80 лет назад, 10 октября 1945 года, начались занятия в открывшейся Казанской консерватории, сделавшей столицу Татарстана одним из важных музыкальных центров страны. Однако в главный профессиональный вуз приходят пусть и молодые, но уже профессиональные и часто титулованные студенты, подготовленные педагогами детского музыкального образования. «БИЗНЕС Online» при помощи экспертов собрал топ учителей, которыми может похвастать республика и которые помогут вашему талантливому ребенку реализовать себя в мире нот и звуков. Предлагаем читателям дополнять список в комментариях.
В целом в столице Татарстана выстроена полная система музыкального образования: школы (среднее) – колледж (средне-специальное) – консерватория (высшее)
К истории вопроса
Что объединяет одного из самых влиятельных композиторов мира второй половины XX века Софию Губайдулину, ушедшего в 33 года знаменитого пианиста Юрия Егорова, которого называли «новым Горовицем», и победителя конкурса им. Чайковского 1978 года, одного из крупнейших пианистов и дирижеров современности Юрия Плетнева? Все трое начинали свой творческий путь в Казани, окончив две самые известные музыкальные школы города — №1 им. Чайковского (Губайдулина) и при КГК им. Жиганова (Егоров и Плетнев).
И в целом в столице Татарстана выстроена полная система музыкального образования: школы (среднее) – колледж (средне-специальное) – консерватория (высшее). Так что мало кого удивляет тот факт, что, к примеру, Московская филармония открывает концертный сезон 2025/2026 выступлением ГАСО РТ Александра Сладковского в столичном зале им. Чайковского, а на старте сезона Большого театра на его исторической сцене проходит сольный концерт Аиды Гарифуллиной. Татарстану здесь есть чем похвастаться, так что, к примеру, разговоры о том, что в Казани необходимо открыть второй музыкальный театр, не являются чьими-то отвлеченными мечтами.
Кстати, именно на этой неделе, 10 октября, исполнилось ровно 80 лет, как в Казанской консерватории начались первые занятия. Но до главного музыкального вуза республики его будущим студентам нужно было еще дорасти физически и профессионально.
«БИЗНЕС Online» решил рассказать при помощи наших экспертов о тех педагогах, которые с юных лет растят в Казани музыкантов мирового уровня, зачастую оставаясь при этом совершенно незнакомыми широкой публике.
Но для начала немного истории. Основоположником детского музыкального образования в Татарстане считается музыкант и педагог Рувим Поляков (его с теплотой вспоминала и Губайдулина), открывший в Казани первую музыкальную школу, которая сейчас носит имя Петра Чайковского. Школа открылась в 1932 году, а чуть позже по всей столице Татарстана начали открываться ее филиалы. Первыми педагогами, помимо самого Полякова, были легенды фортепианного отдела (первый отдел, открывшийся в школе): Вера Фрейман, Татьяна Линсцер, Елизавета Касриэльс, Зоя Гладышева, Нина Шевалина и др., позднее к ним присоединились скрипач Ильяс Аухадеев, чье имя сегодня носит казанский музыкальной колледж, и т. д.
В 1960-м благодаря настойчивости и проницательности Назиба Жиганова, который понимал необходимость в детском музыкальном образовании, в Казани открывается знаменитая «десятилетка» — средняя специальная музыкальная школа при Казанской государственной консерватории, которую окончили многие известные музыканты даже с мировыми именами, такие как пианисты Егоров, Плетнев, Рэм Урасин, первый органист Татарстана, бывший ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин и др.
В 1960-м благодаря настойчивости и проницательности Назиба Жиганова, который понимал необходимость в детском музыкальном образовании, в Казани открывается знаменитая «десятилетка»
Основную часть педагогов учебного заведения составили педагоги консерватории. Первым заведующим фортепианным отделом была назначена Эра Сайфуллина, которая здравствует до сих пор, первым заведующим струнным отделением — Вадим Афанасьев, а чуть позже, с приходом трубача Анатолия Колпинского, появилось отделение духовиков, где он обучал игре на трубе, валторне, тромбоне, тубе и вел курс методики преподавания игры на духовых инструментах. 35 лет проработала в школе не менее легендарный педагог Ирина Дубинина (Егоров — ее воспитанник), которая скончалась в 2021 году. Недавно ушел на пенсию выдающийся хормейстер, возглавлявший хор консерватории, Владислав Лукьянов, его дети еще выступали с оркестром Натана Рахлина.
Нельзя не отметить и Эммануила Монасзона — педагога, профессора, тоже внесшего серьезный вклад в казанскую фортепианную школу. У него учились такие известные музыканты, как Флора Хасанова и Эльфия Бурнаш, которые и сами потом стали выдающимися педагогами. Например, Бурнаш обучала известную российскую пианистку Софью Гуляк — первую женщину, победившую на известном международном конкурсе пианистов в английском Лидсе.
