру Сунгатуллину 45 лет, родился в Набережных Челнах. В отрасль он пришел в 2006-м, возглавив организацию «Ремонт и строительство дорог», образованную на базе «Камгэсэнергостроя». Спустя 8 лет предприятие преобразовалось в «РБР 16». Сейчас компания выполняет госзаказы по дорожным работам в Набережных Челнах и работает на объектах КАМАЗа, СИБУРа и ОЭЗ «Алабуга». В декабре 2022 года за 300 млн рублей Сунгатуллин приобрел активы крупнейшего строительного треста Татарстана «Камдорстрой», вытащив предприятие из банкротства. У него два высших образования, он депутат горсовета автограда.

Всего в копилке у предпринимателя пять действующих организаций — ООО «РБР 16» (70% капитала у Сунгатуллина, еще 30% — у Марата Шарипова), ООО «РБР Групп», ООО «Камский бетон», ООО «Управление строительства дорог» (которое является управляющей компанией треста «Камдорстрой») и АО УК «Камдорстрой». Их совокупный баланс составляет 3,5 млрд рублей, а выручка — 10 млрд рублей при чистой прибыли в 99 млн рублей. Так, самое успешное ООО «РБР 16» завершило 2024 год с выручкой 9,9 млрд рублей при чистой прибыли в 68 млн рублей, на балансе у компании — 3,1 миллиарда. А единственной убыточной компанией стала «управляйка» «Камдорстрой» с выручкой в 2 млн рублей и чистым убытком в 3 млн, на балансе у компании 70 млн рублей.

При этом бизнесмен подчеркивал, что слияния двух компаний не произошло. Мол, это два предприятия с разными стратегическими задачами. «„РБР 16“ — это работа в Челнах и в радиусе 150 километров от города, дороги местного и регионального значения, у „Камдорстроя“ — задачи по строительству дорог федерального значения. Теперь „РБР 16“  ему помогает», — рассказывал он.

Долги перед компаниями возникли в связи с тем, что «Камдорстрой» арендовал у контрагентов механизмы и приобретал барьерные металлические ограждения, но расплатиться вовремя не смог Долги перед компаниями возникли в связи с тем, что «Камдорстрой» арендовал у контрагентов механизмы и приобретал барьерные металлические ограждения, но расплатиться вовремя не смог Фото: «БИЗНЕС Online»

Долгов на 380 млн, 226 млн из них перед налоговой

Однако «Камдорстрой» слишком долго без банкротных исков продержаться не смог. Летом этого года в арбитраж Татарстана вновь было подано заявление о несостоятельности треста. Первым в суд обратилось челнинское ООО «Гидромонтажспецстрой» с требованием на 11,8 млн рублей. Следом к делу пожелали присоединиться рязанские АО «Точинвест» и ООО «Точинвест установка» с совокупным требованием на 142 млн рублей. По словам самого Сунгатуллина, долги перед компаниями возникли в связи с тем, что «Камдорстрой» арендовал у контрагентов механизмы и приобретал барьерные металлические ограждения, но расплатиться вовремя не смог.

Что стало катализатором проблем дорожного предприятия? «Финансовые трудности возникли в связи с тем, что предприятие выполняло работы на крупных объектах, но по ним долго подписывались акты о выполненных работах. Поэтому и появлялся момент недостатка денежных средств. Три года мы были загружены объемом работ, а сейчас объемы снизились. И не по всем старым работам получилось вовремя подписать [документы] и оперативно получить деньги, поэтому у кредиторов и возникли вопросы», — объясняет Сунгатуллин.

Вполне ожидаемым было и подключение к делу налоговой. Так, в августе этого года Сунгатуллин стал лидером списка систематических должников Набережных Челнов по налогам. Входящие в трест три организации — «Камдорстрой», ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» и АО «Мостоотряд №113» — оказались должны фискалам более 260 млн рублей. Размер задолженности вырос вдвое по сравнению с мартом, когда он составлял 102 млн рублей.

