Цена золота на Нью-Йоркской товарной бирже по фьючерсным контрактам впервые в истории превысила отметку в $4 тыс. за тройскую унцию Цена золота на Нью-Йоркской товарной бирже по фьючерсным контрактам впервые в истории превысила отметку в $4 тыс. за тройскую унцию Фото: © Komsomolskaya Pravda/www.globallookpress.com

Может ли последовать спецоперация по сбиванию цены на золото?

По состоянию на 8 октября 2025 года золото выросло в цене на 53% с начала года. Кажется, подобный взлет цен на золото последний раз происходил на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия. В 1979 году цена золота удвоилась — с 200 до 400 долларов за унцию. В январе 1980 года она достигла рекордной точки в 850 долларов за тройскую унцию. Но это цена в тогдашних долларах. В долларах 2025 года это составляет около 3590 долларов за унцию. Считалось, что в январе 1980 года золото был самым дорогим — по крайней мере, в послевоенной истории. А вот осенью нынешнего года золото стало дороже, чем оно было в начале 1980 года. То есть драгоценный металл стал самым дорогим в сопоставимых долларовых ценах в послевоенной истории. Никто из экспертов на этот момент внимания не обратил.

Почти все комментарии экспертов касаются выявления и причин достижения золотом рекорда в четыре тысячи долларов (протекционистские инициативы Трампа, рост международной напряженности, ослабление американского доллара и др.) и прогноза цены на золото в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

А я хотел бы акцентировать внимание на том, к каким последствиям этот рост золотых цен может привести для мировой финансовой системы в целом. На подобные размышления меня наталкивает именно схожесть сегодняшней ситуации на рынке золота с той, которая была на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия.

Мало кто помнит, что тогда судьба американского доллара, провозглашенного на Ямайской конференции 1976 года мировой валютой, висела на волоске. Золото было тогда изгнано из мира денег, его разжаловали в биржевой товар. А оно не желало уходить из мира денег. И демонстрировало свою более высокую конкурентоспособность по сравнению с бумажным долларом стремительным ростом цены.

«Хозяева денег» (главные акционеры Федеральной Резервной Системы США), которые «продавили» решение Ямайской конференции об упразднении золотодолларового стандарта и переходе к бумажно-долларовому стандарту, были в панике. На спасение бумажного доллара в 80-е годы прошлого столетия были брошены все силы и все средства. Включая средства незаконные. Я многократно писал уже о том, что для спасения бумажного доллара были задействованы два основных средства.

Во-первых, началась мощная эмиссия так называемого «бумажного золота» (финансовые производные инструменты, привязанные к золоту — фьючерсы и опционы). Во-вторых, был создан тайный золотой картель, который выбрасывал на рынок физическое золото (тайно получаемое из официальных золотых резервов ряда западных стран). Таким образом удавалось искусственно подавлять цену на физическое золото. К 1982 году она была опущена до планки в 300 долларов за тройскую унцию. А рекордно низкая цена была зафиксирована в июле 1999 года — 260 долларов.

Могут ли «хозяева денег» спустя 45 лет повторить такую же операцию по сбиванию цены на золото в 2-3 раза? Думаю, что нет. Цену на золото остановить уже нельзя. В долгосрочных прогнозах цен на золото уже фигурируют цифры 10 тысяч долларов за унцию. Я скептически смотрю на подобные цифры. Не потому, что сомневаюсь в удорожании золота, а потому, что доллар очень скоро может превратиться в макулатуру. По крайней мере, потеряет статус мировой валюты, с помощью которой привыкли выражать цены на все, в том числе на золото. В какой-то момент времени цену на золото придется измерять в чем-то другом. Например, в баррелях нефти. Или тоннах зерна.

Резкое обесценение доллара потянет за собой обесценение других резервных валют. А уж про остальные (не резервные) валюты я вообще не говорю. И доллар США, и евро, и фунт стерлингов, и китайский юань, и российский рубль — фиатные валюты. У некоторых людей фиатная валюта ассоциируется с автомобилями итальянской фирмы «Фиат». На самом деле название «фиатная валюта» происходит от латинского слова fiat — «да будет так», «декрет». Такое название отражает суть данного вида валюты: ее стоимость определяется законодательством, а не реальными товарами или ресурсами. Фиатные деньги противопоставляются товарным деньгам (наиболее известные из них — золотые). Т.е. фиатная валюта — необеспеченные деньги, всего лишь денежный знак. Фиатные деньги — это купюры из бумаги с несколькими степенями защиты, которые выпускает государство для обращения внутри страны и за ее пределами. К этому же виду относятся и безналичные деньги.

