«Хорошо помню, как всю жизнь за это боролась великая женщина, хранитель музейных фондов Рамзия Такташ, сноха знаменитого поэта Хади Такташа. Она дожила до 90 с лишним лет, но так и не увидела результата своих трудов», — пишет заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ренат Салаватов, напоминая, что в театре им. Джалиля пока нет полноценного музея. Маэстро Салаватов, 22 года работавший главным дирижером ТАГТОиБ им. Джалиля, по случаю Всемирного дня оперы делится своими размышлениями о развитии единственного оперного дома республики в авторской колонке для «БИЗНЕС Online».
Заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ренат Салаватов, 22 года работавший главный дирижером ТАГТОиБ
В театре им. Джалиля подобие музея спрятано куда-то в служебный отсек
Вчера отмечался Всемирный день оперы, именно 25 октября родились Жорж Бизе и Иоганн Штраус. По такому случаю хочется поразмышлять о важности памяти, которая передается из поколения в поколение, и учреждения культуры здесь играют не последнюю роль.
Во всех уважающих себя и свою историю театрах есть полноценный театральный музей. Но его пока нет в Татарском театре оперы и балета. Хорошо помню, как всю жизнь за это боролась великая женщина, хранитель музейных фондов Рамзия Такташ, сноха знаменитого поэта Хади Такташа. Она дожила до 90 с лишним лет, но так и не увидела результата своих трудов.
Ренат Салаватович Салаватов — советский, российский и казахстанский дирижер, пианист, композитор.
Родился 5 ноября 1949 года в Чимкенте.
Окончив в 1969-м московскую ЦМШ по классу виолончели, поступил на кафедру симфонического дирижирования Ленинградской консерватории. Еще на пятом курсе получил приглашение занять пост главного дирижера Камерного оркестра Радио Казахстана.
После службы в армии становится дирижером оперного театра в Алма-Ате.
В 1979 году окончил аспирантуру при Московской консерватории и приехал работать в Казань, где возглавил симфонический оркестр Татарской государственной филармонии.
1985–1989 — главный дирижер Казахского академического театра оперы и балета им. Абая.
1989–1990 — дирижер Мариинского театра.
С успехом гастролирует в Великобритании, Франции, Италии, Ирландии и Германии.
1991–1995 — дирижер Баварской государственной оперы (Мюнхен), а после этого в течение 6 лет занимал пост дирижера Шведской Королевской оперы (Стокгольм).
В 2000 году в Мариинском театре в качестве приглашенного дирижера ставил балеты «Манон» Жбля Массне и «Петрушка» Игоря Стравинского, с которыми также выезжал за рубеж.
В 2001-м вновь занял пост главного дирижера Казахского оперного театра.
2003–2025 — главный дирижер Татарского театра оперы и балета.
С 2016-го — приглашенный дирижер Мариинского театра.
Ныне — дирижер Казахского национального театра оперы и балета им. Абая и главный дирижер симфонического оркестра Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
Народный артист Татарстана и Казахстана.
Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель Казахстана.
Она очень хотела, чтобы был полноценный музей, чтобы в театре выделили под это достойное помещение. Все время подбирала какие-то материалы, сохраняла их собственными усилиями. И что? В лучшем случае скромная выставка в фойе, да и то если речь о Федоре Шаляпине или Рудольфе Нуриеве. Отсюда иногда возникает ощущение, что стараются стереть память о выдающихся деятелях оперного и балетного дела в Татарстане. Ничего нет!
А вот вам обратный пример. Оперный театр Астаны, шикарное здание, которому всего несколько лет. Так там уже со дня основания театра открыли музей, хотя еще и истории нет как таковой. Но там все выставляется на обозрение: какие-то скульптуры, разные артефакты, прочие материалы.
