В онлайн-кинотеатре Start дебютировал, пожалуй, самый масштабный проект года — 16-серийная картина «Хроники русской революции». Кинороман 88-летнего известного режиссера Андрея Кончаловского повествует о гибели Российской империи — о терзаниях самодержца Николая II, революционных кружках под предводительством Владимира Ленина, Георгия Гапона и Лютера, а также о патриоте империи Михаиле Прохорове, который пытается остановить террор. Именитый продюсерский каст обеспечил картине монументальный размах, а главные роли исполнили номинант на «Оскар» Юра Борисов и супруга режиссера Юлия Высоцкая. О том, почему у Максима Горького «неправильный» говор, как Ленин превратился в карикатурного персонажа и чем недовольны критики, — в нашем материале.
В онлайн-кинотеатре Start дебютировал, пожалуй, самый масштабный проект года — 16-серийная картина «Хроники русской революции»
1. О чем сериал
1905 год. Российская империя потерпела поражение в Русско-японской войне, и Николай II, чтобы хоть как-то снизить градус напряжения в обществе и предотвратить смуту, издает манифест об усовершенствовании государственного порядка, обещающий даровать «незыблемые основы гражданской свободы». Революционные движения воспринимают жест царя как капитуляцию монархии и оживляются — государь даже не может прогуляться по собственному дворцу, опасаясь терактов. Над империй нависла угроза гибели, не за горами переворот, а боевики то и дело готовят покушения. Николай II назначает офицера царской охраны Михаила Прохорова начальником особого отдела полиции по охране общественного порядка, который должен разоблачить заговорщиков и остановить террор.
2. Оригинальность и актуальность истории
Современные российские кинематографисты увлеченно листают страницы учебников по истории, каждый раз выбирая новую «жертву» для переосмысления — то вдоль и поперек исследуют династию Романовых, то пересказывают один за другим ход ядерной гонки в 1950-х. Гуру экранного искусства Андрей Кончаловский взял выше и решил написать целый кинороман о периоде с 1905 по 1924 год, т. е. с манифеста Николая II до смерти Владимира Ленина. Получилось ли у создателей гармонично уместить почти 20 лет и имена сотни исторических деятелей в 16 часов — вопрос риторический.
Отобразить революцию пытались многие: например, в 2017 году в знак 100-летия Октябрьской революции вышло сразу несколько сериалов о сломе эпох — «Троцкий» с Константином Хабенским, «Демон революции» с Евгением Мироновым и «Крылья империи» с Милошем Биковичем. Во времена мировой нестабильности обращение к истории — закономерное явление и попытка найти ответы на извечные вопросы: что есть патриотизм, к чьим лозунгам стоит взывать и как построить «правильное» государство.
3. Драматургия и диалоги
«В начале XX века после поражения в Русско-японской войне страна находится в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Россию охватывают народные волнения, назревает революционная ситуация…» — звучит в первые минуты «документальный» голос Владимира Майзингера, заботливо вводя зрителя в курс дела, пока на экране мелькают черно-белые архивные кадры. Он появляется редко, но метко, чтобы объяснить, что вообще происходит. Мудрое решение, учитывая масштаб показываемых событий и обилие персонажей: пока следишь за одной линией, тут же появляется новая, а сюжет скачет от одного параграфа к другому.
Исторической драме свойственен пафос, но после десятка ресторанных застолий, общественных собраний и мелькающих бород он начинает надоедать, и никакие пышные платья и патетические речи не спасают от скуки. Создатели решили пойти по знакомой «драматургической индукции» — от малого к большому, от частных историй к эпохальным событиям, но герои теряются в лоске, а ключевые моменты уходят далеко на второй план.
В «Хрониках…» более 350 персонажей, 157 из которых реально существовали. С последними в сериале туго. «Ленин вообще ни к кому не прислушивается — вредный тип. Никогда не знаешь, какая дикость взбредет в его татарскую башку», — неодобрительно говорят о будущем правителе страны, который выглядит комично трусливым и суетливым. Молодой Максим Горький нарочито и неестественно пародирует нижегородский говор. Настоящий голос писателя отличался так называемым неполным оканьем, в картине же каждая «о» у Алексея Максимовича подчеркнута до карикатурности. Феликс Юсупов — в женском платье, Григорий Распутин «подлизывается» к царю, а смерть Петра Столыпина даже не показывают — короткими штрихами и долгими нудными разговорами авторы раскрывают своих персонажей.
Главный герой — собирательный образ преданного империи офицера, которого назначают начальником особого отделения полиции. По ходу повествования Прохоров выслеживает террористов, крутит романы с революционеркой Ариадной Славиной и балериной Матильдой Кшесинской и открывает глаза на коррупцию в государстве. Его линия прописана довольно хорошо, хотя любовные интересы скорее выглядят натянутым «бантиком» для внимающих зрительниц.
