«Есть обязанность обеспечить теплом, водой, есть разрешение или нет. 131-й закон гласит: должен обеспечить!» — рассказал о пробелах в законодательстве в суде руководитель исполкома Актанышского района Ильфак Бариев. Согласно его словам, Энгель Фаттахов вынужден был дать указание на подписание фиктивных договоров аренды котлов, чтобы люди не остались зимой без тепла. При этом следствие же выяснило, что взятку с теплоснабжающей организации Фаттахов все же получил — через личную уборщицу, которую он устроил в «Коммунсервис-Актаныш». О том, как в суде определяли ущерб по эпизоду с котлами и как Фаттахов вырастил огромное количество руководителей, которые работают без выходных, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В суде стартовал допрос потерпевших по делу бывшего вице-премьера РТ Энгеля Фаттахова
Фаттахов устроил свою уборщицу к коммунальщикам, чтобы получить взятку?
В Мензелинском районном суде стартовал допрос потерпевших по делу бывшего вице-премьера РТ Энгеля Фаттахова. Накануне он выступил с проникновенной речью по существу предъявленного ему обвинения, назвав свое дело заказным.
Первым явился руководитель исполнительного комитета Актанышского района Ильфак Бариев. При руководстве Фаттахова районом он работал примерно год замглавы и год руководителем исполкома — в 2017–2019-х. А после переехал в Тукаевский район, где устроился помощником главы Фаила Камаева, а потом стал замруководителя исполкома по соцвопросам. Т. е. Бариев работал и с Камаевым, и с Фаттаховым еще с Актаныша (с 2013 по 2017 год Камаев был главой Актанышского района).
В 2023-м Бариев вернулся в администрацию Актанышского района на должность управделами. И с этого года работает руководителем исполкома. «Когда приехал, начали задавать вопросы про котлы», — сказал он суду.
Действительно, вопросы у СКР, а теперь гособвинения, суда и защиты есть только по последнему эпизоду, связанному с передачей 12 котлов в безвозмездное пользование организации ПО «Коммунсервис-Актаныш». Обвинение уверено: чтобы совершить это действие, необходимо было заключить договор аренды — это муниципальное имущество. Балансовая стоимость котлов — 29 млн рублей. Фаттахову вменяют, что он в 2021–2022 годах дал указание руководителю исполкома Актанышского района Ильшату Габдулхаеву передать эти котлы без проведения конкурса на право заключения договора аренды в пользование «Коммунсервис-Актанышу».
По версии силовиков, «Коммунсервис-Актаныш» по фиктивному договору получил объекты, а Фаттахов за «покровительство» — 146 тыс. рублей. При этом, как рассказали источники корреспонденту «БИЗНЕС Online», деньги были выведены через уборщицу дома Фаттахова Газизову, которую он попросил трудоустроить в теплоснабжающую организацию.
Кроме того, Фаттахов, считает прокуратура, «помог» фирме заключить свыше 30 муниципальных контрактов с учреждениями Актанышского района. 11 газовых котлов наружного размещения и один двухконтурный котел находились в пользовании у «Коммунсервис-Актаныша» на протяжении трех лет — с 2020-го по 2023-й. Бюджет района, по версии СКР, из-за незаконных действий Фаттахова недосчитался более 4,2 млн рублей. Ему вменили статьи о получении взятки и превышении должностных полномочий.
Руководитель исполнительного комитета Актанышского района Ильфак Бариев
Как в суде нашли пробелы в законе
В Актаныше еще при Бариеве до его ухода в Тукаевский район было принято решение о закрытии центральной котельной, которая пришла в негодность. Предложили перевести жилье на индивидуальные и автономные котельные. Бариев занимался этим на стадии проектирования и планирования, а уже сам процесс строительства, пусконаладки и передачи котлов не застал — он произошел уже после его отъезда.
В 2020 году фактически Актанышский район получил котлы от минземимущества РТ. Но пользоваться ими, объявлять торги до передачи на баланс он не мог. «Процедура не предусмотрена. Я предполагаю, что уведомление в УФАС должно было быть. Это пробел у нас в законе», — сказал он.
Проблема в том, отметил Бариев, что период передачи имущества в аренду может длиться годами. При этом использовать котлы нельзя до этого, и люди, получается, должны мерзнуть зимой. Как зачитал федеральный судья Ильдар Ахмитзянов из материалов дела, в собственность Актанышского района 11 газовых котлов были переданы в июне 2021 года.
