«Что мы с вами увидим, когда забьем в поисковик «Иннополис»? Здание, здание и здание. Почему-то, когда заходишь посмотреть в сети, что такое Иннополис, пока выдается не то, что является и транслируется главной ценностью», — сказала директор Института развития городов РТ Наиля Зиннатуллина, отмечая нехватку контакта с природой и мест для прогулок в наукограде. Дискуссия о том, нужны ли новые города и какими они должны быть, прошла после премьеры документалки, снятой к 10-летию города, где показали, как на пустом месте выросли стеклянные технопарки и кампусы. Подробнее о том, к какому классу следует относить жителей Иннополиса, в чем наукоград превзошел китайцев и почему «а-историчность» не всегда идет на пользу, — в материале «БИЗНЕС Online».
Роман Шайхутдинов подчеркнул, что Иннополис не просто город, а явление, которого до этого в новейшей истории нашей страны не было. И повторить его пока не удалось
«Нас часто сравнивают со «Сколково», «Сириусом», но там другие ресурсы и другие способы их предоставления»
Премьера документального фильма к 10-летию Иннополиса в технопарке им. Попова собрала полный зал — порядка 300 человек. Многие горожане пришли посмотреть на себя на большом экране или на друзей, которые принимали участие в съемках. Забегая вперед, отметим, что не все «актеры» успели показаться в кадре, но режиссер фильма, руководитель продакшена Gorizont Films Дидар Оразов заверил, что скоро выйдет вторая часть, куда попадет все неизданное сейчас.
В первой части документалки раис Татарстана Рустам Минниханов, бывший министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, профессор Университета Иннополис Мануэль Маццара и другие вспоминали, как из чистого поля рождался первый в современной России наукоград. Свои истории, связанные с городом, рассказывали и сами местные. Например, одна из жительниц как-то обронила на парковке тысячу евро, а деньги так и пролежали там три дня нетронутыми. «Это не к тому, что мы такие богатые, а к тому, что город безопасный!» — посмеялись иннополисяне, снявшиеся в фильме.
Вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов на начавшейся после показа картины дискуссии подчеркнул, что Иннополис не просто город, а явление, которого до этого в новейшей истории нашей страны не было. И повторить его пока не удалось. «Такой проект не появился бы за пределами Татарстана. И на сегодняшний день ничего подобного нет. Нас часто сравнивают со „Сколково“, „Сириусом“, но там другие ресурсы и другие способы их предоставления. А модель, которая является самодостаточной, самостоятельно себя воспроизводит, постоянно приумножая, — пока единственная в стране», — сказал выступающий. И потенциал огромен, отметил в фильме Никифоров. Он может дорасти и до 500 тыс., и даже до миллиона человек.
«Все эти здания, которые вы видите вокруг себя, не имеют без вас никакого смысла»
«Что мы с вами увидим, когда забьем в поисковик «Иннополис»? Здание, здание и здание…»
«Этот фильм, который мы посмотрели, на самом деле о том, что сегодня современные социологи называют академическим классом», — заметил замдиректора Института исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель проектов АНО «Креативная экономика» Александр Сувалко. Что подразумевается под академическим классом? Это люди, получившие высшее образование и занятые в сфере нематериального труда. Нередко они заняты созданием новых форм в самых различных направлениях. Их среди прочих выделяет высокая мобильность и запрос на развитую социальную и культурную инфраструктуру. «Это то, что можно назвать сегодня обществом сингулярностей, это люди, которые заинтересованы в потреблении нового опыта. Он (академический класс — прим. ред.) концентрируется там, где ему интересно, и там, где он находит людей, разделяющих его интерес к поиску нового опыта — и в научной, и в бизнес-сфере», — рассказал Сувалко. А сам город можно назвать местом, где чувствуется «а-историчность» — среда, устремленная в будущее, где кажется, что нет места человеку, отметил спикер. Однако такая развитость не всегда играет на руку молодому городу.
По мнению эксперта, городу не хватает музеефикации и объектов, «цепляющих своей символической нагруженностью». Даже созданные в «чистом поле» высокотехнологичные компании стараются сохранить свое наследие, заметил Сувалко, приведя в пример «Яндекс». Такое наблюдение московского исследователя сразу подстегнуло к дискуссии жителей города. Кто-то заметил, что Иннополис строился прямо на их глазах, поэтому об исторической ценности говорить не приходится. «Когда я кого-нибудь приглашаю в город, я рассказываю: „Во время моего приезда этой дорожки, этого здания не было, а я уже был!“ Наверное, жители, которые переселились сюда в 2014, 2015 и 2016 годах, уже старцы, которые проводят [экскурс в] историю для новых жителей», — сказал один из горожан. Но нашлись в зале и те, кому идея начать говорить об истории места пришлась по душе. «Нам нужен музей, где будут показывать первый дрон, первого робота, который не получился. Знаю, что был робот с артрозом в суставах, потому что он неправильно ходил. Есть очень много замороженных проектов, которые пылятся на складе, и из этого реально можно сделать музей, показать, что не получилось и почему, что было первым. Этого действительно не хватает».