Андрей Кончаловский
4. Авторы сериала
Кончаловский — известное имя не только в российской, но и в зарубежной киноиндустрии. В 1980 году он уехал в Голливуд, где снял несколько блокбастеров: «Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом, «Поезд-беглец» (1985) с Джоном Войтом и др. Последний его фильм перед нынешней киноэпопеей — ретродрама «Дорогие товарищи!» о новочеркасском расстреле 1962 года, выдвинутый на премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм.
Долго и плодотворно Кончаловский сотрудничал с миллиардером Алишером Усмановым, который поддержал в том числе «Хроники русской революции», выступив в качестве генпродюсера. Вместе с ним шоураннерами указаны медиаменеджер Антон Златопольский и основатель компании Yellow, Black and White Эдуард Илоян. Более влиятельного состава сложно представить, так что ожидания от картины были высокими.
Юлия Высоцкая перевоплотилась в коварную авантюристку Славину
5. Звезды каста
С постера сериала на зрителей грозно глядит Юра Борисов, который сыграл вымышленного персонажа — подполковника, радеющего за империю. Номинант на главную мировую кинопремию после съемок в оскароносной «Аноре» получил статус голливудской звезды и теперь вместе с Эндрю Гарфилдом снимается в фильме итальянского режиссера Луки Гуаданьино «Искусственный» в роли сооснователя OpenAI Ильи Суцкевера, готовится к роли русского поэта в романтической драме «Деннис» от студии A24 и обживается в статусе члена Американской академии кинематографических искусств и наук. В общем, акклиматизация на зарубежном кинорынке у Борисова прошла успешно, хотя и о родине он не забывает. Актер зачитывал рэп, примерив образ главного русского поэта в мюзикле-байопике «Пророк. История Александра Пушкина», бродил по якутской глуши в триллере «Кончится лето» и поучал старшеклассников в роли экс-рэпера, сбежавшего из рехаба, в сериале «Урок».
Сделать Борисова лицом «Хроник…» было главной удачей — его харизма затмевает скуку, строго сдвинутые брови говорят о непоколебимости героя, а умение перевоплощаться ради служебного задания интригует больше романтических перипетий. И все же приятно наблюдать за тем, каким мягким становится его взгляд при виде балерины Кшесинской, которую играет Ольга Лерман. Говорят же: «Встретимся в другой жизни». Если в «Уроке» у экранного дуэта не получилось романа, то новинка обещает их сполна. Впрочем, счастью парочки «мешает» жена Кончаловского Юлия Высоцкая, которая перевоплотилась в коварную авантюристку Славину. Эгоистичная и самоуверенная, она ломает судьбы людей, будто само воплощение надвигающейся революции. Славина, в свою очередь, еще и крутит роман с перспективным композитором Лешенькой Тихомировым (Никита Коротаев), прототипом которого мог бы быть Иван Скрябин.
Образ Ленина воплотил Евгений Ткачук, сделав вождя гротескным персонажем. Его главным оппонентом можно считать Николая II в лице Никиты Ефремова, а будущим преемником — молодого Иосифа Сталина (Тимофей Окроев). Члена боевой группы Российской социал-демократической рабочей партии Лютера, чьи руки по локоть измазаны в крови, сыграл Александр Мизев, скользкого Александра Парвуса — Александр Колубков. Еще из лидеров политических движений особо отличается обаятельный любимец публики, священник Георгий Гапон, в которого перевоплотился Илья Крутояров. Есть и литературные деятели в сериале: роль Маяковского исполнил Петр Рыков, а Максима Горького — Евгений Смирнов-Иваницкий. Еще из ключевых исторических деятелей в картине появляются Надежда Крупская (Наталья Самсонова), Сергей Витте (Константин Милованов), Петр Столыпин (Александр Фисенко), Григорий Распутин (Максим Колесниченко) и др.
6. Картинка
В продолжение разговора об актерах: изначально планировалось подобрать каст на основе фотографического сходства с личностями, но в конце концов от идеи отказались в пользу известных артистов. Художники по гриму и костюмам отлично поработали над своими подопечными — некоторых не отличить от исторических портретов. Массовку подбирали с необычными лицами, подходящими под ту эпоху, за ними кастинг-директора отправлялись во многие города, в том числе и в Казань.
Декорации тоже выглядят впечатляюще. В роскошных залах проходят светские вечера, на улицах Петербурга разъезжают на каретах, в кабинете императора бережно расставлены фотографии домочадцев. В съемках задействовали три павильона «Мосфильма», Екатерининский дворец в Лефортово, особняк Трубецких-Нарышкиных, Дом композиторов, Александровский дворец и другие исторические здания.