В этом году музыкальная школа при Казанской консерватории отмечает 100-летие скрипачки Фаины Бурдо — педагога; худрука камерного оркестра La Primavera Рустема Абязова и скрипачки Юлии Виват. Бурдо стояла у истоков школы 65 лет назад плечом к плечу с Жигановым. Вспомнить можно также и Нору Казачкову, Марину Арбузову из легендарной семьи химиков Арбузовых, Наилю Хакимову, Киру Шашкину, у которой учился Плетнев. А еще многих и многих других.
Кто готовит финалистов для шоу «Голос.Дети» и любимый педагог Саиды Мухаметзяновой
Наш топ начнем с вокала, поскольку голос — это тоже инструмент, с которым надо уметь работать. В этой части текста расскажем о педагогах по вокалу, которые взрастили и продолжают взращивать будущих известных певцов. Заслуженный работник культуры Татарстана Гульназ Абдуллина за десятки лет педагогического труда вырастила немало юных вокалистов, лауреатов российских и международных конкурсов. Среди них заслуженная артистка РТ Саида Мухаметзянова, которая называет Гульназ Талиповну любимым учителем. «Главная внучка республики» училась у Абдуллиной и в музыкальной школе №22, и в музыкальном колледже им. Аухадеева, где Гульназ Талиповна преподает и заведует отделением сольного народного пения. Кроме того, героиня нашего топа преподает вокал у 12-летней Милины Хайруллиной, которая сейчас, как когда-то Мухаметзянова, пробует силы в телешоу «Голос.Дети» на Первом канале. Причем Хайруллина попала в команду мировой оперной звезды своей землячки Гарифуллиной.
Попадание, тем более выход в финал в «Голос.Дети», тоже показатель успешности педагога по вокалу, считают эксперты. По этому критерию в список попала педагог музыкальной школы №2, руководитель ансамбля «Батырлар» Эльвира Галиуллина (Салахова), чей сын Саид Галиуллин в прошлом году завоевал 2-е место на музыкальном шоу Первого канала (причем на слепых прослушиваниях к нему повернулись все наставники), которому не хватило до победы всего лишь пары процентов голосов.
Заслуженный работник культуры Татарстана Гульназ Абдуллина за десятки лет педагогического труда вырастила немало юных вокалистов, лауреатов российских и международных конкурсов. Среди них заслуженная артистка РТ Саида Мухаметзянова
Венера Шайдуллина — преподаватель в детской музыкальной школе №18 им. Музафарова. Одним из ее главных качеств эксперты называют чуткость, с которой она подходит к процессу обучения, ведь среди ее воспитанников есть и дети с ОВЗ. Из такого особенного ребенка Венера Тимерхановна сделала настоящую будущую звезду — Тимур Фазлиев, который, несмотря на тяжелый недуг (мальчик незрячий и передвигается на коляске из-за ДЦП), поет и выступает с оркестром, является лауреатом международных, всероссийских и республиканских конкурсов.
Венера Шайдуллина — преподаватель в детской музыкальной школе №18 им. Музафарова. Одним из ее главных качеств эксперты называют чуткость, с которой она подходит к процессу обучения
Заслуженный работник культуры РТ Маргарита Низамова переехала в Казань из Альметьевска, где у нее была своя студия эстрадного вокала. Причем после переезда, рассказали эксперты, ученики «ломанулись» за ней в столицу, чтобы продолжить учиться у своего педагога. Сейчас ее воспитанники регулярно участвуют в татарстанском музыкальном конкурсе для детей «Звезды из завтра», который проводит камерный оркестр La Primavera, являются лауреатами множества российских и зарубежных конкурсов. Одна из самых известных учениц Низамовой Аделина Джафарова, которая участвовала в четвертом сезоне телешоу «Ну-ка, все вместе!», победила в Дельфийских играх (соревнования в области искусства), а сейчас является студенткой музыкальной академии Ларисы Долиной.
Преподаватель эстрадно-джазового вокала и импровизации Римма Шайхелова работает в детской музыкальной школе №20, а также дает частные уроки
Преподаватель эстрадно-джазового вокала и импровизации Римма Шайхелова работает в детской музыкальной школе №20, а также дает частные уроки. Ее ученица в 2019-м получила Гран-при Super Voice в Италии с песней Ильгама Шакирова «Син сазыңны уйнадың». На этом фестивале также были отмечены и другие ученики Шайхеловой.