В театре им. Джалиля же даже фотографий героев прошлого или сегодняшних солистов нет на стенах, хотя это сделать несложно. В конце концов, публика знает не административное руководство, а артистов, режиссеров. Помнят Нияза Даутова, Азата Аббасова, Хайдара Бигичева, которому, к сожалению, не всегда отдавали должную дань уважения и внимания в нашем театре, а теперь все называют гениальным певцом…
А сколько было за всю историю замечательных дирижеров, крупных музыкантов, танцовщиков, концертмейстеров. Их никто почти не помнит (именно поэтому необходим музей). Например, был в Казани главным дирижером прекрасный Исай Шерман, потом он преподавал и у нас на кафедре в Ленинградской консерватории, приезжал работать с нынешним ГАСО РТ, когда я там был главным дирижером в 1980-х (пользуясь случаем, поздравляю Александра Витальевича Сладковского с прошедшей круглой датой!). И это только одно имя, о котором столько можно рассказать.
Но в театре им. Джалиля подобие музея спрятано куда-то далеко, в служебный отсек, куда нет доступа рядовому зрителю.
Ренат Салаватов с Назибом Жигановым
Кто придумал Шаляпинский и Нуриевский фестивали
Или еще о памяти. Скоро в театре им. Джалиля начинается очередная фестивальная пора. Хочу напомнить, как появились Шаляпинский и Нуриевский фестивали, о чем многие забывают. Шаляпинский оперный форум придумал главный дирижер театра в начале 1980-х Виталий Куценко, ему сейчас глубоко за 80, и в Казани о нем не вспоминают очень давно. Но именно Куценко в те времена носился с этой идеей и все-таки убедил директора, согласившегося на это, как обычно, после долгих раздумий.
Что касается Нуриевского фестиваля, то к его появлению имеет отношение мой покойный друг, бывший дирижер Большого театра Владимир Вайс. В свое время он уехал в Австралию, где познакомился с Рудольфом Нуриевым. И затем Нуриев через Вайса связался с руководством театра им. Джалиля. С этого все и начиналось, т. е. с желания самого Нуриева. А Вайс уже в годы, когда я был главным дирижером Татарского театра оперы и балета, приезжал в Казань. Эти факты, думается, полезно знать и помнить.
Ренат Салаватов С Альбиной Шагимуратовой готовятся к концерту в Алма-Ате
Татарские звезды вынуждены встречаться на нейтральной территории
Ну и о дне сегодняшнем, раз повод у нас к разговору — Всемирный день оперы.
Весь оперный мир знает Альбину Шагимуратову, но она сегодня не поет в Казани, во всяком случае в театре им. Джалиля. Недавно мы сделали концерт в Алма-Ате, в театре им. Абая, Альбина приезжала с лауреатами конкурса вокалистов им. Глинки, который курирует. Прекрасный вечер, очень рад был видеть нашу замечательную певицу. Даже пошутил, что теперь татарские звезды вынуждены встречаться на нейтральной территории. Но под звездой я, конечно, имею в виду прежде всего Шагимуратову.
Уму непостижимо, что в Казани так спокойно отнеслись к тому, что она больше не поет в театре им. Джалиля. Валерий Гергиев в Мариинке с ней работает постоянно, последние громкие премьеры в театре не обходились без ее звездных ролей — и Норма в одноименной опере Беллини, и Эльвира в «Пуританах» того же композитора. Столько восторгов в музыкальном мире от ее работы! А в театре им. Джалиля всерьез пытались оспаривать первенство Альбины.
В свое время в Советском Союзе на всю страну гремел Кишиневский театр оперы и балета. И все благодаря великой певице Марии Биешу — лучшей Мадам Баттерфляй. Если бы в Татарстане вели себя немного мудрее, тактичнее и внимательнее к звездам, то Шагимуратова должна была стать казанской Марией Биешу, магнитом, притягивающим публику в этот конкретный театр. Именно большие артисты создают по-настоящему имидж театральному учреждению, а если таковых нет, то это все остается провинциальной историей. Остается надеяться, что это недоразумение рано или поздно будет преодолено. В конце концов, у нас у всех остается желание, чтобы Казань на оперной карте России и мира занимала яркое и достойное место.
Ренат Салаватов
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.