Наиль Магдеев: «Уплата налогов не факультатив – хочу плачу, хочу не плачу!»

«По „Автобазе“ и „Мостоотряду“ [долги] будут урегулированы в ближайшее время. По „Камдорстрою“ пока нет. Много работ, которые были выполнены на крупных стройках в прошлом году, на текущий момент еще не подписаны и не оплачены. Это не от нас зависящие обстоятельства», — уже тогда рассказывал Сунгатуллин в беседе с «БИЗНЕС Online».

О каких объектах идет речь? В августе 2025-го предприятие завершало в Челнах работы на Боровецком мосту, в сентябре занималось укладкой верхнего слоя асфальта на Машиностроительной улице, работы шли также в ОЭЗ «Алабуга» и Нижнекамске. Также среди объектов «Камдорстроя» — обход Набережных Челнов и Нижнекамска, участок Шали – Бавлы, реконструкция участка Казань – Екатеринбург (трасса М12). Всего за три года «Камдорстрой» ввел в эксплуатацию 36 км дорог первой категории.

На сегодня требование налоговой к предприятию составляет почти 226 млн рублей. Причину неуплаты денег в бюджет Сунгатуллин объясняет отсутствием финансовой возможности.

Вместе с тем бизнесмен не опускает руки. «Мы ведем переговоры со всеми кредиторами и стараемся постепенно приходить с ними к мировому соглашению, потому что есть желание сохранить компанию. Мы первоначально заходили [в компанию] с намерением помочь предприятию выбраться из финансовых трудностей, с тех пор планы не поменялись», — объясняет Сунгатуллин.

На предложение кредиторы реагируют по-разному: «Сейчас такое время, что всем денег не хватает, поэтому есть те, кто торопит. Но есть и те, кто относится с пониманием», — отмечает предприниматель. Предварительных соглашений пока не заключено, однако в качестве первоочередной задачи Сунгатуллин ставит себе цель заключить «мир» с ключевым кредитором — УФНС.

По данным системы «Контур.Фокус», в Татарстане также ряд дорожных компаний закончили 2024 год с убытками По данным системы «Контур.Фокус», в Татарстане также ряд дорожных компаний закончили 2024 год с убытками Фото: «БИЗНЕС Online»

«Камдорстрой» — очередная жертва отраслевой проблемы

Согласно сервису «Контур.Фокус», на сегодня «Камдорстрой» находится в двойственном положении: с одной стороны, назвать предприятие неуспешным нельзя: выручка компании за 2024 год составила 5,5 млрд рублей, на балансе у треста находится имущество на 4,3 млрд рублей, а с другой — чистая прибыль компания насчитывает лишь 7,5 млн рублей и ФНС приостанавливает операции по счетам из-за долгов.

Стоит отметить, что «Камдорстрой» не единственный участник строительного рынка, столкнувшийся с финансовыми проблемами по причине смены конъюнктуры рынка (рост процентных ставок по кредитам и резкое удорожание стройматериалов на фоне санкционного давления и общей инфляции). Так, в июне этого года в национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) заявили, что 47% системообразующих предприятий отрасли находится в предбанкротном состоянии, еще 35% — в группе высокого риска.

По данным системы «Контур.Фокус», в Татарстане также ряд дорожных компаний закончили 2024-й с убытками. Так, расположенное в Набережных Челнах муниципальное ООО «Предприятие автомобильных дорог» завершило прошлый год с убытком в 345 млн рублей, у МУП Казани «Городские мосты» минус 190 млн рублей. На казанском ООО «Вертикаль +», показавшем за прошлый год убыток на 29 млн рублей, уже введена предбанкротная процедура наблюдения. С минусом завершили 2024-й казанское ООО «Регионглавстрой», ООО «Чистопольский Автодор», в отрицательную зону угодили также ООО «Строительная компания „Фаворит“», ООО «СК Капитал Строй» и ряд других компаний.