Учитель Миляушы Хайруллиной и главного хитмейкера татарской эстрады
Обучение игре на фортепиано — обязательный предмет в музыкальных школах, даже если ребенок выбрал в качестве основного другой инструмент (фагот, скрипку, вокал и т. д.). Учащиеся проходят курс общего фортепиано, чтобы развить музыкальный слух, научиться чтению нот и понять музыкальную теорию.
Среди педагогов, обучающих ребят игре на фортепиано, возвышается имя известного во всем мире пианиста, заслуженного артиста России, народного артиста РТ, лауреата множества международных конкурсов Евгения Михайлова. Сейчас, отметили спикеры, музыкант меньше занимается с детьми, все-таки его международная востребованность сохраняется — он активно гастролирует по Азии. Но если попасть к Михайлову, которого называют одним из лучших мировых интерпретаторов сочинений Александра Скрябина, Сергея Рахманинова и т. д., ребенок (при наличии способностей, разумеется) точно откроет для себя большое будущее в музыкальной сфере. Евгений Владимирович — профессор кафедры специального фортепиано консерватории им. Жиганова, которую сам когда-то окончил, учился у знаменитой Эльфии Бурнашевой.
В этом году уже упомянутой Эре Сайфуллиной исполнилось 90 лет, но даже такой почетный возраст для нее не повод прекращать заниматься с детьми
В детской школе искусств №4 работает Елена Седмицкая — заслуженный работник культуры РТ, дочь известного скрипача Петра Каплуновского и знаменитого казанского педагога по фортепиано Марины Сухаренко (ее уже нет с нами), воспитавшей таких звезд, как Урасин, Елена Лось и т. д. Несмотря на то что Седмицкая сама сделала блестящую карьеру пианистки, подчеркивают спикеры, она уже 40 лет работает с детьми в «обычной музыкальной школе» Московского района Казани. «К ней порой попадали ребята из неблагополучных семей, в том числе мальчики, с которыми особенно непросто работать, — отметил один из собеседников газеты. — Даже их Седмицкая смогла увлечь музыкой, научила играть виртуозные произведения».
В этом году уже упомянутой Сайфуллиной исполнилось 90 лет, но даже такой почетный возраст для нее не повод прекращать заниматься с детьми. «Ясности ее ума завидуем мы — те, кто младше ее на 40 лет», — не скрывая восхищения, поделился один из экспертов. Сайфуллина — великолепный педагог и методист (а объяснить другим педагогам, как надо работать с детьми, — такое же умение, как объяснять музыку ученикам), один из самых ее известных учеников — бывший ректор Казанской консерватории Абдуллин. «Разбуди ночью любого преподавателя фортепиано Казани — тот сразу ответит, кто такая Эра Абдулхаковна», — так характеризуют легендарного педагога ее коллеги.
В этом году ученик преподавателя детской школы искусств №15 Татьяны Филатовой Марсель Кирасиров стал лауреатом Гран-при республиканского конкурса-фестиваля «Юные виртуозы Татарстана» под патронажем Гарифуллиной. Филатова учит детей играть на фортепиано почти 50 лет, имеет благодарности от фонда известного дирижера и скрипача Владимира Спивакова и фонда «Новые имена» им. Иветты Вороновой.
Если брать за показатель успешности педагога его известных воспитанников, Марина Михайлова, возглавляющая фортепианный отдел в музыкальной школе при консерватории им. Жиганова, может гордиться как минимум двумя своими выпускниками — композитором, пианисткой Миляушой Хайруллиной и главным хитмейкером татарской эстрады Юрием Федоровым, который вместе со своим коллективом Yummy Music Band в середине сентября в парке им. Горького устроил масштабный концерт-трибьют, посвященный творчеству Ильгама Шакирова. Михайлова окончила Казанскую консерваторию им. Жиганова, где училась у легенды Дубининой.
Педагоги по классу скрипки: учитель из Осиново, «женщина-подвижник» и «мастер искусств»
В Казани есть настоящие легенды, которые учат игре на «королеве оркестра», как называют скрипку. Одна из них — заслуженный работник культуры РФ Виват, которая работает в «десятилетке» при Казанской консерватории почти 40 лет. За это время воспитала целую плеяду профессиональных музыкантов, которые играют в ведущих оркестрах России. Ольга Юрьевна сама выпускница музыкальной школы при консерватории, где начала работать сразу после выпуска. Кроме того что она педагог, Виват — автор детских рассказов «Лесная школа», «Мяука» о Казанском коте и др.