И район при этом пользовался имуществом с 2020-го, признал Бариев. «Он не может не пользоваться, зима на улице», — сказал он. А раз имущество не на балансе, значит, договор аренды с теплоснабжающей организацией он тоже не мог заключать, сказал потерпевший. Закон, по его словам, гласит, что передавать имущество без аукциона нельзя. Но глава района при этом контролирует проведение аукциона.
При этом какой-то договор между районом и «Коммунсервис-Актанышем» заключен все же был, но Бариев пояснить этого не смог. «Есть обязанность обеспечить теплом, водой, есть разрешение или нет. 131-й закон гласит: должен обеспечить!» — озвучил Бариев.
Прокурор Мензелинского района, поддерживающий обвинение Фаттахова, Риназ Калаков спросил: «Для того чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, необходимо было дать такие незаконные указания, вопреки требованиям?» Бариев не смог прокомментировать, он не работал в то время. «Я констатирую факт о том, что без аукциона они были переданы, что является нарушением законодательства. В силу каких-то обстоятельств. В связи с этим району нанесен ущерб, арендные платежи не поступили. Но в аренду они не могли дать, так как документы не поступили! Вот что мне сказать еще? Это же пробел в законе!»
Потом еще около часа суд пытался выяснить у потерпевшего, какому конкретно бюджету был нанесен ущерб. Если котлы состоят на балансе Актанышского сельского поселения, то почему ущерб признан Актанышскому муниципальному району, спросил адвокат Фаттахова Ленар Шакиров. Объяснения Бариев этому не нашел: в этот период, в 2021 году, он не работал в Актаныше. Поэтому был составлен фиктивный договор аренды, подтвердил Бариев. Потому что без этого договора не было бы газа в домах.
При этом, при чем здесь Фаттахов, если в его полномочия передача котлов вообще не входит, задавались вопросом в суде. «В его полномочия не входит. Глава вообще не ставит на аукцион, это же исполкома полномочия», — сказал Бариев.
Прокурор Мензелинского района, поддерживающий обвинение Фаттахова, Риназ Калаков — в центре, старший помощник прокурора Амир Абдулвагапов — справа
Бариев попросил наказывать Фаттахова нестрого: «Жертва обстоятельств»
Старший помощник прокурора Амир Абдулвагапов заметил, что сумма ущерба СКР и та, что назвал Бариев, расходятся. Разница примерно в 400 тыс. рублей. Гособвинитель спросил у потерпевшего: какая из этих сумм более верная? Бариев отметил, что ущерб считала Палата земельных и имущественных отношений Актанышского района.
Далее он рассказал, как исполком Актанышского района подсчитывал ущерб, который нанес Фаттахов. «Мы взяли сумму [аренды], которая была назначена на аукционе по результатам (в конце 2024 года эти котлы же были переданы на основании аукциона обслуживающей организации). Мы взяли вот эту цену, умножили на месяцы, которые были в эксплуатации без аукциона, и появилась вот эта сумма в 4,6 миллиона», — сказал Бариев, ссылаясь на данные Палаты земельных и имущественных отношений.
Бариев также дал характеристику Фаттахову: «Энгель Навапович — уважаемый руководитель, он много сделал для района. Воспитал огромное количество руководителей, которые трудятся до сих пор. Ничего плохого о нем не могу сказать. Учитель, наставник, требовательный. Наше поколение так воспитано — нет дня, ночи, выходных. Есть работа, и за тобой целый район и население района. Как воспитал, мы так и работаем».
Потерпевший также оценил степень вины подсудимого. «Я думаю, что он жертва обстоятельств». Он просил наказать Фаттахова нестрого.
В конце выступил со своими комментариями и сам Фаттахов. «Ущерб неправильно подсчитан, как я могу считать амортизацию, если этого имущества у меня нет? До 2021 года они (котлы — прим. ред.) числились в минземимуществе! Вот этот арендный договор без арендной платы, он туфтовый только! Ильфак Шамилович как говорит? Для получения лицензии, газа только был составлен этот договор до 2021 года», — объяснил он. Также фиктивный договор, по его словам, был заключен для того, чтобы теплоснабжающая организация чувствовала ответственность за объекты. Но этим занимался Габдулхаев, отметил он.
На следующем заседании допрос потерпевших продолжится, оно перенесено на 8 декабря.
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.