1. Экспозиция «Юсуповы. Роскошь сквозь века» включает 400 предметов искусства, принадлежащих богатейшей княжеской семье Российской империи. В мужском колене род прервался в 1891 году, а последний из князей Юсуповых — Феликс Юсупов, женатый на племяннице Николая II, — вошел в историю в качестве одного из организаторов убийства Григория Распутина. Посетители увидят картины русских и западноевропейских художников, античные скульптуры, посуду из китайского фарфора и, конечно, личные вещи Юсуповых — золотые украшения, наряды, веера, декорированные бриллиантами, изумрудами и даже чучелом колибри, портреты и снимки членов семьи, сделанные на первые фотоаппараты. Куратор выставки, ученый секретарь отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Анна Виленская, провела по ней экскурсию для «БИЗНЕС Online».

  2. Вернисаж занимает 6 залов, выставка подготовлена к 20-летию центра «Эрмитаж-Казань», а сегодня на официальном открытии ждут самого директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. На снимке картина «Вакханка» Себастьяно Риччи — родоначальника итальянского стиля рококо, венецианского живописца XVIII века.

  3. Главным человеком в семье, начавшим собирать искусство и сформировавшим основную часть коллекции, являлся Николай Борисович Юсупов – старший (1750–1831). «Он был не просто коллекционером, он увлекался искусством, состоял в переписке с художниками, — рассказывает Виленская. — Юсупов 20 лет ездил за границу — Италия, Франция, Португалия, Англия, где подолгу жил. У него было поручение собирать предметы искусства для императорского собрания, для коллекции Зимнего дворца. Параллельно Юсупов собирал свою коллекцию».

  4. Миниатюрный портрет Юсупова-старшего на слоновой кости (третий зал). Это очень хрупкое произведение, которое создал художник Фридрих Фюгер — основоположник немецко-австрийского классицизма, один из ключевых представителей академического направления в живописи. На выставке публика увидит похожий большой портрет Николая Борисовича в красном плаще, но уже живописный, который также нарисовал Фюгер.

  5. В зале тем временем шли последние приготовления к открытию выставки.

  6. Зал с интерактивной частью. С помощью проектора показаны убранства дворца Юсуповых на Мойке в Петербурге и усадьбы «Архангельское» в Москве. А скульптуры Луиджи Бьенеме возле стен «проводят» гостей на выставку.

  7. В первом зале вместе с античными скульптурами (на снимке — «Мальчик с гусем» и «Юноша-атлет») соседствуют работы итальянских и французских мастеров XVII–XVIII веков. Большинство посетителей вряд ли знают их имена, но в тот период времени, когда их собирали Юсупов-старший и остальные члены его семьи, эти художники были известными и характерными для своего времени, говорит Виленская. Например, французы Никола Ланкре, Франсуа Лемуан, Франсуа Буше и др. с которым лично был знаком Юсупов-старший.

  8. Любопытная история связана с картиной Гюбера Робера «Пожар» (справа). Будущий Павел I, еще не ставший императором, по рекомендации Юсупова-старшего заказал для украшения Каменноостровского дворца ряд больших полотен у Робера. «Однако потом намерения Павла Петровича изменились, он отменил заказ. Это должно было быть большое полотно, на котором изображен пожар в Риме, случившийся в середине XVIII века, на термах Диоклетиана. Тогда Николай Борисович Юсупов для своей коллекции приобрел небольшую работу Гюбера на эту же тему», — поделился куратор выставки.

  9. Почему сегодня во времена глобальных перемен нам должна быть интересна жизнь давно ушедшего княжеского рода? «В чем актуальность выставки? Искусство не должно ориентироваться на то, что происходит, — уверена куратор. — Оно вневременное, оно вечно. Наша цель, нас, современников, — сохранить то, что нам досталось. Это важно, потому что это история, художественные произведения, иллюстрация того, как жили раньше, ведь что-то уходит безвозвратно». Вообще, последние казанские выставки Эрмитажа почему-то именно о жизни, которую мы потеряли. Напомним, что «Юсуповы. Роскошь сквозь века» сменили экспозицию «Прекрасная эпоха», посвященную западноевропейскому искусству накануне Первой мировой войны.

  10. Кстати, выставку можно будет не только посмотреть, но и понюхать. В зале будут расположены вот такие выступы с диффузорами.

  11. Данная картина прославилась и вызвала скандал на выставке в Париже в начале XIX века. В то время бильярд был сугубо мужским временем препровождения, объясняет Виленская, поэтому в картине Луи Леопольда Буальи увидели эротический подтекст. А именно в главной героине, которая склонилась, чтобы сделать удар кием (она играет в карамболь). Кстати, Буальи на картине нарисовал и себя. Это круглолицый мужчина в коричневом фраке в левом верхнем углу. Это произведение можно увидеть во втором зале.

  12. Этим табличкам с информацией еще предстояло найти свои полотна.