Еще одна легенда Лось — «женщина-подвижник» из династии музыкантов, худрук молодежного симфонического оркестра РТ (МСО РТ). Ее эксперты назвали «лицом оркестрового отдела» Казани. Лось, подчеркивают спикеры, обеспечила весь Соцгород Казани музыкантами, работая в простой музыкальной школе №11. МСО РТ имеет большую историю, коллектив раньше базировался в разных музыкальных школах города, однако именно на базе школы №11, где работает Светлана Геннадьевна, выросли одни из лучших и мастеровитых скрипачей. Причем до нее, добавили эксперты, одаренных детей отправляли учиться к педагогам в другие города, но благодаря ей и в Казани появилась среда, где можно на высоком уровне обучать детей игре на скрипке. Двое учеников героини нашего списка пару лет назад уехали в Москву, где учатся в колледже им. Шопена. Один из них — концертмейстер во всероссийском юношеском оркестре под управлением Юрия Башмета, вторая стала оркестрантом вне конкурса.
Заслуженный работник культуры РФ Юлия Виват работает в «десятилетке» при Казанской консерватории почти 40 лет. За это время воспитала целую плеяду профессиональных музыкантов
Другая ученица Лось сама стала известным педагогом. Это выпускница консерватории им. Жиганова Эльза Смирнова, которая когда-то играла в МСО РТ. Молодой педагог работает в филиале зеленодольской музыкальной школы в поселке Осиново. Это относительно новый район города, говорят эксперты, в котором есть свои трудности, в частности, там не так много школ с творческими дисциплинами. Несмотря на это, Смирнова собрала ансамбль скрипачей из 20 девочек с солистами, которые великолепно играют, говорят спикеры «БИЗНЕС Online». Почти каждый год коллектив участвует в детском музыкальном проекте «Звезды из завтра», причем каждый раз с новой программой и новыми костюмами (внешний вид тоже показатель отношения педагога к своим ученикам, сходятся во мнении собеседники). Эльза Марселевна развернула большую работу в поселке, при этом «никого не ждет и ни о чем никого не просит», просто работает — так отзываются о ней коллеги. В 2022-м она получила диплом лучшего преподавателя всероссийского конкурса исполнителей на струнных инструментах «Мастера искусств».
Количество лет, которое педагог посвятил работе с детьми, тоже показатель его мастерства, говорят эксперты. Вот уже 60 лет доцент консерватории им. Жиганова, преподаватель Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева и средней специальной музыкальной школы при Казанской консерватории Людмила Левицкая преподает детям игру на скрипке. В колледже она преподает с 1972 года — ведет специальный класс скрипки, камерный ансамбль, квартет. Кроме того, выступает с лекциями и мастер-классами для преподавателей детских школ искусств и СПО (среднее профессиональное образование) струнных отделений.
Воспитанники Елены Шакировой обучаются в самых престижных музыкальных вузах нашей страны: Московская консерватория им. Чайковского, Институт музыки им. Шнитке и т. д. «Она готовит уникальных детей», — так отзываются о ней наши эксперты. Шакирова преподает в детской школе искусств №4 и в «десятилетке» при Казанской консерватории, куда Шакирову пригласили после того, как ее ученики начали побеждать в профессиональных музыкальных конкурсах, становились дипломантами Дельфийских игр, а также стипендиатами одного из самых престижных российских фондов в мире искусства «Новые имена» им. Иветты Вороновой. В числе воспитанников фонда — пианист Денис Мацуев (с 2008-го президент фонда), Николай Цискаридзе, скрипачи Алена Баева и Никита Борисоглебский и многие другие ведущие музыканты нового поколения. Шакирова — победительница российского конкурса лучших преподавателей образовательных организаций дополнительного образования детей в 2023 году.
Ольга Хабибуллина — заслуженный учитель Татарстана и России «за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность», один из авторитетнейших педагогов музыкальной «десятилетки» при консерватории им. Жиганова, более 30 лет возглавляющая там струнный отдел. Ольга Борисовна преподает на кафедре альта, виолончели и контрабаса.
Кто научит играть на виолончели
После нашумевшего сериала Тима Бёртона «Уэнсдей», в котором мрачная главная героиня Уэнсдей Аддамс играет на виолончели, отмечается некий рост интереса к этому «редкому и элитному инструменту», отмечают некоторые музыкальные эксперты «БИЗНЕС Online». Правда, на нем учат играть детей в Казани не так много педагогов. Среди них заслуженный работник культуры РТ Оксана Быстрова, которая заведует городским методическим объединением оркестра струнников. Она отвечает за класс виолончели в МСО РТ, а также готовит будущих музыкальных виртуозов в школе №1 им. Чайковского. Среди ее выпускников — финалист «музыкальной Олимпиады» (конкурса им. Чайковского) в 2023 году Василий Степанов, который пошел по стопам наставницы и стал преподавателем Московской консерватории. 31-летний музыкант обучался в мадридской Высшей школе музыки им. королевы Софии у известного виолончелиста Йенса Петера Майнца, выступал с именитыми мировыми дирижерами и много гастролировал за рубежом. Кстати, кумиром молодого исполнителя был великий Мстислав Ростропович, с которым Степанов познакомился лично в том числе благодаря Оксане Александровне. «Ростропович с [Галиной] Вишневской приехали в Казань, и мой педагог Оксана Александровна Быстрова повела наш класс в Казанскую консерваторию, чтобы на них посмотреть», — вспоминал Степанов в одном из интервью.