Но, пожалуй, самым громким процессом стало банкротство группы компаний предпринимателя Айрата Миннуллина. Он сам, как индивидуальный предприниматель, а также принадлежащие ему компании — ООО «Волгадорстрой», ООО «Мосты и водоотводные сооружения», ООО «Автовокзал Восточный» — находятся сейчас на той или иной стадии процедуры несостоятельности. В качестве одной из причин финансового краха сам бизнесмен назвал исполнение контрактов на строительстве трассы М12 «Восточный выезд из Москвы» (она же магистраль Москва – Казань – Екатеринбург). «Жесткие сроки реализации, закупки „любой ценой“, чтобы не сорвать график строительства, задержки в оплате выполненных работ — вот лишь некоторые аспекты, обусловившие необходимость финансовых займов и нехватки оборотных средств», — рассказывал нашему изданию Миннуллин.

«Решающим стало исполнение контрактов по М12»: как рушится империя «Волгадорстроя»

НАИК уже отправляла свои предложения по мерам поддержки в органы власти. В ассоциации посчитали, что отрасли необходимы срочные решения, иначе страну ждут массовые банкротства подрядчиков. На предостережения ассоциации уже отреагировал вице-премьер России Марат Хуснуллин. Он утвердил дорожную карту по изменению законов для поддержки дорожных строителей. Предполагается, что меры поддержки дорожников будут реализовываться в 2025–2026 годах.

Рууками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и челнинского промышленного кластера Рууками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и челнинского промышленного кластера Фото: «БИЗНЕС Online»

История «Камдорстроя»

Занимающийся строительством дорог челнинский трест «Камдорстрой» ведет свою историю с 1971 года. В 1969-м началась большая стройка КАМАЗа, успех которой во многом зависел от строительства дорог. Для ускорения возведения челнинского автогиганта на базе СУ-852, СУ-817, автобазы-48 и механизированной колонны №100 треста «Каздорстрой» было принято решение образовать новое крупное предприятие, получившее статус треста автодорожного строительства «Камдорстрой». В 1974 году в структуру вошло СУ-930, в 1986-м — СУ-928 «Каздорстроя».

К концу 1970-х «Камдорстрой» стал одним из лидеров дорожно-строительной отрасли СССР. Руками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и челнинского промышленного кластера. Предприятие расширялось, преимущественно в пределах Закамья. Отстраивались шоссе не только межрайонного значения, но и промзоны нижнекамского нефтехимического комплекса, ЕлАЗа, «Татнефти». Кроме того, строились дороги в аэропортах Бегишево, «Казань», Емельяново в Красноярске, Толмачево в Новосибирске, на аэродромах в Астрахани, Мин. Водах, Анапе, Кубинке для минобороны и взлетная полоса для КАПО им. Горбунова.

Но к началу 1990-х с распадом СССР предприятие столкнулось с серьезными трудностями. Выводить «Камдорстрой» из кризисной ситуации было доверено многолетнему сотруднику предприятия Владимиру Швецову, ставшему у руля треста в марте 1993 года.

В начале 1994-го предприятие было преобразовано в трест «Камдорстрой», первым гендиректором которого и стал Швецов. Проработал он там относительно недолго — в 1995-м его назначили вице-премьером правительства РТ. Несмотря на это, «Камдорстрой» еще долго будет считаться вотчиной ставшего впоследствии главой миндортранса РТ Швецова. В кресло рулевого «Камдорстроя» сел Владимир Емельянов, затем — Евгений Шишканов, некогда правая рука Швецова, прошедший в тресте все ступени, от работника низшего звена до руководителя.

Шишканов в итоге стал одним из основных акционеров компании и пробыл им до серьезной травмы в результате несчастного случая. Оперативное управление взял на себя Шамил Шарипов, ранее отвечавший за экономическую безопасность треста. Вместе с должностью он получил и долю в компании после допэмиссии акций — 33,3%. После акционирования треста началась его современная история — компания продолжила работать на крупных объектах автограда, периодически испытывая финансовые трудности.