Наиля Зиннатуллина напомнила, что в прошлом году город выиграл грант в 70,8 млн рублей на благоустройство Квантового бульвара, работы на объекте ведутся и сейчас
Иннополису, реализованному по концепции 15-минутного города, о чем с гордостью говорили его создатели в фильме, не достает контакта с природой и мест для проведения времени на свежем воздухе, обратила внимание директор Института развития городов РТ Наиля Зиннатуллина. Она напомнила, что в прошлом году город выиграл грант в 70,8 млн рублей на благоустройство Квантового бульвара, работы на объекте ведутся и сейчас. «Подобные изменения как раз и продиктованы тем, чтобы вы смогли больше присутствовать в открытой городской среде и меньше времени проводили в закрытых пространствах, — обратилась в жителям спикер. — Для здоровья человека, как мне кажется, вот эта штука про „я проснулся на 10-м этаже, спустился на лифте и сразу же зашел в место, где я работаю или учусь“, в моменте вызывает вау-эффект, но, если так продолжается много лет, вряд ли это ведет к чему-то хорошему».
Чтобы заставить айтишников оторваться от компьютеров и выйти на прогулку, до наукограда протянули «Волжскую тропу». С прошлого года по ней проходят прогулки с учеными, рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» Шайхутдинов. Кроме того, у города может появиться своя отдельная пешая тропа, проанонсировала Зиннатуллина.
Чтобы заставить айтишников оторваться от компьютеров и выйти на прогулку, до наукограда протянули «Волжскую тропу»
«Что мы с вами увидим, когда забьем в поисковик „Иннополис“? Здание, здание и здание. Где-нибудь одинокого человека. Почему-то, когда заходишь посмотреть в сети, что такое Иннополис, пока выдается не то, что является и транслируется главной ценностью. Все эти здания, которые вы видите вокруг себя, не имеют без вас никакого смысла», — сказала Зиннатуллина, поинтересовавшись у вице-премьера, насколько застроен город сейчас. «Застроено меньше 15 процентов территории», — ответил ей Шайхутдинов.
«Тем более нет ни одного города в мире, квадратный метр которого был бы так облюбован жителями, так давайте вместе делать эту тропу. Мне кажется, там точно должны возникнуть ваши истории, ваши руки, мысли, дух, философия и мечты», — подытожила Зиннатуллина.
«Мы можем прирасти до 50–70 тысяч человек»
Иннополисян заинтересовало, получится ли в будущем сохранить концепцию 15-минутного города, если потенциально наукоград может расшириться до 500 тыс. человек. «15 минут мы с вами, конечно, не сохраним. Но и до 500 тысяч мы тоже не вырастем, давайте будем честны», — «успокоила» директор Института развития городов РТ. По ее словам, даже если Иннополис и разрастется до города-миллионника, такая концепция станет к этому времени «ископаемым»: «Точно возникнут другие конструкции, другие концепты и другие образы жизни людей внутри городов и взаимодействия с ними».
Концепция 15-минутного города сейчас развивается в Китае, только там она разбита по районам, отметил Сувалко. Иннополис со своими чатами на все случаи жизни «в чем-то даже переплюнул» китайцев, ключевая задача на будущее — сохранить эту культуру обратной связи.
Шайхутдинов привел в пример Сингапур, где также реализуется подобная концепция за счет строительства небоскребов. «Сингапур очень высотный, поэтому горизонтальные расстояния там очень короткие. Иннополис — это как маленький кондо Сингапура. С текущей этажностью города, без прирезки земли и затрагивания текущего лесного фонда мы можем прирасти где-то до, наверное, 50−70 тысяч человек», — оценил вице-премьер.
За разговорами об уникальности проекта, построенного 10 лет назад в верхнеуслонских полях, гостья Иннополиса поинтересовалась у спикеров, нужны ли стране новые города. Важно понимать, где и зачем, заметили участники дискуссии. Создание нового города немыслимо без создания университета, подчеркнул Шайхутдинов. «Все города-миллионники нашей страны имеют в основе своего развития императорские университеты. Вернее, везде, где были основаны императорские университеты, теперь города-миллионники». Создание корпоративных городов (яркий тому пример — «СберСити» в Москве) и переезд крупных компании в регионы может позитивно сказаться на развитии страны, считает Сувалко: «Наукоемкие производства — это малые научные города. Великое — в малом, потому что эти единицы высокообразованных людей с богатым опытом способны менять территории и зажигать сердца других близких по духу людей».
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.