Будучи преподавательницей музыкальной школы при консерватории, Ирина Лаптева в 2022-м подготовила победителя общероссийского конкурса «Молодые дарования России» Александра Антипкина
Еще одна наставница с многообещающим портфолио из талантливых учеников — заслуженная артистка РТ Ирина Лаптева. В 1987 году она окончила Казанскую консерваторию и осталась работать в альма-матер, впоследствии возглавив кафедру виолончели, альта, контрабаса и арфы. Будучи преподавательницей музыкальной школы при консерватории, Лаптева в 2022-м подготовила победителя общероссийского конкурса «Молодые дарования России» Александра Антипкина. Помимо преподавательской деятельности, Ирина Марсельевна раньше активно вела и концертную, выступая с камерными ансамблями и оркестрами. В 2000-х годах виолончелистка гастролировала в составе квартета по городам Швеции, Франции и Швейцарии, а также выступала на музыкальном фестивале в Париже.
«А у нас сосед играет на кларнете и… тромбоне»
Кто же учит играть детей на духовых (медных и деревянных) инструментах? Одним из древнейших музыкальных инструментов считается флейта, которую, несмотря на незамысловатый механизм, не так-то просто освоить. Но научиться можно всему, если приложить достаточно усилий, тем более с профессиональным педагогом. Одним из таких эксперты называют Марину Чернову, которая работает в двух музыкальных школах — 6-й и 13-й. Ее воспитанниками зачастую становятся дети с ОВЗ, в одном из сезонов «Звезды из завтра», например, участвовала незрячая девочка — ее ученица. Профессия педагога стала основной фактически для семьи Марины Николаевны, а лично она «прослужила» почти 40 лет.
За игру на флейте в Казани также отвечает заслуженный работник культуры РТ Лариса Вежеватова, которая руководит ансамблем флейтистов детской школы искусств №5. Ее воспитанники регулярно участвуют в международных, всероссийских и республиканских конкурсах. В одном из интервью педагог рассказывала, что ученики ежегодно выезжают показывать свои таланты за пределы школьных концертов.
За игру на флейте в Казани отвечает заслуженный работник культуры РТ Лариса Вежеватова, которая руководит ансамблем флейтистов детской школы искусств №5
Но 40 лет — это не предел. Следующий герой нашего топа отдал преподавательской деятельности более полувека: педагог казанской ДШИ №13, ветеран труда Фидай Низамутдинов за 53 года вырастил сотни талантливых учеников и обучил их сложному искусству игры на тромбоне. Один из его учеников — стипендиат фонда мэра Казани, лауреат международных и республиканских конкурсов Наиль Милюков.
Впрочем, стаж не всегда показатель преподавательского мастерства. Молодой педагог, саксофонист Тимур Сабирзянов в свои 29 лет успел получить в прошлом году звание лучшего преподавателя России среди детских школ искусств, победить на многих всероссийских конкурсах для педагогов, таких как «Развитие музыкально-творческих способностей» и «Виват, музыкант!». Многие его ученики уже стали стипендиатами мэра Казани, фестиваля Гарифуллиной и конкурса «Новые имена». Сабирзянов не только помогает воспитанникам освоить саксофон, но и сам выступает на различных мероприятиях.
Кларнетист Игорь Синекопов родился в узбекском городе Фергане, а прежде чем перебраться в Казань, успел окончить Краснодарское музыкальное училище им. Римского-Корсакова и Новосибирскую консерваторию. С 1989 года он солирует в оркестре оперного театра им. Джалиля, а юных кларнетистов обучает в музыкальной детской школе при Казанской консерватории. Эксперты отмечают, что Синекопов — известная фамилия в музыкальных кругах России, его знают ведущие профессора и очень высоко оценивают его работу с детьми. Многие его ученики являются многократными лауреатами музыкальных конкурсов, в том числе фонда «Новые имена», «Дарования России» и т. д. А самого кларнетиста приглашали преподавать в федеральный образовательный центр «Сириус», что для педагогов музыкальный среды серьезный показатель.
Завкафедрой деревянных духовых инструментов в Казанской консерватории, заслуженный артист РТ и известный педагог Ильсур Айнатуллов может похвастаться богатым исполнительским опытом — на протяжении почти двух десятков лет он гастролировал в составе ГАСО РТ по странам Европы, выступал в Южной Корее, а за всю творческую биографию работал с такими дирижерами, как Альгис Жюрайтис, Фуат Мансуров и др.