Фиатные валюты доживают свой долгий век. Впрочем, об их смерти эксперты предпочитают не вспоминать. За редкими исключениями. Так, в 2019 году аналитики Deutsche Bank в отчёте «Imagine 2030» предположили, что крах фиатной системы произойдёт к 2030 году из-за неконтролируемой инфляции, необеспеченных денег и госдолгов. Несколько более оптимистичен старший банкир ВЭБ.РФ, экс-заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. В прошлом году он заявил, что фиатные деньги еще протянут как минимум десятилетие.

С мешочком золота в кармане

Один из прогнозов по фиатным валютам прозвучал на пражской биткоин-конференции BTC Prague 2025 от Сейлора, основателя компании Strategy. По его мнению, мы стоим на пороге фундаментального сдвига, когда биткоин перестанет быть просто активом, цена которого выражается в долларах или евро, а сам станет мерой стоимости, заменив фиатные валюты. Это произойдет из-за сочетания двух ключевых факторов: растущего дефицита предложения и массового принятия биткоина самыми богатыми людьми планеты. Согласен с Сейлором, что фиатные валюты уйдут в прошлое. Но не согласен с тем, что на смену им придут криптовалюты. Последние не являются деньгами с их пятью классическими экономическими функциями. Уж, конечно, они не могут выполнять функцию меры стоимости. Они — инструмент спекуляций и азартных игр.

Как я считаю, на смену фиатным валютам может прийти только золото (плюс какие-то другие драгоценные металлы). К счастью, мое мнение по данному вопросу не является гласом вопиющего в пустыне. На днях на сайте Money Metals нашел интересный материал «Рынок „кричит“ о завершении карьеры Fiat» («The Market Is „Screaming“ About Fiat’s Endgame»). Ведущий эксперт Money Metals Майк Махарри (Mike Maharrey) взял интервью у Брайена Лундина (Brien Lundin). Последний — генеральный директор Jefferson Financial, издатель Gold Newsletter и организатор Новоорлеанской инвестиционной конференции. Материал содержит ключевые комментарии Брайена Лундина по теме ценового рекорда золота, достигнутого 8 октября.

По мнению Лундина, ускорение роста цен на золото отражает нечто большее, чем просто спекуляции. Это кульминация сорока пяти лет непрерывного снижения процентных ставок, стремительного роста мирового долга и неуклонного обесценивания валюты. Финансовая система вступила в завершающую фазу.

Лундин утверждает, что, оценивая курс доллара, инвесторы смотрят не туда. Индекс доллара (DXY) сравнивает американскую валюту только с другими слабыми фиатными валютами — «самым красивым прокажённым в колонии», как он пошутил. Реальным мерилом стоимости является золото. В долгосрочной перспективе доллар рухнул по отношению к золоту. Предполагаемая тесная обратная зависимость между золотом и DXY преувеличена. Золото действует так, потому что фиатные валюты теряют покупательную способность, а не из-за небольших колебаний курса одной бумажной валюты по отношению к другой.

О том, что золото сегодня в международных резервах вышло на второе место после доллара, обойдя евро, я уже писал. А вот Лундин отмечает, что в последние годы золото незаметно вытесняет казначейские облигации США в иностранных активах. По некоторым данным, его доля уже превзошла долю американских казначейских бумаг.

Лундин утверждает, что причина, по которой финансовые консультанты так долго игнорировали золото, была проста: деньги. В упомянутом выше материале читаем объяснение такого пренебрежительного отношения к золоту: «На физическое золото не начисляются комиссии, не нужно снимать комиссию за управление. У Уолл-стрит не было стимулов продвигать его. Со временем золото стали высмеивать как актив, похожий на „шапочку из фольги“, инструмент для тех, кто спешит на крайние меры, а не для благоразумных инвесторов».

Чуть ниже: «Владение золотом, даже по цене 4000 долларов, защищает от падения стоимости фиатных денег. Лундин с иронией отмечает, что даже CNBC теперь признаёт, что золото надёжнее доллара. Традиционным финансовым системам потребовалось полвека, чтобы осознать эту реальность, но, по крайней мере, им наконец удалось это сделать». Очень любопытный момент. Полвека назад, когда золото стали изгонять из мира денег, ведущие СМИ США и всего западного мира осуществляли постоянные и очень мощные информационные интервенции против этого металла. В настоящее время такие информационные интервенции (подобно тем, которые проводила CNBC) уже прекратились.

Заключается материал следующим выводом: «Рост цены на золото до $4000 — не случайный рост, а явный сигнал о том, что эпоха фиатных денег подходит к концу».

Валентин Катасонов