Целая команда во главе с оператором-постановщиком Андреем Найденовым трудилась над разноплановостью. Ключевые массовые эпизоды снимали более 20 камер, за остальными сценами одновременно «следили» около 6 камер без перестановки. Таким грандиозным размахом объясняется долгий продакшен: картину снимали целый год, а с 2023-го тщательно обрабатывали материал.
7. Что говорит критика
Один из самых ожидаемых сериалов года вызвал бурю откликов среди критиков — зачастую не самых положительных. Опытный обозреватель Михаил Трофименков («Коммерсантъ») трактует новинку так: «Видать, было в „России, которую мы потеряли“, что-то такое, что никак не дает мастерам кино снять ее гибель как трагедию, а не как бурлеск». По его мнению, от «Хроник…» можно было ожидать нового, прозрачного взгляда на события 1905–1924 годов, но сама революция остается за кадром любовных и криминальных интриг.
В сериале нет трескучей занудности и «индустриальности», когда методично демонстрируют процессы, а людей едва успевают обрисовать схематично-фанерно, считает Сергей Ефимов («Комсомольская правда»), которому было нескучно смотреть первые эпизоды. «Чаще всего исторические сериалы для ТВ снимают для того, чтобы зрительницы за ужином насладились старинными одеяниями. „Хроники…“, разумеется, не из этого ряда. Если вы догадывались, что государственные перевороты происходят, когда правящий класс некомпетентен и увлечен не заботой о стране, а красой собственных ногтей — ну и балеринами с бородатыми босоногими жуликами, у вас появился прекрасный шанс в этом убедиться», — иронизирует Ефимов.
Илья Кролевский (Lenta.Ru) называет «Хроники…» монотонным политическим памфлетом, после просмотра которого смятение будет ощущаться чуть ли не на физическом уровне. «Из-за верности букве истории приходится жертвовать внятностью — персонажи возникают и бесследно исчезают, сюжетные линии и истории обрываются, а некоторые отношения (например, между Прохоровым и революционеркой Ариадной) будто развиваются где-то за кадром. Более того, Кончаловский настолько не верит в знание зрителем основ русской истории ХХ века, что заставляет своих героев проговаривать в диалогах чуть ли не целые параграфы соответствующего учебника. Эта дотошность делает „Хроники“ не только театральнее, но и попросту тяжелее», — пишет критик.
«Огромный бюджет и знаменитые имена в титрах не являются гарантом качества. Пока многосерийная эпопея Кончаловского разочаровывает и утомляет, и, кажется, предпосылок к изменению в лучшую сторону не предвидится», — выносит вердикт Кирилл Артамонов («Okkолоkино»). С ним согласен и Максим Гревцев («Кино-Театр.ру»): «В эксперименте Кончаловского совсем не чувствуется ни движения времени, ни стремительного приближения российского общества к точке кипения: до московских гостиных и питерских ресторанов не доходит шум многотысячной толпы, вышагивающей с транспарантами по Невскому проспекту. Из-за нескончаемых диалогов о судьбах родины и делах любовных пропадает из сериала та самая пресловутая „хроника“ русской революции: о ключевых событиях вкрадчивым голосом из-за кадра расскажет Владимир Майзингер. Без его помощи, как и без периодической сверки с учебником истории за 10-й класс, „Хроники русской революции“ остаются не более чем салонной драмой с прекрасными, но будто бы потерянными артистами, запертыми в прилично меблированных нумерах».
8. Какому зрителю адресована картина
«Хроники русской революции» адресованы заинтересованному зрителю, который хватается за все исторические кинороманы, хроники, байопики и любят поразмышлять о предпосылках и последствиях Октябрьской революции. Юных зрителей картина вряд ли сможет заинтересовать — уж очень напоминает вебинары по истории. Зато и отчаянным, и отчаявшимся домохозяйкам драма зайдет благодаря насыщенным (хоть и не всегда оправданным) любовным линиям и криминальным интригам.
9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность
Подписчикам онлайн-кинотеатра Start уже доступно 7 эпизодов «Хроник…», а 27 октября 16-серийный кинороман начнут показывать на телеканале «Россия». На стриминговом сервисе новинка будет выходить по пятницам до 21 ноября. Телесериал разделен на четыре главы по три-пять эпизодов в каждой, их названия — «Рассвет», «Распад», «Разгон» и «Расплата». Хронометраж — около часа, так что придется потратить немало времени на просмотр, особенно чтобы вникнуть в повествование и запомнить всех героев.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
5 балла из 10 возможных. Что можно похвалить в сериале, так это харизму Борисова и масштабный антураж, над которым не покладая рук трудились художники-постановщики. И авансом плюс балл в знак уважения к идее — изобразить 20 лет истории, которые сошли бы и за полвека по насыщенности. В остальном пафосные беседы и унылая затянутость не впечатляют. Вместо того чтобы показать историю в лицах, авторы перебивают революцию мелкими интригами и быстрым экскурсом (не всегда, однако, достоверным) в начало XX века.
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.