Народные струнные инструменты
В Татарстане развитию исполнительского искусства на балалайке способствовал бывший проректор Казанской консерватории, музыкант, ставший авторитетным педагогом за пределами нашей республики, Шаукат Амиров (1947–2023). У него-то и училась народная артистка РТ Ольга Вайсбеккер — прима‑балалаечница, первая балалайка Госансамбля народных инструментов РТ, в котором она играет почти 30 лет. Вайсбеккер из семьи поволжских немцев, начала преподавать в музыкальной школе №1 им. Чайковского сразу после окончания Казанской консерватории и работает там до сих пор. Ее ученики становились лауреатами конкурсов Viva music и «Живой родник», а также республиканских музыкальных состязаний «Кудесница-балалайка». Отметили наши эксперты и коллегу Вайсбеккер по ГОНИ РТ Алексея Гришина, который тоже преподает игру на балалайке. Он постоянный участник постановок праздничных детских новогодних программ Госоркестра народных инструментов РТ в филармонии им. Тукая, которые стали яркими событиями в музыкальной жизни Казани и нравятся как юным слушателям, так и их родителям.
В Казани немало учителей, которые работают с особенными детьми. Один из таких примеров — известный бард Дмитрий Бикчентаев, основавший более 10 лет назад проект «НеЗаМи» для незрячих учеников
Ученики преподавателя по классу домры казанской детской музыкальной школы №14, заслуженного работника культуры РТ Татьяна Занько нередко попадают в поле зрения благотворительного фонда Владимира Спивакова, где отмечают не только воспитанников Занько, но и ее саму как педагога, который растит талантливые кадры. Эксперты подчеркивают, что такая похвала из уст московских музыкантов весьма почетна, поскольку столичные исполнители с пиететом относятся к домре и балалайке. Кроме того, Татьяна Александровна руководит трио домр Canzonetta, ежегодно проводит концерты, где выступают ее ученицы. А сама Занько, отмечают спикеры, мастерски перекладывает оркестровки интересных музыкальных произведений для концертов своих воспитанников.
А Людмила Потапова работала в музыкальной школе №1 им. Чайковского, а сейчас декан в Казанской консерватории, преподает более 40 лет. Практически все известные домристы, которые сейчас играют на домре в Татарстане, являются ее учениками.
Гитару традиционно в музыкальных школах относят к струнным народным инструментам. Здесь есть свои виртуозы, которые обучают детей. Александр Лаврентьев известен в казанских музыкальных кругах как талантливый гитарист и чуткий педагог, хотя поначалу получил инженерное образование. Желание заниматься музыкой взяло верх, и, минуя музыкальную школу, он выучился нотной грамоте самостоятельно и поступил в музучилище на хоровое отделение. Проработав какое-то время по специальности, музыкант в конце концов выбрал гитару — выступал в составе ансамблей и в дуэте с исполнительницей романсов Юлией Зиганшиной. Худрук «Песняров» даже в свое время предложил Лаврентьеву поучаствовать в конкурсе на место в ансамбле, после того как ему передали любительскую запись Александра Алексеевича, служившего тогда в армии. Сейчас 70-летний педагог руководит городским оркестром из 30 гитаристов на базе школы №1 им. Чайковского.
В Казани немало учителей, которые работают с особенными детьми. Один из таких примеров — известный бард Дмитрий Бикчентаев, основавший более 10 лет назад проект «НеЗаМи» для незрячих учеников. В интервью нашему изданию он рассказывал, что ансамбль появился в новогоднюю ночь, а уже спустя несколько месяцев дал первый концерт. Его ученики выступают на большой сцене, завоевывая награды на всероссийских конкурсах. К примеру, он открыл пианиста Владимира Ненастина, выпускника школы №1 им. Чайковского, который неоднократно становился лауреатом «Звезд из завтра», выступал с оркестром как солист, а сейчас играет в своей группе VBMusic вместе с Булатом Минуллиным, который также учился у Бикчентаева.
С детьми с ОВЗ работает и преподаватель ДШИ №4 Люция Галявеева. «Если нужен гитарист — сразу идут к ней», — говорят эксперты о Люции Наилевне, которая за 43 года в профессии выпустила немало талантливых музыкантов, освоивших гитару и домру.