  13. В конце второго зала фламандское искусство. Жемчужина экспозиции — два полотна кабинетного формата («Пастух» и Пастушка») голландца Давида Тенирса – младшего, его работы приезжали в Казань в 2022 году в рамках выставки «Золотой век фламандского искусства» Государственного Эрмитажа.

  14. Небольшие черные скульптуры дополняют выставку. На фотографии «Аполлон Бельведерский» французского мастера второй половины XVIII века.

  15. Данную картину в семейную коллекцию добавил Николай Борисович – младший, внук старшего Юсупова. Это работа немецкого живописца Мейерхейма «Брауншвейгские крестьяне, идущие в церковь».

  16. Третий зал — графический (гравюры, рисунки, миниатюры фотографий и т. д.). У графики особые условия экспонирования, поскольку она очень чувствительная к свету, ультрафиолету. «Больше трех месяцев не могут экспонироваться графические работы, они должны отдохнуть. Выставка станет проходить 9 месяцев, до июля, но за это время будет две ротации графических работ через каждые три месяца», — предупредила Виленская.

  17. Члены семьи Юсуповых в миниатюре. В самом низу посередине единственный портрет Феликса Феликсовича Юсупова на выставке. Он был одним из тех, кто организовал убийство Григория Распутина. Кстати, вещей, связанных с последним, на выставке нет.

  18. Эскиз дворца на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, принадлежавший княгине Зинаиде Ивановне Юсуповой. Поскольку тогда компьютеров не было, проект дизайна показывали так: на эскиз в некоторых частях накладывали еще слои бумаги, на которых нарисованы дополнительные варианты того, какими узорами, чем можно украсить дворец. Например, построить две кариатиды или три, балкон с двумя вазами или тремя и т. д.

  19. Николай Борисович Юсупов – младший (на снимке) увлекался фотографией, даже купил себе одну из первых камер фирмы Kodak. Кстати, есть похожий его портрет (на нем он верхом на коне), нарисованный Валентином Серовым.

  20. Темой одного из балов, которые тогда часто проходили, были разные народы. Зинаида Николаевна Юсупова специально для праздника сшила наряд, похожий на женский татарский костюм (на снимке).

  21. Пятый зал выставки посвящен восточной части коллекции Юсуповых. «Это связано и с их восточными корнями, безусловно, но это была еще и мода, потому что в XVIII и XIX веках возник большой интерес к восточным произведениям. О Востоке (Китай, Япония) узнали, вещи оттуда начали попадать на европейский рынок. Эти предметы завораживали Европу», — объясняет куратор выставки.

  22. Один из самых загадочных экспонатов выставки. 7 неразборных крутящихся шаров из слоновой кости друг в друге. До сих пор неизвестно, как его создали.

  23. В последнем зале собраны личные вещи членов княжеской семьи. На снимке золотая цепь с геммами, которая принадлежала Татьяне Васильевне Юсуповой, племяннице графа Потемкина.

  24. Коллекция тростей. Самые необычные, светлых тонов, сделаны из рога нарвала — «морского единорога», редчайшего млекопитающего, который обитает в Северном Ледовитом океане.

  25. На фото бальное платье, расшитое бусами, принадлежавшее Зинаиде Ивановне Юсуповой, на заднем фоне наряд Татьяны Александровны Юсуповой, жены и двоюродной сестры Николая Борисовича – младшего. Они так хотели быть вместе, что даже императору Александру II пришлось закрыть глаза на их родство.

  26. На выставке можно будет «поговорить» с Сююмбике с помощью мультимедийного интерактива. На фотографии заказанный Николаем Борисовичем Юсуповым – младшим портрет царицы. Он экспонируется впервые! Николай Борисович – младший не забывал о своем происхождении, рассказали нашему изданию в ходе экскурсии, описывал биографии своих предков, публиковал письма ногайского правителя Юсуфа, с которого начался род Юсуповых, к Ивану Грозному.

  27. Кружевной веер, украшенный бриллиантами и изумрудами, на короне — два рубина.

  28. А у этого пушистого веера есть секрет: с обратный его стороны, с которой дама его держит к себе лицом, находится чучело колибри (на снимке).

  29. Портрет матери Феликса Юсупова Зинаиды Николаевны. На ней одно из самых роскошных украшений их семьи — жемчужина «Пелегрина», которую часто путают с другой знаменитой жемчужиной — «Перегрина», принадлежавшей Элизабет Тейлор. На самом деле Феликс Юсупов продал «Пелегрину» женевскому ювелиру в 1953 году. А в последний раз она «появилась на публике» в 1989-м в Женеве на аукционе Christie’s, где была продана неизвестному покупателю за $464 тысячи.

  30. Официальный герб некогда самой богатой семьи России. Юсуповское собрание после национализации разошлось по трем крупным музеям страны: Московский музей изобразительного искусства им Пушкина, подмосковная усадьба «Архангельское» и Эрмитаж в Санкт-Петербурге, куда попала большая часть.

  31. Выставка начнет работу для публики в эту пятницу, 17 октября, и продлится до 5 июля.