«Баян — дань уважения народной музыке»
«Когда мы с ребятами уже добрали треки на трибьют Ильгама Шакирова, все доделали, возникла идея спеть песню под баян, — рассказывал в интервью „БИЗНЕС Online“ музыкальный продюсер и композитор из Зеленодольска Федоров. — Мы знали, что людям стопроцентно это понравится. Говорят, некоторые плакали. Песня под баян должна быть как отсылка, дань уважения народной музыке». Несмотря на то что ажиотаж вокруг аккордеона и баяна приутих, отмечают наши спикеры, не стоит забывать, что эти инструменты когда-то были чуть ли не единственным музыкальным сопровождением на татарской эстраде. Под баян выступали Салават Фатхетдинов, Шакирова, Альфия Авзалова, Хания Фархи и другие наши артисты.
Директор детской школы искусств №2, преподаватель по классу баяна и аккордеона Евгений Кубышкин продолжает растить виртуозов, отмечают эксперты, которые сыграют «что хотите, в любом темпе, даже с космической скоростью»
Вот те, кто учит детей играть на клавишно-пневматических язычковых музыкальных инструментах, к которым относятся баян, аккордеон, гармонь. Директор детской школы искусств №2, преподаватель по классу баяна и аккордеона Евгений Кубышкин продолжает растить виртуозов, отмечают эксперты, которые сыграют «что хотите, в любом темпе, даже с космической скоростью». Кубышкин в хорошем смысле обладает музыкальным фанатизмом, которому доверяют родители. Его известные ученики: Умар Бикбаев — дважды лауреат конкурса-фестиваля Гарифуллиной, аккордеонист Никита Сурков — стипендиат мэра Казани, отмеченный престижным фондом «Новые имена».
Педагог музыкальной школы №1 им. Чайковского Ирина Соколова (баян, аккордеон) за 50 лет педагогического стажа воспитала немало музыкантов, но один из самых известных ее воспитанников — Алмаз Ахметзянов. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса за «одновременное исполнение 300 баянистами и аккордеонистами национального произведения», выступал на зимних Играх в Ванкувере в 2010-м, участник церемонии передачи флага Универсиады в Шэньчжэне в 2011-м и культурной программы на Универсиаде в Китае в 2023-м.
Победитель телешоу на «России-1» и учитель известного композитора
В мае этого года казанский детский коллектив «Капелла Железнова» подарил Татарстану громкую победу на вокальном конкурсе «Ну-ка, все вместе! Хором!» на телеканале «Россия-1». В этом заслуга руководителя коллектива — Дмитрия Железнова, который по совместительству работает худруком и главным дирижером центра современной музыки Софии Губайдулиной. Капелла запомнилась виртуозным исполнением фрагмента из мистического произведения Carmina Burana Карла Орфа. «Наша капелла — это многожанровый коллектив, который может исполнять все — от музыки эпохи барокко до оперы и народных песен», — говорил Железнов в интервью нашему изданию. Коллектив был создан более 10 лет назад на базе детской музыкальной школы №20 Приволжского района и с того момента принес республике множество наград на международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.
Детский коллектив «Капелла Железнова» под руководством Дмитрия Железнова подарил Татарстану громкую победу на вокальном конкурсе «Ну-ка, все вместе! Хором!» на телеканале «Россия-1»
Когда-то небольшая музыкальная школа №15 находилась в неблагополучном, криминальном районе, не отличающимся страстью к культуре, и была на слуху разве что как конечная остановка трамваев на улице Габишева. В тяжелые 1990-е туда пришла работать Елена Борминская, которой удалось превратить школу в одно из лучших музыкальных учебных заведений Казани. Педагог, а ныне директор и заведующий хоровой секцией воспитала несколько поколений детей в районе, и ее маленькая школа при общей образовательной притянула людей и стала большим культурным центром. Буквально целый район расцвел благодаря ей, которая работала не покладая рук и проводила там конкурсы, говорят наши собеседники.
У педагога ДШИ №16 Минслу Ткаченко за плечами более 40 лет педагогического стажа. Заслуженный учитель РТ и почетный работник общего образования РФ работает с двумя детскими хорами по 50 человек. Один хор в школе в Ново-Савиновском районе, другой — в детской школе искусств №9 в Дербышках. Ее ребята ездят выступать в «Сириус» и «Артек», а также завоевывают награды на всероссийских и международных конкурсах. Ее хоры настолько организованы и дисциплинированы, что каждый из полсотни учеников приходит вовремя, не смея опаздывать, отмечают эксперты.
Казанские детские коллективы известны далеко за пределами татарстанской столицы. Многие считают хор «Гармония» под руководством заслуженного работника культуры РТ Зимфиры Толмачевой самодостаточным концертным коллективом — ее ученики проехали все российские музыкальные конкурсы и не раз покоряли зарубежную сцену. Толмачева воспитывает талантливых хоровиков в музыкальной школе им. Ключарева №7.
Не только юные музыканты, но и их педагоги могут похвастаться победами. В прошлом году руководитель хора музшколы при консерватории Светлана Устюгова стала обладательницей президентской премии для лучших педагогов в области музыкального искусства. Ее ученики тоже не промах: на протяжении нескольких лет они участвуют в различных концертных программах ГАСО РТ под руководством Сладковского. В июне этого года коллектив записывал вместе с оркестром 3-ю и 8-ю симфонии Густава Малера. Помимо преподавания, Устюгова успевает проводить мастер-классы, лекции и семинары не только в Казани, но и в близлежащих городах.
«Лицом» школы №1 им. Чайковского спикеры называют преподавателя хорового отделения Евгению Нестерову. Она занимается с подгруппой и проводит курсы для совсем юных музыкантов от 5 до 5,5 года, чем славится школа имени великого композитора. Кроме того, у Нестеровой учился известный московский композитор Роман Пархоменко, когда готовился к поступлению в музучилище им. Аухадеева. На протяжении насыщенной творческой карьеры 32-летний музыкант дирижировал многими коллективами, в том числе ансамблем Московской консерватории «Студия новой музыки», организовывал всероссийские и международные музыкальные фестивали, а его сочинения неоднократно исполнялись в Европе и США на фестивалях и в академиях престижными коллективами.
Еще один именитый педагог 1-й школы в нашем топе — заслуженный работник культуры РТ Тамара Копылова. Ее ученики «разбросаны» по всему миру, одна из воспитанниц даже поступила в Королевскую музыкальную академию в Англии.
Наставник Луки Моромова и лучший преподаватель среди детских школ искусств России
В этой части текста расскажем о педагогах из других городов Татарстана, которые добиваются не меньших результатов, чем казанские коллеги. Кадры того, как 9-летний скрипач из Набережных Челнов Лука Моромов выступает перед Владимиром Путиным, Си Цзиньпином и другими лидерами стран БРИКС на саммите, состоявшемся прошлой осенью в Казани, разлетелись по всему миру. В прошлом году Моромов победил в телеконкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», проходившем в Москве, а годом ранее стал победителем всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» на телеканале «Россия-1». Педагогом-наставником вундеркинда является Игорь Лерман — дирижер, художественный руководитель органного зала и камерного оркестра в автограде.
Педагогом-наставником вундеркинда Луки Моромова является Игорь Лерман — дирижер, художественный руководитель органного зала и камерного оркестра в автограде
Еще одна известная воспитанница Лермана — Жанна Тонаганян, ставшая в 1995-м финалисткой престижного мирового конкурса им. Менухина — известного американского скрипача и дирижера. Тогда, после победы Тонаганян, Иегуди Менухин даже пригласил Лермана на работу к себе в школу, но музыкант остался в Челнах, где трудится более 30 лет. За это время его ученики стали дипломантами и лауреатами международных конкурсов скрипачей, таких как конкурсы им. Дягилева, Менухина и Чайковского. Сам Лерман был отмечен дипломом за лучшую педагогическую работу на I юношеском конкурсе им. Чайковского. Побывать на выступлении Моромова можно 18 октября в органном зале Челнов.
Еще два педагога из автограда были отмечены нашими экспертами: хоровик Елена Сидорова из детской школы искусств №5, которая вывела свой коллектив на всероссийский уровень (ее хор стал лауреатом конкурса Спивакова, пройдя серьезный отбор); пианистка Марина Малюта, ставшая в 2022 году лучшим преподавателем среди детских школ искусств России.
Молодой педагог из Богатых Сабов Айдар Фатхуллин готовит «медных духовиков» — учит играть ребят на трубе, тромбоне, валторне и т. д. Он подтянул очень много ребят из района в свой класс, создал оркестр и дает серьезный уровень знаний ученикам, которые дальше продолжают заниматься музыкой и поступают в музыкальные училища. Этим летом его коллектив духовиков стал лауреатом международного конкурса «Союз талантов России» в Москве.
Благодаря Люцие Кадыровой в Заинске случился «бум виолончелистов», хотя виолончель, как уже отмечали наши собеседники, редкий инструмент для наших краев. Кадырова основала виолончельную школу, которая успешно выступает по всей республике. В этом году Люцие Павловне исполнилось 70 лет.
Вышеназванные педагоги не только передают детям знания и навыки игры на музыкальных инструментах, но и воспитывают в них творческое мышление, любовь к искусству и дисциплину. Благодаря их профессионализму и самоотдаче музыка в Татарстане звучит ярко и вдохновляюще, а каждый ученик получает возможность раскрыть свой потенциал и идти к мечте. Вклад этих педагогов невозможно переоценить — они формируют будущее культуры и искусства республики, вдохновляя новые поколения музыкантов.
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.